89486

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи

Доклад

Логика и философия

Элементарных частиц и полей атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения процессы протекающие на планетах звездах В живой П. во времени синтез моментов изменения и сохранения. Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения.

Русский

2015-05-12

40.54 KB

0 чел.

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи. 

В широком смысле Д. - это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут.

В историко-философской традиции конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита - panta rei - «все течёт», Кратил – крайний релятивизм - текучесть вещей не позволяет их даже назвать) до тотального его отрицания (начиная с элеатов - апории Зенона, Бергсон).

В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи.

Смысл Д., его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия. В основе диалектико-материалистического понимания Д. лежат следующие положения.

  1.  Д. есть атрибут, способ существования материи.
  2.  Д. определяется как любое изменение.
  3.  Д. является единством абсолютного и относительного и представляет собой противоречие. Под формой Д. понимается Д., связанное с определенным носителем. Проблемы взаимосвязи форм Д. материи еще не решены и не могут быть решены из-за бесконечной сложности реального мира и его процессов. Попытки выделить формы Д. предпринимались Аристотелем (возникновение, уничтожение, рост..), англ. Беконом (колебание, инерция…), но целостная классификация создана Энгельсом («Диалектика П.») – 5 форм Д.: механическое, физ., хим., био, соц. 

Принципы классификации Энгельса:

  1.  каждая форма Д. соотносима с определенным уровнем организации бытия;
  2.  м-у формами Д. та же «генетическая» связь, что и м-у уровнями бытия;
  3.  каждая форма Д. имеет свою специфику;
  4.  вышестоящая форма Д. несводима (не редуцируема) к нижестоящей, хотя и включает ее.

В настоящем выделяют три основные группы форм Д.:

  1.  В неорганической П. (пространственные перемещения; Д. элементарных частиц и полей, атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах)
  2.  В живой П. (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей Б. с природными системами Земли и с обществом).
  3.  В обществе (все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек).

«Д. в пространстве» — синтез моментов перемещения и покоя.

«Д. во времени» — синтез моментов изменения и сохранения.

Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения.

Все изменения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные связаны с изменениями наблюдаемого объекта в пространстве. Качественные - с перестройкой структуры объекта, а по сути превращения его в другой объект. Высшим типом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы Д. в другую. Прогресс и регресс — две тенденции развития.

Важнейшим условием протекания (осуществления) развития является время. Время выявляет направленность развития и его необратимость. Поскольку само время долго сохраняло проблематичность, то идея единства развития и времени была востребована только после публикации работы И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где автор обосновал представление о Земле и Солнечной системе как о ставших во времени из первоначальной пылевой туманности.

Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосовершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24825. «Косцы» («Страдная пора») 1887 762 KB
  После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи еще мы видим на картине голубые цветы васильков белые лепестки ромашек и одиноко чернеющий репейник. Женщины изображенные на картине занимаются тем что собирают скошенную рожь и вяжут из нее снопы. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием которое отражено на картине Мясоедова.
24826. МЯСОЕДОВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1834–1911) 114 KB
  Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских многие из них характерны и колоритны. Мясоедов занимался также и гравированием крепкой водкой офортом. Кроме того Мясоедов писал и религиозную живопись см. Умер Мясоедов в Полтаве 17 30 декабря 1911.