89436

Крестьянская война под предводительством С. Разина

Доклад

История и СИД

Процесс закрепощения крестьян продолжал прогрессировать. Крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому, согласно положению об урочных летах помещики имели право разыскивать и возвращать беглых крестьян.

Русский

2015-05-12

28.31 KB

0 чел.

Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Причины крестьянской войны

1. Польско-шведская интервенция, Смутное время привели Россию к состоянию глубокого кризиса. Основные тяготы по восстановлению хозяйственной жизни страны легли на плечи крестьян.

2. Процесс закрепощения крестьян продолжал прогрессировать. Крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому, согласно положению об урочных летах помещики имели право разыскивать и возвращать беглых крестьян. Причем сроки сыска постоянно увеличивались. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. – новым сводом законов страны – «урочные лета» были вообще отменены, была установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков.

3. Укрепление феодальных порядков не могло не вызывать социального напряжения. В стране стали вспыхивать локальные восстания. В 1662 г. произошло восстание в Москве, получившее название медного бунта.

Наиболее крупным, значимым социальным выступлением XVII в. было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (16701671).

Бегство крепостных крестьян на окраины страны, а особенно в казачьи области Дона, не прекращалось и после принятия Соборного уложения 1649 г. Предвестником крестьянской войны считают поход казаков во главе с В. Усом в 1666 г. с Дона до Тулы. Но наиболее острой ситуация на окраинах страны стала после окончания войны с Польшей (1667 г.). На Дон в это время направились тысячи беглых крестьян. Чтобы иметь здесь средства к существованию, беглые крестьяне объединялись, грабили торговые суда как иностранных, так и русских купцов. Во главе одной из таких групп находился Степан Разин.

Ход крестьянской войны под руководством С. Разина:

1) движение С. Разина началось с разбойного похода казацкой голытьбы на берега Каспия в 1667 г. Казаки Разина захватили Яицкий городок, а позже отправились к берегам Персии. Там они опустошили побережье от Дербента до Баку, разбили отправленную на борьбу с ними флотилию персидского шаха;

2) после этого похода разинцы с богатой добычей прошли через Астрахань и Царицын. Затем С. Разин и его войско вернулись на Дон, где и обосновались в Кагальницком городке;

3) весной 1670 г. начинается новый поход С. Разина – на Волгу. Этот поход уже имел антиправительственный характер. С. Разин во время этого похода занял Царицын, Астрахань, Саратов и Самару. Во время осады Симбирска восстание достигло наивысшего подъема. Но все же взять город войскам С. Разина не удалось. На помощь осажденному Симбирску были отправлены правительственные войска, которые и разгромили казачьи отряды. С. Разину удалось отступить с небольшой частью сил на Дон;

4) здесь, на Дону, С. Разина схватили зажиточные казаки и отправили в Москву. В 1671 г. состоялась показательная казнь С. Разина на Красной площади. Характер, итоги и значение: 1) стихийность движения была главной чертой восстания Разина, как и других крестьянских войн. Повстанческие отряды чаще всего действовали разрозненно и несогласованно; 2) в отличие от восстаний начала века, в движении под предводительством Разина оказалось гораздо меньше «попутчиков» из дворян; 3) крестьянская война была изначально обречена на поражение, но вынуждала господствующий класс не повышать уровень эксплуатации до такой степени, чтобы произошел полный подрыв производительных сил страны; 4) крестьянская война под предводительством С. Разина подтолкнула правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII – первой четверти XVIII в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.
85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
85036. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 30.74 KB
  Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Цель урока. Сформировать убеждение что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Обратить внимание учащихся на особое место которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано часто задолго до наступления полового...
85037. Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних 30.94 KB
  Проанализировать основные причины правонарушений совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних. Основные причины правонарушений совершаемых подростками. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений которые совершаются случайно за компанию и не стать преступником. Изучение совершенных подростками правонарушений показывает что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на...
85038. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 31.03 KB
  Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Подчеркнуть что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности она отстает от стремительных темпов развития цивилизации.
85039. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 31.59 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Средства используемые при оказании первой медицинской помощи.
85040. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ) 25.42 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами АХОВ Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Если такой возможности нет повторить с учащимися какие химически опасные вещества относятся к АХОВ напомнить что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Контрольные вопросы Какие вещества называются аварийно химически опасными Каковы признаки отравления...
85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.