89516

Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества

Доклад

Логика и философия

На смену восприятиям пространства в связи с динамикой социальных отношений людей в их временной практике в информациональном обществе приходят идеи поточного пространства которое вне временных границ образуется вокруг потоков капитала потоков инфы потоков технологии потоков организационного взаимодействия потоков образов звуков и символов доминирующих в процессах нашей экономической политической и знаковой жизни.

Русский

2015-05-12

39.46 KB

0 чел.

Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества 

Многие современные философы просматривают перспективы будущего сквозь призму концепций ИО – особой формы соц. организации, в которой создание инфы, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности власти, благодаря возникновению в данный истор. период новых технологических условий.

Черты ИО:

  1.  возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую инфу;
  2.  развитие инфраструктуры обеспечения инф. ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни;
  3.  процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  4.  радикальные преобразования в социокультурных структурах .

Несмотря на то, что понятие ИО наиболее адекватно указывает на принцип, вокруг которого организовано общество, особенностью новых социально-философских концепций является отсутствие общей терминологической базы в наименовании возникающей (или уже возникшей?) в наше время социальной реальности. Постиндустриальное=ПИО (Белл) или сверхиндустриальное (Тоффлер), технотронное (Бжезинский) или информационное (Масуда), сетевое ( Кастельс) или постэкономическое общество (Кан, Иноземцев), посткапиталистическое (Дарендорф, Дракер), нетократическое ( Бард, Зодерквист) и даже постчеловеческое (Фукуяма) общество – все это определения новой социальной системы, непредсказуемость и сложность контуров которой только усиливается за счет понятийного плюрализма.

Ядром информационального общества является не инфа, а сетевая логика его базисной структуры.

В информациональном обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни людей, преобразуя их психологию, менталитет и все прежние философские представления о мире, времени и пространстве.

На смену восприятиям пространства в связи с динамикой социальных отношений людей в их временной практике в информациональном обществе приходят идеи поточного пространства, которое вне временных границ образуется «вокруг потоков капитала, потоков инфы, потоков технологии, потоков организационного взаимодействия, потоков образов, звуков и символов, доминирующих в процессах нашей экономической, политической и знаковой жизни».

Характерной чертой складывающегося ИО является острая потребность человечества в смысловом и контекстном наполнении инфы, структурировании и сортировке бесконечного инф. потока. «Ментальное загрязнение» привело в свою очередь к дефициту внимания потребителя, а всеобщая нехватка времени вследствие роста благосостояния и уровня образования – к стремлению получить максимум опыта и впечатлений за минимум времени. Развлечение – вот чем сегодня стремится стать информация – магнит, притягивающий внимание сильнее всего остального, наиболее значительная движущая сила экономики.

В ИО также доминируют властные иерархии, но организованы они не на основе личностей, компаний или организаций, а на основе членства в тех или иных сетях. На нижнем уровне этой пирамиды располагается «консьюмтариат» (от лат. сonsumo – потреблять), заключенный в сеть неограниченного потребления, членом которой может стать любой желающий. Основная деятельность этой сети - потребление - регулируется свыше нетократическим обществом.

Нетократическое общество построено на взаимодействии трех ролей. «Этерналисты» (от англ. eternal – вечный) - центральные фигуры новой системы – являются толкователями новой реальности. «Нексиалисты» (от лат. nexus – связанные вместе) – участники, находящиеся в ее узлах. Связь между ними осуществляется с помощью представителей третьей, самой могущественной из нетократических категорий – «кураторов». Кураторы указывают нексиалистам путь, в то время как их общий взгляд на мир формируется философами нетократического общества – этерналистами. Если сравнить эту структуру с капиталистической иерархией, можно заметить, что кураторы занимают место политиков, нексиалисты приходят на смену предпринимателям, а этерналисты заменяют ученых.

Решающим фактором, управляющим положением индивидуума в этой иерархии, служит его или ее привлекательность для сети, то есть способность абсорбировать, сортировать, оценивать и генерировать внимание к себе и ценной информации.

Повышается внимание к проблеме «информационной экологии» и особенно проблеме интеллектуальной собственности. Для предотвращения киберпреступности необходима система тотального контроля над движением информации, что противоречит неотъемлемым правам человека на частную жизнь. Нарушение инф. механизмов управления, финансовых коммуникаций, внедрение устаревших ИТ относятся к современным методам ведения «инф. войн». В довершение, ИО стимулирует у людей, не обладающих сильной волей и стремлением к личной независимости, «инф. конформизм» – умственную лень, покорность, согласие руководствоваться только доступной инфой.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15104. ХХ ғасырдың ұлы жырауы 79 KB
  ХХ ғасырдың ұлы жырауы Жүз жыл өмірінің сексен бесін өлеңмен өткізген Жәкең – екі ғасырдың куәсі ғана болған жоқ. Оның жүз жылғы өмірі шындап келгенде екі ғасырға тең еді. Өйткені Жамбыл тарихта сирек кездесетін мүлде қарамақарсы екі заманды көрді қайшылыққа толы ...
15105. Ш. Мұртаза әңгімелеріндегі диалогтің кейіпкер мінезін ашу, образ жасаудағы рөлі 63.5 KB
  УДК. ӘОЖ 82 091 574 Т 50 ШЕРХАН МҰРТАЗА ӘҢГІМЕЛЕРІНДЕГІ ДИАЛОГТЫҢ КЕЙІПКЕР МІНЕЗІН АШУ ОБРАЗ ЖАСАУДАҒЫ РӨЛІ А. Тойшыбекова Тараз мемлекеттік педагогикалық инситуты Тараз қ. Шерхан Мұртазаның қаламгер болып қалыптасуына баспасөзде жұмыс жасаға...
15106. Шәді ақынның діни тақырыптағы дастандары 46.5 KB
  ШЄДІ АЌЫННЫЊ ДІНИ ТАЌЫРЫПТАЃЫ ДАСТАНДАРЫ Д. Сейітмратова А. Мќашева Тараз мемлекеттік педагогикалыќ институты Тараз қ. Қазақ елініњ оқу мен өнерді үйренуініњ аса қажет екенін насихаттап халық тарихына елжұ...
15108. Шәкәрім А.С.Пушкиннің Дубровский шығармасын қалай аударған еді 66 KB
  Шәкәрім А.С.Пушкиннің €œДубровский€ шығармасын қалай аударған еді Задан ЖҰМАҒАЛИ филология ғылымдарының докторы профессор. Абайдың тікелей қатысумен бірсыпыра деңгейге көтеріліп қалған қазақорыс әдеби байланысының одан әрмен дамуына зор үлес қосқан алаш ар
15109. Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс 50 KB
  Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс ...Жауыннан соң байтақ даладан жамырай бері жүгіретін сансыз жылғалар Есіл өзенін жаз бойы әлдерінше молықтырып жатады. Ақмоланың көшелерінен көтерілетін шаңнан тұншыққан жұрттың еркін тыныстайтын жері де осы маң. Үнемі үс
15110. Шәкәрім Құдайбердиевтің Ләйлі-Мәжнүн дастаны 48.5 KB
  ӘОЖ 577.4 Ш. ҚҰДАЙБЕРДИЕВТІҢ ЛӘЙЛІМӘЖНҮН ДАСТАНЫ – НӘЗИРА ҮЛГІСІНДЕ ЖАЗЫЛҒАН ТӨЛ ШЫҒАРМАСЫ Г.С.Тәженова М.И. Ревшенова Тараз мемлекеттік педагогикалық институтыТараз қ. ХХ ғасырдың басындағы көркем аударма саласына көп еңбегі сіңген ақын жазуш
15111. Шәкәрім поэтикасы 291.5 KB
  Бүгінгідей түрлі мәдениеттер тоғысындағы жаһандану үрдісіне бағыт бұрған заманда ұлтымыздың рухани өресін биіктеткен тұлғалардың қалдырған мұрасына қайта үңілу оның тағылымдық мәнін қайта зерделеу
15112. Шәкәрімнің лирикасы 41.5 KB
  ШӘКӘРІМ ЛИРИКАСЫ АМАНГЕЛДІ БАЯН САҒЫНТАЙҚЫЗЫ №35 ЖОББМ 8сынып оқушысы Павлодар қ. Күні бүгінге дейін қазақ лирикасының тарихы мен жанрлық табиғаты турасында сөз қозғағанда қазақ лирикасын қалыптастырушылардың бірі рет