89486

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи

Доклад

Логика и философия

Элементарных частиц и полей атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения процессы протекающие на планетах звездах В живой П. во времени синтез моментов изменения и сохранения. Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения.

Русский

2015-05-12

40.54 KB

0 чел.

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи. 

В широком смысле Д. - это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут.

В историко-философской традиции конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита - panta rei - «все течёт», Кратил – крайний релятивизм - текучесть вещей не позволяет их даже назвать) до тотального его отрицания (начиная с элеатов - апории Зенона, Бергсон).

В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи.

Смысл Д., его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия. В основе диалектико-материалистического понимания Д. лежат следующие положения.

  1.  Д. есть атрибут, способ существования материи.
  2.  Д. определяется как любое изменение.
  3.  Д. является единством абсолютного и относительного и представляет собой противоречие. Под формой Д. понимается Д., связанное с определенным носителем. Проблемы взаимосвязи форм Д. материи еще не решены и не могут быть решены из-за бесконечной сложности реального мира и его процессов. Попытки выделить формы Д. предпринимались Аристотелем (возникновение, уничтожение, рост..), англ. Беконом (колебание, инерция…), но целостная классификация создана Энгельсом («Диалектика П.») – 5 форм Д.: механическое, физ., хим., био, соц. 

Принципы классификации Энгельса:

  1.  каждая форма Д. соотносима с определенным уровнем организации бытия;
  2.  м-у формами Д. та же «генетическая» связь, что и м-у уровнями бытия;
  3.  каждая форма Д. имеет свою специфику;
  4.  вышестоящая форма Д. несводима (не редуцируема) к нижестоящей, хотя и включает ее.

В настоящем выделяют три основные группы форм Д.:

  1.  В неорганической П. (пространственные перемещения; Д. элементарных частиц и полей, атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах)
  2.  В живой П. (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей Б. с природными системами Земли и с обществом).
  3.  В обществе (все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек).

«Д. в пространстве» — синтез моментов перемещения и покоя.

«Д. во времени» — синтез моментов изменения и сохранения.

Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения.

Все изменения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные связаны с изменениями наблюдаемого объекта в пространстве. Качественные - с перестройкой структуры объекта, а по сути превращения его в другой объект. Высшим типом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы Д. в другую. Прогресс и регресс — две тенденции развития.

Важнейшим условием протекания (осуществления) развития является время. Время выявляет направленность развития и его необратимость. Поскольку само время долго сохраняло проблематичность, то идея единства развития и времени была востребована только после публикации работы И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где автор обосновал представление о Земле и Солнечной системе как о ставших во времени из первоначальной пылевой туманности.

Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосовершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56390. «Ругон-Маккары» Э. Золя 20.45 KB
  Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи
56391. Темперамент. Визначення типу темпераменту 163 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з типами вищої нервової дiяльностi навчити встановлювати причинно-наслiдковi звязки між властивостями нервових процесів та типами темпераменту; продовжувати формувати уявлення...
56397. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея» 18.92 KB
  Эстетизм для автора «Портрета» всегда был не кредо, а скорее проблемой, и потому в романе он сделал попытку переосмыслить его постулаты. В этом отношении удачным литературным примером стал для него знаменитый роман Ж. К. Гюисманса «Наоборот»