89483

Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия

Доклад

Логика и философия

Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид ок. Согласно Пармениду бытие существует оно непрерывно однородно и совершенно неподвижно. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Небытие означает не исчезновение Б а переход из одной формы бытия в другую.

Русский

2015-05-12

40.91 KB

0 чел.

Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.

Б – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека.

Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет.

Значительное внимание проблеме Б уделял Платон. Б отождествляется с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное Б противопоставляется Платоном неподлинном Б, под которым подразумеваются доступные человечески чувствам вещи и явления.

Существенный вклад в развитие учения о Б вносит Аристотель. Основу всякого Б, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о Б является его идея о том, что реальное Б становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки Б. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности Ч своей деятельности. Б у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский ф. Джордж Беркли (1685–1753). Все вещи – это “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное Б, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является чел. мысль.

С позиций диалектического материализма трактуют проблему Б Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Марксизм понимает под Б материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от чел. сознания. Б не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение Б, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма выделили несколько уровней Б: природное бытие и общественное бытие. Общественное Б - совокупность материальной и духовной деятельности людей, то есть “производство самой материальной жизни”.

Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. У него нет определения бытия, а только дается характеристика, описание каких-то важных сторон. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

Б трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Б включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. 

Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное бытие.

Формы человеческого бытия можно представить так:

– бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком;

– материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

– духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия существует еще социальное бытие, или бытие общества.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59954. Вода - основа жизни 6.29 MB
  Учитель цель вступительное слово; Выступления: Чистая вода; Грязная вода; Грозная вода; Представитель службы спасения. В природе вода встречается в трех состояниях: жидком твердом и газообразном. Вода великое благо на Земле но может быть и великой угрозой.
59955. Кругообіг води в природі 157.5 KB
  Мета: формувати уявлення про кругообіг води в природі про перетворення води з одного смаку в інший вміння бачити і встановлювати залежність між компонентами природи розвивати світоглядні уявлення школярів; удосконалювати навички роботи...
59956. Поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин. Визначення якості води методами хімічного аналізу. Біологічні функції води 113.5 KB
  Мета: поглибити знання про будову води вміст води в організмах біологічні функції води; дати поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин; навчитися визначати якість води методами хімічного аналізу І.
59957. Різноманітність водоростей. Значення в природі та житті людини 173 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою та особливостями процесів життєдіяльності відділів Бурі Червоні Діатомові водорості; розглянути особливості пристосування до різних умов життя; з’ясувати значення водоростей у природі та житті людини.
59958. Значення водоростей в природі та житті людини 51 KB
  Основні поняття та терміни: екологія фармацевт технолог харчової промисловості мікробіологія агар йод осадові породи добрива самоочищення водойм планктон Обладнання: таблиці Водорості Роль водоростей у природі та народному господарстві...
59959. Водойми України. Розкриття значення води для життя людини у творах В. Сухомлинського. Інтегрований урок з природознавства та позакласного читання 159.5 KB
  Мета. Сформувати поняття про водойми: джерело озеро, болото, море; розвивати спостережливість і увагу; виховувати любов до природи, бережне ставлення до її багатств.
59960. Водиця – усьому цариця 32 KB
  Ми проведемо урок у формі гри етапами якої будуть різні конкурси. ІІ Проведення гри 1 конкурс РОЗМИНКА Командам пропонується написати географічний диктант. Кожна правильна відповідь...
59961. Военные походы фараонов 73.5 KB
  Цели урока: Образовательная расширить знания учащихся об основных понятиях урока подвести учащихся к пониманию причин последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта Развивающая создать условия для развития коммуникационных умений и навыков умения обобщать изученный материал делать выводы.
59962. Вогники наших сердець 51.5 KB
  Ведучий: Усі діти люблять свою маму і для кожного вона єдина і найкраща. Я дуже люблю свою маму Ведучий: В дарунок усім мамам танок Полькатрійка Розповідь віршів з показами фото слайдів під музичний супровід Учениця 1. Ведучий.