89472

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины

Доклад

Логика и философия

Основные принципы классической концепции И. Если бытие понимается как материя то реализуется материалистический вариант классической концепции И. концепции недостатки. Неклассические концепции указывают на такие свойства И.

Русский

2015-05-12

40.76 KB

3 чел.

Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.

Понятие И является центральным в познавательной деятельности. И – соответствие наших мыслей объективной реальности.

Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция И., которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание И. (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания.

Основные принципы классической концепции И.:

  1.  действительность не зависит от мира знания,
  2.  между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
  3.  существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
  4.  сама теория соответствия логически непротиворечива.

Классическое представление об И. разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции И., если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания И. придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

Продолжая классическую традицию в понимании И., диалектико-материалистическое учение является качественно новым этапом в его теоретическом развитии, преодолевает присущие класс. концепции недостатки. В нем более глубоко и всесторонне обосновывается понятие объективной И.. В.И.Ленин, в частности, обращает внимание на то, что это понятие характеризует такое содержание Ч-их представлений, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от Ч., ни от человечества». Какой бы субъективной ни была форма Ч-их знаний, они имеют объективное содержание и соотносятся не просто с миром ощущений, а лежащим вне и независимо от него объективным миром, воспроизводят его. Поэтому объективно-истинное знание неопровержимо. Тем самым диалектико-материалистическое учение отмежевалось от любых попыток игнорирования объективной И..

Неклассические концепции указывают на такие свойства И., о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность. В качестве неклассического дополнительного критерия И. может также использоваться полезность: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

В рамках альтернативных подходов к теории И. можно выделить несколько концепций

- когерентная теория И. (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об И. сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру).

Семантическая концепция И. (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции.

Прагматическая концепция И. (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность И. не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не И., а практическая полезность знаний.

Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории.

Особенности научной И.

Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой», математической «грациозностью». Эти эстетические «критерии» — феномены, конечно, — вещь приятная и, быть может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности.

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия И. практика «работает « не только в своей чувственной «наготе» — как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованнойформе — как логика, закалившаяся в горниле практики.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18739. Теоретический аспект девиантного поведения молодежи 22.74 KB
  Теоретический аспект девиантного поведения молодежи. Сущность понятия девиация соотношение понятий нормадевиация основные формы девиантного поведения. Социальные нормы и социальный контроль. Гендерный аспект девиантного поведения. Сущность понятия девиаци
18740. Специфика социально-политического поведения молодежи и ее причины 23.05 KB
  Специфика социальнополитического поведения молодежи и ее причины. Молодёжь социальнодемографическая группа выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических сво...
18741. Формирование здорового образа жизни современной молодежи 26.35 KB
  Формирование здорового образа жизни современной молодежи. Понятие здоровье и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни совокупность духовных ценностей и реальных видов форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удов
18742. Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в условиях детского оздоровительного лагеря 27.16 KB
  Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в условиях детского оздоровительного лагеря. Условия и порядок принятия на работу педагогических работников. Функции вожатого и воспитателя. Права обязанности и ответственность вожатого ребенка. Логика смены. ...
18743. Особенности работы с временным детским и молодежным коллективами 30.93 KB
  Особенности работы с временным детским и молодежным коллективами. Понятие временного коллектива. Особенности развития временного коллектива. Учет социальнопсихологических и гендерных особенностей детей и молодежи. Формы отрядных дел. Корпоративная культура малой гр...
18744. Организация и координация развития добровольческого (волонтерского) движения 25.71 KB
  Организация и координация развития добровольческого волонтерского движения. Нормативноправовая база регулирующая деятельность волонтерского движения. Волонтёрская деятельность это широкий круг деятельности включая традиционные формы взаимопомощи и самопом...
18745. Особенности занятости и трудоустройства молодежи 24.74 KB
  Особенности занятости и трудоустройства молодежи. Определение понятий занятость и трудоустройство. Роли на рынке труда. Виды занятости молодежи. Активные формы работы с выпускниками учебных заведений по вопросам занятости и трудоустройства. Определение понятия...
18746. Планирование и развитие карьеры молодого человека 25.09 KB
  Планирование и развитие карьеры молодого человека. Определение понятия карьера. Карьера – успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. В широком понимании карьера – это профессиональный прогресс профессиональный рост этапы продвижения служа
18747. Профессиональная ориентация молодёжи 26.18 KB
  Профессиональная ориентация молодёжи. Теоретические аспекты профессионального самоопределения молодежи. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда а сегодня она особенно актуальна так как быстро изменяющиеся условия рынка труда веду...