89488

Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира

Доклад

Логика и философия

НКМ: выступает как целостный образ мира включающий представления о природе и обществе; применяется для обозначения системы представлений о природе складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний или знаний полученных в гуманитарных и общественных науках; видение предмета конкретной науки которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках П. Этапы НКМ: НКМ додисциплинарной науки ...

Русский

2015-05-12

38.59 KB

0 чел.

Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира. 

Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

НКМ:

  1.  выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе;
  2.  применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (или знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках);
  3.  видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках П., таких как материя, Д., пространство, время и пр.

Этапы НКМ:

  1.  НКМ додисциплинарной науки - связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира (Галилей, Декарт, Бруно, Браге, Ньютон).
  2.  НКМ дисциплинарно-организованной науки - возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя специальную НКМ.
  3.  современная НКМ - научная революция к.19-н.20 в. (некласс.) + конец ХХ в. (постнекласс.)

В основе постнеклассицизма лежит принцип ГЭ (универсального эволюционизма) – методологическая основа соврем. НКМ (последняя треть ХХ в.).

Идея ГЭ - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до Б. и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков - элементарных частиц, а из совокупности процессов - вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир - уже не объект, а субъект.

Принципы ГЭ (Моисеев):

  1.  Вселенная – единая саморазвивающаяся система
  2.  Направленный характер эволюции систем: развитие по пути усложнения, роста разнообразия, уменьшения стабильности
  3.  Случайные факторы во всех эволюц. процессах
  4.  Господство наследственности во Вселенной: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно
  5.  Динамика мира – постоянный отбор системой из множества виртуальных состояний наиболее реальных
  6.  Принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, отсюда будущая эволюция принципиально непредсказуема из-за случайных факторов, действующих во время перехода

Прежде всего, об идее ГЭ стали говорить в аспекте изучения интегративных явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как ГЭ.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2260. Анализ современных дидактических концепций 18.35 KB
  Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных дидактических концепциях.
2261. Способы обращений 22.26 KB
  Цели урока: активизация навыков диалогической речи, коррекция работы с текстом, знакомство со страноведческим материалом.
2262. Виховна година з теми: Державний Прапор України – святиня нашого народу 21.84 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією створення Прапора України, виховувати патріотизм і національну гідність.
2263. Описание и принцип работы электрической принципиальной схемы станка 2Н125 30 KB
  Электрооборудование станка включает в себя трёхфазный короткозамкнутый асинхронный электродвигатель вращения и рабочей подачи шпинделя, электронасос охлаждения, электроаппаратуру управления.
2264. Типичные причины и виды конфликтов 47.93 KB
  В данной работе излагаются ключевые проблемы конфликтов в организации. Раскрываются основные понятия конфликтов, их сущность. Рассматривается основные виды конфликтов в организации, точки зрения организационных уровней, по сфере возникновения и развития, по отношению к отдельному субъекту
2265. Изгибающий момент 47.34 KB
  Определяем опорные реакции, используя вторую форму условий равновесия. Для определения поперечной силы Q и изгибающего момента M воспользуемся методом сечений.
2266. Франкфуртская школа (критическая социология) 64 KB
  Франкфуртская школа складывается в самостоятельное направление в 30-40-е гг. XX столетия на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия).
2267. Права и обязанности детей и родителей 65.5 KB
  Сущность и анализ основных прав и обязанностей детей. Основные права и обязанности детей. Практика Европейского суда по защите прав детей. Сущность и анализ основных прав и обязанностей родителей. Основные права и обязанности родителей. Практика Европейского суда по правовым вопросам родителей.
2268. Синхронизация процессов. Обмен данными между процессами 56 KB
  Цель работы: получить представление о сигналах в операционной системе UNIX и способах их перехвата и обработки, а также о синхронизации процессов при помощи сигналов и обмене данными между процессами с использованием разделяемой памяти.