89472

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины

Доклад

Логика и философия

Основные принципы классической концепции И. Если бытие понимается как материя то реализуется материалистический вариант классической концепции И. концепции недостатки. Неклассические концепции указывают на такие свойства И.

Русский

2015-05-12

40.76 KB

4 чел.

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.

Понятие И является центральным в познавательной деятельности. И – соответствие наших мыслей объективной реальности.

Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция И., которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание И. (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания.

Основные принципы классической концепции И.:

  1.  действительность не зависит от мира знания,
  2.  между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
  3.  существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
  4.  сама теория соответствия логически непротиворечива.

Классическое представление об И. разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции И., если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания И. придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

Продолжая классическую традицию в понимании И., диалектико-материалистическое учение является качественно новым этапом в его теоретическом развитии, преодолевает присущие класс. концепции недостатки. В нем более глубоко и всесторонне обосновывается понятие объективной И.. В.И.Ленин, в частности, обращает внимание на то, что это понятие характеризует такое содержание Ч-их представлений, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от Ч., ни от человечества». Какой бы субъективной ни была форма Ч-их знаний, они имеют объективное содержание и соотносятся не просто с миром ощущений, а лежащим вне и независимо от него объективным миром, воспроизводят его. Поэтому объективно-истинное знание неопровержимо. Тем самым диалектико-материалистическое учение отмежевалось от любых попыток игнорирования объективной И..

Неклассические концепции указывают на такие свойства И., о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность. В качестве неклассического дополнительного критерия И. может также использоваться полезность: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

В рамках альтернативных подходов к теории И. можно выделить несколько концепций

- когерентная теория И. (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об И. сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру).

Семантическая концепция И. (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции.

Прагматическая концепция И. (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность И. не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не И., а практическая полезность знаний.

Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории.

Особенности научной И.

Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой», математической «грациозностью». Эти эстетические «критерии» — феномены, конечно, — вещь приятная и, быть может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности.

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия И. практика «работает « не только в своей чувственной «наготе» — как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованнойформе — как логика, закалившаяся в горниле практики.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап Что делать Планирование Как делать Реализация Как делаем Оценка PRкампании Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...
45561. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения 85 KB
  Специальные мероприятия Specil Event это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...
45562. Спонсорство и благотворительность в системе СО 41 KB
  Спонсорство и благотворительность в системе СО Виды благотворительной деятельности: спонсорство; меценатство оказание безвозмездной помощи; патронаж оказание регулярной помощи без какоголибо обратного эффекта. 3 определено что спонсором является лицо предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и или проведения спортивного культурного или любого иного мероприятия создания и или трансляции теле или радиопередачи либо создания и или использования иного результата творческой деятельности....
45563. Понятие корпоративной социальной ответственности 62.5 KB
  Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...
45564. Исследования в оценке эффективности 47 KB
  Мориарти данные о влиянии PR на показатели сбыта и прибыли если оно имело место служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций Вопервых количество подготовленных информационных продуктов среди которых следует выделить базовые информационные продукты справка о результатах исследования стратегическая концепция тактический план сценарий акции рабочая смета и оперативные информационные продукты информационный пакет письмо релиз анонсы приглашения и т. Вовторых количество лиц...
45565. Международные органы саморегулирования в области PR. Международные профессиональные кодексы 51 KB
  МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ИПРА Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. Международная ассоциация ПР ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией которая служит катализатором развития высоких норм в области образования этики практики ПР.
45566. Структурный анализ активов и пассивов предприятия деятельности на ООО «Кавказстройсервис» 553.5 KB
  Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
45567. Проект расчёта электрической машины постоянного тока 2.03 MB
  Цель работы – изучить устройство и принцип действия, а также зависимости между физическими величинами и геометрией машины, связи между отдельными физическими величинами, спроектировав двигатель постоянного тока.
45568. История PR в России 30 KB
  История PR как профессионального вида деятельность четко отделяется от предыдущих этапов развития коммуникационных технологий поскольку PR рассматривается прежде всего как рыночная деятельность направленная на формирование дополнительных конкурентных преимуществ организации или института хотя определенные традиции управления организационными коммуникациями имеют место. Особенности развития PR в России: Неравномерность развития в центре и на периферии Неравномерность развития в различных сферах бизнесе политике сфере...