89487

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления

Доклад

Логика и философия

среда обитания человека П. Последняя в свою очередь имеет две ступени развития: все живые организмы кроме человека и человек разумный. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. которая вовлечена в общественное производство а также опредмеченного труда и знаний навыков человека.

Русский

2015-05-12

43.78 KB

1 чел.

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления. 

В широком смысле понятие П. (то, что находится при роде человеческом) обозначает весь мир, всё сущее, «великое целое» (Гольбах). Совпадает с категориями бытия, Универсума, реальности, Вселенной, космоса. Представители различных наук прибегают к определению понятия П. в узком смысле – естеств. среда обитания человека, П. соотносится с понятием «общество» и выражает весь материальный мир за исключением общества.

П. включает в себя два уровня развития – неживая П. (абиотическая материя) и живая П. (биосфера). Последняя, в свою очередь, имеет две ступени развития: все живые организмы, кроме человека, и человек разумный. В процессе эволюции чел приобрёл способность к реакции на изменения в окружающей среде. Тем самым он как бы выделился из П., одновременно оставаясь её частью. П. создала разумное существо, постигая, таким образом, самое себя.

В философии истоки понятия П. связывают с древнегреческим термином фюсис: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста и т.п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений П. - от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате П. понимается им как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ.

В античной натурфилософии П. понимается как совершенный, упорядоченный космос («макрокосм»), противоположный хаосу. В христианской философии Средневековья всё, что касалось П. и её изучения должно было погрузиться во мрак забвения и неизвестности. П. – результат божественного творения, нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой от бога. П. имела значение суетного, несущественного, конечного. Возрождение трактует П. как источник радости и эстетического наслаждения. В Новое время П. как объекта естествознания.

Философия П. входит неотъемлемой частью и в русскую философскую традицию. Идея мудрого управления всеми природными силами, вплоть до космических, составляет суть философии общего дела Фёдорова. В регуляции естественных сил П. он видит «внесение в П. воли и разума», процесс одухотворения П. Аналогичным образом Соловьёв считает, что без любви к П. нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни.

П. как среда обитании: естественная и искусственная, или «вторая», П. (Маркс). Искусственная П. - синтез той части естественной П., которая вовлечена в общественное производство, а также опредмеченного труда и знаний, навыков человека. Естесств. П. обеспечивает искусственной объективную реальность, иск. П. - задает определенную направленность. Как и естественная П., вторая П. может также выступать объективным условием последующей деятельности людей. Но это уже не природное условие, а социально-историческая предпосылка деятельности людей.

В современной культуре наряду с понятием П. используется категория образа П. (в естествознании – картины П. - система представлений о П., сформированных в той или иной конкретной науке). Образ П. задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет представления общества о прир. среде и способах ее освоения.

4 типа взаимодействияя общества с П.:

1. присваивающий (для первобытного общества); 2. производящий (аграрная экономика, индустриальное производство); 3. подчиняющий (капитализм); 4. НТР (2-я п. 50х гг. ХХ) - проблема ограниченности природных ресурсов

Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в П. Современное естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физ, хим, био, космологических и др. Структура естествознания является непосредственным отражением логики П. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе.

Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. фр. Ламарком в труде но гидрогеологии для обозначения совокупность живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня Б. это: совокупность всех организмов + область современной жизни + особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания + результат истор. взаимодействия живого и неживого. У Вернадского ноосфера — это качественно новый этап эволюции Б., определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. Ноосфера предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к П.

Концепция К. базируется на принципах, согласно кот. чел-во, изменяя Б. для приспособления ее к своим потребностям, д. изменяться и само с учетом объективных требований П. Речь идет о становлении новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Стратегией перехода к режиму К. является разработка экоэтики


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40508. Специфика фольклора 34.5 KB
  широких народных масс = коллективное творчество устное художественное творчество может рассматриваться: с точки зрения этнографии все проявления отдельно словесное творчество с точки зрения этнологии все проявления вместе Фольклор обладает свойствами качествами которых больше нигде нет которые в совокупности дают специфику фольклора: 1 Устность. Аргументы: исторические потому что раньше письменности социальные крестьяне неграмотные коммуникационная ситуативное внутренней стороны устности: устность может...
40509. Фольклористика XVIII века 23 KB
  Параллельно с этим шла публикация того что было собрано: Чулков Собрание разных русских песен 1776 Лёвшин Русские сказки 1780 Львов Собрание русских народных сказок с их голосами 1790 Но в этих сборниках было мало собственно русского фольклора: не выработали принципы по которым отбирать произведения для публикации конъюнктура Появление имперского сознания повлекло за собой стремление понастоящему узнать самое себя свою сущность. Итог: сборник Кирши Данилова Древние российские стихотворения 1804 в котором...
40510. Школа заимствования в русской фольклористике 20 KB
  Принципы Произведения одни и те же у разных народов. Причины сходства: одна прародина всех народов и всех фольклорных текстов обмен фольклорными богатствами в результате контакта между народами Недостатки Народы только и делают что заимствуют друг у друга фольклор = у народов нет своих национальных корней но это преувеличение.
40511. Радищев и фольклор 20.5 KB
  Радищев и фольклор. Концепция Радищева – вершина русской фольклористики XVIII века. Радищев как и многие другие интересуется фольклором. Фольклор выражает идеологию и психологию коллективное бессознательное народа.
40512. Анализ волшебно-сказочного сюжета по выбору студента 36.5 KB
  Фундаментальная оппозиция свой чужой определяет как известно всю поэтику и проблематику волшебной сказки. При этом оппозиция братьев осложняется тем что Иван–царевич в первой части сказки по терминологии В. В результате возникает как уже отмечалось подробно разработанная на разных уровнях система отражающая все важные для фольклорной сказки аспекты природный природносоциальный семейнородственный и родственный в смысле учения Н. Противоречие между метафизическим и бытовым уровнями мировосприятия отличающимися друг от друга как...
40513. Былины Киевского цикла 20 KB
  Три типа персонажей: князь Владимир богатыри враги Князь Владимир – центральный персонаж но богатырь – главный герой.
40515. Былички 21.5 KB
  Былички. Былички – истории о покойниках леших домовых – память о древнеславянской мифологии. Былички – мифологические рассказы о духах природы и домашнего очага. По композиции былички: мемораты – воспоминания о встрече; фабулаты – есть сюжет повествование.
40516. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ 320 KB
  Шаповал ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Новосибирск 2002. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ Понятие генеалогической классификации Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого часто реконструируемого специальными способами языка который получает название праязык. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и...