89498

Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного)

Доклад

Логика и философия

Современные модусы Homo spiens человека разумного. Важнейшим аспектом проблемы человека предстаёт формирование его как активной личности духовно богатой и гармонично развитой. Личность всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реализация таких программ и есть воспитание как целенаправленное воздействие на человека.

Русский

2015-05-12

43.04 KB

1 чел.

Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).

Важнейшим аспектом проблемы человека предстаёт формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой.

Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в соц-ном статусе и соц-ных ролях индивида, в его соц-но значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Фор-ние личности пр-ит под возд социокультурных программ как систем функц-их в об-ве ценностей. Реализация таких программ и есть воспитание как целенаправленное воздействие на человека. Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Таким образом, в схеме системной детерминации развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Круги человеческого бытия. Человек как личность многолик в своих проявлениях. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".

Космос, логико-психический, социальный, духовность, пространство экзистенции. Что это за круги? Исходный пункт тут - великий и бесконечный мир Природы, Космоса и Хаоса, Становления и Пребывания. Но человек не просто феномен космоса, он и венец земной Жизни. Живые организмы обладают рядом черт, которые в совокупности отделяют их от неживого мира.

Что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но человеческую субъективность неправомерно объяснять только представлениями о биологических организмах. Здесь мы имеем дело с иным кругом бытия. Ведь люди - существа общественные. И это обстоятельство в решающей мере определяет специфику нашей психики. Логико-психический круг человеческого бытия образуют мышление, память, воля, потребности, внимание, личное "Я", деятельность и др. Все такого рода элементы психики выражаются суммарно одним словом -сознание (совместное у меня с другими людьми знание).

Функциональное предназначение психики животных - приспособление к окружающей природной среде. У человека сознание - как социальный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Ими он поддерживает свое существование, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. Эти общественные отношения составляют социальный круг нашего бытия - динамичный мир человеческого общения, производства, экономики, технологии, бизнеса, политики, искусства, спорта, религии, развлечений, работы и отдыха.

Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся технику в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посредством понятийно-образного мышления. Социальный круг жизни человека предстает тем самым для него как бы раздвоенным на реальную действительность и мир ее осознания в понятиях, образах и символах. В сложном этом внутреннем мире сознания и субъективных переживаний людей рождаются знания и художественные образы, укореняются верования, цели и идеалы, испытываются воля и нравственные принципы. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту - будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия. Здесь мы восходим в анализе темы к пятому, высшему кругу человеческого бытия, к тому, что зовется духовностью.

Современные модусы Homo sapiens (человека разумного) Фромм в работе «Иметь или быть?» проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных богатств. «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие -- эта два основных способа существования человека и преобладание одногоиз них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. «Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром.». Современное общество ценит, однако, только модус обладания -- «современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность».



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32316. Государственная власть: понятие и общие черты 33 KB
  В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию присущую любому коллективу обществу; другие исследователи как волевое отношение властеотношение властвующего и подвластного субъектов; третьи как способность властвующего управляющего навязывать свою волю другим лицам; четвертые как организованную силу способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление связанное с принуждением. И наконец зачастую под властью понимается государство или его...
32317. Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства 45 KB
  Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства. Его определяют и как общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства Н.
32318. больших группах классах тех или иных объектов обладающих набором общих характерных для каждого типа приз 27.5 KB
  В его основе лежит учение об общественноэкономической формации которая включает в себя тип производственных отношений базис и соответствующий ему тип надстройки государство право и т. Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
32319. Внутренние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства 43.5 KB
  Внутренние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Таковой была например позиция ряда авторов классифицировавших функции государства еще в 70е годы на функции политической охраны строя политическая функция а также на экономическую социальную и идеологическую функции. Правда при этом оговаривалась возможность и более дробной полностью не совпадающей с различными...
32320. Цивилизационный подход к типологии государств. Понятие цивилизаций. Виды цивилизаций и соответствующих типов государств при различных разновидностях цивилизационного подхода (Тойнби, Ростоу, Сорокин) 45 KB
  Цивилизационный подход это исследование состояния и развития общества закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества в духовной культуре народа его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовнокультурной жизни общества: Природа государства определяется не только реальным соотношением сил но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире ценностями образцами поведения. Цивилизация есть...
32321. Внешние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства 45 KB
  Внешние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств от этапов развития одного и того же государства от складывающейся в мире международной обстановки от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.
32322. Функции государства. Их понятие, соотношение с целями и задачами, виды функций 51.5 KB
  Функции государства. Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства его природа и социальное назначение. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.
32323. Экономические и социальные функции государства. Их изменение и особенности в государствах различных типов 46.5 KB
  Экономические и социальные функции государства. Их изменение и особенности в государствах различных типов. В данной функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах а также налаживания эффективного государственного регулирования совместимого с рыночными механизмами.
32324. Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов 49 KB
  Функции государства в сфере науки образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов. Функция развития культуры науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурновоспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. 13 идеологического многообразия согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.