89475

Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества

Доклад

Логика и философия

Формы коммуникации Ф. предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации соц.

Русский

2015-05-12

41.45 KB

2 чел.

Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества. 

Формы коммуникации (Ф.К.) - исторически сложившиеся формы производства и распространения соц. информации, зависящие от обществ. отношений, уровня экономич., технич. и культурного развития об-ва, структуры власти и форм управления и т. п. Анализ специфики Ф.к. предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации соц. субъектов различаются – автокоммуникация(форма коммуникации, к-рая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения.), межличностная, групповая и массовая коммуникация(распространение информации среди большой, рассредоточенной аудитории с помощью специальных средств); по способу связи и особенностям канала выделяются непосредственные, технически и социально опосредствованные формы коммуникации; различия в форме коммуникативных систем позволяют отличить иерархич. организованные (аксиальные) и основанные на всеобщем доступе централизованные (ретиальные) способы распределения информации. Используемые при кодировании и декодировании информации знаковые средства (основа различения, напр., вербальной и невербальной коммуникации) служат основанием для выделения искусства как особой Ф.к. По соц. организации коммуникация бывает формальная и неформальная, институционная и стихийная, односторонняя и двухсторонняя.

Аргументация (от лат. argumentatio - приведение аргументов это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории). Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. В А. различаются тезис — утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, — одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса. Теория А. исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только с помощью речи и словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, наглядными образами и т. п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом. Эти способы воздействия изучаются психологией, теорией искусства, но не затрагиваются теорией А. А. представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение. Для А. характерны, таким образом, следующие черты: >> А. всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория А. исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними; >> А. является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений; >> А. — это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; >> А. предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Таким образом, для аргументации характерны следующие черты;

• аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;

• аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет

своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

•аргументация — это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

• аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их

способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.