89486

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи

Доклад

Логика и философия

Элементарных частиц и полей атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения процессы протекающие на планетах звездах В живой П. во времени синтез моментов изменения и сохранения. Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения.

Русский

2015-05-12

40.54 KB

0 чел.

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи. 

В широком смысле Д. - это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут.

В историко-философской традиции конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита - panta rei - «все течёт», Кратил – крайний релятивизм - текучесть вещей не позволяет их даже назвать) до тотального его отрицания (начиная с элеатов - апории Зенона, Бергсон).

В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи.

Смысл Д., его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия. В основе диалектико-материалистического понимания Д. лежат следующие положения.

  1.  Д. есть атрибут, способ существования материи.
  2.  Д. определяется как любое изменение.
  3.  Д. является единством абсолютного и относительного и представляет собой противоречие. Под формой Д. понимается Д., связанное с определенным носителем. Проблемы взаимосвязи форм Д. материи еще не решены и не могут быть решены из-за бесконечной сложности реального мира и его процессов. Попытки выделить формы Д. предпринимались Аристотелем (возникновение, уничтожение, рост..), англ. Беконом (колебание, инерция…), но целостная классификация создана Энгельсом («Диалектика П.») – 5 форм Д.: механическое, физ., хим., био, соц. 

Принципы классификации Энгельса:

  1.  каждая форма Д. соотносима с определенным уровнем организации бытия;
  2.  м-у формами Д. та же «генетическая» связь, что и м-у уровнями бытия;
  3.  каждая форма Д. имеет свою специфику;
  4.  вышестоящая форма Д. несводима (не редуцируема) к нижестоящей, хотя и включает ее.

В настоящем выделяют три основные группы форм Д.:

  1.  В неорганической П. (пространственные перемещения; Д. элементарных частиц и полей, атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах)
  2.  В живой П. (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей Б. с природными системами Земли и с обществом).
  3.  В обществе (все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек).

«Д. в пространстве» — синтез моментов перемещения и покоя.

«Д. во времени» — синтез моментов изменения и сохранения.

Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения.

Все изменения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные связаны с изменениями наблюдаемого объекта в пространстве. Качественные - с перестройкой структуры объекта, а по сути превращения его в другой объект. Высшим типом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы Д. в другую. Прогресс и регресс — две тенденции развития.

Важнейшим условием протекания (осуществления) развития является время. Время выявляет направленность развития и его необратимость. Поскольку само время долго сохраняло проблематичность, то идея единства развития и времени была востребована только после публикации работы И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где автор обосновал представление о Земле и Солнечной системе как о ставших во времени из первоначальной пылевой туманности.

Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосовершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню “асоціативного куща†презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...
59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.