89506

Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях

Доклад

Логика и философия

Общество обособившаяся от природы часть материального мира которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. Понятие общество центральное понятием СФ. Вне взаимодействия людей общество не существует как и становление человеческой личности невозможно вне общества вне усвоения социального опыта. От природы общество отличается тем что в природе действуют слепые бессознательные силы во взаимодействии которых проявляются универсальные физические...

Русский

2015-05-12

40.29 KB

1 чел.

Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях. 

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. Понятие «общество» -центральное понятием СФ. Первоначально это понятие означало общность, союз, сотрудничество. Словами «общественное», «социальное» характеризуется совместное существование людей, а также всё то, что отличает это существование от его природной, биологической основы. Вне взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта. От природы общество отличается тем, что в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых проявляются универсальные физические законы, тогда как в обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно. Т.е. в отличие от природы общество представляет собой деятельность преследующего свои цели человека. Очень редко в обществе что-то делается без сознательного намерения, бесцельно. Это говорит о том, что общество – не просто обособившееся от природы в результате практики системное образование, но и сама эта практика – практическая и духовная деятельность человека, а также совокупность материальных и духовных ценностей.

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого означает целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами.

1. Оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В связи с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества с помощью активной совместной деятельности людей создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Человеческое общество отличает динамичность, незавершенность и альтернативность развития.

5. Особенностью человеческого общества является также непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных моделей будущего развития общества.

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

В процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе взаимопомощи или конкуренции, доверия или вражды, дружбы или ненависти. Важным условием гуманизации общественных отношений была и остаётся мораль. Задача морали состоит в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности (человеколюбия), определяющих нормы нравственности. Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но и устойчивые нравственные привычки, умение владеть собой, регулировать свои поступки. Не всем даны от природы такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Практический гуманизм — не просто качество личности, а прежде всего важная общественная цель, движение к которой принесёт и каждому из нас, и обществу в целом реальные достижения.

Назначение морали состоит в установлении между людьми отношений согласия, в устранении или предотвращении вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это — условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь. Гуманистическое обновление мира на нравственных принципах выступает в качестве цели, а движение к ней служит источником всех других целей, достойных человека.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30676. Тема греха и покаяния в русской литературе 13.81 KB
  Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.Таким образом тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей.
30677. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3 -4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» 14.68 KB
  Тема жизни и смерти в стихотворении Мы теперь уходим понемногу В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил что я успел для чего пришел в этот миЕсенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Жизненный путь пройден природа завершила свой кругСоотношение весны человека и...
30679. Тема подвига и самопожертвования в русской литературе 14.15 KB
  Подвиг самопожертвование могут восприниматься писателями поразному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни но и в семейнобытовом социальном философском плане. Если бы не слова князя Андрея никто бы не узнал о его подвиге.
30680. Тема России в лирике Блока. Чтение наизусть «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» 14.97 KB
  Течет грустит лениво Тема Родины России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлющей. В стихотворении Осенняя воля 1905 отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции творчества Блока:Выхожу я в путь открытый взорамВетер гнет упругие кустыБитый камень лег по косогорамЖелтой глины скудные пластыЛирический герой Блока не случайный прохожий а один из сыновей России идущий знакомым путем и сопричастный горькой судьбе тех кто умирает не любя но кто стремится к слиянию с родиной: Приюти ты в...
30682. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века 18.92 KB
  Проблема чести была актуальна во все времена но особенно ярко это проявилось в литературе 19го века.Тема чести одна из основных в романе А. Кодекс дворянской чести требовал чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь и Гринев был готов на это.
30683. Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина 15.75 KB
  Известно что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества итоговым произведением. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют свою благодарность высылают ему пятак серебром да рюмку водки веселись мужчина Во многих других сказках Салтыкова можно встретить применение...
30684. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 14.8 KB
  Гордость – один из семи смертных грехов. Все эти герои несмотря на разнообразие их характеров обладают одной ведущей чертой – гордостью. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям даже совершает убийство друга на дуэли. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.