8944

Административно-территориальное устройство и экономическое районирование России. Исторический аспект и настоящее время

Контрольная

История и СИД

Тема:Административно-территориальное устройство и экономическое районирование России. Исторический аспект и настоящее время. Введение. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. В насто...

Русский

2013-02-20

406.5 KB

60 чел.

Тема: Административно-территориальное устройство и экономическое районирование России. Исторический аспект и настоящее время.

Введение.

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство страны.

Целью работы является рассмотрение принципов экономического районирования страны и значение районирования для развития экономики.


1.
 Принципы районирования.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях становления и развития рыночных отношений для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах России. Экономическое районирование оказывает огромное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждого региона и страны в целом.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Экономическое районирование служит важным научным инструментом территориального управления. Наша страна располагает не только богатым научным наследием теории экономического районирования, но и обладает большим практическим опытом экономического районирования.

Современный экономически район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда.

Основные принципы районирования:

  •  Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно – хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будет наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения как установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
  •  Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
  •  Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико- административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения, накопленный ими трудовой опыт.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена: высшее звено – федеральные округа; среднее звено – края, области, республики; низшее звено – административно – хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

  •  Высшее звено районирования: используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда.
  •  Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.
  •  Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования, на их основе образуется начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

  1.  Трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные   —   Санкт-Петербург,    Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные — значительная часть зоны Севера.


2.
 Эволюция районирования страны от реформ Петра I до наших дней.

Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство. Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно- территориального устройства был уезд. Петр I предпринял ряд реформ в этом направлении. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний – Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполняющий в основном фискальные функции – поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.

Доставшееся советской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих основных чертежах было сформировано при царствовании Екатерины II. В 1775 году по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем  68. Территория России механически делилась на губернии и уезды по признаку численности населения. Екатерининские губернии просуществовали почти без изменений до Октябрьской революции, в 1861 году, правда, к прежнему двух численному делению территории государства на губернии и уезды добавилось третье подразделенье – волость. При районировании в досоветский период недостаточно учитывались народнохозяйственные нужды страны и не учитывались национальные интересы народов населяющих Россию. Дореволюционное административно-территориальное деление противоречило предпосылкам развития рыночной капиталистической экономики, образованию внутреннего рынка и свободы капиталистического оборота, а следовательно, оно не соответствовало интересам капитализма того времени.

К революции 1917 года в России насчитывалось 68 губерний, 8 генерал-губернаторств и одно наместничество.

Созданное в Екатерининский период административное устройство практически оставалось неизменным не только в предреволюционный период, но и в плоть почти до конца 1920-х годов. Ликвидация губернского деления происходила в период с 1924 по 1929 гг. Был ликвидирован старый государственный губернский аппарат, и началось новое административно-территориальное устройство страны. Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды – районами.

В национальных районах на окрайных территориях были созданы союзные республики – Украинская, Белорусская, республики Закавказья, Казахстан, Средняя Азия, а затем Молдавская и республики Прибалтики. Союзной республикой стала Россия, ей был дан статус федеральной республики, т.к. на ее территории, в районах компактного проживания отдельных национальностей были образованы автономные республики, а в ряде областей и краев – автономные области и автономные национальные округи.

Административно-территориальные деление осуществлялось с учетом специфики районов, их экономических, национальных, природных, исторических и других условий.

В 1991 году Советский Союз распался. Союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами.

Рис.1. Административно-территориальное устройство России после распада СССР.

Рис.2. Административно-территориальное устройство России к 2011 году.


3.
 Экономическое районирование России по плану ГОЭЛРО.

Сразу же после революции в России правительство стало уделять большое внимание экономическому районированию страны. В феврале 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которой было поручено в короткие сроки разработать государственный план социалистического переустройства народного хозяйства страны на основе крупной машинной индустрии на базе электрификации. По плану ГОЭЛРО, принятому в декабре 1920 г., для выполнения работ по электрификации были выделены 8 районов: Северный, Центрально - Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно - Сибирский, Туркестанский.

В плане ГОЭЛРО была сделана попытка экономического районирования Советского государства. В основу его положены перспективы развития энергетики страны. Однако районирование ГОЭЛРО касалось лишь части территории страны и не распространялось на огромную площадь Восточной Сибири и Дальнего Востока. План ГОЭЛРО явился базой для разработки Госпланом новой системы экономических районов.

В 1921 г. были разработаны основные принципы экономического районирования страны. Эти принципы заключались в следующем: экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельности, представляла бы одного из звеньев общей цепи народного хозяйства.

Этот принцип экономической законченности давал возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом достигались и другие весьма важные результаты: районы до известной степени могли специализироваться в тех отраслях, которые в них развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивался строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров. Районирование, таким образом, позволяло установить теснейшую связь между природными ресурсами, навыками населения, накопленными предыдущей культурой ценностями, новой техникой и получить наилучшую производственную комбинацию, проводя, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями и, с другой – организуя область в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигался наилучший результат.

В плане ГОЭЛРО ясно выражены идеи о разделении общественного труда между районами страны, о приближении производства к источникам сырья, о ликвидации дальних нерациональных перевозок. Эти факторы и сейчас относятся к числу важнейших при организации более рационального размещения отраслей хозяйства.

По проекту районирования, разработанному Госпланом в 1921 – 1922 гг., Советское государство делилось на экономические районы. Представленный проект районирования в большей мере отвечал экономическим задачам страны и был принят в качестве предварительной рабочее гипотезы, требующей дальнейшего уточнения. При разработке сетки экономических районов учитывался целый ряд взаимосвязанных факторов в их единстве – экономический (принцип наивысшей производительности труда), национальный, исторический, перспективный, фактор территориальной специализации производства, его комплексности и концентрации, транспортный фактор, технический, что обеспечивало обоснованное распределение по территории плановых заданий в тот период. Работа по районированию проводилась под непосредственным руководством председателя Госплана Г.М. Кржижановского.

Проект предусматривал выделение 21 района: Центрально-Промышленного, Центрально-Черноземного,  Северо-Западного, Северо-Восточного, Вятско-Ветлужского, Средневолжского, Нижневолжского, Западного, Юго-Западного, Южного горно-промышленного, Кавказского, Уральского, Обского, Кузнецко-Алтайского, Енисейского, Ленско-Байкальского, Якутского, Дальневосточного, Западно-Казахского, Восточно-Казахского, Среднеазиатского. В основе этого районирования нашли отражение реальная экономическая жизнь территориальных образований, закономерности развития хозяйства районов, ясная целевая установка. Проект ставил целью перспективное развитие районов.

Существенным недостатком первоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границ районов с границами национальных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен). Кроме того, ряд намеченных районов имел слабый уровень экономического развития.

В восстановительный период образовались новые республики и области, что нашло свое отражение в работах по экономическому районированию. В последующие периоды быстрый рост получилась специализация старых промышленных районов и баз сельскохозяйственного производства. Все это вызвало необходимость нового совершенствования экономического районирования.

Территориальный разрез плана стал составной частью народно-хозяйственного плана, в связи в чем все больше значение начал приобретать комплексный метод планирования. Это давало возможность более правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнее учитывать в балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производстве новую технику и т.д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного развития основных экономических районов страны.

В 1938 – 1940 гг. была разработана новая сетка экономических районов СССР, которая отражала успехи развития народного хозяйства каждой из союзных республик, а также экономических районов и СССР в целом. По новой схеме, утвержденной правительством, территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов: Центр, Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Дальний Восток, Юг (Украинская ССР и Молдавская ССР), Запад (Белорусский ССР, Литовская ССР, Ливийская ССР и Эстонская ССР), Закавказье (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Такжикская ССР и Туркменская ССР).

В соответствии с данной сеткой в 4, 5 и 6-й пятилетках правительство составляло и утверждало народно-хозяйственный план как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам.

Были поставлены сложнейшие задачи в области развития хозяйства экономических районов страны. В основных экономических районах успешно осуществлялись добыча топлива и производство таких видов продукции, как цемент, алебастр, химические удобрения, стекло, массовые изделия легкой и пищевой промышленности в количестве, обеспечивающем потребность этих районов.

Успехи в развитии экономики, особенно в послевоенный период, углубление специализации и комплексного развития хозяйства нашей страны, привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования.

В 1963 г. на основе строгого учета природных и экономических особенностей районов территория страны была разделена на 18 крупных экономических районом. В Российской Федерации были образованы 10 крупных экономических районов, на Украине – 3, прибалтийские союзные республики и Калининградская область РСФСР образовали один – Прибалтийский экономический район, союзные республики Закавказья – Закавказский, а союзные республики Средней Азии – Среднеазиатский, Казахская ССР и Белорусская ССР стали самостоятельными крупными экономическими районами. Молдавская ССР осталась отдельным экономическим административным районом, не вошедшим в состав какого-либо крупного экономического района. Эти экономические районы представляли собой крупные территориально-производственные комплексы, в состав которых входило несколько областей (краев) или республик.

В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на 2 района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.


4. Крупные экономические районы и федеральные округа.

Несоответствие экономического районирования реалиям периода экономических рыночных реформ особенно резко проявилось к концу 1990-х годов. Тенденция к изменению экономического районирования появилась при создании межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по которым осуществлялась подготовка комплексных программ социально-экономического развития. На базе 7 ассоциаций экономического взаимодействия в 2000 г. и было внесено радикальное изменение в экономическое районирование России. Были учреждены 7 федеральных округов в соответствии с указами Президентами РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. №849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. №1149. Главной целью этих изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации. Образование федеральных округов предусматривает построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет создает действенную систему управления территориальным развитием.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

  •   Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти  с региональными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными организациями.
  •   Разработка экономического взаимодействия программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.
  •   Организация контроля над реализацией федеральных программ в округе.
  •   Участие в решении кадровых назначений в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.
  •   Организация и проведение согласительных процедур между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах округа.

В плане социально-экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая бы обеспечивала комплексное развитие, создавала развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепляла экономические связи с другими округами Российской Федерации и с зарубежными странами.

Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения.

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

В настоящее время выделяют 8 федеральных округов:

  1.  Центральный: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва.
  2.  Северо-Западный: Республики Карелия, Коми; Архангельская в т.ч. Ненецкий автономный округ, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г.Санкт-Петербург.
  3.  Южный: Республики Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
  4.  Северо-Кавказский: Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская; Ставропольский край.
  5.  Приволжский: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
  6.  Уральский: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
  7.  Сибирский: Республики Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.
  8.  Дальневосточный: Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов, в том числе учета сложившегося в стране размещения производительных сил.

Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменением прежних факторов.


Рис.3 Федеральные округа Российской Федерации

Ном.

Название округа

Площадь
(км²)

Население
(на 01.01.2009)

Субъектов РФ

Административный центр

1

Центральный федеральный округ

652,800

37 121 812

18

Москва

2

Южный федеральный округ

416,840

14 686 261

6

Ростов-на-Дону

3

Северо-Западный федеральный округ

1,677,900

13 462 259

11

Санкт-Петербург

4

Дальневосточный федеральный округ

6,215,900

6 460 094

9

Хабаровск

5

Сибирский федеральный округ

5,114,800

19 545 470

12

Новосибирск

6

Уральский федеральный округ

1,788,900

12 254 976

6

Екатеринбург

7

Приволжский федеральный округ

1,038,000

30 157 844

14

Нижний Новгород

8

Северо-Кавказский федеральный округ

159,860

8 215 263

7

Пятигорск

Наряду с федеральными округами в России выделяются еще крупные экономические районы. Экономический район — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время органами статистики России используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов. Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) поддерживается Минэкономразвития России.

Эта сетка практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР (таксономии 1967 года), с небольшими исключениями:

  •  в 1986 году из состава Северо-Западного района был выделен Северный экономический района (таким образом число регионов увеличилось до 11).
  •  в конца 1980-х годов Башкирия была переведена из Поволжскиого района в Уральский район.
  •  также в составе СССР Калининградская область входила в Прибалтийский экономический район, а в настоящее время она входит в Северо-Западный экономический район. В то же время Калининградская область признана особой экономической зоной.

     

Рис.4. Крупные экономические районы России

Район

Субъекты РФ

Площадь
тыс. км²

1. Центральный

Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область

486

2. Центрально-Чернозёмный

Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область

167,7

3. Восточно-Сибирский

Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область

4123

4. Дальневосточный

Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область

6215,9

5. Северный

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Ненецкий АО

1466,3

6. Северо-Кавказский

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика

355

7. Северо-Западный

Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область

210,8

8. Поволжский

Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия

536,4

9. Уральский

Республика Башкортостан, Республика Удмуртия, Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область

824

10. Волго-Вятский

Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область

265,4

11. Западно-Сибирский

Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Алтайский край

2427,2


Заключение

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Важнейшими задачами в проведении экономических реформ России являются достижение, являются достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранение причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдение приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнических диспропорций, выравнивание уровней развития.


Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 31607

Содержание

1. Экономическая география России: Учебник Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 2002

2. Экономическая география России: Учебник  под редакцией Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003

4. Материал из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическое_районирование

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 31607


1 автономная область

Москва и Санкт-Петербург

краев

10 автономных

округов

49 административных областей

21 республика

Административные районы и города

Российская Федерация

1 автономная область

Москва и Санкт-Петербург

9 краев

4 автономных

округа

46 административных областей

21 республика

Административные районы и города

Российская Федерация


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38731. Создание мобильного пространства школьного музея 4.31 MB
  Учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой развивающей среды, в которой:
38732. Моделирование механизма изменения светимости красного гиганта, инициированного гравитационным взаимодействием в кратных системах 473.5 KB
  Исследование в основе своей опирается на методы математического моделирования. В качестве основного методологического подхода для построения исходной модели изучаемой системы использовался один из вариационных принципов механики – принцип Гамильтона (принцип наименьшего действия)
38733. Протокол LLC уровня управления логическим каналом. Типы протоколов и их структуры 289 KB
  Локальной вычислительной сетью принято называть сеть, все элементы которой располагаются на сравнительно небольшой территории. Такая сеть обычно предназначена для сбора, передачи и распределённой обработки информации в пределах одного предприятия или организации.
38734. Основы менеджмента 874.5 KB
  Менеджмент и деловая активность организации. Место и роль менеджмента в системе деловой активности организации. Менеджмент и деловая активность организации 1. Сущность объект и предмет теории управления Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач.
38736. Исследование динамики поступательно-вращательного движения твердого тела 159.5 KB
  На вертикальной стойке 1 нанесена миллиметровая шкала по которой определяется ход маятника. Фотодатчик предназначен для выдачи электрических сигналов на секундомер 10 в момент пересечения светового луча диском маятника. Теоретические сведения Маятник Максвелла массой m поднятый на высоту h путем намотки нитей подвеса на стержень маятника имеет потенциальную энергию mgh.
38737. Магистерская диссертация по социологии: Как ее подготовить, оформить и защитить 785 KB
  Растов От автора У начинающих и ведущих работу над магистерскими диссертациями возникает масса вопросов по поводу организации и проведения того исследования которое описывается в диссертации ее оформления и процедуры защиты. Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования [3. Формулирование цели целей магистерского исследования [3. Программа диссертационного исследования.
38738. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 299.5 KB
  Безвиконная МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Учебнометодическое пособие Омск 2011 СОДЕРЖАНИЕ Общие требования к выпускной квалификационной работе 3 Основные этапы подготовки работы 7 Содержание выпускной квалификационной работы. 13 Требования предъявляемые к оформлению выпускной квалификационной работы 28 Оформление списка источников и литературы библиографическое описание 29 Оформление...