89508

Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире

Доклад

Логика и философия

Социальная структура общества представляет собой целостную совокупность всех существующих в ней элементов и общностей взятых во взаимодействии. Можно выделить следующие типы социальных структур: Социальноэтническая структура связанная с биологической природой и включающая в себя: две формы доклассового общества 1 род как объединение кровных родственников обладающих общим происхождением общей территорией языком обычаями верованиями и племя как объединение вышедших из одного корня но впоследствии отделившихся друг от друга родов;...

Русский

2015-05-12

41.88 KB

1 чел.

Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире. 

Социальная структура общества представляет собой целостную совокупность всех существующих в ней элементов и общностей, взятых во взаимодействии.

Можно выделить следующие типы социальных структур:

Социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя: две формы доклассового общества – 1) род как объединение кровных родственников, обладающих общим происхождением, общей территорией, языком, обычаями, верованиями и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов; 2) народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; 3) нация как общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, наличие национального самосознания, специфической культуры и т.д.;

социально-демографическая структура, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение. Составляющими элементами такой структуры целесообразно выделять мужчин и женщин, детей, подростков, лиц пожилого возраста и т.д.;

социально-пространственная структура включает такие элементы, которые выделяются на основе их принадлежности к тому или иному типу поселения (городские жители и жители села, жители столицы и жители периферии и др.);

В рамках профессионально-образовательной структуры общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров (в первом случае выделяются учащиеся, студенты, работники образования, госслужащие, частные предприниматели, во втором – неграмотные, лица с начальным образованием, со средним базовым, со средним специальным и т.д.);

социально-классовая структура общества, обоснование которой базируется на марксистском подходе к анализу общественных отношений, включает в качестве основных составляющих элементов классы, занимающие различное место в системе общественного производства. Это, например, классы рабов, свободных граждан и рабовладельцев применительно к древнегреческому государству. Наиболее ярко классовая структура общества была представлена в капиталистических странах Западной Европы середины ХІХ – начала ХХ веков, когда чётко прорисовывался антагонизм между классом эксплуататоров, владевших средствами производства (орудиями труда) и классом эксплуатируемых, не имевших таковых. Первые стремились к наибольшей экономической выгоде для себя, что вело их к стремлению держать зарплату на низком уровне, к отказу от предоставления рабочим социальных гарантий и социальной помощи (пособий по болезни, безработице, компенсаций в случае сокращений). С этой целью класс эксплуататоров сближался с политическим руководством страны, используя карательную мощь государства для обеспечения порядка, устраивавшего его. Пролетариат, отстаивавший требования повышения зарплаты и социальные гарантии, создавал профессиональные союзы и политические партии для борьбы с эксплуататорами на по литической арене. В результате классовой борьбы в начале ХХ века в наиболее развитых странах мира произошёл переход к «капитализму с человеческим лицом» – пролетариат приобретал необходимые социальные гарантии, все граждане страны получали равную возможность участвовать в руководстве государством без какой-либо дискриминации. Несмотря на то, что в современном обществе формально мы можем наблюдать классовое расслоение, в большинстве стран мира в результате демократических преобразований оказались снятыми практически все классовые противоречия, уступив место противоречиям иного характера.

Проблема наций и национальных отношений: во второй половине ХХ столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30698. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А.Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет» 15.95 KB
  Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой которая не верит что все происходит именно с ней насмешницей любимицей всех...
30699. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» 12.25 KB
  Блока Незнакомка Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Это лишь внешняя видимая сторона страшного мира. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке угнетенном пошлостью окружающего мира его стремлении освободиться от этого.
30700. АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» 20.62 KB
  Патриавшие пруды это центр Москвы давно пользующийся дурной славой Время года месяц: Весна май Время суток: Небывало жаркий закат странности возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство необоснованного страха появившегося у Берлиоза...
30701. Анализ романа Замятина Мы 19.86 KB
  Солженицын1 История создания и смысл названия романа: Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году по некоторым сведениям работа над текстом продолжалась и в 1921 году. Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В случае с названием романа Мы и с героем романа это утверждение особенно справедливо.
30702. Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 132.77 KB
  I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
30703. И. А. Бунин. Тема любви 15.98 KB
  Тема любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта тонкий психолог умеющий передать состояние души раненной любовью. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви и каждый из них находил чтото неповторимое индивидуальное этой теме. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа Грамматика любви1915.
30704. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров 13.82 KB
  Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.
30705. Философское звучание стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» 12.03 KB
  Так в стихотворении начинает звучать мотив жизни и смерти. Мотив семьи таким образом перерастает в тему смены поколения вечного непрестанного обновления жизни. Так к финалу стихотворения мотив смерти преобразуется в мотив памяти а воспоминание о своем личном приобретает характер всеобщий философский.
30706. Новая социалистическая «волна» в Западной Европе: приход к власти лейбористов в Великобритании, социалистов во Франции, социал-демократов в Германии (опыт 1990-х гг.) 27.5 KB
  Германия В Западной Германии СоцДемокрПартГерм выиграла выборы в ФРГ в 1969 и находилась у власти до 1982 правительства в эти годы возглавлял Вилли Брандт а затем с 1974 Гельмут Шмидт. Вначале СДПГ выступала против перевооружения Западной Германии и вступления её в НАТО но впоследствии её позиция резко изменилась. В советском секторе оккупации где впоследствии была провозглашена ГДР СДПГ и Коммунистическая партия Германии объединились в Социалистическую единую партию Германии.