89483

Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия

Доклад

Логика и философия

Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид ок. Согласно Пармениду бытие существует оно непрерывно однородно и совершенно неподвижно. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Небытие означает не исчезновение Б а переход из одной формы бытия в другую.

Русский

2015-05-12

40.91 KB

0 чел.

Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.

Б – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека.

Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет.

Значительное внимание проблеме Б уделял Платон. Б отождествляется с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное Б противопоставляется Платоном неподлинном Б, под которым подразумеваются доступные человечески чувствам вещи и явления.

Существенный вклад в развитие учения о Б вносит Аристотель. Основу всякого Б, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о Б является его идея о том, что реальное Б становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки Б. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности Ч своей деятельности. Б у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский ф. Джордж Беркли (1685–1753). Все вещи – это “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное Б, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является чел. мысль.

С позиций диалектического материализма трактуют проблему Б Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Марксизм понимает под Б материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от чел. сознания. Б не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение Б, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма выделили несколько уровней Б: природное бытие и общественное бытие. Общественное Б - совокупность материальной и духовной деятельности людей, то есть “производство самой материальной жизни”.

Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. У него нет определения бытия, а только дается характеристика, описание каких-то важных сторон. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

Б трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Б включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. 

Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное бытие.

Формы человеческого бытия можно представить так:

– бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком;

– материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

– духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия существует еще социальное бытие, или бытие общества.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6196. Разработка методики исследований. Планирование и проведение исследований 137.5 KB
  Понятие методики системного анализа О разработке методики системного анализа. Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения ППР на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемно си...
6197. Философия в эпохи Средневековья и Возрождения 104 KB
  Философия в эпохи Средневековья и Возрождения. Вопрос 1 Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Люби, и тогда делай, что хочешь (А. Августин). Истина должна быть конечной целью вселенной (Ф.Аквинский). Жизнь и труды А. Августина. Апогеем разв...
6198. Защищенный документооборот и технологические системы обработки и хранения конфиденциальных документов 165 KB
  Защищенный документооборот и технологические системы обработки и хранения конфиденциальных документов 1. Конфиденциальность документов 1. Понятие о конфиденциальной информации и конфиденциальности документов В современной российской рыно...
6199. Коллекции данных и их обработка на языке С# и в среде Net 219 KB
  Коллекции В некоторых ситуациях возникает потребность хранения более одного элемента в коллекциях данных. Может понадобиться хранить группу или коллекцию, некоторым образом включенную в более крупную конструкцию. Язык С# и среда Net представляют мно...
6200. Основные теоремы дифференциального исчисления 64.72 KB
  Основные теоремы дифференциального исчисления. Теорема Ферма. Пусть функция определена и дифференцируема на интервале (а,в) и в некоторой точке принимает наибольшее или наименьшее значение...
6201. Философия как универсальный научный метод 103.5 KB
  Философия как универсальный научный метод. Природой можно руководить, лишь подчиняясь ей (Ф. Бэкон). Вопрос 1 Проблемы философии Нового времени и эмпиризм Ф. Бэкона. Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое вр...
6202. Генетика прокариот 96 KB
  Генетика прокариот 1. Организация прокариотической клетки. Размножение прокариот. 2. Геномика прокариот. 3. Вирусы. Геномика вирусов. Разнообразие форм и жизненных циклов вирусов. Рекомбинация в разных группах вирусов. 4. Рекомбинация у прокариот: т...
6203. Реклама как вид маркетинговой коммуникации в журналистике 105.5 KB
  Реклама как вид маркетинговой коммуникации в журналистике Существует великое множество определение рекламы. По мнению Ф. Котлера реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распростр...
6204. Потребительское поведение 81.5 KB
  Потребительское поведение Закон убывающей предельной полезности. Процесс рационального выбора. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Закон спроса имеет очень большое значение, ...