89481

Предмет философии и структура философского знания

Доклад

Логика и философия

: онтология учение о бытии гносеология учение о познании праксиология учение о способах действования человека в бытии аксиология учение о ценностных ориентациях человека. Ф это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Обычно к этому добавляли что Ф не только наука но и форма общественного сознания а также учение об общих принципах бытия и познания об отношениях человека к миру. это учение о добре и зле.

Русский

2015-05-12

40.66 KB

0 чел.

Предмет философии и структура философского знания.

Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия.Ф. - это способ постижения мира, а именно: умозрительный и рефлексивный. Ф. одновременно знание о ценностных ориентациях человека и его деятельности.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Что первично: дух или материя?» и Вопрос о познаваемости мира. Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Философия отвечает на вопросы: «Кто такой человек и зачем он пришёл в этот мир?» «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?».

4 компонента ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), праксиология (учение о способах действования человека в бытии), аксиология (учение о ценностных ориентациях человека). Ф. взаимодействует с научным знанием своего времени, конкретизируется осн. потребностями своего времени и многообразием мира.

Бертран Рассел (1872-1970): философия "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве критерия предмета ф. выделял степень "общего". Ф. занимается более общими, вечными и божественными первоначалами. Она показывает нам первоначала бытия и познания. Ф - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Ф определялась как наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления. Обычно к этому добавляли, что Ф не только наука, но и форма общественного сознания, а также учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (5в. до н.э.) определения ф. как любви к мудрости. Древние греки определяли мудрость как некий космический ум, который правит всей Вселенной, или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Более поздние мудрецы, например Сенека (1 в.), считали, что ф. имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет ф. - это учение о добре и зле. В Новое время (17-18 в.) большинство мыслителей связывали предмет ф. с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). Ф. изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире. Она рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, др. людям.

Ф. вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теория познания, проблемы теории познания, творчества, эстетику, этику, культуру и историю философии. Так исторически сложился предмет ф. Предмет ф. - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Ф. занимается всеобщим, ни одна др. наука не занимается этим.

Основные Ф проблемы

1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

2) проблема человека (Ч), смысла существования Ч в мире.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением Ч в "мире людей".

Структура философского знания. У стоиков (4 в. до н.э.) эта структура приняла след. вид: философия начиналась с логики; после физика как учение о природе; после - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). В 17 веке благодаря Бэкону и Декарту углубленную разработку получила теория познания (гносеология), которая рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. Кант говорит о 3 частях ф., соотнося их с 3 способностями души: познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, иными словами - ф. как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель: логика (=диалектика и теория познания), ф. природы и ф. духа (комплекс ф. наук о г-ве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой ф.). Лосев считал: ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Структурирование ф. осуществляется согласно принципам: онтологический (принцип обозначения и выделения первичного, ведущего основания ф. системы); исторического (согласно которому различаются процессы истории фил. знания); предметно-понятийный (определяет конкр. области специфич. фил. знания); методологический (характерные особенности метода объяснения и понимания).

Структурность фил. знания - это следствие истории развития общественно-исторической практики людей, это история развития научного знания, история развития форм коллективного ист. сознания.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78996. Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Роль науки в преодолении современного кризиса 14.1 KB
  К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры проблемы терроризма. Это включает в себя медикобиологические проблемы указывающие риски для здоровья современного человека сокращение ареалов нищеты и бедности комплекс минеральносырьевых проблем проблемы энергетического кризиса проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения. Глобальные экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей повышения...
78997. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении 18.15 KB
  Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.
78998. Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки 15.95 KB
  Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки. Средоточием научных знаний является философия и ее предмет неотделим от философии науки и от естественных наук вообще. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного...
78999. Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Критический рационализм и перспективы его развития 17.51 KB
  Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. и был ориентирован на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки исследования закономерностей языка науки. Позитивизм наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIXXX веков утверждающее что источником подлинного положительного позитивного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения а философия как особая наука не может претендовать на...
79000. Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность 39.5 KB
  Научное знание выраженное в рамках соответствующей теории позволяет человеку: предвидеть наступление соответствующих событий совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность...
79001. Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы и пути её разрешения 15.5 KB
  Проблема форма теоретического знания содержанием которой является то что еще не познано человеком но что нужно познать. Проблема это процесс включающий 2 момента постановку и решение. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема. Для успешного решения научной проблемы Поппер формулирует 2 основных условия: Ясное четкое формулирование Критическое исследование различных ее решений Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации которая требует разрешения.
79002. Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математический аппарат и его интерпретация 58.5 KB
  Генезис научной теории её внутренняя организация. Выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1 Исходные основания фундаментальные понятия принципы законы уравнения аксиомы и т. 3 Логика теории совокупность определенных правил и способов доказательства нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 5 Совокупность законов и утверждений выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
79004. Неклассическая модель научного знания. Философский и общенаучный смысл теории относительности. Парадоксы неклассической науки 36.5 KB
  Философский и общенаучный смысл теории относительности. Эти события привели к кризису ньютоновской парадигмы классической физической теории господствовавшей в XVII первой половине XIX в. Кризис разрешился революцией в физике породившей: теорию относительности частную или специальную СТО и общую ОТО; квантовую механику нерелятивистскую и релятивистскую квантовую теорию поля; Эти теории ознаменовали переход от классической к неклассической науке. Создание теории относительности.