89481

Предмет философии и структура философского знания

Доклад

Логика и философия

: онтология учение о бытии гносеология учение о познании праксиология учение о способах действования человека в бытии аксиология учение о ценностных ориентациях человека. Ф это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Обычно к этому добавляли что Ф не только наука но и форма общественного сознания а также учение об общих принципах бытия и познания об отношениях человека к миру. это учение о добре и зле.

Русский

2015-05-12

40.66 KB

0 чел.

Предмет философии и структура философского знания.

Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия.Ф. - это способ постижения мира, а именно: умозрительный и рефлексивный. Ф. одновременно знание о ценностных ориентациях человека и его деятельности.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Что первично: дух или материя?» и Вопрос о познаваемости мира. Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Философия отвечает на вопросы: «Кто такой человек и зачем он пришёл в этот мир?» «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?».

4 компонента ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), праксиология (учение о способах действования человека в бытии), аксиология (учение о ценностных ориентациях человека). Ф. взаимодействует с научным знанием своего времени, конкретизируется осн. потребностями своего времени и многообразием мира.

Бертран Рассел (1872-1970): философия "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве критерия предмета ф. выделял степень "общего". Ф. занимается более общими, вечными и божественными первоначалами. Она показывает нам первоначала бытия и познания. Ф - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Ф определялась как наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления. Обычно к этому добавляли, что Ф не только наука, но и форма общественного сознания, а также учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (5в. до н.э.) определения ф. как любви к мудрости. Древние греки определяли мудрость как некий космический ум, который правит всей Вселенной, или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Более поздние мудрецы, например Сенека (1 в.), считали, что ф. имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет ф. - это учение о добре и зле. В Новое время (17-18 в.) большинство мыслителей связывали предмет ф. с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). Ф. изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире. Она рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, др. людям.

Ф. вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теория познания, проблемы теории познания, творчества, эстетику, этику, культуру и историю философии. Так исторически сложился предмет ф. Предмет ф. - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Ф. занимается всеобщим, ни одна др. наука не занимается этим.

Основные Ф проблемы

1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

2) проблема человека (Ч), смысла существования Ч в мире.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением Ч в "мире людей".

Структура философского знания. У стоиков (4 в. до н.э.) эта структура приняла след. вид: философия начиналась с логики; после физика как учение о природе; после - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). В 17 веке благодаря Бэкону и Декарту углубленную разработку получила теория познания (гносеология), которая рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. Кант говорит о 3 частях ф., соотнося их с 3 способностями души: познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, иными словами - ф. как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель: логика (=диалектика и теория познания), ф. природы и ф. духа (комплекс ф. наук о г-ве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой ф.). Лосев считал: ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Структурирование ф. осуществляется согласно принципам: онтологический (принцип обозначения и выделения первичного, ведущего основания ф. системы); исторического (согласно которому различаются процессы истории фил. знания); предметно-понятийный (определяет конкр. области специфич. фил. знания); методологический (характерные особенности метода объяснения и понимания).

Структурность фил. знания - это следствие истории развития общественно-исторической практики людей, это история развития научного знания, история развития форм коллективного ист. сознания.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58525. Додатні і відємні числа. Число 0 29 KB
  Разом з нею Олівець креслив різноманітні фігури це давало змогу дітям вимірювати довжину відрізків та узнавати периметри різних фігур. Олівець вважав свою подругу дуже освіченою. Але Олівець ніяк не міг збагнути чому на шкалі у Лінійки є цифра...
58526. ФИЗИКА – МЕДИЦИНЕ 83 KB
  А вот как измеряют давление крови у человека Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа докладчик демонстрирует приборы и действия врача с помощью одного из учащихся класса. При этом врач скажет что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается для человека нормальным.
58527. Развитие личности ребенка в раннем возрасте 68.5 KB
  Цель: Изучение основных закономерностей развития личности ребенка в раннем возрасте. Задачи: Обучающая: ознакомить студентов с о теоретическим материалом по теме рассмотреть взгляды детских психологов на проблему развития личности ребенка в раннем возрасте...
58528. Урок літератури, його самобутність 53 KB
  При підготовці до уроку літератури вчителем має бути продумано все: методи і прийоми навчання характер завдань і видів роботи доцільність використання посібників і художніх текстів дозування часу контакт з класом темп уроку його загальна...
58529. Я вас любил… 63 KB
  Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта показать благородство искренность и неистребимость пушкинских чувств. В ходе работы над сборником у вас появится возможность глубже познакомиться с личностью и творчеством...
58530. Современный урок литературы 113 KB
  Специфика урока литературы. Кудряшев полвека назад писал: Хороший урок по литературе это такой урок на котором учащиеся не только полно и глубоко воспринимают переживают художественные образы но и учатся работать над текстом размышлять...
58531. Лирика М.Ю. Лермонтова 32.5 KB
  Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...
58532. Формула коренів квадратного рівняння 42 KB
  Мета. Освітня: домогтися засвоєння формули коренів квадратного рівняння; сформувати вміння розв’язувати квадратні рівняння за допомогою цієї формули. Розвиваюча: розвивати розумову діяльність
58533. Задачі на рух по річці 60 KB
  Мета: вивести формули звязку власної швидкості обєкта швидкості течії річки швидкості обєкта за течією та проти течії; формувати в учнів уміння застосовувати виведені формули до розвязання задач; розвивати память логічне мислення...