89504

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии

Доклад

Логика и философия

Эволюция представлений об обществе в истории философии. Общая проблематика СФ что есть общество как целостная система какого его качественное своеобразие отличие от природы отношение к государству религии морали духовной культуре основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли его цели общественные идеалы генезис развитие и смысл социальной истории направленность общественных процессов объективизм и субъективизм в анализе социальных систем основные типы культуротворчества искусство религия мораль...

Русский

2015-05-12

40.26 KB

2 чел.

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 

СФ — это раздел Ф., изучающий особенности общественной формы существования индивидов, её цель состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях. Предмет СФ – проблемы социального (общественного бытия). СФ осуществляет философскую рефлексию над обществом, различными концепциями и направлениями, которые пытаются проанализировать и объяснить разнообразные феномены социальной жизни. Существует два подхода к определению того, что есть социальное: 1) Социальное — это всё то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы. 2) «Социальное» понимается как реальность не-индивидуальная. Основанием подобной трактовки выступает категориальная оппозиция «социальное/индивидуальное».

Общая проблематика СФ – что есть общество как целостная система, какого его качественное своеобразие, отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре, основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, объективизм и субъективизм в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике.

Философское осмысление проблем общественного бытия имело место во все времена. 1 этап: Античность – Государство и политика – первые исследуемые формы соц. жизни. Платон и Аристотель стремились разобраться в сущности политики и определить наилучшую форму гос. правления. Средневековье: Августин «Град земной и град божий» - философская мысль существует в рамках христианской догматике, вся социальная жизнь подчинена религиозным ценностным установкам, философское осмысление проблем общественного бытия велось с позиции церковной идеологии, бог и божий закон – регулятор общественных отношений. Возрождение: «Государь» Н. Маккиавели, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – темы идеального государтсва и справедливого правителя, развивали социалистические и коммунистические идеи. Подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей. Новое время. В понятийный аппарат социальной философии вписывается категория «общество», ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не только в сфере государства и политики. Гегель в основу общества и его истории положил идею реализации свободы человека. Гегель рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию. Огюст Конт – основоположник позитивизма и позитивной социологии. Осн. Мысль – необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную на точных наблюдениях и фактах. «Позитивное» знание об обществе даст возможность эффективно им управлять. Решающее значение в развитии общества имеет духовный фактор – коллективное сознание людей. Герберт Спенсер – продолжатель идей позитивизма, придерживался биологизаторского подхода к анализу общественных явлений. Подчеркивал сходство в принципах организации общества и биологического организма – все развивается по общим закономерностям перехода от простого к сложному, от однородного к разнородному. XIX в. – марксисткое материалистическое понимание истории. Главная предпосылка – общественное бытие определяет общественное сознание. Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности. ОЭФ включает в себя способ производства мат. благ и надстройку. 5 ОЭФ – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Коммунистическая ОЭФ определялась как бесклассовое общество, начало подлинной истории. Макс Вебер (1864 – 1920) разрабатывает концепцию идеальных типов. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10702. Подвійне коло (за романом Ю. І. Яновського Вершники) 14.65 KB
  Подвійне коло за романом Ю. І. Яновського Вершники Ідейний смисл назви новели Подвійне коло за романом Ю. І. Яновського Вершники Подвійне коло це назва першої новели роману Ю. Яновського Вершники. Трагічні події описані в ній: п'ять братів Половців зустрічаються
10703. Тигролови - Багряний Іван. Твір до ЗНО 20.01 KB
  Тигролови Багряний Іван Дихаючи полумям і димом летів на схід дракон. У вагонах коробках він віз тисячі людей на каторгу. Інколи спецешелон зупинявся і тоді сам начальник поїзда біг і перевіряв чи на місці арештований Григорій Многогрішний. Коли приїхали на місце д...
10704. Хвильовий Микола. Я (Романтика) Цвітові яблуні 19.09 KB
  Я Романтика Хвильовий Микола Цвітові яблуні З далекого туману з тихих озер загірної комуни шелестить шелест: то йде Марія. Я виходжу на безгранні поля проходжу перевали і там де жевріють кургани похиляюсь на самотню пустельну скелю. Я дивлюсь в даль. Тоді дума за
10705. Сом - Вишня Остап 15.88 KB
  Сом Вишня Остап За славним містом Енськом на Харківщині тече річка Оскіл що впадає у Північний Донець. її заплава розбивається на кілька рукавів зарослих густими очеретами верболозом соковитою травою. І скрізь силасиленна озеречок вкритих густою зеленою ряскою..
10706. Мина Мазайло - Куліш Микола - Комедія 17.74 KB
  Мина Мазайло Куліш Микола Комедія Перша дія 1 Розмова Рини Мазайло з її подругою Улею з якої зясовується що у родині Мазайла відбуваються сварки через сторичне питання. Мокій Мазайло дуже захоплюється українською мовою і хоче переробити своє прізвище на МазайлоКв...
10707. Лісова пісня - Українка Леся - Драма-феєрія в 3-х діях 16.09 KB
  Лісова пісня Українка Леся Драмафеєрія в 3х діях Пролог Старий ліс на Волині дика і таємнича місцина. Початок весни. З лісу вибігає Той що греблі рве. Вік перемовляється з потерчатами та Русалкою яка нагадує йому про своє кохання дорікає зрадою. Водяник сварить Рус...
10708. Камінний господар - Леся Українка 14.25 KB
  Камінний господар Леся Українка Камінний господар поетична драма обробка Лесі Українки в якій уперше в українській літературі зображається образ чоловікаспокусника. Імпульсом до написання твору стала пушкінська драма Камінний гість. У творі було вкладено відм
10709. Микола Джеря - Нечуй-Левицький Іван 16.56 KB
  Микола Джеря Нечуй-Левицький Іван Понад самим берегом вється в траві стежка через усе село. Підеш тією стежкою глянеш кругом себе і скрізь бачиш зеленезелене море верб садків конопель соняшників кукурудзи та густої осоки. От стеляться розложисті як скатерть зел
10710. Маруся Чурай - Костенко Ліна 20.11 KB
  Маруся Чурай Костенко Ліна РОЗДІЛ І Якби знайшлась неопалима книга Під час пожежі у Полтаві 1658 року згоріли всі документи міських судових справ. А можливо серед них могла б знайтися справа Марусі Чурай. Справа ця розглядалася на одному з судів з приводу вбивства козака...