89478

Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление

Доклад

Логика и философия

В развитии техники можно выделить 3 основных этапа: Орудия ручного труда инструменты. Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе при котором человек является материальной основой технологического процесса а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Свободный тип связи человека и техники.

Русский

2015-05-12

44.49 KB

9 чел.

Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.

Техника(Харин)- совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления и т.д. Техника составляет важнейший элемент производительных сил, которые в конечном итоге определяют характер и содержание всех социальных процессов человеческой жизни.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В развитии техники можно выделить 3 основных этапа :

- Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы.

- Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.

- Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека и техники. Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования.

Предмет философии техники

На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: Что же такое сама техника?

Итак, техника должна быть понята - как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Проблемы: современные высокие технологии (high-tech) меняют не только производство, но и систему отношений и коммуникаций, они также оказывают сильное влияние на повседневное существование человека. Л. Мэмфорд, например, обращал внимание на возрастание в современной цивилизации роли сложных иерархически организованных систем – «мегамашин». По мнению Хайдеггера и Ясперса, техника в ХХ в. явно превращается в господина человека, трансформируя самого человека в средство – технологии (Хайдеггер), сырье для обработки (Ясперс).

Специфика технического знания

В технических науках выделяют два вида исследований: прикладные и фундаментальные. Прикладное исследование — это такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное — адресовано другим членам научного сообщества. В современной технике велика роль как теоретической, так и прикладной компоненты, в союзе с творчеством. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальном промышленном исследовании.

Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид производства - индустрия досуга. С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-технического прогресса означает создание новой базы производства (новых технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют "человек-техника-окружающая среда".

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее институционном выражении), техника и социальные технологии представляют собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии историзма и целостности.

Техника является продуктом деятельности человеческой цивилизации, неотъемлемым элементом социальной динамики общества, частью общественного прогресса.

Технокра́тия (греч. «мастерство» + греч. «власть») — социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности. В широком смысле — совокупность теоретических философских концепций, возвеличивающих социально-преобразующую роль техники в современном обществе.

Технократия – 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, который входит в господствующий класс. 2. Слой специалистов – высших функционеров монополистического производства.

Технократизм — власть науки и техники. Прежде всего применительно к построению «нового общества», метко структурированного и основанного на науке. Определяющими в экономике такого общества в конечном счёте оказываются разные взгляды от науки, и как следствие развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации.

Технократические идеи высказывались А. А. Богдановым, который ввел в оборот термин «техническая интеллигенция» (в 1909 г. в статье «Философия современного естествоиспытателя»), сам же термин «технократия», является американизмом, появившимся в 1920-е гг., и отразившим попытки специалиста по научному менеджменту Г.Гантта и экономиста-дисформиста Т.Веблена создать общественно-политическую идеологию инженеров.

Современная философия рассматривает проблему цивилизации в контексте противостояния традиционного общества и техногенной цивилизации, являющейся культурной реальностью ХХ – ХХ1 веков. Традиционная цивилизация исторически первична и охватывает собой довольно большой промежуток истории. Однако, несмотря на разнообразие традиционных цивилизаций, их «исторический возраст», все они имеют ряд сходных черт:

  1.  значительная степень зависимости от географической среды обитания, преобладание сельскохозяйственной деятельности;
  2.  наличие кастовых, сословных, социально-корпоративных связей, регламентирующих статус человека в обществе и ограничивающих его индивидуальную свободу;
  3.  полагание традиций (как религиозных, так и светских) в качестве основного ориентира развития;
  4.  консерватизм и немобильность;
  5.  преобладание экстенсивного типа развития.

В процессе исторической эволюции в европейском регионе возникает новый тип цивилизации: такой тип можно было бы назвать техногенным, поскольку главной характеристикой является быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление «неорганического тела человека», т.е. той искусственно созданной предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией (иногда на протяжении жизни одного - двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование новых типов личности).

Технократическое мышление – мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т. ч. и психотехники) над человеком и его ценностями. Т. м. - это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. - взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как наличность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2365. Реформи адміністративно-політичного устрою 60-70-х років XIX ст. на українських землях у складі Російської імперії. 39.5 KB
  Мета: з’ясувати вплив реформ 60-70-х років XIX ст. на соціально-економічний розвиток і політичне становище в Україні.
2366. Зміни в соціальному розвитку українського суспільства. 31.5 KB
  Мета: дослідити зміни, що відбулися у соціальному розвитку українського суспільства у другій половині XIX ст., проаналізувати суперечливі процеси модернізації повсякденного життя; висвітлити причини та напрямки трудової еміграції українців.
2367. Модернізація українського суспільства в середині – другій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань із теми: Модернізація українського суспільства в середині – другій половині XIX ст.
2368. Освіта України другої половини ХІХ ст 1.04 MB
  Виявити загалні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині ХІХст., Проаналізувати стан розвиту освіти, Виховувати шанобливе ставлення учнів до визначних діячів української культури другої половини ХІХ ст.
2369. Україна в геополітичних планах Росії, Німеччини й Австро-Угорщини в другій половині XIX ст 27 KB
  Мета: з’ясувати причини зіткнення на українських землях російської, польської, німецької та австрійської національних ідей, визначити головні засади та принципи українського питання у другій половині XIX ст., дослідити місце України в геополітичних стратегіях Росії, Німеччини й Австро-Угорщини.
2370. Розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст. 31.5 KB
  Мета: дослідити розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст., з’ясувати роль та місце М. Драгоманова, М. Міхновського, Ю. Бачинського, В. Липинського у формуванні політичної думки України.
2371. Суспільно-політичні течії в Україні другої половини XIX ст. 37.5 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності хлопоманів, народовців, на українських землях у другій половині XIX ст.
2372. Суспільно-політичні течії в Україні в другій половині XIX ст. 36 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності москвофілів, малоросіян на українських землях у другій половині XIX ст.
2373. Національний соціал-демократизм. 31 KB
  Мета: з’ясувати суть національного соціал-демократизму, дослідити участь представників різних етносів в українському визвольному русі в другій половині XIX ст.