8947

Неокантианство. Представители неокантианства

Доклад

Логика и философия

Неокантианство. Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта по мысли представителей данного направления, п...

Русский

2013-02-20

36 KB

12 чел.

Неокантианство.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта; по мысли представителей данного направления, предмет познания конструируется нашими представлениями, а не наоборот. Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку трансцедентального метода познания. Представители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо - гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель Марбургской школы Герман Коген понимал научное знание как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках коТорой развёртывается всё разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнивать знание не с чем. Любое изменение знания ведёт к изменению действительности, но не наоборот. Баденская школа.

Эта школа, в отличие от марбургской, основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцедентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика. Генрих Риккерт доказывал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика, логика, пантеизм, религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесённые с этими системами единичные явления из области опыта образует культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощается красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям: пространственно - временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей непознаваемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало "вещь в себе" как "предельное понятие опыта"; по мысли представителей неокантианства предмет познания конституируеся нашими представлениями, а не наоборот.

Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку транссендентального метода познания. Пpeдcтaвители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо-гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. Они выступили против обоснования (толкования) "вещи в себе",  как объективной реальности, которая производит ощущения, воздействуя на наши органы чувств. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель марбургской школы Герман Коген (1842—1818) самое пристальное внимание уделял анализу научного знания. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.

Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он   разработал социальную педагогику,   целью   которой   стало   включение   человека   в   контексты   мировой   культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода, связанного с рефлексией форм научного познания, а не с самой действительностью. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.

Баденская школа.

В отличие от марбургской школы неокантианства баденская школа основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.

Генрих Риккерт (1863-1936) считал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей; главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Г. Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика (блага жизни), логика (наука), пантеизм (мистика), религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесенные с этими системами единичные явления из области опыта образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям пространственно-временному    (физическому)    миру,    миру    ценностей    и    смыслов,    миру необъективированной субъективности.

Эти идеи разделял и Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), стоявший, как и Г. Риккерт, у истоков баденской школы. В. Виндельбанд считал, что для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии - создание новой методологии, наука об общеобязательных  ценностях,  обусловливающих нормы и  правила в эстетических,  научных, этических, религиозных сферах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57601. ДЕРЖАВА З ЦЕНТРОМ У КИЄВІ. ПЕРШІ КНЯЗІ 94.5 KB
  І хоч Рюрик уже помер а його син Ігор поскандінавському Інґвар був ще замолодим щоб стати на чолі дружини Олег що був регентом опікуном доки Ігор не досягне повноліття зібрав дружину з варягів словян та фіннів узяв із собою Ігоря й поплив до Києва.
57602. Сталінська індустріалізація України. Друга і третя п’ятирічки 1.09 MB
  Мета уроку: Освітня: Визначити протиречиві тенденції 30х років Уяснити що друга і третя пятирічки були важливим етапом індустріалізації визначити дати другої та третьої пятирічок Визначити хронологічну послідовність головних подій...
57603. Україна – наш спільний дім 42 KB
  Обладнання: відеоматеріали: уривок з реклами Я їду додому адміністративна карта України фізична карта України; фотографії видатних людей вихідців з України; аудіозаписи пісен: С чего начинается Родина Україна у виконанні...
57604. Другий зимовий похід армії УНР. Припинення боротьби регулярних українських військ за незалежність України 59 KB
  Мета: проаналізувати мету та причини поразки Другого зимового походу армії УНР; пояснити значення Другого зимового походу як останньої збройної спроби відвоювати самостійність України та наслідки невдачі акції.
57605. Київська держава наприкінці Х – у першій половині ХІ ст 196.5 KB
  Відповідає та команда у якої швидше буде готова відповідь. За кожний правильний термін команда отримує 1 бал. Перша команда літера К. Друга команда літера С.
57606. Про що можна довідатися з сімейного фотоальбому. Родинне дерево 167 KB
  Мета: розкрити зміст науки генеалогія значення поняття родинне дерево; розвивати вміння роботи з фото джерелами створювати родинне дерево та визначити їх роль у роботі дослідників...
57608. Возникновение Запорожской Сечи 120 KB
  Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.
57609. Передумови та початок національно-визвольної війни українського народу в середині XVII ст 288 KB
  Мета: зясувати передумови причини та характер війни; розкрити роль Богдана Хмельницького в підготовці та початку національновизвольної війни; розвивати вміння учнів аналізувати історичні джерела працювати над вивченням історичних подій за алгоритмом працювати самостійно з довідковою літературою...