89487

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления

Доклад

Логика и философия

среда обитания человека П. Последняя в свою очередь имеет две ступени развития: все живые организмы кроме человека и человек разумный. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. которая вовлечена в общественное производство а также опредмеченного труда и знаний навыков человека.

Русский

2015-05-12

43.78 KB

1 чел.

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления. 

В широком смысле понятие П. (то, что находится при роде человеческом) обозначает весь мир, всё сущее, «великое целое» (Гольбах). Совпадает с категориями бытия, Универсума, реальности, Вселенной, космоса. Представители различных наук прибегают к определению понятия П. в узком смысле – естеств. среда обитания человека, П. соотносится с понятием «общество» и выражает весь материальный мир за исключением общества.

П. включает в себя два уровня развития – неживая П. (абиотическая материя) и живая П. (биосфера). Последняя, в свою очередь, имеет две ступени развития: все живые организмы, кроме человека, и человек разумный. В процессе эволюции чел приобрёл способность к реакции на изменения в окружающей среде. Тем самым он как бы выделился из П., одновременно оставаясь её частью. П. создала разумное существо, постигая, таким образом, самое себя.

В философии истоки понятия П. связывают с древнегреческим термином фюсис: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста и т.п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений П. - от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате П. понимается им как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ.

В античной натурфилософии П. понимается как совершенный, упорядоченный космос («макрокосм»), противоположный хаосу. В христианской философии Средневековья всё, что касалось П. и её изучения должно было погрузиться во мрак забвения и неизвестности. П. – результат божественного творения, нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой от бога. П. имела значение суетного, несущественного, конечного. Возрождение трактует П. как источник радости и эстетического наслаждения. В Новое время П. как объекта естествознания.

Философия П. входит неотъемлемой частью и в русскую философскую традицию. Идея мудрого управления всеми природными силами, вплоть до космических, составляет суть философии общего дела Фёдорова. В регуляции естественных сил П. он видит «внесение в П. воли и разума», процесс одухотворения П. Аналогичным образом Соловьёв считает, что без любви к П. нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни.

П. как среда обитании: естественная и искусственная, или «вторая», П. (Маркс). Искусственная П. - синтез той части естественной П., которая вовлечена в общественное производство, а также опредмеченного труда и знаний, навыков человека. Естесств. П. обеспечивает искусственной объективную реальность, иск. П. - задает определенную направленность. Как и естественная П., вторая П. может также выступать объективным условием последующей деятельности людей. Но это уже не природное условие, а социально-историческая предпосылка деятельности людей.

В современной культуре наряду с понятием П. используется категория образа П. (в естествознании – картины П. - система представлений о П., сформированных в той или иной конкретной науке). Образ П. задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет представления общества о прир. среде и способах ее освоения.

4 типа взаимодействияя общества с П.:

1. присваивающий (для первобытного общества); 2. производящий (аграрная экономика, индустриальное производство); 3. подчиняющий (капитализм); 4. НТР (2-я п. 50х гг. ХХ) - проблема ограниченности природных ресурсов

Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в П. Современное естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физ, хим, био, космологических и др. Структура естествознания является непосредственным отражением логики П. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе.

Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. фр. Ламарком в труде но гидрогеологии для обозначения совокупность живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня Б. это: совокупность всех организмов + область современной жизни + особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания + результат истор. взаимодействия живого и неживого. У Вернадского ноосфера — это качественно новый этап эволюции Б., определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. Ноосфера предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к П.

Концепция К. базируется на принципах, согласно кот. чел-во, изменяя Б. для приспособления ее к своим потребностям, д. изменяться и само с учетом объективных требований П. Речь идет о становлении новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Стратегией перехода к режиму К. является разработка экоэтики


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31039. История постсоветской России 51.5 KB
  Распад СССР означал для России резкое сокращение экономического потенциала и обороноспособности страна оказалась отодвинутой на северовосток в глубь Евразии потеряв половину морских портов и торговый флот на западе Прибалтика и юге Украина Закавказье. Он давал соседям России возможности использовать в своих интересах ее неожиданную и временную слабость и на переговорах шел на значительные уступки особенно Соединенным Штатам. В конце 1991 – начале 1992 Ельцин сделал специальное заявление что ядерные ракеты отныне не направлены на США...
31040. Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хозязствово, быт, культура, религия 33 KB
  Восточные славяне: територия хозво быт культура религия. Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. Как самостоятельные народы начали свое существование греки латины славяне и др. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне поляки чехи словаки южные болгары сербы хорваты и др восточные русские украинцы белорусы.
31041. Центры зарождения славянской государственности. Полемика историков вокруг проблемы образования Древнерусского гос-ва. Политика первых правитиелей Руси: Олега, Игоря, Ольги, Святослава 31.5 KB
  Главными проблемами являются вопросы о причинах возникновения госва Русь кто такие русыи откуда взялось название страны Русь кто были варяги. Немецкие ученые Байер и Миллер считали что слово русь означало название варяжского племени пришедшее с Рюриком что Древнерусское госва было создано норманнамиварягами. Название русь он связал с древним народом сарматамироксаланами и с названием реки Рось. В современной отечественной и зарубежной науке большинство ученых склоняется к мнению о скандинавском происхождении термина русь.
31042. Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром. Внешняя и внутренняя политика. Крещение и распространение христианства на Руси 31 KB
  Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром. шла междоусобица сыновей Святослава которую выиграл Владимир9801015. При Владимире завершилось объединение восточнославянских земель. При Владимире в Древнерусское госво вошли червенские земли земли радимичей северных угрофинов и др.
31043. Древнерусское общество и государство в 9-12 веках 31 KB
  Завещание разделило русскую землю на уделы. Это означало окончательный распад Руси на уделы. Постепенно малые бедные окраины стали превращаться в цветущие и сильные уделы. Многие уделы он сконцентрировал в руках своих сыновей.
31044. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли 33 KB
  Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.
31045. Русь в международных отношениях 11-13веков: отношения с Великой Степью, Византией и Западной Европой 30.5 KB
  Первая встреча русских с монголотатарами произошла 31 мая 1223г. Впоследствии установилась зависимость русских земель от державы Батыя продлившаяся для СевВост Руси до 1480г а для Южной – до 1362г. Эти 2 победы были очень важны: они прервали череду поражений русских для церкви же особенно было важно недопущение католического влияния на русских землях.
31046. Альтернативы объединительных процессов на Руси. Центры объединения русских земель в 14-15веках. Московская и Литовская Русь 31 KB
  Альтернативы объединительных процессов на Руси. Главными центрами объединения Руси выступили в 14в. Но реализовать свой шанс на объединение всей Руси этому княжеству не удалось во многом решающую роль здесь сыграли религиозные противоречия и сближение Литвы с Польшей что впоследствии преобразится в Речь Посполитую1569г. В Москву же была перенесена резиденция митрополита всея Руси.
31047. Природа социально-политического строя Московской Руси в 15-16веках. Российское гос-во при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления, доктрина Москва – Третий Рим, нарпавленность внешней политики 30 KB
  Российское госво при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления доктрина Москва – Третий Рим нарпавленность внешней политики. москвичи осадили Тверь и с этого момента ученые обычно отсчитывают историю единого Московского госва. При Иване 3 уделов не стало он оказался государем всея Руси. Для централизованных стран харрно: сильный гос аппарат в центре чиновничество единое войско законодательство суд единообразное налогооблажение.