89462

Политика большого скачка в СССР. Складывание культа личности И. Сталина

Доклад

История и СИД

Завершением поворота к курсу «большого скачка» стал конец 1929г. В статье «Год великого перелома» Сталин обещал , что, если развитие колхозов и совхозов пойдёт усиленным темпом, то «наша страна через три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире».

Русский

2015-05-12

29.31 KB

0 чел.

Политика"большого скачка" в СССР. Складывание культа личности И.Сталина.

Завершением поворота к курсу «большого скачка» стал конец 1929г. В статье «Год великого перелома» Сталин обещал , что, если развитие колхозов и совхозов пойдёт усиленным темпом, то «наша страна через три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире».

Ставка делалась на «зерновые фабрики». 5 января 1930 г. появилось постановление ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», предусматривавшее провести коллективизацию по трём группам районов в 1931-1933 гг. и «ликвидацию кулачества как класса».

Сама коллективизация стала величайшим насилием над крестьянством. «Раскулачиванию» подверглось 10-15%, т.е. около 3 млн. хозяйств. В январе-феврале 1930 г. произошло около 2 тысяч крестьянских выступлений с участием около 700 тысяч человек. Возникла угроза повторения весны 1921 г. В этих условиях в марте 1930 г. появилась статья Сталина «Головокружение от успехов» и постановление ЦК, осуждавшие перегибы, ратовавшие за соблюдение принципов добровольности. Вся ответственность перекладывалась на местных работников, но реального пересмотра политики не произошло. После краткого перерыва «раскулачивание» и насильственная коллективизация были продолжены.

За два года были высланы в отдельные районы около 2 млн. Человек. Коллективизация означала переход к жесткому государственному контролю за сельскохозяйственным производством. Хотя колхозы формально оставались добровольными кооперативными объединениями, но, как и совхозы обязаны были выполнять установленные государством планы поставок продукции.

Таким образом, на рубеже 20-30 гг. НЭП был окончательно ликвидирован. В экономике на смену товарно-денежным, рыночным регуляторам под контролем государства пришла система всеобъемлющего государственного планирования. Сердцем этой системы стал Госплан (Государственный планирующий комитет СССР), образованный ещё в феврале 1921 г. На основ решений Политбюро ЦК Госплан теперь разрабатывал пятилетние и годовые планы по производству всех видов продукции. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ. На его основе создались различные наркоматы для повседневного управления промышленностью (тяжёлой, лесной, угольной,, текстильной и т.д.) и сельским хозяйством . Для контроля за передвижением рабочей силы в 1932 г. была введена паспортная система . Это позволяло государству путём так называемой «лимитной» системы вербовать рабочую силу из деревень в нужные отрасли производства.

1930 г. - первая половина 1031 г. стали для промышленности временем «отчаянного штурма», шла речь об отмирании денег, о переходе к прямому безденежному распределению продукта. Введение карточек представлялось как ступень на пути к социализму. Сверхнапряжение («Пятилетку- в четыре года!» вело к сбоям и авариям на производстве. Это вынуждало обратить внимание на материальное стимулирование, бригадный хозрасчёт. Но неизменным оставалось формированное наращивание тяжёлой промышленности. Эксплуатировался энтузиазм миллионов людей, веривших в близость прекрасного будущего.

Широко применялся труд подневольных переселенцев и заключенных. Всенародным бедствием стал голод 1933 г. На Украине, в Поволжье, Казахстане, на Южном Урале и Северном Кавказе погибли несколько миллионов человек. Причиной стало изъятие зерна и скота на экспорт. Покупательная способность рубля упала на 60% сравнительно с началом пятилетки. Рыночные цены в 12-15 раз были выше государственных в 1933г. В результате первая пятилетка была провалена по всем основным показателям.

Некоторую роль в улучшении обстановки в народном хо­зяйстве сыграло стахановское движение. Его символиче­ским началом стал рекорд , установленный 31 августа 1935 г. шахтёром Алексеем Стахановым в Дон­бассе. Впервые, работая с двумя крепильщиками, он добыл 102 т. угля вместо 7 т. задания. Наряду с именем А.Г.Стаханова стали известны имена кузнеца А.Х.Бусыгина, ткачих Е.В.Виноградовой и М.И. Виноградовой , машиниста П.Ф.Кривоноса . Но высокая производительность отдельного рабочего не всегда была нужна экономике в целом и даже данному предприятию. Поэтому осуществлялся пересмотр норм и расценок, значительно ослаблявший реальную силу движения. К этому добавлялись бюрократические извращения, порождённые сущностью системы- искусственные рекорды, создание особых условий для отдельных передовиков и т.п. Хотя вторая пятилетка тоже не была выполнена, улучшилась динамика экономического роста. Чугуна, при плане 16 млн.т., было выплавлено 14,5 млн.т. Но партийная верхушка вновь, сознательно обманывая народ, заявляла о выполнении пятилетки , как и в 1933 г., за 4 года и 3 месяца.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58069. Формування корисних і шкідливих звичок 75 KB
  Учні повинні: Знати: різницю між корисними та шкідливими звичками; вплив корисних шкідливих звичок на здоров’я. Уміти: наводити приклади впливу шкідливих звичок підлітків на здоров’я; сказати Ні і відмовитися від пропозиції випитизакурити тощо.
58070. Види архітектури за призначенням. Житлова архітектура. “Ескіз власного будинку” 49 KB
  Види архітектури за призначенням. Основні поняття: стилі архітектури: античний середньовічний мусульманський китайський та японський новітніх часів; елементи архітектури: фасад колона арка дах вікно балкон сходи.
58071. Вивчення маленьких прелюдій Й.С. Баха як обовязкова частина поліфонічного репертуару в молодших і середніх класах ДМШ 90.5 KB
  Серед багатьох сотень, створених композитором вокальних, вокально-інструментальних, інструментальних творів, є дуже великі, масштабні твори, такі як: меси, хорали, оркестрові сюїти, органні токати, клавірні концерти, цикл ДТК...
58072. музичний образ поліфонія фуга; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічног. 39 KB
  Мета: розширити та поглибити знання учнів про творчість Й.С.Баха; закріпити визначення термінів і понять: «музичний образ», «поліфонія», «фуга»; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічного твору; надати уявлення про інструмент-оркестр – орган...
58073. Музика і мистецтво слова. Байки, зміст яких пов’язаний із музикою 112 KB
  МЕТА: на новому літературному (байки І. Крилова) і музичному (Квартет № 2 О. Бородіна) матеріалі довести нерозривний звязок літератури та музики на підставі: розвитку навичок аналізу, спостереження, узагальнення; розуміння ролі засобів художньої виразності у створенні художнього образу...
58074. Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении 57.5 KB
  Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.
58075. Засоби виразності декоративного мистецтва: символи, знаки в орнаментах; декоративна форма (стилізація, колір і символ), символіка «Дерево життя» в декоративно-ужитковому мистецтві 52 KB
  Мета: ознайомити учнів із символами в орнаментах, з процесом узагальнення форми; розвивати прийоми роботи з ножицями; розвивати вміння аналізувати, порівнювати, узагальнювати; розвивати творчу уяву, спостережливість, акуратність, стимулювати інтерес учнів до творчої діяльності в умовах практичної роботи...
58076. Природні форми. Створення творчої композиції «Як не любити зими сніжно-синьої» 812 KB
  Мета: характеризувати кольорове розмаїття навколишнього середовища кольорову гаму зими колорит художніх творів; навчити через певну кольорову гаму передавати настрій пейзажу; вдосконалювати технічні прийоми зображення гуашевими фарбами прийоми підбору...
58077. Харчування підлітків 57.5 KB
  МЕТА: сформувати в учнів уявлення про вікові вимоги до харчування калорійність харчування; встановити основні критерії раціонального харчування; навчити розпізнавати ознаки порушення питного режиму...