89489

Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики

Доклад

Логика и философия

ское выражение в учении Сократа выработавшего ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Реальная история стран народов осмысливалась как воплощение развития духа идей. фского мировоззрения метод изучения различных явлений раскрытия закономерностей тенденций развития и революционного преобразования действительности.

Русский

2015-05-12

43.59 KB

0 чел.

Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.

Понятие Д, (от греч. искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории Ф. в разных значениях.

1. Родилось оно в древнегреческой культуре, где — с развитием античной демократии — стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и т.о. приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V — начале IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу ?, стремясь понять альтернативные т.зр. и доказать преимущества своих собственных позиций. Под Д. понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему.

Практика общественной полемики получила ф.ское выражение в учении Сократа, выработавшего ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений.

2. Вершиной средневековой Д. стали труды Пьера Абеляра. Свою книгу «Да и нет» он построил по античному образцу, как систему ?, задаваемых учителем, и ответов учеников. Учитель подводил учеников к заведомо неверному выводу, а потом бесспорным доводом опровергал их рассуждения, заставлял принять свою точку зрения.

В средние века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Но, несмотря на эту ограниченную цель, оно внесло определенный вклад в европейскую культуру и содействовало подготовке той современной формы диалога, которая используется в наши дни в продуктивных научных, ф-ских, экономических, юр. и других дискуссиях.

Формирование Д. прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют:

1. Д. древних философов. Древние диалектические учения, как правило, базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций.

2. идеалистическую Д. класс. немецкой Ф. Д. в ее зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы Д. впервые предстала в идеалистической Ф. Гегеля. Постоянное движение, изменение ф. находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в дух. К.. Гегель проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.

3. материалистическую Д. Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Материалистическая диалектика составляет ядро Маркс. ф-ского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через Д форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир. Д. — несомненное достижение культуры. Гибкое, творческое мышление все больше осознается сегодня как общечеловеческая ценность.

Особенности соц. Д. (по учебнику Харина)

Чел. общество- сложная динамическая система матер. и дух. отношений индивидов и соц. групп.

Потребности, цели, ценности, воля, разум, чувства, характер практических действий присущи обществу в отличие от природы.

Соц. общности (нации, государства), объединенные на основе матер. производства – фактор объективной Д. общ. развития. Чел. качества значительно изменяют действие всеобщих законов развития.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60283. Державні і народні символи України, та їх історичне походження 60 KB
  Мета. Ознайомити дітей з національними та народними символами України; формувати національну свідомість школярів; виховувати почуття любові до своєї землі; виховувати патріотів рідної держави, повагу до її символів, розширювати пізнавальні інтереси школярів.
60284. Внеклассное мероприятие: За здоровый образ жизни 159.5 KB
  Цель: научить детей вести здоровый образ жизни Задачи: пропаганда здорового образа жизни; закрепление знаний правил личной гигиены; развитие общей культуры личности учащихся, расширение кругозора...
60285. Свято «У чистій воді риби багато, у доброзичливої людини друзів багато» 141.5 KB
  Мета: шляхом створення психологічних ситуацій вибору підвести учнів з мовленевими вадами до розуміння важливості взаємодопомоги в колективі; сприяти створенню дружнього дитячого колективу, виховувати чемне ставлення учнів одне до одного.
60286. Урок мужества: «Эхо победы» 108 KB
  Выходит 1 группа детей: Отгремели давно залпы наших орудий А в воронке от бомбы трава мурава Но войну не забыли суровые люди И смеются сквозь слезы Ведь память жива Они помнят походы и дальние страны И простые от сердца народа слова.
60287. Корисні і шкідливі звички 54 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про корисні та шкідливі звички; виховувати негативне ставлення до шкідливих звичок бажання вести здоровий спосіб життя. Є звички квітки звички як дуби є гарні звички звички є погані.
60288. ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ! 65 KB
  Отгадать загадку просит: Кто художник этот 1 Кто сегодня в парке нашем Листья красками раскрасил И кружит их с веток сносит Это наступила осень 2 От дождя деревья мокнут Лужи всё никак не сохнут.
60289. Сценарій математичного свята “Веселі змагання” 172.5 KB
  Діти ви захочете допомогти принцесі і визволити її з полону Для цього треба розвязати математичні завдання. А на дверях 10 замків щоб зняти замки треба їх розкодувати а для цього розвязати певні завдання.
60290. Класифікація та причини виникнення надзвичайних ситуацій мирного часу 99 KB
  Надзвичайні ситуації природного характеру розрізняють на: ситуації 1 Геологічного походження землетруси обвали природного 2 Мете реологічного смерчі бурі урагани зливи ожеледь морози характеру...
60291. ПОЭЗИЯ И РУССКИЙ РОМАНС (А. ФЕТ и Ф. ТЮТЧЕВ) 6.03 MB
  Стоит учесть, что лирика не терпит аналитического препарирования. Многие старшеклассники иронично относятся к открытому проявлению эмоций, стесняются проявить их. А уж русский романс они вообще не знают.