89425

Промышленный переворот в России и в Европе

Доклад

История и СИД

Содержанием промышленного переворота революции начавшимся в конце XVIII века в Англии и охватившим развитые страны в XIX веке стала замена ручного труда машинным переход от мануфактурного производства к фабричному. Основой производства явились завод и фабрика оборудованные машинами. В России промышленная революция имела важнейшее значение она вызвала коренной переворот производительных сил в ходе которого утвердилась фабричномашинная система капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса. Начало...

Русский

2015-05-12

21.41 KB

42 чел.

Промышленный переворот в России и в Европе

Промышленный переворот (промышленная революция, великая индустриальная революция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству. В результате промышленного переворота происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно. Он начался во второй половине XVIII века в Англии и постепенно охватил многие страны. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Содержанием промышленного переворота (революции), начавшимся в конце XVIII века в Англии и охватившим развитые страны в XIX веке, стала замена ручного труда машинным, переход от мануфактурного производства к фабричному. Основой производства явились завод и фабрика, оборудованные машинами. Дальнейшее разделение труда. Специализация. Координация их деятельности специалистами по управлению. Буржуазия и наемные рабочие становятся основными (ведущими) классами общества.

Промышленные революции происходили постепенно. В Англии завершился в I половине XIX века, затем охватил США, страны Западной Европы. В Восточной Европе промышленная революция так и не закончилась.

В России промышленная революция имела важнейшее значение, она вызвала коренной переворот производительных сил, в ходе которого утвердилась фабрично-машинная система капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса.

Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России. Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд рабочих из среды оброчных крестьян. В структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. Был достигнут наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61239. Личность А. С. Грибоедова: «Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин) 25.36 KB
  Всё в нём было необыкновенно привлекательно А. Так вот ребята сегодня я вам предлагаю познакомиться или даже лучше подружиться с личностью замечательного русского драматурга автора самой цитируемой комедии...
61241. МАТЕРИАЛЫ ВЫСОКОЙ ПРОВОДИМОСТИ 305 KB
  Углеродистые материалы. Наиболее широкое применение среди этих материалов имеет графит – одна из разновидностей чистого углерода. К ценным свойствам графита относятся малое удельное сопротивление, хорошая теплопроводность, а также стойкость ко многим агрессивным химическим средам.
61243. THE IMPORTANCE OF LEARNING ENGLISH 15.57 KB
  What should we do? Who is to blame? These questions are regularly asked by any high school English teacher at least twice a year: after winter and summer academic sessions.