89436

Крестьянская война под предводительством С. Разина

Доклад

История и СИД

Процесс закрепощения крестьян продолжал прогрессировать. Крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому, согласно положению об урочных летах помещики имели право разыскивать и возвращать беглых крестьян.

Русский

2015-05-12

28.31 KB

0 чел.

Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Причины крестьянской войны

1. Польско-шведская интервенция, Смутное время привели Россию к состоянию глубокого кризиса. Основные тяготы по восстановлению хозяйственной жизни страны легли на плечи крестьян.

2. Процесс закрепощения крестьян продолжал прогрессировать. Крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому, согласно положению об урочных летах помещики имели право разыскивать и возвращать беглых крестьян. Причем сроки сыска постоянно увеличивались. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. – новым сводом законов страны – «урочные лета» были вообще отменены, была установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков.

3. Укрепление феодальных порядков не могло не вызывать социального напряжения. В стране стали вспыхивать локальные восстания. В 1662 г. произошло восстание в Москве, получившее название медного бунта.

Наиболее крупным, значимым социальным выступлением XVII в. было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (16701671).

Бегство крепостных крестьян на окраины страны, а особенно в казачьи области Дона, не прекращалось и после принятия Соборного уложения 1649 г. Предвестником крестьянской войны считают поход казаков во главе с В. Усом в 1666 г. с Дона до Тулы. Но наиболее острой ситуация на окраинах страны стала после окончания войны с Польшей (1667 г.). На Дон в это время направились тысячи беглых крестьян. Чтобы иметь здесь средства к существованию, беглые крестьяне объединялись, грабили торговые суда как иностранных, так и русских купцов. Во главе одной из таких групп находился Степан Разин.

Ход крестьянской войны под руководством С. Разина:

1) движение С. Разина началось с разбойного похода казацкой голытьбы на берега Каспия в 1667 г. Казаки Разина захватили Яицкий городок, а позже отправились к берегам Персии. Там они опустошили побережье от Дербента до Баку, разбили отправленную на борьбу с ними флотилию персидского шаха;

2) после этого похода разинцы с богатой добычей прошли через Астрахань и Царицын. Затем С. Разин и его войско вернулись на Дон, где и обосновались в Кагальницком городке;

3) весной 1670 г. начинается новый поход С. Разина – на Волгу. Этот поход уже имел антиправительственный характер. С. Разин во время этого похода занял Царицын, Астрахань, Саратов и Самару. Во время осады Симбирска восстание достигло наивысшего подъема. Но все же взять город войскам С. Разина не удалось. На помощь осажденному Симбирску были отправлены правительственные войска, которые и разгромили казачьи отряды. С. Разину удалось отступить с небольшой частью сил на Дон;

4) здесь, на Дону, С. Разина схватили зажиточные казаки и отправили в Москву. В 1671 г. состоялась показательная казнь С. Разина на Красной площади. Характер, итоги и значение: 1) стихийность движения была главной чертой восстания Разина, как и других крестьянских войн. Повстанческие отряды чаще всего действовали разрозненно и несогласованно; 2) в отличие от восстаний начала века, в движении под предводительством Разина оказалось гораздо меньше «попутчиков» из дворян; 3) крестьянская война была изначально обречена на поражение, но вынуждала господствующий класс не повышать уровень эксплуатации до такой степени, чтобы произошел полный подрыв производительных сил страны; 4) крестьянская война под предводительством С. Разина подтолкнула правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII – первой четверти XVIII в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60676. Інфознайка. Урок-гра 3.88 MB
  Мета: Узагальнити та систематизувати знання отримані з інформатики на протязі року, перевірка загального рівня ерудиції. Активізація розумової діяльності учнів.
60684. Уроки интегрированного типа как пример развития креативности детей (английский язык + музыка) 44 KB
  Кроме того благодаря широкому распространению звуко и видеозаписи а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.