89512

Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Доклад

Логика и философия

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Идея многообразия человеческой истории нашла свое яркое выражение в концепции локальных культур и цивилизации. Они отрицали единство мировой истории и полагали что существуют лишь отдельные исторические разновидности типы культур и цивилизаций индийская египетская китайская античная и т.

Русский

2015-05-12

42.67 KB

5 чел.

Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Идея многообразия человеческой истории нашла свое яркое выражение в концепции локальных культур и цивилизации. Ее известные представители - западные мыслители О. Шпенглер и А. Тойнби. Они отрицали единство мировой истории и полагали, что существуют лишь отдельные исторические разновидности (типы) культур и цивилизаций (индийская, египетская, китайская, античная и т. д.). Все они подчинялись своим принципам, признавали лишь свои ценности и законы. Все они имели этапы зарождения, расцвета, упадка и гибели. Влияние друг на друга и взаимосвязь этих культур и цивилизаций считались незначительными.

В действительности многообразие не противоречит существованию единого исторического потока, в который включены различные эпохи и народы. Аргументом является единство законов, смысла, направленности и движущих сил истории, а также взаимовлияние культур и цивилизаций друг на друга. Единство истории отстаивали такие видные мыслители, как Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер, Ясперс. Представление о единстве мировой истории долгое время было сопряжено с европоцентризмом - историко-философской концепцией, в которой развитие общества рассматривалось через призму западной (европейской) цивилизации.

Социальная динамика (понятие введено в философское знание О. Контом) определяется как смена состояний общественных явлений и форм, а так же общества в целом.

Разнообразие в подходах к проблеме периодизации истории обусловлено тем, что выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории могут браться, например, орудия труда (У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер), рост народонаселения (Т.Р.Мальтус), географическая среда (Ш.Л.Монтескье) и т.д. Наиболее широко распространенными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Цивилизационный подход появился в конце XIX - начале ХХ века. Он был разработан в трудах О. Шпенглера, а позднее А. Тойнби. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "цивилизации", проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок. Для этой концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделить три подхода в интерпретации понятия «цивилизация»:

  1.  локально-исторический;
  2.  историко-стадиальный;
  3.  всемирно-исторический.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помошью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Наприме, различие по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная - на личность, ее индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед интересами об- щества); по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого); по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются на духовные ценности прошлого) и т.д.

Парадигама – (от греч. «пример, модель, образец») — универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Философия истории (ФИ)—область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, осн. направлением развития человечества и историческим познанием.,

Формационный подход к истории

Формационный подход был выработан К. Марксом. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Коренная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития.

Согласно догматическим советским представлениям, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций:

  1.  первобытно-общинная;
  2.  рабовладельческая;
  3.  феодальная;
  4.  капиталистическая;
  5.  коммунистическая.

Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития, что в свою очередь определяется тем или иным пониманием характера развития вообще. Историческое движение понимается либо линейно — от начальной точки до конечного; либо же она течет циклично с «возвращением на круги своя». Примером линейной модели исторического развития (помимо христианской) является материалистическое понимание истории, выработанное в марксизме. В рамках такого понимания история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций как определенных, качественно различных ступеней развития общества. Идея цикличности (нелинейно) исторического процесса представлена в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, проходят определенные стадии: от этнографического состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Шпенглер сформулировал теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность (мифосимволическая, ранняя культура), расцвет (метафизико-религиозная высокая культура) и упадок (поздняя окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в цивилизацию.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47209. Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 383 KB
  Теоретические основы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в начальной школе. Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения младших школьников. Проект программы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста Светлый путь.
47210. Исследование сущности правовой природы брака, условий и порядка заключения брака 350.5 KB
  Предпринимаются попытки изменения основ семейного законодательства. Так, на законодательном уровне уже поднимались, и возможно еще будут подниматься вопросы о возможности полигамных браков в России, активизируется движение сексуальных меньшинств за признание однополых союзов.
47211. Трёхэтажное кирпичное административное здание 1.18 MB
  Для достижения поставленной цели в процессе проектирования были решены следующие задачи: максимально повышено эффективность работы, выбраны наиболее прогрессивные методы ППР и СМР; использованы достижения научно-технического прогресса и передового опыта; максимально сокращены удельные затраты на единицу вводимой в действие мощности
47212. Экономические отношения, связанные с повышением эффективности использования основных фондов предприятия 736.5 KB
  Для оценки производственного потенциала предприятия огромную роль играет анализ основных фондов. Основной целью выпускной квалификационной работы является выявление наличия движения и использования основных фондов предприятия посредством использования методов сравнительного анализа исторического экономического и иных методов. Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются экономические отношения связанные с повышением эффективности использования основных фондов предприятия. Теоретической и методологической основой...
47213. Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке 168.15 KB
  Вместе с тем знания о музыке без знания самой музыки эмоционально воспринятой пережитой и осмысленной ребенком фактически теряют свою личностноценностную значимость оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося Анализ научных исследований Э. позволяет заключить что проблема формирования эмоциональноценностных отношений к музыке учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой и отдельные её аспекты так или иначе представлены в психологопедагогических трудах. Однако анализ современной...
47214. Организация рекламной деятельности на предприятиях гостиничного комплекса (на примере гостиницы «Холидей Ин Москва Виноградово» 472 KB
  Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она способствует росту общественного производства, объема капиталовложений и числа рабочих мест. Реклама также поддерживает конкуренцию, расширяет рынки сбыта, содействует ускорению оборачиваемости средств, чем повышает эффективность общественного производства.
47215. Анализ актива и пассива компании. Вывод по агрегированному балансу 43.28 KB
  По полученным расчетам можно сказать, что краткосрочные обязательства значительно превышают собственные денежные средства предприятия, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно.
47216. Сравнительная отладка OpenMP программ 274 KB
  Разработанная экспериментальная версия системы позволяет проверить предложенные в данной работе подходы и может находить некоторые распространённые ошибки, возникающие при распараллеливании или появляющиеся при переносе с машины на машину таких программ.
47217. Применение маркетинга в банковской деятельности 750 KB
  Имидж банка. Оба варианта связаны с тем как банк будет работать с клиентами будь они покупателями его акций или покупателями услуг банка. Тому как можно применять маркетинг в работе коммерческого банка и будет посвящена данная дипломная работа. Понятие принципы и сущность банковского маркетинга Создание и развитие широкого спектра услуг банков оказываемых клиентам физическим и юридическим лицам базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка определение эффективности концепция продажа услуг...