89491

Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей

Доклад

Логика и философия

Закон единства и борьбы противоположностей. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. это взаимодействие противоположностей относящихся к разным объектам например между обществом и природой организмом и средой и т. Возможность и необходимость антагонизма в диалектике единства и борьбы противоположностей.

Русский

2015-05-12

41.81 KB

2 чел.

Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.

. Диалектическое П. — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же t предполагают, друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — это сторона П.. Следовательно, диалектическое П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем обострения П. является конфликт.

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Характер П. зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается борьба. Различают внутренние и внешние, антагонистические и не антагонистические, основные и не основные, главные и неглавные П..

Внутренние П. — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных (внутривидовая борьба), внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием; его с внешними условиями, со средой.

Внешние П.—это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например, между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии являются, в конечном счете, внутренние П..

Антагонистические П. это взаимодействие между непримиримо враждебными соц-ыми группами и силами.

Соц. П. (по учебнику Харина)

П. в обществе=соц. П. возникают только посредством деятельности человека, развиваются и решаются тоже в действиях (причина и результат одновременно)

Особенности С.П.

1. Человек включен в саму структуру С.П. Субъекто-объектный характер П. П. чел. жизни могут и возникать и решаться без участия самого чела, могут возникнуть независимо от чела, но решаются только им самим, могут быть и созданы и решены только самим челом.

Виды С.П. : полит, эк, иделог, религ (по виду общ. отношений);; общечел=глобал, класс, межнационал, групп, личност (по субъекту-носителю).

2. П. имеет соц. объемность и действует в 3 плоскостях. 1) уровень объективных общ. отношений 2) П. потребностей и интересов людей 3) практические действия людей

С.П. – П. по поводу собственности, прир. ресурсов, полит. Власти, нац. суверенитета, иделогии, культуры, техники, религии, свободы, равенства, соц. справедливости…

3. Возможность и необходимость антагонизма в диалектике единства и борьбы противоположностей.

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание — эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны (скоррелированы) между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное — с бесконечным, прогресс — с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон Б.. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.

Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей.

Единство противоположностей — эффективный способ познания самых различных явлений, процессов. Так, осмысление познавательного процесса связано с разграничением и многоплановым, конкретным соотнесением его компонентов, аспектов, ур. — чувственного и логического, опытного и теоретического, субъективного и объективного.