8946

Понятие парадигмы и принцип пролиферации

Доклад

Логика и философия

Понятие парадигмы и принцип пролиферации. Понятие парадигмы Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде Структура научных революций. Кунн исходит из представления о науке как о социал...

Русский

2013-02-20

39 KB

11 чел.

Понятие парадигмы и принцип пролиферации.

1 . Понятие парадигмы

Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде "Структура научных революций". Кунн исходит из представления о науке как о социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным объединяющим началом сообщества ученых является не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, т.е. признание данным сообществом ученых определенных фундаментальных Теорий и методов исследований. Эти положения называются парадигмой. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм несопоставимы. Одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысливания. При смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т.е. перенести какие-то теории из старых парадигм в новые.

В общем виде развитие науки и техники представляет собой эволюционный и революционный процесс. Причем при переходе на более высокий уровень развития не исключена возможность возврата. Развития науки - это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного познания. Например: три основных этапа развития электроники:

ламповые

полупроводниковые

интегральные

2. Принцип пролиферации

Принцип пролиферации (размножения) теорий - принцип методологической концепции П.Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать Теории, несовместимые с существующими и признанными Теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о Том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных Теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

Понятие парадигмы.

Понятие парадигмы было введено в научный оборот Томасом Куном в его знаменитом труде "Структура научных революций". Понятие парадигмы Куна не так банально, как оно запросто употребляется в научном обиходе. Это двуприродная смесь парадигм знания и познания, причем последняя не доводится Куном до адекватного отображения, а представлена формулой: П = ПЗ + МПП, где П - парадигма, ПЗ - парадигма знания, ПП - парадигма познания, МПП - методологическая проекция парадигмы познания. Термин "парадигма", с одной стороны, обозначает совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д. [ПЗ], а с другой, указывает один вид элемента в этой совокупности - конкретные решения головоломок [МПП]. При этом в философском отношении этот второй смысл "парадигмы" является более глубоким.

Под парадигмами понимаются признанные всеми научные достижения, в течение определенного времени дающие модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальность связывается прежде всего с научным познанием. В связи с этим Кун в науке выделяет три генетических состояния: допарадигмальная наука, нормальная (парадигмальная) наука, экстраординарная наука, или период смены парадигм. Допарадигмальная наука может быть названа апарадигмальной, нормальная монопарадигмальной, а экстраординарная - полипарадигмальной наукой.

В топологии применительно к множествам используются характеристики замкнутости и открытости. В соотношении друг с другом они образуют четыре возможных комбинации топологических структур: (1) замкнутые и неоткрытые, (2) незамкнутые и неоткрытые, (3) замкнутые и открытые, (4) незамкнутые и открытые. Перенесем эти характеристики на парадигмальные множества и через них аппроксимируем генетические состояния науки. (1) не имеет никакого отношения к науке (замкнутые и неоткрытые парадигмы не допускают в себя ничего нового, и представляют скорее идеологические, догматические, религиозно-ортодоксальные каркасы знаний). (2) соответствует апарадигмальной науке (та не препятствует вхождению в сферу её интересов ни одному факту, ни одной теории, но и не имеет творческой деятельности, открытой необходимости научного прогресса). (3) соответствует монопарадигмальной науке. Парадигмы такой науки обладают, согласно Куну, двумя характеристиками, они самодостаточно замкнуты, чтобы отвратить ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных исследований, и они достаточно открыты, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. (4) характеризует полипарадигмальную науку (например, одна парадигма уступает место другой (другим) и они продолжают какое-то время сосуществовать вместе, не замыкаясь в себе и будучи открытыми любым проблемам).

Свойство открытости парадигмы предопределяет её предрасположенность к открытиям как фактуальным, так и теоретическим. Кун отмечает двойственное воздействие открытия на парадигму: конструктивное и деструктивное. Деструкция касается замкнутости парадигмы и проявляется в разрушении её границ, т.е. открывает границы, а конструктивность выражается в том, что новое открытие тотчас воздвигает новые границы, т.е. воссоздает атрибут замкнутости.

Соотношение между различными исторически сложившимися парадигмами Кун характеризует исходя из контекстуальных различий, заключенных в его двойственном понимании парадигмы: знавательные различия (между ПЗ) (парадигмы по-разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов); методологические различия (между МПП) (парадигмы по-разному выражают также и особенности науки, которая создала их. Они являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения); познавательные различия (между ПП).

Принцип пролиферации.

Фейерабенд выдвинул методологическую концепцию, которая явилась итогом критики позитивистской методологии и развития некоторых идей Поппера и представителей т.н. исторической школы в философии науки (в частности Куна). Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства), выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки Принцип пролиферации призван обосновывать у Ф. плюрализм в методологии научного познания. Ф. отвергает существование в науке теоретически нейтрального эмпирического языка, считая, что все научные термины "теоретически нагружены". Значения научных терминов определяются той теорией, в которую они входят, поэтому при переходе термина из одной теории в другую его значение полностью изменяется; каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов. Отсюда Ф. приходит к тезису о несоизмеримости конкурирующих, сменяющих друг друга альтернативных теорий. Их нельзя сравнить, т.к. каждая теория устанавливает свои собственные логико-методологические нормы. Соединение у Ф. плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий приводит к выводу, что деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки по Ф. иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. Будучи но Ф. иррациональной, наука ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39902. Карстовые явления и процессы в Нижегородской области 2.2 MB
  В Нижегородской области карстовые процессы значительно осложняют строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. Вследствие карстовых деформаций в разное время произошло несколько крупных аварий анализ которых показал что во всех случаях были допущены принципиальные ошибки на различных стадиях строительного освоения: выборе площадки инженерных изысканиях проектировании строительстве или эксплуатации сооружений. Карст представляет собой совокупность геологических гидрогеологических и или техногенных процессов и явлений обусловленных...
39903. Статистические методы в прикладных исследованиях 286.67 KB
  Расчет оплаты труда работников участвующих в пассивном эксперименте представим в виде таблицы: № п п Исполнитель Занятость Т ч.Охрана труда Анализ условий труда программиста. В связи с этим была создана и развивается наука о безопасности труда и жизнедеятельности человека. Охрана здоровья трудящихся обеспечение безопасности условий труда ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества.
39904. Разработка информационной системы автоматизации фронт-офисных задач в гостиничном бизнесе 2.04 MB
  АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ MS SQL SERVER И ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ BORLAND C BUILDER. Анализ системы управления базами данных. Масштабируемый доступ к базам данных. Проектирование базы данных Гостиница SRL Kiwiban.
39905. Финансы предприятия 415 KB
  Этот коэффициент характеризует степень финансового риска проекта для собственников предприятия и кредиторов и обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита; коэффициент покрытия долгосрочных обязательств отношение чистого прироста свободных средств сумма чистой прибыли после уплаты налога амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций к величине платежей по долгосрочным обязательствам погашение займов проценты по ним. Норма...
39907. Информация и информационные технологии 292.28 KB
  компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя первые персональные компьютеры а несложные информационные системы ИС средством поддержки принятия решений. Как следствие этой проблемы создавались системы которые пользователи плохо воспринимали и несмотря на их достаточно большие возможности не использовали в полной мере. электронные технологии основным инструментарием которых становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления АСУ и информационнопоисковые системы ИПС...
39908. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности стран «Третьего мира» 152.5 KB
  Внешняя задолженность развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества.
39910. Понятие, задачи и функции ИС 173.42 KB
  По степени автоматизации ИС делятся на: автоматизированные: информационные системы в которых автоматизация может быть неполной то есть требуется постоянное вмешательство персонала; автоматические: информационные системы в которых автоматизация является полной то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически. По характеру обработки данных ИС делятся на: информационносправочные или информационнопоисковые ИС в которых нет сложных алгоритмов обработки данных а целью системы является поиск и выдача информации...