89485

Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени

Доклад

Логика и философия

Пространство и время самостоятельные сущности наряду с материей. Реляционный: пространство и время форма существования материи. Пространство форма бытия материи характеризующая порядок сосуществования и расположенность материальных объектов их структурность и протяженность.

Русский

2015-05-12

39.52 KB

1 чел.

Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени. 

Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

Есть 2 подхода при трактовке пространства и времени:

  1.  Субстанциональный: пространство и время - самостоятельные сущности наряду с материей. П - некоторая пустота, не связанная с материальными предметами.
  2.  Реляционный: пространство и время - форма существования материи. П и В – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами существующего мира.

И тот и другой подход были и у материалистов, и у идеалистов. Пространство - форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и расположенность материальных объектов, их структурность и протяженность. Время - форма бытия материи, характеризующая длительность, последовательность процессов, смену состояний объектов.

Различают:

  1.  реальное пространство и время (объективные формы бытия материи),
  2.  перцептуальное пространство и время (связаны с нашими ощущениями, как мы их ощущаем),
  3.  концептуальное пространство и время (способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели).

Пример теоретических моделей: 3-х мерное эвклидово пространство, 4-х мерное пространство-время теории относительности, n-мерное пространство.

Общие свойства пространства и времени: объективность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, прерывность, непрерывность.

Специфические особенности пространства и времени: 3-х мерность, симметричность, изотропность, одномерность, анизотропность, однонаправленность.

Свойства реальных ПиВ:

  1.  Метрические. Выражают протяженность, связаны с измерением, характеризуют количественный аспект. Пространство: гомогенность, изотропность, кривизна. Время: однородность.
  2.  Топологические. Выражают упорядоченность, качественный аспект. Пространство: трехмерность, непрерывность. Время: одномерность.

На различных уровнях организации материи свои пространственно-временные соотношения. На социальном уровне глубокие и разнообразные соотношения. Характеристиками социального взаимодействия являются:

  1.  Социальное пространство - всеобщая форма существования различных социальных объектов, начиная от человека и кончая обществом. Социальное пространство характеризует порядок сосуществования, структурность и протяженность общественных систем, социальных процессов.
  2.  Социальное время - форма общественного бытия, которое характеризует становление человеческой деятельности в системе общественных отношений и выражает длительность и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Социальные пространства и время - активные регуляторы общественных отношений.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...
27793. Этапы развития детского коллектива 19.76 KB
  Макаренко подчеркивал что движение форма жизни коллектива остановка форма его смерти. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива.
27794. 3 этапа работы по реабилитации подростка 11.91 KB
  Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовки и др. Приюты- первый путь реабилитации.
27795. Патронаж 36.5 KB
  Цель патронажа семей социальнопедагогическая адаптация и реабилитация детейинвалидов. Социальнопедагогический патронаж проводится по нескольким направлениям. Социальнопедагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
27798. Характеристика семей «группы риска» 16.74 KB
  В зависимости от состава семьи от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно формирует свои взгляды строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок в благополучной или неблагополучной [26 с. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств:...