89511

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии

Доклад

Логика и философия

Действительно можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества вступая в жизнь не начинает историю заново а продолжает то что сделано их предшественниками. Для общества как саморазвивающейся системы характерны следующие черты: Общество есть определенное единство целостность; Общество имеет составные части связанные между собой. Общество имеет определенную целенаправленность вектор развития как система Существует интегративное системное качество общества отличающееся от свойств и качеств образующих...

Русский

2015-05-12

39.95 KB

0 чел.

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.

Вопрос об обществе, как о саморазвивающейся системе относится к проблемам социальной динамики. Действительно, можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Общество – особая надприродная реальность, включающая человека, целеобразующую деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.

Для общества, как саморазвивающейся системы характерны следующие черты:

  1.  Общество есть определенное единство, целостность;
  2.  Общество имеет составные части, связанные между собой.
  3.  Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система
  4.  Существует интегративное, системное качество общества, отличающееся от свойств и качеств образующих его элементов.
  5.  По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

Проблема движущих сил истории состоит в неоднозначном определении источника развития общества. В настоящее время существует множество факторов, выступающих независимо в качестве объяснительной стороны исторического развития. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбираются как основные, можно выделить следующие философско-исторические концепции: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм. Особую группу составляют концепции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится духовным факторам. Эти детерминанты являются основой системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма либо материализма.

Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль (Англия. Устройство и развитие общества зависят от климата, почвы, пищи), Мечников (русский. Неравномерность общественного развития – из-за изменения водных ресурсов, рек, морей, океанов)), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер (деньги – кровь; железные дороги – кровеносные сосуды)).

Другой подход в определении основы общественной жизни, бытия людей, их истории строится на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Такой подход называется в философии идеалистическим. Ученые, придерживающиеся этого подхода, считают, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Теории общества, основанные на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. По Гегелю, самодвижение мирового духа после его «возвращения» из «инобытия» («природы») включает три ступени, каждая из которых имеет свои подразделения. Так, субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. Объективный дух – право, нравственность, государство. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Здесь имеются признаки системы: основные элементы (ступени) и объединяющий их в целостность «мировой дух» в своем целенаправленном развитии.

Исходным и главным принципом исторического материализма является признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. К.Маркс находит источник существования и развития общества в самом обществе – в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой - отношениями собственности, распределения, обмена, потребления. Именно такую позицию защищает школа исторического материализма. Видное место в историческом материализме заняли учения об общественно-экономической формации, базисе и надстройке, социальной революции, движущих силах развития общества.

Термином "социальная синергия" обозначается вся совокупность объективных и субъективных явлений общественной формы движения материи, обеспечивающих в конечном счете жизнь человека в условиях некоего "порядка", но не "хаоса". Социальная синергия - это пространство самоорганизации людей в их совместных действиях. Общество посредством социальных человеческих взаимодействий предстает в существенной мере как спонтанно самообразующаяся суперсистема. И в этом обстоя тельстве просматривается фундаментальное противоречие социума - противоречие между объективным и субъективным, сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися процессами.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85938. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЗОТКАЗНОСТИ. ЛОГИКО-ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА 334.5 KB
  Надежность является сложным свойством, и формируется такими составляющими, как безотказность, долговечность, восстанавливаемость и сохраняемость. Основным здесь является свойство безотказности - способность изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого промежутка времени. Потому наиболее важным в обеспечении надежности систем является повышение их безотказности.
85940. Расчет проекта годового плана мебельной фабрики с объемом товарной продукции 6243 тысячи рублей 478.5 KB
  В современных рыночных отношениях планирование производственной хозяйственной деятельности всех предприятий и фирм, является важной предпосылкой эффективной работы предприятия. Планирование производственной хозяйственной деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений...
85941. Поверочный расчет конвективных поверхностей нагрева котла ТП – 230 879 KB
  При поверочном расчете котла вначале определяют объемы и энтальпии воздуха и продуктов сгорания, КПД и расход топлива, а затем выполняют расчет теплообмена в топочной камере и в других поверхностях в последовательности, соответствующей их расположению по ходу продуктов сгорания.
85942. Оценка устойчивости функционирования ООО «Омега-Профи’С» г. Тирасполь в ЧС 185.26 KB
  Предприятия малого бизнеса за последние годы экономических реформ стали важнейшим сектором экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России и Приднестровья. Именно в этом секторе экономики создаются новые рабочие места.
85943. Интегральный компаратор напряжений 521СА1 195.92 KB
  На кристалле расположено 140 активных элементов из них 80 маломощных npnтранзисторов TNB; 4 маломощных npnтранзистора которые можно использовать как эмиттерные повторители; 8 буферных npnтранзисторов TNE; 8 диодов; 36 маломощных pnpтранзисторов TP; 4 буферных pnpтранзистора TPC.
85944. Автономное теплоснабжение жилого дома от пристроенной кательной 377.92 KB
  В данном курсовом проекте был решен комплекс вопросов автономного теплоснабжения (АТС) жилого здания. Была разработана секционная циркуляционная система горячего водоснабжения (СГВ) жилого здания и пристроенная к зданию автономная котельная.