8946

Понятие парадигмы и принцип пролиферации

Доклад

Логика и философия

Понятие парадигмы и принцип пролиферации. Понятие парадигмы Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде Структура научных революций. Кунн исходит из представления о науке как о социал...

Русский

2013-02-20

39 KB

14 чел.

Понятие парадигмы и принцип пролиферации.

1 . Понятие парадигмы

Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде "Структура научных революций". Кунн исходит из представления о науке как о социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным объединяющим началом сообщества ученых является не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, т.е. признание данным сообществом ученых определенных фундаментальных Теорий и методов исследований. Эти положения называются парадигмой. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм несопоставимы. Одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысливания. При смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т.е. перенести какие-то теории из старых парадигм в новые.

В общем виде развитие науки и техники представляет собой эволюционный и революционный процесс. Причем при переходе на более высокий уровень развития не исключена возможность возврата. Развития науки - это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного познания. Например: три основных этапа развития электроники:

ламповые

полупроводниковые

интегральные

2. Принцип пролиферации

Принцип пролиферации (размножения) теорий - принцип методологической концепции П.Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать Теории, несовместимые с существующими и признанными Теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о Том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных Теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

Понятие парадигмы.

Понятие парадигмы было введено в научный оборот Томасом Куном в его знаменитом труде "Структура научных революций". Понятие парадигмы Куна не так банально, как оно запросто употребляется в научном обиходе. Это двуприродная смесь парадигм знания и познания, причем последняя не доводится Куном до адекватного отображения, а представлена формулой: П = ПЗ + МПП, где П - парадигма, ПЗ - парадигма знания, ПП - парадигма познания, МПП - методологическая проекция парадигмы познания. Термин "парадигма", с одной стороны, обозначает совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д. [ПЗ], а с другой, указывает один вид элемента в этой совокупности - конкретные решения головоломок [МПП]. При этом в философском отношении этот второй смысл "парадигмы" является более глубоким.

Под парадигмами понимаются признанные всеми научные достижения, в течение определенного времени дающие модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальность связывается прежде всего с научным познанием. В связи с этим Кун в науке выделяет три генетических состояния: допарадигмальная наука, нормальная (парадигмальная) наука, экстраординарная наука, или период смены парадигм. Допарадигмальная наука может быть названа апарадигмальной, нормальная монопарадигмальной, а экстраординарная - полипарадигмальной наукой.

В топологии применительно к множествам используются характеристики замкнутости и открытости. В соотношении друг с другом они образуют четыре возможных комбинации топологических структур: (1) замкнутые и неоткрытые, (2) незамкнутые и неоткрытые, (3) замкнутые и открытые, (4) незамкнутые и открытые. Перенесем эти характеристики на парадигмальные множества и через них аппроксимируем генетические состояния науки. (1) не имеет никакого отношения к науке (замкнутые и неоткрытые парадигмы не допускают в себя ничего нового, и представляют скорее идеологические, догматические, религиозно-ортодоксальные каркасы знаний). (2) соответствует апарадигмальной науке (та не препятствует вхождению в сферу её интересов ни одному факту, ни одной теории, но и не имеет творческой деятельности, открытой необходимости научного прогресса). (3) соответствует монопарадигмальной науке. Парадигмы такой науки обладают, согласно Куну, двумя характеристиками, они самодостаточно замкнуты, чтобы отвратить ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных исследований, и они достаточно открыты, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. (4) характеризует полипарадигмальную науку (например, одна парадигма уступает место другой (другим) и они продолжают какое-то время сосуществовать вместе, не замыкаясь в себе и будучи открытыми любым проблемам).

Свойство открытости парадигмы предопределяет её предрасположенность к открытиям как фактуальным, так и теоретическим. Кун отмечает двойственное воздействие открытия на парадигму: конструктивное и деструктивное. Деструкция касается замкнутости парадигмы и проявляется в разрушении её границ, т.е. открывает границы, а конструктивность выражается в том, что новое открытие тотчас воздвигает новые границы, т.е. воссоздает атрибут замкнутости.

Соотношение между различными исторически сложившимися парадигмами Кун характеризует исходя из контекстуальных различий, заключенных в его двойственном понимании парадигмы: знавательные различия (между ПЗ) (парадигмы по-разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов); методологические различия (между МПП) (парадигмы по-разному выражают также и особенности науки, которая создала их. Они являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения); познавательные различия (между ПП).

Принцип пролиферации.

Фейерабенд выдвинул методологическую концепцию, которая явилась итогом критики позитивистской методологии и развития некоторых идей Поппера и представителей т.н. исторической школы в философии науки (в частности Куна). Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства), выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки Принцип пролиферации призван обосновывать у Ф. плюрализм в методологии научного познания. Ф. отвергает существование в науке теоретически нейтрального эмпирического языка, считая, что все научные термины "теоретически нагружены". Значения научных терминов определяются той теорией, в которую они входят, поэтому при переходе термина из одной теории в другую его значение полностью изменяется; каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов. Отсюда Ф. приходит к тезису о несоизмеримости конкурирующих, сменяющих друг друга альтернативных теорий. Их нельзя сравнить, т.к. каждая теория устанавливает свои собственные логико-методологические нормы. Соединение у Ф. плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий приводит к выводу, что деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки по Ф. иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. Будучи но Ф. иррациональной, наука ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53871. Розвиток креативного мислення учнів під час пізнавальної діяльності 85 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення учнів. Гілфорда який ототожнив поняття креативності та творчого мислення. Гілфорд визначав що креативність це процес дивергентного мислення.
53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розвязання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
53873. ЩО ТАКЕ КРЕАТИВНІСТЬ? 194.5 KB
  Невже не може бути так щоб школа була місцем де плекають дитячу креативність Де діти не бояться помилятися. Людська спільнота набагато більше схожа на людський організм у якому креативність відіграє роль життєвої енергії. І саме від школи залежить чи буде вона розвивати креативність чи висушувати її приглушувати і придушувати щоб перетворити на добре запрограмований в міру інтелектуальний механізм. Чому б не використати цей невичерпний потенціал у вивченні математики й природознавства читання й письма Матеріал посібника дасть змогу...
53874. Крым. Сценарий 93.5 KB
  1 загадка: Красивый сад волшебный сад Сюда приехать каждый рад. Здесь и деревья и цветы необычайной красоты Никитский ботаничекий сад 2 загадка: Может ктото не поверит Что живут под Ялтой звери: Львы медведи леопарды все друг другу очень рады Угадайте как зовут Этот для зверей приют Зоопарк Сказка 3 загадка: Один...
53875. Криза старого порядку. Початок модернiзацiї. Прусське королiвство. Австрія 69.5 KB
  Випереджувальне завдання Скласти історичну справку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Домашнє завдання 2хв. Учні 1 групи повинні були підготувати випереджувальне завдання: скласти історичну довідку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Завдання для учнів першої групи.
53876. Етносоціальні процеси та рівень життя населення (середина 60-початок 80-х років) 98.5 KB
  Тема уроку Етносоціальні процеси та рівень життя населення середина 60початок 80х років. Етнічний склад населення Основні поняття: рівень життя депопуляція етносоціальні процеси. подолання волюнтаризму та субєктивізму в управлінні народним господарством призупинення падіння життєвого рівня населення зростання авторитету КП який значно похитнувся в роки правління М. Це не могло не позначитися на рівні життя населення не вплинути на соціальні процеси.
53877. Принципы исследования культуры в западноевропейской и отечественной психологии XIX-XX вв 46.5 KB
  Одним из основных направлений философских исследований в 19-20 вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной области философских знаний многочисленных научных школ. Они не только разрабатывали общий круг проблем, но и выработали оригинальные подходы к их решению.
53878. Астрономія – найцікавіша наука! 331.5 KB
  Третя від Сонця планета. Найбільша планета у Сонячній системі. Планета вдвічі менша за Землю за радіусом і має 2 супутники. Найближча планета до Сонця.
53879. Производственный леверидж и его оценка, производственный риск 27.5 KB
  Производственный (операционный) леверидж определяет чувствительность прибыли от продаж (прибыли до вычета процентов и налогов) к изменению объема продаж.