89499

Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире

Доклад

Логика и философия

Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире. Свобода возникает тогда когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля мышление желания и действия. Локк свобода заключена в свободе следовать собственному желанию если оно не противоречит объективным законам развития и законам общества.

Русский

2015-05-12

41.07 KB

5 чел.

Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире. 

Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответствующим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Его душа как глубинная жизненная энергия не знает свободы, поскольку основные сюжеты ее земных странствий предопределены богами и судьбой.

Частичное преодоление фатализма происходит в средневековой культуре, содержательно укорененной в христианском вероучении. Человек как образ и подобие наделяется субстанциальным свойством свободы воли как способности души к самостоятельному выбору между добром и злом. Эсхатологическая перспектива Страшного Суда предполагала высшую оценку человека за те поступки или проступки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном выборе, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на вечное блаженство.

Иногда ссылаясь на свободу как познанную необходимость, заявляют о фаталистической (роковой) детерминации общества. Как видно, здесь необходимы пояснения.

Во-первых, неправомерно ставить вопрос о детерминации воли и поступков человека законами общества уже потому, что способом его бытия и развития является не что иное, как человеческая деятельность.Во-вторых, на любой ступени развития общества сосуществуют не один-два, а многие объективные законы с требованиями, векторы которых характеризуются и совпадением, и различиями, и противоположностью. В-третьих, не кто иной как человек есть субъект использования законов общества. Человеку присуще сознание, оно уникально и у каждого индивида, -и у сообществ людей.

Следовательно, историческая необходимость не исключает свободу выбора. Человек, и только общественный человек, творя историю своей практически преобразующей деятельностью, является субъектом исторической действительности.

Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышление, желания и действия. Она означает, вместе с тем, нечто большее, чем просто отсутствие ограничений для воли, мышления, желаний и действий, которые существуют независимо от того, хочет или не хочет этого субъект, в том числе индивидуальный товаропроизводитель, фирма и т.д.

Познавая закономерности развития окружающей среды, человек организует свое существование, исходя из собственных представлений о целесообразности предпринимаемых им действий и усилий, генерирует необходимость своего поведения, самостоятельно осуществляя выбор целей и средств их достижения. Именно так человек становится свободным. В противном случае он поглощается средой, которая навязывает ему действия, не соответствующие его потребностям, интересам, целям, принуждая существовать по законам функционирования среды, а не человека. Как говорил Дж. Локк, свобода заключена в «свободе следовать собственному желанию», если оно не противоречит объективным законам развития и законам общества.

Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свобода – не беспричинность, а скорее самопричинность, способность действовать от себя, по-своему преломлять причинную связь. Свободен не тот человек, который ждет, как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.

Уместно говорить о различных степенях проявления свободы. В отличие от других категорий, например собственности, свобода может быть частичной, ограниченной, условной (оговоренной ряда условий и обязательств). Она стремится к идеальному абсолюту, но в каждый момент времени находится на определенной дистанции от этого абсолюта, поскольку ограничена уровнем развития человеческих способностей, уровнем развития производительных сил..Свобода является исходным условием и конечной целью любой деятельности. Желания, стремления, потребности, поступки людей, деятельность хозяйствующих субъектов подчиняется объективным закономерностям развития свободы, даже если внешне это выглядит несколько иначе.

Можно сказать, что оборотной стороной категории свободы является категория ответственности.

Категория ответственности выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать правильный выбор, достигать определенного результата, сознательно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Ответственность у того или иного индивида появляется как результат реализации им тех требований, которые предъявляет к нему общество, коллектив, семья. Отсюда различные виды ответственности в зависимости от субъекта ответственных действий - гражданская, правовая, индивидуальная, коллективная ответственность. Учитывая сферу деятельности, мы говорим об этической ответственности ученого, врача, юриста, от меры ответственности которых зависит порою здоровье, благосостояние и жизнь отдельных людей.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38982. Модернизация системы питания автомобиля КамАЗ-6460 с двигателем КамАЗ-740.50-360 для работы на компримированном природном газе 2.39 MB
  3Параметры окружающей среды и остаточные газы Принимаем атмосферные условия: МПа К. Принимаем давление надувочного воздуха: МПа Принимаем показатель политропы сжатия в компрессоре Определяем температуру воздуха за компрессором: К 2. Определяем давление и температуру остаточных газов: МПа...
38983. Разработка корпоративного сайта для обеспечения документооборота предприятия ФГУП «Серовский Механический Завод» 3.68 MB
  Исходя из вышеуказанной цели исследования его задачами является: Изучение основных аспектов разработки корпоративных систем документооборота посредством интранетсайта Изучить основные аспекты деятельности предприятия ФГУП Серовский механический завод и его ведение документооборота Выявить основные проблемы информационной среды в организации ФГУП Серовский механический завод и найти пути их решения Разработать интранетсайт на базе PHP и разработать сопровождающие документы на созданное приложение. С другой стороны PHP как...
38985. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЛНЕЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ С ВАКУУМИРОВАННЫМИ СТЕКЛОПАКЕТАМИ 2.09 MB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛОСКИХ СОЛНЕЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ С ВАКУУМИРОВАННЫМИ СТЕКЛОПАКЕТАМИ Методика расчета солнечного коллектора с вакуумированным стеклопакетом Тепловой баланс солнечного коллектора с вакуумированным стеклопакетом Зависимость коэффициента теплопроводности разреженного газа от давления в вакуумном зазоре ВСП Расчет характеристик вакуумированных стеклопакетов обеспечивающих повышение эффективности солнечных коллекторов Экспериментальное исследование макета солнечного коллектора с...
38989. Численные методы 2.17 MB
  Из полученных данных видно, что метод подобластей имеет наилучший результат вычислений из всех остальных методов. Во-первых, даже при небольшом количестве разбиений он дал точность на 2 порядка лучше, чем второй по полученной точности метод Галеркина. Во-вторых, точность при количестве дискрет n=12 уже не укладывалась в разрядную сетку персонального компьютера.
38990. Икона Рождества Христова 33 KB
  Зубок с указкой в руке стоит у доски показывая на иллюстрации Рождественских событий Зубок: Ребята сегодня я буду учителем. Отвечайте на мои вопросы: Кто изображен на этом рисунке Родившийся МладенецХристос Зубок: Кто явился пастухам на поле Ангел Зубок: Какую весть принес ангел Что родился Бог в пещере Зубок: Кто едет на верблюдах по пустыне Звездочеты с дарами Зубок: Что привезли волхвы в подарок Иисусу Христу Золото ладан и смирну Зубок: Здорово мне нравиться быть учителем Матильда Леонардовна: Здравствуйте ребята...