89427

Гражданская война в России и создание СССР

Доклад

История и СИД

Выделяют три основных причины Гражданской войны в России. Первая - унизительные для России условия Брестского мира, что расценивалось людьми как отказ власти защищать честь и достоинство страны. Второй причиной стали крайне жесткие методы новой власти.

Русский

2015-05-12

24.34 KB

1 чел.

Гражданская война в России и создание СССР.

Причины Гражданской войны:

Выделяют три основных причины Гражданской войны в России. Первая - унизительные для России условия Брестского мира, что расценивалось людьми как отказ власти защищать честь и достоинство страны. Второй причиной стали крайне жесткие методы новой власти. Национализация всей земли и конфискация средств производства и всего имущества не только у крупной буржуазии, но и у средних и даже мелких частных собственников. Третья причина - красный террор, во многом обусловленный террором белым, но принявший массовый характер. Кроме того важной причиной Гражданской войны была внутренняя политика большевистского руководства, которая оттолкнула от большевиков демократическую интеллигенцию и казачество.

Этапы гражданской войны:

1) Конец мая - ноябрь 1918 - Восстание Чехословацкого корпуса и решение странами Антанты развернуть военную интервенцию в Россию, обострение летом 1918 ситуации в стране в связи с мятежом левых эсеров, превращение с сентября этого года Советской республики в «единый военный лагерь», формирование основных фронтов.

2) Ноябрь 1918 февраль 1919 - Развертывание по окончании Первой мировой войны широкомасштабной вооруженной интервенции держав Антанты, консолидация «генеральских диктатур» в рамках Белого движения.

3) Март 1919 март 1920 - Наступление вооруженных сил белых режимов на всех фронтах и контрнаступление Красной Армии.

4) Весна осень 1920 окончательный разгром Белого движения, под командованием Врангеля, на Юге России на фоне неудачной для РСФСР войны с Польшей.

5)Окончательно война завершилась лишь в 1921 – 1922

Своеобразие Гражданской войны в России заключалось в тесном переплетении ее с иностранной интервенцией. В интервенции приняли участие Германия, Франция, Англия, США, Япония, Польша и др. Они снабжали антибольшевистские силы оружием, оказывали финансовую и военно-политическую поддержку.

Главными событиями Гражданской войны в 1920 г. стали советско-польская война и борьба с П.Н. Врангелем. В мае 1920 г. польские войска вторглись в Белоруссию и на Украину. Красная армия под командованием М.Н. Тухачевского и П.И. Егорова в мае 1920 г. разгромила польскую группировку и начала наступление на Варшаву, которое вскоре захлебнулось.

В конце октября 1920 г. войска Красной армии под командованием М.В. Фрунзе разбили армию П.Н. Врангеля в Северной Таврии и оттеснили ее остатки в Крым. Поражение П.Н. Врангеля ознаменовало конец гражданской войны. Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию.

Итоги Гражданской войны:

Победоносный для советской власти исход войны не принес спокойствия России. Война стала причиной огромных человеческих жертв. Более 2,5 миллионов человек эмигрировали за рубеж. Помимо огромных людских потерь, война причинила значительный ущерб народному хозяйству страны. Промышленные мощности упали до 20% к довоенному уровню. Кроме того, война сильно повлияла на морально-нравственное состояние советского общества. Победа в Гражданской войне создала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Что означало победу коммуʜᴎϲтической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности и привело к смене тех тенденций, которые вели Россию по западному пути развития.

Образование СССР

Красная Армия, уже в годы Гражданской войны начали восстановление целостности территории бывшей Российской империи. Были созданы несколько республик: РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. Самой большой из них была РСФСР, которая занимала более 90% всей территории. Она была образована в 1918 году. Во всех четырех республиках власть принадлежала партии большевиков, поэтому не было нужды специально договариваться о союзе против общего врага. В 1922 году между ними был подписан Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Кратко говоря, в первом варианте государство имело в своем составе всего несколько республик. Остальные присоединились к союзу позже и разными способами. Многие республики уже имели связи и договоренности с другими. Например, в состав РСФСР входили Хорезмская и Бухарская народные республики. Позднее они были расформированы и на территории Средней Азии были образованы новые республики.

Также позднее была расформирована Закавказская федерация республик. Из ее состава статус отдельных автономных образований получили Азербайджан, Армения, Грузия.

Несмотря на общее большевистское руководство республик, к 1922 году наметились разногласия в процессе образования СССР. Кратко говоря, связаны они были с той долей самостоятельности, которую им хотели дать Ленин и Сталин. У них были совершенно разные точки зрения на этот вопрос. Владимир Ильич хотел, чтобы республики имели возможность в любой момент выйти из состава Союза Советских Социалистических Республик. Сталин же был категорически против этого и соглашался только на предоставление республикам автономии.

Представители Грузии, которая хотела с самого начала войти в СССР только как республика, а не автономия, были жестко раскритикованы Сталиным.

Сложнее всего создание новых республик СССР происходило в Средней Азии. Окончательный вариант Советского государства, в состав которого входили 15 союзных республик, был сформирован в 1936 году.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект об’єднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...
55792. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури. Як вчити добувати необхідну інформацію з друкованого джерела та критично її осмислювати 56.5 KB
  Метод Читання тексту з позначками. Метод Читання в парах Узагальнення в парах. Ця стратегія розрахована на читання тексту в парах і є ефективною при роботі з художніми творами.
55793. Розвиток процесів сприймання у молодших школярів на уроках природознавства 58 KB
  Для розвитку процесів сприймання варто використовувати спеціальні прийоми вправи завдання. Для розвитку такої чутливості необхідно привчати школярів насамперед прислухатися й розрізняти...
55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.
55795. Розвиток творчих здібностей учнів на уроках інформатики через організацію проектної діяльності 53 KB
  Проектний метод дозволяє реалізувати проблемне навчання що активізує і поглиблююче пізнання дозволяє навчати самостійного мислення і діяльності системному підходу в самоорганізації...
55796. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 81 KB
  Дети тему урока не знают. Ирис нежный расцветает фикус листья расправляет Есть любовь цветы и дети что всего важней на свете. Или при изучении частиц: Что порадовало б вас...