89511

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии

Доклад

Логика и философия

Действительно можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества вступая в жизнь не начинает историю заново а продолжает то что сделано их предшественниками. Для общества как саморазвивающейся системы характерны следующие черты: Общество есть определенное единство целостность; Общество имеет составные части связанные между собой. Общество имеет определенную целенаправленность вектор развития как система Существует интегративное системное качество общества отличающееся от свойств и качеств образующих...

Русский

2015-05-12

39.95 KB

0 чел.

Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.

Вопрос об обществе, как о саморазвивающейся системе относится к проблемам социальной динамики. Действительно, можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Общество – особая надприродная реальность, включающая человека, целеобразующую деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.

Для общества, как саморазвивающейся системы характерны следующие черты:

  1.  Общество есть определенное единство, целостность;
  2.  Общество имеет составные части, связанные между собой.
  3.  Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система
  4.  Существует интегративное, системное качество общества, отличающееся от свойств и качеств образующих его элементов.
  5.  По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

Проблема движущих сил истории состоит в неоднозначном определении источника развития общества. В настоящее время существует множество факторов, выступающих независимо в качестве объяснительной стороны исторического развития. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбираются как основные, можно выделить следующие философско-исторические концепции: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм. Особую группу составляют концепции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится духовным факторам. Эти детерминанты являются основой системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма либо материализма.

Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль (Англия. Устройство и развитие общества зависят от климата, почвы, пищи), Мечников (русский. Неравномерность общественного развития – из-за изменения водных ресурсов, рек, морей, океанов)), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер (деньги – кровь; железные дороги – кровеносные сосуды)).

Другой подход в определении основы общественной жизни, бытия людей, их истории строится на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Такой подход называется в философии идеалистическим. Ученые, придерживающиеся этого подхода, считают, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Теории общества, основанные на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. По Гегелю, самодвижение мирового духа после его «возвращения» из «инобытия» («природы») включает три ступени, каждая из которых имеет свои подразделения. Так, субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. Объективный дух – право, нравственность, государство. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Здесь имеются признаки системы: основные элементы (ступени) и объединяющий их в целостность «мировой дух» в своем целенаправленном развитии.

Исходным и главным принципом исторического материализма является признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. К.Маркс находит источник существования и развития общества в самом обществе – в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой - отношениями собственности, распределения, обмена, потребления. Именно такую позицию защищает школа исторического материализма. Видное место в историческом материализме заняли учения об общественно-экономической формации, базисе и надстройке, социальной революции, движущих силах развития общества.

Термином "социальная синергия" обозначается вся совокупность объективных и субъективных явлений общественной формы движения материи, обеспечивающих в конечном счете жизнь человека в условиях некоего "порядка", но не "хаоса". Социальная синергия - это пространство самоорганизации людей в их совместных действиях. Общество посредством социальных человеческих взаимодействий предстает в существенной мере как спонтанно самообразующаяся суперсистема. И в этом обстоя тельстве просматривается фундаментальное противоречие социума - противоречие между объективным и субъективным, сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися процессами.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66985. День Вчителя 56.5 KB
  На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.