89504

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии

Доклад

Логика и философия

Эволюция представлений об обществе в истории философии. Общая проблематика СФ – что есть общество как целостная система какого его качественное своеобразие отличие от природы отношение к государству религии морали духовной культуре основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли его цели общественные идеалы генезис развитие и смысл социальной истории направленность общественных процессов объективизм и субъективизм в анализе социальных систем основные типы культуротворчества искусство религия мораль...

Русский

2015-05-12

40.26 KB

2 чел.

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 

СФ — это раздел Ф., изучающий особенности общественной формы существования индивидов, её цель состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях. Предмет СФ – проблемы социального (общественного бытия). СФ осуществляет философскую рефлексию над обществом, различными концепциями и направлениями, которые пытаются проанализировать и объяснить разнообразные феномены социальной жизни. Существует два подхода к определению того, что есть социальное: 1) Социальное — это всё то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы. 2) «Социальное» понимается как реальность не-индивидуальная. Основанием подобной трактовки выступает категориальная оппозиция «социальное/индивидуальное».

Общая проблематика СФ – что есть общество как целостная система, какого его качественное своеобразие, отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре, основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, объективизм и субъективизм в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике.

Философское осмысление проблем общественного бытия имело место во все времена. 1 этап: Античность – Государство и политика – первые исследуемые формы соц. жизни. Платон и Аристотель стремились разобраться в сущности политики и определить наилучшую форму гос. правления. Средневековье: Августин «Град земной и град божий» - философская мысль существует в рамках христианской догматике, вся социальная жизнь подчинена религиозным ценностным установкам, философское осмысление проблем общественного бытия велось с позиции церковной идеологии, бог и божий закон – регулятор общественных отношений. Возрождение: «Государь» Н. Маккиавели, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – темы идеального государтсва и справедливого правителя, развивали социалистические и коммунистические идеи. Подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей. Новое время. В понятийный аппарат социальной философии вписывается категория «общество», ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не только в сфере государства и политики. Гегель в основу общества и его истории положил идею реализации свободы человека. Гегель рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию. Огюст Конт – основоположник позитивизма и позитивной социологии. Осн. Мысль – необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную на точных наблюдениях и фактах. «Позитивное» знание об обществе даст возможность эффективно им управлять. Решающее значение в развитии общества имеет духовный фактор – коллективное сознание людей. Герберт Спенсер – продолжатель идей позитивизма, придерживался биологизаторского подхода к анализу общественных явлений. Подчеркивал сходство в принципах организации общества и биологического организма – все развивается по общим закономерностям перехода от простого к сложному, от однородного к разнородному. XIX в. – марксисткое материалистическое понимание истории. Главная предпосылка – общественное бытие определяет общественное сознание. Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности. ОЭФ включает в себя способ производства мат. благ и надстройку. 5 ОЭФ – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Коммунистическая ОЭФ определялась как бесклассовое общество, начало подлинной истории. Макс Вебер (1864 – 1920) разрабатывает концепцию идеальных типов. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84369. Греки и критяне 23.31 KB
  Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте Слайд 2 обратите внимание на большой остров который расположен на юге обозначенного пространства прочитайте его название о. Мы будем изучать историю народов населявших эти земли: в Греции жили греки на острове...
84370. Англійська народна казка «Сорочаче гніздо» 48.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського читання на заявлену тему у 2 класі, мета якого – розширити знання учнів про життя птахів; учити стежити за логікою описування подій; орієнтуватися у структурі тексту; формувати уміння визначати головну думку та пояснювати...
84371. В.Бианки «Купание медвежат» 80.5 KB
  Цели. Познакомить с рассказом природоведческого содержания; расширять знания детей о лесных животных, видах медведей, об их образе жизни; развивать связную речь, мышление, память, внимательность, навыки осознанного и выразительного чтения; воспитывать любовь к живой природе, к чтению книг.
84372. Оповідання В. О. Сухомлинського «Я хочу сказати своє слово» 43.5 KB
  Мета: формувати навички правильного виразного читання; збага чувати словниковий запас учнів словами ввічливості вчити використовувати їх у своєму мовленні; розвивати мовленнєві уміння уяву спостережливість пам’ять; уміння слухати вчите ля самостійно висловлювати свою думку вчити добирати...
84374. Закріплення літери ц. Опрацювання тексту «Циркова залізниця» 56.5 KB
  Ви у цирку побувайте І багато чого взнайте а Словникова робота. А як називається те місце в цирку де відбувається вистава Арена круглий майданчик посередині цирку де виступають артисти цирку. Що вам сподобалося в цьому цирку в Читання оповідання ланцюжком.
84375. Г. Скребицький «Їжачок теж прокинувся» 93 KB
  Мета: Розвивати і удосконалювати техніку читання. Розвивати творчі та пізнавальні інтереси учнів. Виховувати любов до природи. Обладнання: картини Весна. Малюнки тварин. Картки. Хід уроку: Побажаємо собі успіху. Посміхнемося. Нехай гарний настрій допоможе нам.
84376. Закріплення звукових значень букви «зе». Читання слів. Опрацювання тексту 50.5 KB
  Читання слів. Закріпити набуті знання про букву з; її звукове значення; формувати в учнів уміння читати слова з буквою з; удосконалювати вміння робити звуковий та звукоскладовий аналіз слів; розвивати уяву навички виразного читання увагу мислення фонематичний слух пізнавальний...
84377. Вироблення навичок виразного та свідомого читання. Г.Храпач «Вишенька вродила» 62.5 KB
  Мета: Виробляти навички виразного та свідомого читання. Розширити кругозір учнів. Збагачувати словниковий запас. Розвивати пізнавальні та творчі здібності учнів. Виховувати доброзичливе ставлення до оточуючих.