89516

Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества

Доклад

Логика и философия

На смену восприятиям пространства в связи с динамикой социальных отношений людей в их временной практике в информациональном обществе приходят идеи поточного пространства которое вне временных границ образуется вокруг потоков капитала потоков инфы потоков технологии потоков организационного взаимодействия потоков образов звуков и символов доминирующих в процессах нашей экономической политической и знаковой жизни.

Русский

2015-05-12

39.46 KB

0 чел.

Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества 

Многие современные философы просматривают перспективы будущего сквозь призму концепций ИО – особой формы соц. организации, в которой создание инфы, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности власти, благодаря возникновению в данный истор. период новых технологических условий.

Черты ИО:

  1.  возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую инфу;
  2.  развитие инфраструктуры обеспечения инф. ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни;
  3.  процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  4.  радикальные преобразования в социокультурных структурах .

Несмотря на то, что понятие ИО наиболее адекватно указывает на принцип, вокруг которого организовано общество, особенностью новых социально-философских концепций является отсутствие общей терминологической базы в наименовании возникающей (или уже возникшей?) в наше время социальной реальности. Постиндустриальное=ПИО (Белл) или сверхиндустриальное (Тоффлер), технотронное (Бжезинский) или информационное (Масуда), сетевое ( Кастельс) или постэкономическое общество (Кан, Иноземцев), посткапиталистическое (Дарендорф, Дракер), нетократическое ( Бард, Зодерквист) и даже постчеловеческое (Фукуяма) общество – все это определения новой социальной системы, непредсказуемость и сложность контуров которой только усиливается за счет понятийного плюрализма.

Ядром информационального общества является не инфа, а сетевая логика его базисной структуры.

В информациональном обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни людей, преобразуя их психологию, менталитет и все прежние философские представления о мире, времени и пространстве.

На смену восприятиям пространства в связи с динамикой социальных отношений людей в их временной практике в информациональном обществе приходят идеи поточного пространства, которое вне временных границ образуется «вокруг потоков капитала, потоков инфы, потоков технологии, потоков организационного взаимодействия, потоков образов, звуков и символов, доминирующих в процессах нашей экономической, политической и знаковой жизни».

Характерной чертой складывающегося ИО является острая потребность человечества в смысловом и контекстном наполнении инфы, структурировании и сортировке бесконечного инф. потока. «Ментальное загрязнение» привело в свою очередь к дефициту внимания потребителя, а всеобщая нехватка времени вследствие роста благосостояния и уровня образования – к стремлению получить максимум опыта и впечатлений за минимум времени. Развлечение – вот чем сегодня стремится стать информация – магнит, притягивающий внимание сильнее всего остального, наиболее значительная движущая сила экономики.

В ИО также доминируют властные иерархии, но организованы они не на основе личностей, компаний или организаций, а на основе членства в тех или иных сетях. На нижнем уровне этой пирамиды располагается «консьюмтариат» (от лат. сonsumo – потреблять), заключенный в сеть неограниченного потребления, членом которой может стать любой желающий. Основная деятельность этой сети - потребление - регулируется свыше нетократическим обществом.

Нетократическое общество построено на взаимодействии трех ролей. «Этерналисты» (от англ. eternal – вечный) - центральные фигуры новой системы – являются толкователями новой реальности. «Нексиалисты» (от лат. nexus – связанные вместе) – участники, находящиеся в ее узлах. Связь между ними осуществляется с помощью представителей третьей, самой могущественной из нетократических категорий – «кураторов». Кураторы указывают нексиалистам путь, в то время как их общий взгляд на мир формируется философами нетократического общества – этерналистами. Если сравнить эту структуру с капиталистической иерархией, можно заметить, что кураторы занимают место политиков, нексиалисты приходят на смену предпринимателям, а этерналисты заменяют ученых.

Решающим фактором, управляющим положением индивидуума в этой иерархии, служит его или ее привлекательность для сети, то есть способность абсорбировать, сортировать, оценивать и генерировать внимание к себе и ценной информации.

Повышается внимание к проблеме «информационной экологии» и особенно проблеме интеллектуальной собственности. Для предотвращения киберпреступности необходима система тотального контроля над движением информации, что противоречит неотъемлемым правам человека на частную жизнь. Нарушение инф. механизмов управления, финансовых коммуникаций, внедрение устаревших ИТ относятся к современным методам ведения «инф. войн». В довершение, ИО стимулирует у людей, не обладающих сильной волей и стремлением к личной независимости, «инф. конформизм» – умственную лень, покорность, согласие руководствоваться только доступной инфой.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52229. Географічне положення Антарктиди. Історія відкриття і дослідження 2.76 MB
  Мета уроку: сформувати e учнів систему знань про географічне положення Антарктиди; охарактеривувати своєрідність географічного положення материка; розповісти про історію відкриття і дослідження Антарктиди; удосконалювати вміння і навички роботи з картою; розвивати інтерес до предмету. Обладнання: карта Антарктиди контурні карти підручники портрети мандрівників презентація PowerPoint. Ми вирушаємо до Антарктиди слайд 1 Про цій материк полярник А.
52230. Антарктида – льодовий материк планети 93 KB
  Цілі: Виявити особливості унікальності і своєрідності географічного положення природи Антарктиди та Південного океану. Тип уроку: засвоєння нових знань Форма уроку: урок конференція Обладнання: фізична карта півкуль і Антарктиди атлас контурна карта мультимедійна презентація I. Майже в центрі материка розміщений Південний полюс тому всі береги Антарктиди дивляться на північ. Як бачимо географічне положення Антарктиди дуже відрізняється від географічного положення інших континентів.
52231. Античний світ: подорож у минуле 36 KB
  Перше завдання Візитки команд Домашнє завдання . Другим завданням нашої історичної подорожі є похід до керамічної майстерні. Завдання дітям: виконати малюнок на кольоровому папері чорним фломастером: Розпис амфор . Завдання: розіграти сценку давньогрецької комедії та трагедії з використанням масок.
52233. Методична розробка уроку з англійської мови «В аптеці» для учнів 10 - 11 класів 3.2 MB
  Актуальність теми полягає у постійно зростаючій потребі людей у кваліфікованому та грамотному обслуговуванні представниками такої важливої професії, як фармацевт. Значення роботи аптекаря усвідомлюється саме в час різкого підвищення рівня захворюваності населення, а саме в зимовий період.