89491

Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей

Доклад

Логика и философия

Закон единства и борьбы противоположностей. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. это взаимодействие противоположностей относящихся к разным объектам например между обществом и природой организмом и средой и т. Возможность и необходимость антагонизма в диалектике единства и борьбы противоположностей.

Русский

2015-05-12

41.81 KB

2 чел.

Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.

. Диалектическое П. — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же t предполагают, друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — это сторона П.. Следовательно, диалектическое П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем обострения П. является конфликт.

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Характер П. зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается борьба. Различают внутренние и внешние, антагонистические и не антагонистические, основные и не основные, главные и неглавные П..

Внутренние П. — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных (внутривидовая борьба), внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием; его с внешними условиями, со средой.

Внешние П.—это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например, между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии являются, в конечном счете, внутренние П..

Антагонистические П. это взаимодействие между непримиримо враждебными соц-ыми группами и силами.

Соц. П. (по учебнику Харина)

П. в обществе=соц. П. возникают только посредством деятельности человека, развиваются и решаются тоже в действиях (причина и результат одновременно)

Особенности С.П.

1. Человек включен в саму структуру С.П. Субъекто-объектный характер П. П. чел. жизни могут и возникать и решаться без участия самого чела, могут возникнуть независимо от чела, но решаются только им самим, могут быть и созданы и решены только самим челом.

Виды С.П. : полит, эк, иделог, религ (по виду общ. отношений);; общечел=глобал, класс, межнационал, групп, личност (по субъекту-носителю).

2. П. имеет соц. объемность и действует в 3 плоскостях. 1) уровень объективных общ. отношений 2) П. потребностей и интересов людей 3) практические действия людей

С.П. – П. по поводу собственности, прир. ресурсов, полит. Власти, нац. суверенитета, иделогии, культуры, техники, религии, свободы, равенства, соц. справедливости…

3. Возможность и необходимость антагонизма в диалектике единства и борьбы противоположностей.

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание — эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны (скоррелированы) между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное — с бесконечным, прогресс — с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон Б.. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.

Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей.

Единство противоположностей — эффективный способ познания самых различных явлений, процессов. Так, осмысление познавательного процесса связано с разграничением и многоплановым, конкретным соотнесением его компонентов, аспектов, ур. — чувственного и логического, опытного и теоретического, субъективного и объективного.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3767. Національна символіка України 4.39 MB
  Національна символіка України Згадаймо, як 26 квітня 1989 року на велелюдному мітингові, що зібрався на площі Ринок у Львові з нагоди третьої річниці Чорнобильської аварії, замайоріли синьо-жовті прапори з жалобними стрічками. А кілька днів по тому...
3768. Нерудні корисні копалини Дніпропетровщини 10.09 MB
  Нерудні корисні копалини Мета: Поглибити та систематизувати знання про групи нерудних корисних копалин України, Дніпропетровщини, Кривого Рогу. Їх розміщення та використання. Формувати світогляд на основі пізнання світу, сформувати в учн...
3769. Українське відродження або нова русифікація 1.49 MB
  Вступ День 2 листопада 1998 р. починався як звичайний робочий день, котрі заповнюють більшість нашого життя. Залишилася в минулому виборча лихоманка, а Верховна Рада України, нарешті, пережила "спікеріаду" й занурилася до роботи. Здавалося, що на як...
3770. Звукоподражание в современном английском языке 157 KB
  Введение Настоящая курсовая работа посвящена изучению агломератов английских звукоподражательных единиц. Основные понятия настоящей работы: Звукоподражание (ономатопея) – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некото...
3771. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека 589 KB
  Введение. В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выр...
3772. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть 120.5 KB
  Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть Методический замысел урока: Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына ...
3773. Комп’ютерне моделювання в економіці 100.33 KB
  Розв'язання засобами сучасних комп'ютерних технологій укономічних та інженерних задач, що моделюються сумісними системами лінійних алгебраїчних рівнянь.
3774. Food. Yummy, yummy 74.5 KB
  Food. Yummy, yummy Цель: Формирование лексико-фонетических, грамматических умений и навыков. Главные основания выбора замысла урока. Место данного урока в системе уроков, его связь с предыдущими и последующими уроками. Данный урок являе...
3775. ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО 45 KB
  Внеклассное мероприятие по ОБЖ Правила дорожные знать каждому положено Цель: Актуализация знаний правил дорожного движения Развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции. Воспитание умения работать в колл...