8947

Неокантианство. Представители неокантианства

Доклад

Логика и философия

Неокантианство. Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта по мысли представителей данного направления, п...

Русский

2013-02-20

36 KB

12 чел.

Неокантианство.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта; по мысли представителей данного направления, предмет познания конструируется нашими представлениями, а не наоборот. Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку трансцедентального метода познания. Представители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо - гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель Марбургской школы Герман Коген понимал научное знание как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках коТорой развёртывается всё разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнивать знание не с чем. Любое изменение знания ведёт к изменению действительности, но не наоборот. Баденская школа.

Эта школа, в отличие от марбургской, основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцедентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика. Генрих Риккерт доказывал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика, логика, пантеизм, религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесённые с этими системами единичные явления из области опыта образует культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощается красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям: пространственно - временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей непознаваемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало "вещь в себе" как "предельное понятие опыта"; по мысли представителей неокантианства предмет познания конституируеся нашими представлениями, а не наоборот.

Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку транссендентального метода познания. Пpeдcтaвители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо-гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. Они выступили против обоснования (толкования) "вещи в себе",  как объективной реальности, которая производит ощущения, воздействуя на наши органы чувств. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель марбургской школы Герман Коген (1842—1818) самое пристальное внимание уделял анализу научного знания. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.

Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он   разработал социальную педагогику,   целью   которой   стало   включение   человека   в   контексты   мировой   культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода, связанного с рефлексией форм научного познания, а не с самой действительностью. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.

Баденская школа.

В отличие от марбургской школы неокантианства баденская школа основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.

Генрих Риккерт (1863-1936) считал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей; главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Г. Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика (блага жизни), логика (наука), пантеизм (мистика), религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесенные с этими системами единичные явления из области опыта образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям пространственно-временному    (физическому)    миру,    миру    ценностей    и    смыслов,    миру необъективированной субъективности.

Эти идеи разделял и Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), стоявший, как и Г. Риккерт, у истоков баденской школы. В. Виндельбанд считал, что для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии - создание новой методологии, наука об общеобязательных  ценностях,  обусловливающих нормы и  правила в эстетических,  научных, этических, религиозных сферах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5937. Анализ воспитательной работы МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа» за 2011/12 учебный год 102 KB
  Анализ воспитательной работы МБОУ Устьвашская средняя общеобразовательная школа за 2011/12 учебный год. Цель воспитательной работы в 2001/12 учебном году: формирование первичных представлений о базовых национальных российских ценностях (начал...
5938. Анализ воспитательной работы с учащимися 9 а класса 66.5 KB
  Анализ воспитательной работы с учащимися 9 а класса Классный руководитель: Характеристика класса. В классе 25 учеников, из них 11 мальчиков и 14 девочек. По национальному составу - 20 русских, 5 бурят. Количество учащи...
5939. Анализ воспитательной работы за первое полугодие классного руководителя 10 А класса 40.5 KB
  Анализ воспитательной работы за первое полугодие классного руководителя 10 А класса 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в 2011-2012 учебном году. Воспитательные задачи в текущем учебном году следующ...
5940. Системы снабжения природным газом 78.66 KB
  Природный газ это заслуженно один из самых эффективных источников энергии. При сравнении с другими видами топлива и сырья у него есть множество преимуществ. Во-первых, его стоимость. Стоимость добычи ниже, а производительность труда намного...
5941. Педагогическая практика по воспитательной работе 172 KB
  Педагогическая практика по воспитательной работе Информационно-методические материалы для начинающих методистов и студентов i - v курсов Отход от авторитарной педагогики и гуманизация всего учебно-воспитательного процесса предъявляют все более ...
5943. Архитектура Киевской Руси 59.5 KB
  I. Архитектура Киевской Руси Н. М. Карамзин в Истории государства Российского, описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах...
5944. Рапсовое масло как альтернативное топливо для дизеля 39.56 KB
  Двигатели внутреннего сгорания (ДВС), на сегодняшний день, являются основными потребителями топлив нефтяного происхождения. По причине постоянного увеличения численности ДВС и снижения количества вновь открываемых месторождений нефти обостр...
5945. Изучение реэтимологизированных образований, функционирующих в языке сатирических и юмористических произведений 117.23 KB
  Великие мастера мировой культуры высоко ценили роль сатиры и юмора в культуре. Для выявления возможностей сатиры и юмора, их роли в развитии человека и социальной значимости необходимо изучение не только художественно - эстетических ка...