89476

Наука как социальный институт. Наука в её историческом развитии. Становление классической науки

Доклад

Логика и философия

Наука в её историческом развитии. Наука это сфера человеческой деятельности направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной социальной и духовной реальности. В данном получившем наиболее широкое распространение определении отражены две важнейшие характеристики науки наука как специфический вид познавательной деятельности и как ее результат. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как...

Русский

2015-05-12

39.97 KB

0 чел.

Наука как социальный институт. Наука в её историческом развитии. Становление классической науки. 

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В данном, получившем наиболее широкое распространение, определении отражены две важнейшие характеристики науки — наука как специфический вид познавательной деятельности и как ее результат. Однако ими неисчерпывается многогранное содержание науки.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, конструирования точных приборов для астрономических наблюдений.

Становление классической науки

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XV-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ориентированное познание природы.

Тот переворот, который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник (1473-1543), имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В год своей смерти он публикует труд «Об обращении небесных тел», в котором в качестве постулата утверждает, что все небесные тела являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами.

Научную программу, которую создал Исаак Ньютон (1643- 1727), английский физик, он назвал «экспериментальной философией». Ньютон создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

Наука как социальный институт

Наука как социальный институт — это система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Как социальный институт наука оформилась в Новое время.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, споровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы м методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1049. Земледелие Западной Сибири 500 KB
  Гумус и плодородие почвы. Приемы защиты почвы от эрозии в системе земледелия Западной Сибири. Приемы накопление, сохранения и рационального использования влаги в земледелия региона. Особенности и характеристика основных звеньев системы земледелия для степной зоны Западной Сибири. Технология возделывания овса в подтаежной зоне Западной Сибири с учётом биоло-гических особенностей культуры и природно-климатических условий зоны. Технологическая схема производства подсолнечного масла.
1050. Организация литейного производства на ОАО МК ОРМЕТО ЮУМЗ 347 KB
  Расстановка рабочей силы по рабочим местам, распределение работ, обеспечение рабочих мест. Факторы, влияющие на выбор способа изготовления отливки. Расчет количества подъёмно-транспортного оборудования. Охлаждение отливок. Выбивка отливок из формы. Используемое оборудование.
1051. Методические указания по определению экономической эффективности научно-исследовательских работ и новой техники 458 KB
  Метод оценки эффективности инвестиций исходя из сроков их окупаемости. Метод сравнительной эффективности приведенных затрат. Расчет ожидаемого годового экономического эффекта на основании анализа использования рабочего времени укладчиц и контролеров готовой продукции на хлебозаводе.
1052. Разработка проекта производства электромонтажных работ 228.5 KB
  Прием строительной части объекта под монтаж электрооборудования. Технологическая карта монтажа кабельной линии в траншее. Технологическая карта монтажа светильников. Технологическая карта монтажа распределительных шкафов. Кабельный журнал. Ведомость на механизмы, инструменты и приспособления.
1053. Финансовое состояние деятельности Харьковского государственного авиационного предприятия 361 KB
  Общая характеристика предприятия и продукции, которая производится. Взаимодействие предприятия с внешними контрагентами. Анализ производства и реализации продукции. Анализ использования основных производственных фондов. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
1054. Специфика работы по развитию графических умений в процессе обучения старших дошкольников изобразительной деятельности 389 KB
  Организация деятельности по формированию графических умений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ собственной практической деятельности по формированию у старших дошкольников графических умений и навыков. Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе. Графические материалы и техника их использования.
1055. Система обробки аудіоінформації. Підсистема фільтрації і обробки сигналу 1.36 MB
  Обґрунтування доцільності розробки системи обробки аудіоінформації. Основні цілі створення системи та критерії ефективності її функціонування. Опис системи програмного забезпечення. Опис постановки задачі обробки та фільтрації звукового сигналу. Математичний опис алгоритму створення ефекту реверберації. Призначення і характеристика алгоритму створення ефекту луни. Математичний опис алгоритму створення ефекту затухаючої гучності.
1056. Процесс стратегического управления компании ТОО Зерде-Фито 486.5 KB
  Теоретические основы стратегического управления. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Выбор и разработка стратегии развития организации.
1057. Життя і творчість В.Ф. Войно-Ясенецького 128.09 KB
  Вихідною методологічною установкою даного дослідження є метод цілісного філософського аналізу творчості та світогляду мислителя, оскільки спосіб мислення і спосіб життя В.Ф. Войно-Ясенецького, постають в органічній єдності. Такий підхід дає можливість аналізу етичних поглядів В.Ф. Войно-Ясенецького як систематичного, цілісного релігійно-морального світогляду