89492

Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм

Доклад

Логика и философия

Определять противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. утверждает объективный характер причинности. характерно отрицание всеобщего характера причинности в крайней форме отрицание причинности вообще. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности описывает мои строго динамическими законами механики что ведет к отождествлению причинности о необходимостью и отрицанию объективного характера случайности.

Русский

2015-05-12

41.98 KB

0 чел.

Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение):

  1.  Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления;
  2.  Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Существенными принципами диалектики является утверждение всеобщей связи и взаимозависимости явлений, а также их развития, осуществляющегося через противоречие. Отсюда характерные для диалектики принцип, требующий учета всех (могущих быть выделяемыми на данной ступени познания) сторон и связей изучаемого предмета с др. предметами; принцип, требующий рассмотрения предметов в развитии.

Детерминизм и индетерминизм (лат. определять)- противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности. Для И., характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии о уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описывает мои строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности о необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована Лапласом (отсюда др. наименование механического Д. - лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д.: не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе о тем было истолковано идеалистической философией в духе И.: (выводы о «свободе воли» электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее о необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Борьба Д. и п., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. буржуазная философия широко пропагандирует И. в социологии в форме волюнтаризма, эмпиризма.

Выделяют следующие элементы диалектики: принципы, идеи, законы, концепции.

Принцип – основополагающая идея диалектики, придающая философскому знанию идейность и целостность. Издавна в истории философии под принципом понималось нечто первоначальное, не нуждающееся в доказательстве. В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителе выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь).

Идея – это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативную ориентация познавательной и практической деятельности. Среди основных идей особо выделяют принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.

Закон – это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Закон не терпит исключений, при одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. В зависимости от пространства действия разделяют специфические, общие, всеобщие (законы диалектики).

Концепция – это целостный способ понимания действительности посредством объединения в логическую систему на основе какого-либо теоретического принципа соответсвующих категорий и законов. В философии возможны различные концепции (концепция материи, сознания, причинности…). Фундаментальными концепциями материалистической диалектики являются концепции детерменизма и развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23717. Значение выражения, урок рефлексии 59 KB
  Повторить и закрепить понятия буквенного и числового выражения взаимосвязь между арифметическими действиями решение уравнений на сложение и вычитание алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Здравствуйте ребята Чему мы учились на прошлых уроках Составлять читать и записывать математические выражения. В каком виде мы записывали ответ В виде числового или буквенного выражения.
23718. Значение выражения 66 KB
  – Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. – Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.
23719. Метод весов 52.5 KB
  – Решите уравнение: а методом проб и ошибок; б методом перебора: 3. Решите уравнение: 3а 33 = 8а 8 3. – Чем отличается это уравнение от уравнений которые решали раньше В этом уравнении переменная стоит в обеих частях уравнения. – Как же быть Надо найти способ который позволит решить такое уравнение.
23720. Метод перебора 76.5 KB
  – Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. – Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x – 1y 6 = 252 – Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. – Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  – Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел – Назовите самое большое число из данного ряда. 109 – Назовите самое маленькое число из этого ряда. – Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b – Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. – Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. – Подберите корень уравнения: – Объясните способ решения который вы использовали. – А есть ли у этого уравнения другие корни 3.
23723. Метод проб и ошибок 69.5 KB
  Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b – Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. – Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.
23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x – площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.
23725. Перевод условия задачи на математический язык 53 KB
  Длина в м Ширина в м Площадь в м2 В классе даются разные ответы возможно кто – то из учащихся совсем не сможет выполнить задание. – Почему в классе разные результаты – Что общего и чем отличается данная задача от тех которые мы решали на прошлом уроке Общее то что в этой задаче неизвестна ни длина ни ширина прямоугольника а только известно что длина на 3 м больше ширины а отличаются эти задачи схемой для данной задачи схемой будет таблица. Возможны варианты: Длина в м Ширина в м Площадь в м2 x 3 x xx 3 или 70...