89497

Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности

Доклад

Логика и философия

Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Понятие личности связано с понятием индивида.

Русский

2015-05-12

43 KB

1 чел.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности. 

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории.

Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Понятие личности связано с понятием индивида.

Индивид - отдельно взятый человек, представитель общества.

Личность - особая характеристика человека и она формируется в единстве 3-х факторов (личностная триада): 1) наследственность, 2) воздействие социальной среды, 3) собственное "я", собственные усилия. Личность - психо-социо-духовные качества человека (определение Харина Ю.А.).

Признаки личности (необходимые качества): 1) разумность, 2) ответственность, 3) свобода, 4) индивидуальность, 5) личное достоинство, 6) соотношение успех/притязания, 7) интенциальность (с латинского стремление) - следование правилам и регулятивам сообщества, понимание правил, способность выбирать решения, 8) устойчивость к враждебности, 9) я - как интеграция всех выше перечисленных качеств, 10) выполнение социальной роли.

Личностью не рождаются, а становятся. Личность - продукт и объект общества, а также субъект своей активной деятельностью воздействующий на окружающую среду. Маркс: "Сущность личности составляют не ее природные качества, а социальные качества" (способности, интересы, мораль..). Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Социальные качества личности проявляются в е действиях, в ее отношениях к другим людям.

Одно из свойств (качеств) личности - ее мировоззрение, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Одновременно с мировоззрением складывается характер личности (сила воли). Особый компонент личности - ее нравственность.

Кроме социальных качеств в личности проявляется ее уникальность, которая связана с 1) наследственными особенностями, 2) условиями миркросреды, в которых она развивается, 1),2) вместе с деятельностью личности в этих условиях создают личностный опыт. Единство всего этого и формирует индивидуальность (человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей) личности. Существуют различные концепции личности:

1) религиозная (Бердяев). Суть личности раскрывается через ее отношение к Богу, т.е. личность- это "самость" (я), которая стоит перед Богом. Отказываясь от Бога, человек отказывается от собственной божественной личности.

2) натуралистическая (Скиннер) - "личность это репертуар поведения". Человек как машина, действия которой - результат внешнего воздействия.

3) психофрейдистская (Фромм): "личность целостность врожденных и приобетенных качеств", т.е. личность определяется психологией человека и социальными факторами.

4) социологическая "личность - идеализированная совокупность общественных отношений".

5) предметно-деятельная - "личность это то, что человек делает из себя" (Леонтьев).

Струтура личности Личность представляет собой относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов – структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я. В структуре личности различат 3 уровня деятельности нашего Я (биономно-социальная концепция):

  1.  жизненно-витальные потребности и проявления (биолог.+социабельные – деятельность, общение)
  2.  аксеологические (система ценностей и ориентаций)
  3.  рефлексивные (самосознание, связывающее жизненно-витальный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, сознания, воли).

Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида.

Типология личности Типология - метод научного познавания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология личности является результатом типологического описания и сопоставления характерных признаков.

Социальные типологии исходят из посылки о том, что личность есть продукт общественных отношений, производное социальной среды. (первобытную личность, Личность рабовладельческого общества, личность феодального общества, личность капиталистического общества, социалистическая личность формируется в классовой борьбе). В основе индивидной типологии - рядовая личность, исторические личности, выдающаяся личность.

Социокультурные модусы человеческого бытия Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38328. Маркетинговые исследования 698 KB
  Сущность маркетинговых исследований Маркетинговые исследования mrketing reserch это систематическое и объективное выявление сбор анализ распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем и использования маркетинговых возможностей.Маркетинговые исследования предусматривают идентификацию сбор анализ распространение и использование информации. Следует иметь в виду что как маркетинговая проблема так и маркетинговая возможность трансформируются затем в проблему...
38331. Маркетингова політика комунікацій 1.6 MB
  Котлера слід розглядати маркетингові комунікації як управління процесом прямування товару на всіх етапах перед продажем у момент покупки під час і по завершенню процесу споживання. Важливо пам'ятати що розробка такого комплексу є стратегічно важливою для успішної діяльності по просуванню товару тому що тільки правильне використання засобів комунікації й чітке розміщення акцентів сприяє досягненню цілей фірми. Існують три біієрархічні моделі відповідної реакції споживачів на комунікацію залежно від виду товару й...
38332. Морське право 368 KB
  Вони не встановлювали правовий режим морських просторів оскільки ще не склалися інститути відкритого моря внутрішніх і територіальних вод. Саме в цей період починає формуватися принцип свободи відкритого моря що остаточно сформувався до кінця XVII сторіччя: Його становлення прямо пов'язане з гострою боротьбою між феодальними державами Іспанією і Португалією і державами у котрих активно розвивався капіталістичний засіб виробництва Англією Францією а потім Голландією що виступили за свободу морів. У цей час були початі перші спроби...
38333. Міжнародне право 362.5 KB
  Версії виникнення міжнародного права. Уже в той час союзницькі звязки племен не зводилися лише до турботи про зовнішній захист а містили й безліч інших норм поведінки які закріплюючись із плином часу призвели до появи права у формі звичаю. Також існує дві концепції походження міжнародного права: 1 Позитивістське тлумачення походження міжнародного права Природно правова концепція була першою спробою пояснення походження і сутності міжнародного права. В її розвитку можна виділити послідовні етапи: від пояснення походження міжнародного...
38334. Международное сегментирование 28.06 KB
  Критерии сегментации мирового рынка. Целевой сегмент мирового рынка. Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рас смотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена международная маркетинговая деятельность предприятий.
38335. Міжнародне торгівельне право 293.5 KB
  ТНК як субєкт міжнародного торговельного права: поняття види міжнародноправова регламентація діяльності.Характеристика діяльність регіональних економічних комісій ЕКОСОР в сфері міжнародного торговельного права.Обєкти міжнародного торговельного права: види поняття особливості нормативноправового регулювання. Обєкти МТП будьяка продукція послуги роботиправа інтелектуальної власності призначені для продажу або оплачуваної передачі.
38336. Міжнародне приватне право 244.5 KB
  Поняття субєкт обєкт та джерела міжнародного приватного права. Субєкти МПрП це учасникицивільних правовідносин ускладнених іноземним елементом: 1 фізичні особи громадяни особи без громадянства апатриди; іноземні громадяни особи які мають подвійне громадянство біпатриди; 2 юридичні особи державні організації приватні фірми підприємства науководослідні та інші організації; 3 держави; 4 нації і народи які борються за свободу і незалежність і створення власної державності в особі своїх керівних органів до них...