8947

Неокантианство. Представители неокантианства

Доклад

Логика и философия

Неокантианство. Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта по мысли представителей данного направления, п...

Русский

2013-02-20

36 KB

12 чел.

Неокантианство.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта; по мысли представителей данного направления, предмет познания конструируется нашими представлениями, а не наоборот. Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку трансцедентального метода познания. Представители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо - гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель Марбургской школы Герман Коген понимал научное знание как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках коТорой развёртывается всё разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнивать знание не с чем. Любое изменение знания ведёт к изменению действительности, но не наоборот. Баденская школа.

Эта школа, в отличие от марбургской, основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцедентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика. Генрих Риккерт доказывал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика, логика, пантеизм, религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесённые с этими системами единичные явления из области опыта образует культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощается красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям: пространственно - временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности.

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей непознаваемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало "вещь в себе" как "предельное понятие опыта"; по мысли представителей неокантианства предмет познания конституируеся нашими представлениями, а не наоборот.

Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку транссендентального метода познания. Пpeдcтaвители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо-гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. Они выступили против обоснования (толкования) "вещи в себе",  как объективной реальности, которая производит ощущения, воздействуя на наши органы чувств. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель марбургской школы Герман Коген (1842—1818) самое пристальное внимание уделял анализу научного знания. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.

Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он   разработал социальную педагогику,   целью   которой   стало   включение   человека   в   контексты   мировой   культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода, связанного с рефлексией форм научного познания, а не с самой действительностью. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.

Баденская школа.

В отличие от марбургской школы неокантианства баденская школа основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.

Генрих Риккерт (1863-1936) считал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей; главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Г. Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика (блага жизни), логика (наука), пантеизм (мистика), религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесенные с этими системами единичные явления из области опыта образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям пространственно-временному    (физическому)    миру,    миру    ценностей    и    смыслов,    миру необъективированной субъективности.

Эти идеи разделял и Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), стоявший, как и Г. Риккерт, у истоков баденской школы. В. Виндельбанд считал, что для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии - создание новой методологии, наука об общеобязательных  ценностях,  обусловливающих нормы и  правила в эстетических,  научных, этических, религиозных сферах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8835. Исследование систем управления ООО ТАТУ САЛОН 1.07 MB
  Введение Сложно сказать когда появилась первая татуировка в нашей жизни, но в истории древнейшей очень много заметок о нательных рисунках, даже на мумиях были татуировки. Представляете насколько эта культура развита и сколько насчитывает тысяч...
8836. Відкриття салону татуювання і пірсингу Znak 314.14 KB
  Відкриття салону татуювання і пірсингу Znak Резюме Бізнес-план підкреслює характер підприємницької діяльності розкриває всі сторони запропонованого комерційного заходу, яким планується займатися та обґрунтовує економічну ефективність та доцільність...
8837. Бизнес - план Тату-салона: Рене Магритт 94 KB
  Бизнес - план Тату-салона: Рене Магритт Резюме. Данный проект разработан Ольшевской А.О. для оказания таких услуг как: нанесение художественных татуировок, перманентный макияж. Тату салон открывается в городе Москв...
8838. Тату салон SNAKE EYE 66.76 KB
  1 Описание предприятия 1. Тату салон SNAKEEYE 2. Адрес: Площадь помещения для Тату салона. Тату салон предоставляет услуги: татуирование, пирсинг. Организационная структура аппарата управления...
8839. Економічне мислення 140.5 KB
  Економічне мислення Сучасна дійсність висуває високі вимоги до підготовки студентів, майбутніх фахівців-економістів. Організація навчання та подальшої роботи в нових соціально-економічних умовах вимагає опори на науково-обґрунтований, а не емпірични...
8840. Економічний розвиток. Типи та моделі економічного розвитку 202 KB
  Економічний розвиток. Типи та моделі економічного розвитку. Сталий економічний розвиток. Цивілізаційний вимір економічного розвитку 1. Типи та моделі економічного розвитку Характеристика типів і моделей економічного розвитку вимагає, на...
8841. Економічні потреби та інтереси 126.5 KB
  Економічні потреби та інтереси. Центральною ланкою, головним субєктом економічних відносин суспільства є людина з її потребами та інтересами. Без людини немає економіки, так само як і життя сучасної людини неможливо уявити поза економічними ін...
8842. Економічна діяльність. Сутність та види економічної діяльності 139 KB
  Економічна діяльність. Сутність та види економічної діяльності Однією з головних відмінностей людини від тварин є його відносини з природою: якщо тварина є елементом живої природи, який пристосовується до умов навколишнього середовища, то людина не ...
8843. Энергоаудит. Цели и задачи энергоаудита 66.5 KB
  Энергоаудит. Цели и задачи энергоаудита. Цели. Грамотное и бережное использование энергоресурсов. Изучение проблем эффективного использования энергоресурсов на объектах промышленности и ЖКХ. Задачи. Ознакомление с потенциалом энергосбережен...