89472

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины

Доклад

Логика и философия

Основные принципы классической концепции И. Если бытие понимается как материя то реализуется материалистический вариант классической концепции И. концепции недостатки. Неклассические концепции указывают на такие свойства И.

Русский

2015-05-12

40.76 KB

4 чел.

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.

Понятие И является центральным в познавательной деятельности. И – соответствие наших мыслей объективной реальности.

Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция И., которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание И. (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания.

Основные принципы классической концепции И.:

  1.  действительность не зависит от мира знания,
  2.  между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
  3.  существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
  4.  сама теория соответствия логически непротиворечива.

Классическое представление об И. разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции И., если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания И. придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

Продолжая классическую традицию в понимании И., диалектико-материалистическое учение является качественно новым этапом в его теоретическом развитии, преодолевает присущие класс. концепции недостатки. В нем более глубоко и всесторонне обосновывается понятие объективной И.. В.И.Ленин, в частности, обращает внимание на то, что это понятие характеризует такое содержание Ч-их представлений, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от Ч., ни от человечества». Какой бы субъективной ни была форма Ч-их знаний, они имеют объективное содержание и соотносятся не просто с миром ощущений, а лежащим вне и независимо от него объективным миром, воспроизводят его. Поэтому объективно-истинное знание неопровержимо. Тем самым диалектико-материалистическое учение отмежевалось от любых попыток игнорирования объективной И..

Неклассические концепции указывают на такие свойства И., о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность. В качестве неклассического дополнительного критерия И. может также использоваться полезность: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

В рамках альтернативных подходов к теории И. можно выделить несколько концепций

- когерентная теория И. (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об И. сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру).

Семантическая концепция И. (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции.

Прагматическая концепция И. (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность И. не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не И., а практическая полезность знаний.

Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории.

Особенности научной И.

Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой», математической «грациозностью». Эти эстетические «критерии» — феномены, конечно, — вещь приятная и, быть может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности.

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия И. практика «работает « не только в своей чувственной «наготе» — как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованнойформе — как логика, закалившаяся в горниле практики.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59646. На Великдень: Святкове дійство 46 KB
  Діти в кошику відкривають очі похитують голівками ніби від подиху вітерця ожили: ПАСКА: Чому в мене голова Ще в мене поклали: Яйця масло молоко Цукор і сметану Дріжджі борошно і сіль Ще й для запаху ваніль.
59647. Народні символи України 36.5 KB
  У канадців наприклад клен у росіян берізка а в нас калина верба і тополя. Не було хати біля якої б не пишалась червона калина. Бувало як зацвіте калина пишним цвітом дівчата ними коси прикрашають. Калина була потрібна і в численних обрядах.
59648. Оживає дух козацький: Театралізований вечір-конкурс 37 KB
  Отаман: За дніпровськими порогами за південними дорогами за степами за широкими Наші прадіди жили Мали Січ козацьку сильную Цінували волю вільную Україну свою рідну Як зіницю берегли. Отаман: Дякую тобі лицарю добрі були слова твої...
59649. Ой, завю вінки... Сценарій народного свята на Троїцю 51.5 KB
  На сцену у справжньому народному одязі виходить ведуча. ВЕДУЧА: Добридень люди добрі Вітаємо з святою Троїцею Саме сьогодні весна передала літу своє зелене вбрання. 1 ДІВЧИНА: Молодець Катруся А зараз понесімо радість усім людям нашого селаВедуча дає дітям крашанки та цукерки.
59650. Число ПИ «π» 807 KB
  «Число Пи - это математическая константа, через которую выражается отношение длины окружности к её диаметру. И это число приблизительно равно 3,14.». Одним из первых заметил и высчитал такую интересную зависимость между длиной окружности и её диаметром Архимед
59651. Під срібні переливи бандури: Сценарій літературно-мистецького вечора 39.5 KB
  Ведуча ІІ: Походження української кобзибандури сягає кінця ХУпочатку ХVІ ст. Ведуча І: Гей на татарських полях На козацьких шляхах То не вовкисі романці Квилять...
59653. Перлини українського романсу: Матеріали до сценарію літературно-музичної композиції 54 KB
  Народжується романс. Український романс. Виростаючи з ліричної народної пісні романс поступово набирає ознак самостійного жанру якому частіше притаманна не куплетна форма взаємозумовленість слова і музики простота і щирість естетична краса широкий між жанровий звязок.
59654. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс: Сценарії вечора памяті до дня Чорнобильської трагедії 46.5 KB
  У ніч з 25 на 26 квітня 1986 року о першій годині 23 хв. 40 сек., коли всі спали безтурботним сном, над 4-м реактором Чорнобильської атомної електростанції несподівано розірвало нічну темряву велетенське полумя. Почався новий відлік українського часу. Болісний, Гіркий. Печальний...