89510

Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества

Доклад

Логика и философия

Общественное сознание: структура противоречия закономерности развития. СОЗНАНИЕ в психологии совокупность чувственных и умственных образов для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание сопутствующее знание осознание лат. Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей теорий взглядов традиций отражающих общественное бытие людей.

Русский

2015-05-12

40.94 KB

0 чел.

Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие.

СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание ("сопутствующее знание", "осознание", лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание).

Материалистическое решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания не только противопоставляет материалистическое понимание истории идеалистическому, но и позволяет распространить на явления общественного сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловленности явлений. А это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенностей общественного бытия. Так, если в реальном бытии человек подчинен господству стихийных природных или общественных сил, если он не может из-за неразвитости общественных отношений поставить эти силы под свой контроль реально, на практике, то в общественном сознании это причудливым образом отразится в мифах, религиозных взглядах, надеждах на справедливость в потустороннем мире и т.д.

Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей теорий, взглядов, традиций, отражающих общественное бытие людей. Общественное сознание обладает сложной структурой. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Политическое сознание – совокупность взглядов, теорий, идей различных общественных классов на отношение к гос. власти, отношения между государствами, нациями.

Правосознание – совокупность взглядов, теорий на существующие юридические законы и оценка их со стороны граждан данного государства.

Нравственное сознание – совокупность взглядов на нормы поведения людей в обществе, которыми они руководствуются в отношении друг к другу.

Эстетическое сознание – это совокупность взглядов на художественное освоение человеком окружающей нас действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Религиозное сознание – это совокупность представлений, чувств, идеалов связанных с признанием потустороннего, сверхъестественного мира.

Применительно к отношению общественного бытия и общественного сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане. Нельзя потому, что этого недостаточно. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от власти сознания.

Идеология (в рамках системно-управленческого подхода)-это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления. (Политология:системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.-160 с.). Идеология по Ф. Энгельсу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально из набора (констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий её атрибут.

Роль в жизни общ-ва - Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда).

Типы идеологий:

  1.  Либеральная; 2) Консервативная; 3) Социалистическая (Коммун-ская); 4) Националистическая

В XX веке появилась Фашистская идеология.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52441. Мій Чугуїв – мій рідний край. Віртуальна подорож 62 KB
  Ми вирушаємо Звучить мелодія пісні На нашій Україні Учень: На Слобожанском вольном крае Где встарь шумели ковыли Тяжёлый колос наливая Пшеница гнётся до земли. Ось що розповідають про ті часи 1 – й учень...
52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children we’ll check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll “home†flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic “CITY†we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects “THE CITY OF MY DREMâ€. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...
52448. Laughter and Humour in Our Life 47.5 KB
  Objectives: Revise the key words of the unit “Lughterâ€; To discuss the helth nd socil benefits of humour nd lughter; Develop listening nd speking skills; Give presenttions bout some British or mericn Comedins; Listen to rdio interview nd do Multiple choice nd True or Flse sttement tests; Develop the students’ sense of humour. The theme of our tody’s lesson is:†Lughter nd Humour in Our Lifeâ€. We re going to figure out the helth nd socil benefits of humour nd lughter hve tlk bout some British nd mericn comedins develop our sense of...
52449. ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. Завантаження операційної системи Windows. Робота в середовищі Windows 175 KB
  МАТЕРІАЛИ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДКРИТОГО ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ № 11 З ПРЕДМЕТУ: КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ПО ТЕМІ:ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. УКЛАДАЧ: ВИКЛАДАЧ ПРЕДМЕТУ ІНФОРМАТИКА ТА КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ФЕДІЙ О.Актуальність теми: Бурхливий розвиток інформатизації суспільства впровадження нових комп′ютерних технологій навчання масове застосування...