89487

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления

Доклад

Логика и философия

среда обитания человека П. Последняя в свою очередь имеет две ступени развития: все живые организмы кроме человека и человек разумный. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. которая вовлечена в общественное производство а также опредмеченного труда и знаний навыков человека.

Русский

2015-05-12

43.78 KB

1 чел.

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления. 

В широком смысле понятие П. (то, что находится при роде человеческом) обозначает весь мир, всё сущее, «великое целое» (Гольбах). Совпадает с категориями бытия, Универсума, реальности, Вселенной, космоса. Представители различных наук прибегают к определению понятия П. в узком смысле – естеств. среда обитания человека, П. соотносится с понятием «общество» и выражает весь материальный мир за исключением общества.

П. включает в себя два уровня развития – неживая П. (абиотическая материя) и живая П. (биосфера). Последняя, в свою очередь, имеет две ступени развития: все живые организмы, кроме человека, и человек разумный. В процессе эволюции чел приобрёл способность к реакции на изменения в окружающей среде. Тем самым он как бы выделился из П., одновременно оставаясь её частью. П. создала разумное существо, постигая, таким образом, самое себя.

В философии истоки понятия П. связывают с древнегреческим термином фюсис: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста и т.п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений П. - от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате П. понимается им как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ.

В античной натурфилософии П. понимается как совершенный, упорядоченный космос («макрокосм»), противоположный хаосу. В христианской философии Средневековья всё, что касалось П. и её изучения должно было погрузиться во мрак забвения и неизвестности. П. – результат божественного творения, нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой от бога. П. имела значение суетного, несущественного, конечного. Возрождение трактует П. как источник радости и эстетического наслаждения. В Новое время П. как объекта естествознания.

Философия П. входит неотъемлемой частью и в русскую философскую традицию. Идея мудрого управления всеми природными силами, вплоть до космических, составляет суть философии общего дела Фёдорова. В регуляции естественных сил П. он видит «внесение в П. воли и разума», процесс одухотворения П. Аналогичным образом Соловьёв считает, что без любви к П. нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни.

П. как среда обитании: естественная и искусственная, или «вторая», П. (Маркс). Искусственная П. - синтез той части естественной П., которая вовлечена в общественное производство, а также опредмеченного труда и знаний, навыков человека. Естесств. П. обеспечивает искусственной объективную реальность, иск. П. - задает определенную направленность. Как и естественная П., вторая П. может также выступать объективным условием последующей деятельности людей. Но это уже не природное условие, а социально-историческая предпосылка деятельности людей.

В современной культуре наряду с понятием П. используется категория образа П. (в естествознании – картины П. - система представлений о П., сформированных в той или иной конкретной науке). Образ П. задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет представления общества о прир. среде и способах ее освоения.

4 типа взаимодействияя общества с П.:

1. присваивающий (для первобытного общества); 2. производящий (аграрная экономика, индустриальное производство); 3. подчиняющий (капитализм); 4. НТР (2-я п. 50х гг. ХХ) - проблема ограниченности природных ресурсов

Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в П. Современное естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физ, хим, био, космологических и др. Структура естествознания является непосредственным отражением логики П. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе.

Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. фр. Ламарком в труде но гидрогеологии для обозначения совокупность живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня Б. это: совокупность всех организмов + область современной жизни + особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания + результат истор. взаимодействия живого и неживого. У Вернадского ноосфера — это качественно новый этап эволюции Б., определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. Ноосфера предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к П.

Концепция К. базируется на принципах, согласно кот. чел-во, изменяя Б. для приспособления ее к своим потребностям, д. изменяться и само с учетом объективных требований П. Речь идет о становлении новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Стратегией перехода к режиму К. является разработка экоэтики


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60932. Система освіти в Україні, Великобританії та США 669.5 KB
  Мета: навчати учнів вести бесіду за темою та вживати нові ЛО в мовленні; розширювати пасивний словниковий запас; розвивати навички аудіювання та діалогічного мовлення, вміння включати нові ЛО в мовленнєву ситуацію; прищеплювати культуру колективної співпраці та повагу до думки співрозмовника.
60934. Будова клітин прокаріотів і еукаріотів 90 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про будову клітин прокаріот і еукаріот; розвинути практичні вміння самостійно досліджувати ці клітини і вивчати їхню будову виявляти характерні риси прокаріот і еукаріот порівнювати і робити висновки про еволюцію клітин...
60935. Київська міська організація Профспілки працівників освіти і науки України: «В єдності наша сила» 67.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів стосовно діяльності КМОППОіНУ у сфері захисту соціальноекономічних трудових та культурних прав освітян. Визначити перспективи розвитку профспілки на майбутнє.
60936. Процедуры без параметров. Примеры написания и вызова 78.5 KB
  Каким бы универсальным ни был язык программирования, для решения задач в конкретной предметной области он неполон, по-этому даже простые действия над данными могут определяться громоздкими конструкциями.
60937. Прошедшее время в иврите 1.32 MB
  В иврите при использовании глаголов в прошедшем времени нет надобности в местоимениях поэтому в большинстве случаев принято их не использовать.