89511

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии

Доклад

Логика и философия

Действительно можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества вступая в жизнь не начинает историю заново а продолжает то что сделано их предшественниками. Для общества как саморазвивающейся системы характерны следующие черты: Общество есть определенное единство целостность; Общество имеет составные части связанные между собой. Общество имеет определенную целенаправленность вектор развития как система Существует интегративное системное качество общества отличающееся от свойств и качеств образующих...

Русский

2015-05-12

39.95 KB

0 чел.

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.

Вопрос об обществе, как о саморазвивающейся системе относится к проблемам социальной динамики. Действительно, можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Общество – особая надприродная реальность, включающая человека, целеобразующую деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.

Для общества, как саморазвивающейся системы характерны следующие черты:

  1.  Общество есть определенное единство, целостность;
  2.  Общество имеет составные части, связанные между собой.
  3.  Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система
  4.  Существует интегративное, системное качество общества, отличающееся от свойств и качеств образующих его элементов.
  5.  По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

Проблема движущих сил истории состоит в неоднозначном определении источника развития общества. В настоящее время существует множество факторов, выступающих независимо в качестве объяснительной стороны исторического развития. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбираются как основные, можно выделить следующие философско-исторические концепции: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм. Особую группу составляют концепции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится духовным факторам. Эти детерминанты являются основой системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма либо материализма.

Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль (Англия. Устройство и развитие общества зависят от климата, почвы, пищи), Мечников (русский. Неравномерность общественного развития – из-за изменения водных ресурсов, рек, морей, океанов)), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер (деньги – кровь; железные дороги – кровеносные сосуды)).

Другой подход в определении основы общественной жизни, бытия людей, их истории строится на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Такой подход называется в философии идеалистическим. Ученые, придерживающиеся этого подхода, считают, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Теории общества, основанные на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. По Гегелю, самодвижение мирового духа после его «возвращения» из «инобытия» («природы») включает три ступени, каждая из которых имеет свои подразделения. Так, субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. Объективный дух – право, нравственность, государство. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Здесь имеются признаки системы: основные элементы (ступени) и объединяющий их в целостность «мировой дух» в своем целенаправленном развитии.

Исходным и главным принципом исторического материализма является признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. К.Маркс находит источник существования и развития общества в самом обществе – в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой - отношениями собственности, распределения, обмена, потребления. Именно такую позицию защищает школа исторического материализма. Видное место в историческом материализме заняли учения об общественно-экономической формации, базисе и надстройке, социальной революции, движущих силах развития общества.

Термином "социальная синергия" обозначается вся совокупность объективных и субъективных явлений общественной формы движения материи, обеспечивающих в конечном счете жизнь человека в условиях некоего "порядка", но не "хаоса". Социальная синергия - это пространство самоорганизации людей в их совместных действиях. Общество посредством социальных человеческих взаимодействий предстает в существенной мере как спонтанно самообразующаяся суперсистема. И в этом обстоя тельстве просматривается фундаментальное противоречие социума - противоречие между объективным и субъективным, сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися процессами.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85535. Українське читання. Казка за початком 104.5 KB
  Вчити дітей складати казки закріплювати знання про особливості казки; розвивати звязне мовлення творчі здібності учнів уяву логічне мислення вміння точно яскраво повно висловити думку формувати позитивне ставлення до казки виховувати дбайливе ставлення до природи.
85536. Мандрівка містами України 150 KB
  Особливості проведення уроку: урок розроблений з використанням інтерактивних технологій, мультимедійної презентації, фотосюжетів. Обладнання: карта України, мультимедійний проектор, відеозаписи, мікрофон, ілюстрації, іграшковий літак, корабель, потяг, різнокольорові клубочки ниток, етимологічний словник.
85537. Життя тварин моря. Б.Коробейников “Дельфіни” 166 KB
  Мета. Ознайомити учнів з текстом. Поширити знання дітей про тварин моря – дільфінів. Продовжити роботу над формуванням навичок виразного читання, розвивати критичне мислення, збагачувати активний словниковий запас. Вчити працювати в групі.
85538. Закувала та сива зозуля (козацька пісня) 92.5 KB
  Як розумієте вираз сива давнина У які ігри любив гратися в дитинстві письменник Які співав пісні дід письменника Що вони викликали Прочитайте згадки автора про козацькі пісні. Козачі пісні думи. а Читання пісні вчителем. Проблемне питання: Про що мріяли невільники козаки б Словникова робота...
85539. Від усмішки йде до всіх тепло. В.О.Сухомлинський «Усмішка» 66 KB
  Актуалізувати і розширити знання дітей про життя і творчість видатного українського педагога і письменника; розвивати уміння аналізувати і структурувати текст (знаходити описи, міркування, зачин, основну частину, кінцівку).
85540. Підсумок за темою: «З любов’ю до рідної землі» 37 KB
  Мета: викликати інтерес до читання творів, удосконалювати навички свідомого читання, розуміння прочитаного, оволодівати лексикою і фразеологією української мови; розвивати спостережливість; вчити логічно мислити, аналізувати...
85541. Урок Доброти за творами В.О. Сухомлинського 53.5 KB
  Обладнання: Крилаті вислови прислівя про доброту твори В. Творити повсякчас добро для інших це велике покликання людини. Тож хочу наш урок позакласного читання розпочати такими словами: Живи добро звершай Та нагород за це не вимагай Хай оживає істина стара: Людина починається з добра Саме цей вислів Людина починається з добра є темою нашого уроку ДОБРОТИ.
85542. Життя і творчість М. Рильського М. Рильський. Не кидайсь хлібом 69.5 KB
  Мета: Продовжити знайомити дітей із творчістю українського письменника М. Виховувати почуття поваги до праці хлібороба бережне ставлення до хліба. Давайте розшифруємо що ж хотіли хлопчаки нам сказати НЕ кидайсь хлібом IV Повідомлення теми та мети уроку Цими словами розпочинається ще один вірш...
85543. З думкою про канікули. Правила поведінки під час масових заходів 63.5 KB
  Мета: Навчати учнів бачити, відчувати створені словами образи природи; удосконалювати техніку читання віршованих та прозових творів, насичених діалогами. Вчити свідомо сприймати художні тексти, визначати головну думку в прочитаному творі.