89478

Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление

Доклад

Логика и философия

В развитии техники можно выделить 3 основных этапа: Орудия ручного труда инструменты. Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе при котором человек является материальной основой технологического процесса а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Свободный тип связи человека и техники.

Русский

2015-05-12

44.49 KB

13 чел.

Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.

Техника(Харин)- совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления и т.д. Техника составляет важнейший элемент производительных сил, которые в конечном итоге определяют характер и содержание всех социальных процессов человеческой жизни.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В развитии техники можно выделить 3 основных этапа :

- Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы.

- Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.

- Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека и техники. Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования.

Предмет философии техники

На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: Что же такое сама техника?

Итак, техника должна быть понята - как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Проблемы: современные высокие технологии (high-tech) меняют не только производство, но и систему отношений и коммуникаций, они также оказывают сильное влияние на повседневное существование человека. Л. Мэмфорд, например, обращал внимание на возрастание в современной цивилизации роли сложных иерархически организованных систем – «мегамашин». По мнению Хайдеггера и Ясперса, техника в ХХ в. явно превращается в господина человека, трансформируя самого человека в средство – технологии (Хайдеггер), сырье для обработки (Ясперс).

Специфика технического знания

В технических науках выделяют два вида исследований: прикладные и фундаментальные. Прикладное исследование — это такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное — адресовано другим членам научного сообщества. В современной технике велика роль как теоретической, так и прикладной компоненты, в союзе с творчеством. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальном промышленном исследовании.

Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид производства - индустрия досуга. С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-технического прогресса означает создание новой базы производства (новых технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют "человек-техника-окружающая среда".

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее институционном выражении), техника и социальные технологии представляют собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии историзма и целостности.

Техника является продуктом деятельности человеческой цивилизации, неотъемлемым элементом социальной динамики общества, частью общественного прогресса.

Технокра́тия (греч. «мастерство» + греч. «власть») — социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности. В широком смысле — совокупность теоретических философских концепций, возвеличивающих социально-преобразующую роль техники в современном обществе.

Технократия – 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, который входит в господствующий класс. 2. Слой специалистов – высших функционеров монополистического производства.

Технократизм — власть науки и техники. Прежде всего применительно к построению «нового общества», метко структурированного и основанного на науке. Определяющими в экономике такого общества в конечном счёте оказываются разные взгляды от науки, и как следствие развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации.

Технократические идеи высказывались А. А. Богдановым, который ввел в оборот термин «техническая интеллигенция» (в 1909 г. в статье «Философия современного естествоиспытателя»), сам же термин «технократия», является американизмом, появившимся в 1920-е гг., и отразившим попытки специалиста по научному менеджменту Г.Гантта и экономиста-дисформиста Т.Веблена создать общественно-политическую идеологию инженеров.

Современная философия рассматривает проблему цивилизации в контексте противостояния традиционного общества и техногенной цивилизации, являющейся культурной реальностью ХХ – ХХ1 веков. Традиционная цивилизация исторически первична и охватывает собой довольно большой промежуток истории. Однако, несмотря на разнообразие традиционных цивилизаций, их «исторический возраст», все они имеют ряд сходных черт:

  1.  значительная степень зависимости от географической среды обитания, преобладание сельскохозяйственной деятельности;
  2.  наличие кастовых, сословных, социально-корпоративных связей, регламентирующих статус человека в обществе и ограничивающих его индивидуальную свободу;
  3.  полагание традиций (как религиозных, так и светских) в качестве основного ориентира развития;
  4.  консерватизм и немобильность;
  5.  преобладание экстенсивного типа развития.

В процессе исторической эволюции в европейском регионе возникает новый тип цивилизации: такой тип можно было бы назвать техногенным, поскольку главной характеристикой является быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление «неорганического тела человека», т.е. той искусственно созданной предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией (иногда на протяжении жизни одного - двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование новых типов личности).

Технократическое мышление – мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т. ч. и психотехники) над человеком и его ценностями. Т. м. - это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. - взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как наличность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15843. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - ИСКУССТВО СЛЕДУЮЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 51.5 KB
  Д. Луньков Л. Джулай ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО ИСКУССТВО СЛЕДУЮЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Постфестивальные диалоги Дмитрий Алексеевич Луньков режиссер и сценарист теоретик и популяризатор документального кино. Мы знакомы так давно что я и запамятовала когда и где состо
15844. Условия интерференционного максимума и минимума. Оптическая разность хода 66 KB
  Для получения когерентных световых волн применяют метод разделения волны на 2 части, которые после прохождения разных оптических путей накладываются друг на друга и наблюдается интерференционная картина.
15845. Сочинение фильма 137.5 KB
  Отар Иоселиани СОЧИНЕНИЕ ФИЛЬМА1 Беседу ведет Татьяна Иенсен Искусство кино №4 1993г. Татьяна Иенсен. В одном из интервью вы обмолвились что снимая фильмы задаетесь целью не рассказать зрителю некую историю а показать. Отар Иоселиани. Ну что такое не расска...
15846. Кино и семиотика реальности 126.5 KB
  Имманентная биография Кино и семиотика реальности Пьера Паоло Пазолини Давайте внимательно просмотрим шестнадцатимиллиметровую пленку на которой заснят момент убийства президента Кеннеди. Эта пленка есть типичнейший планэпизод. Самый типичный из всех возможн...
15847. Эйзенштейн сегодня 93.5 KB
  Н.Клейман О.Косолапов Н.Сиривля ЭЙЗЕНШТЕЙН СЕГОДНЯ1 Наталья Сиривля. Со дня смерти Эйзенштейна прошло уже почти пятьдесят лет но мы до сих пор не в состоянии освоить его наследие. Отношение к нему все время меняется: мы то низвергаем его то вновь водружаем на пьеде
15848. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» 154.5 KB
  Г. С. Кнабе Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя Брюхо архитектора Кнабе Г.С. Древо познания древо жизни. М.: РГГУ 2006 с. 331344 Предметом настоящих заметок будет духовная и социокультурная ситуация в которой сегодня находится большая ч
15849. КИНО — ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ 56.5 KB
  Aлександр Княжинский КИНО ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ1 Из лекции во ВГИКе Давайте начнем с самого начала... Первое к чему я вас призываю никогда не натаскивайте в павильон где вам предстоит снимать много реквизита. Что обычно происходит в процессе съемки Ас...
15850. Взрывобезопасность. Взрывозащищенное (Ex) оборудование 488 KB
  Вид взрывозащиты – специальные меры, предусмотренные в электрооборудовании с целью предотвращения воспламенения окружающей взрывоопасной среды; совокупность средств взрывозащиты электрооборудования, установленная нормативными документами.
15851. Психоанализ о кино и кино о психоанализе 86 KB
  Ксения Корбут Психоанализ о кинои кино о психоанализе Данная статья представляет собой краткий обзор психоаналитических размышлений о кино и предназначается для тех кто не только любит кино но и хочет знать как же оно воздействует на зрителей. Иначе говоря кому инт...