89503

Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание

Доклад

Логика и философия

Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Самый верхний этаж сознания первый уровень занимает надсознательное или СверхЯ superego. тот слой психической деятельности который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида забытые переживания мысли тревоги и другие состояния.

Русский

2015-05-12

39.88 KB

1 чел.

Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций.

Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяют четыре уровня психической деятельности человека.

Самый верхний этаж сознания — первый уровень — занимает надсознательное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.

Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.

Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния).

К четвертому уровню относится бессознательное — особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания — ни по воле субъекта, ни спонтанно.

Структура сознания может рассматриваться и в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как явствует из самой этимологии слова "сознание", его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Действительно, знание и формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важными компонентами сознания являются эмоции (горе, радость, страх и др.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий, преобразовании действительности в соответствии с представлениями.

Таким образом, сознание человека представляет собой сложную, многоплановую, иерархически упорядоченную систему. Содержание и характер протекания отдельных актов сознания обусловливаются не только воздействием внешнего мира, но и прошлым опытом субъекта, они имеют свои собственные внутренние закономерности.

Сознание индивида и общественное сознание (труппы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не выделяет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя – результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовершенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зависит во многом от самой личности, сознательно себя творящей.

Наряду с общественной психологией и идеологией, которые можно понимать как разные уровни общественного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности (класса, партии, государства и пр.). Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания - эстетика, религия, наука, философия.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17189. КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА 143.53 KB
  Т.А. Туровцев КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА Представляется что одной из существенных методологических ошибок русской религиознофилософской мысли оказывается неразличение понятий. Это может касаться как исходно заяв
17190. ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ 179.09 KB
  Майстер Экхарт ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ Перевод В.В. Можаровского фрагментов из 3 х трактатов Вступление Здесь представлен перевод наиболее важных в догматическом отношении фрагментов из Латинских трактатов Майстера Экхарта. Тексты размещены по трем основным раз
17191. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 249.45 KB
  П.А. Сапронов ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Ввиду промежуточности недовершенности и неопределенности феномена русской религиознофилософской мысли ее отношение к западной философии никогда не было отношением части и целого. В еще меньшей степени б
17192. Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции 42.51 KB
  Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции. Вопрос об отношении между философией и богословием между верой и разумом достаточно старый и решался он в зависимости от культурной и исторической ситуации поразному. Для нас важно что в полемике по этом
17193. ДОМАШНИЙ ДОКТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2.06 MB
  Клафлин Эдвард под ред. ДОМАШНИЙ ДОКТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ Советы американских врачей пер. Почиталин И. Г. Изд. КронПресс Москва 1997 г. OCR Палек Alligator 1998 г. Вступление Как помочь здоровью вашего ребенка Если у вас есть дети вы наверное захотите чтобы под рукой ...
17194. КРИЗИС БЕЗБОЖИЯ 68 KB
  И.Ильин КРИЗИС БЕЗБОЖИЯ Первая глава лекции прочитанной И.А. Ильиным в Риге 11 октября 1935 года. Историческое время выпавшее нам на долю исполнено великого и глубокого значения: это эпоха чрезвычайной насыщенности напряженности эпоха крушения подводящего...
17195. ПРЕДАНИЕ И ПРЕДАНИЯ 66.5 KB
  Лосский ПРЕДАНИЕ И ПРЕДАНИЯ Предание ParadosisTraditio один из терминов у которого так много значений что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл. И это не только по причине некоторого обмирщения которое обесценило столько слов богословского словаря как дух...
17196. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ 96 KB
  Мать МАРИЯ Скобцова ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ Если мы начнем изучать историческое место на котором мы находимся или вернее те исторические типы благочестия которые сейчас выработало наше историческое положение то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разн
17197. СПАСЕHИЕ И ОПРАВДАHИЕ 104 KB
  Аpхиепископ Михаил Мудьюгин СПАСЕHИЕ И ОПРАВДАHИЕ Опыт кpаткого pаскpытия пpавославной субъективной сотеpиологии Стpемление к спасению в будущей или загpобной жизни явление хаpактеpизующее духовную жизнь многих веpоятно даже большинства сознательных хpистиан. ...