89510

Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества

Доклад

Логика и философия

Общественное сознание: структура противоречия закономерности развития. СОЗНАНИЕ в психологии совокупность чувственных и умственных образов для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание сопутствующее знание осознание лат. Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей теорий взглядов традиций отражающих общественное бытие людей.

Русский

2015-05-12

40.94 KB

0 чел.

Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие.

СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание ("сопутствующее знание", "осознание", лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание).

Материалистическое решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания не только противопоставляет материалистическое понимание истории идеалистическому, но и позволяет распространить на явления общественного сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловленности явлений. А это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенностей общественного бытия. Так, если в реальном бытии человек подчинен господству стихийных природных или общественных сил, если он не может из-за неразвитости общественных отношений поставить эти силы под свой контроль реально, на практике, то в общественном сознании это причудливым образом отразится в мифах, религиозных взглядах, надеждах на справедливость в потустороннем мире и т.д.

Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей теорий, взглядов, традиций, отражающих общественное бытие людей. Общественное сознание обладает сложной структурой. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Политическое сознание – совокупность взглядов, теорий, идей различных общественных классов на отношение к гос. власти, отношения между государствами, нациями.

Правосознание – совокупность взглядов, теорий на существующие юридические законы и оценка их со стороны граждан данного государства.

Нравственное сознание – совокупность взглядов на нормы поведения людей в обществе, которыми они руководствуются в отношении друг к другу.

Эстетическое сознание – это совокупность взглядов на художественное освоение человеком окружающей нас действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Религиозное сознание – это совокупность представлений, чувств, идеалов связанных с признанием потустороннего, сверхъестественного мира.

Применительно к отношению общественного бытия и общественного сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане. Нельзя потому, что этого недостаточно. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от власти сознания.

Идеология (в рамках системно-управленческого подхода)-это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления. (Политология:системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.-160 с.). Идеология по Ф. Энгельсу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально из набора (констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий её атрибут.

Роль в жизни общ-ва - Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда).

Типы идеологий:

  1.  Либеральная; 2) Консервативная; 3) Социалистическая (Коммун-ская); 4) Националистическая

В XX веке появилась Фашистская идеология.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80921. Ценовая политика и стратегия предприятия 48.88 KB
  Цели ценовой политики. Политика цен жизненного цикла товара. Стратегии ценообразования. Цели ценовой политики Цена в условиях рыночной экономики один из важнейших факторов определяющих прибыльность предприятия.
80922. Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности 47.56 KB
  Наиболее емким рынком в РФ является рынок продовольственных товаров. Своими размерами, количеством населения, широкими связями со странами СНГ и регионами мира РФ привлекательна для продавцов и производителей продовольственных товаров.
80923. Внешняя торговля и цены 74.66 KB
  Международное экономическое разделение труда в последние годы достигло невиданных в истории экономического развития масштабов, а мировая торговля становится господствующим фактором не только экономического, но и политического, общественного и культурного развития в мире
80924. Цены и их роль в национальной экономике 49.68 KB
  Одним из факторов, влияющих на уровень цен, являются издержки производства. Кроме них, серьезное влияние на цены оказывает полезность товара, благодаря которой товар приобретает статус блага и оказывается вовлеченным в круг интересов потребителей.
80925. Система цен. Классификация цен 48.61 KB
  Она состоит из различных элементов в качестве которых можно рассматривать как конкретные отдельные цены так и определенные группы цен объединяемых по различным признакам. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен входящих в единую систему обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами: Все цены формируются на единой методологической основе которой являются законы стоимости предложения и спроса. В зависимости от характера обслуживаемого...
80926. Поняття наочного навчання. Класифікація наочності 31.77 KB
  На основі безпосереднього сприйняття предметів чи за допомогою зображень наочності у процесі навчання в учнів формуються образні уявлення і поняття про історичне минуле. Педагогічний словник визначає наочність як один із принципів навчання заснований на показі конкретних предметів процесів явищ. Під засобами навчання розуміють предмети прилади чи їх сукупність яка необхідна для здійснення чогонебудь.
80927. Дайте оцінку сучасним засобам навчання на уроках історії 35.54 KB
  Очевидно що одним із засобів розвитку особистості учня в цьому напрямі а також активізації пізнавальної мотивації учня на уроках історії є учбоводослідницька діяльність яка має включати в себе постановку творчих дослідницьких завдань і наукове поетапне їх вирішення. Формування дослідницьких вмінь на уроках історії можливо в процесі поєднання інтерактивних аудіовізуальних і мультимедійних технологій. Використання аудіовізуальних засобів на уроках історії практикується досить давно але раніше якість фотоаудіовідеоматеріалів їх нестача...
80929. Проблема диференційного підходу до учнів у навчанні історії 36.5 KB
  У методиці навчання історії ще немає повноцінних досліджень і рекомендацій з індивідуалізації роботи з учнями але визначені загальні підходи до діагностики їх пізнавальних здібностей і можливостей. Він писав: До слабких недостатньо підготовлених відносяться учні які при поверхневому знанні історії не виявляють помітного інтересу до її вивчення і майже зовсім не володіють адекватними прийомами й уміннями самостійної роботи з навчальним історичним матеріалом. вважаються учні що мають цілком задовільні знання з історії.