89517

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире

Доклад

Логика и философия

Формы бытия культуры. Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека а в дальнейшем идеалу эпохи Просвещения.

Русский

2015-05-12

42.74 KB

2 чел.

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. Древние эллины воспринимали слово «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». У древних римлян культура ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Культура – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности (Харин). Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин). В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин).

Кант заложил основу подхода разделения понятий культура и цивилизация (К и Ц). У него Ц – прагматическая и технологическая оболочка культуры, а К является ядром цивилизации. Но несмотря на попытки разделить понятия К и Ц, они практически весь 19 век выступали как синонимы.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения.

Глобализация –интеграционный процесс в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, а также распространения информации: это процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

Диалог культур.Глобализация проходит во всех сферах человеческой жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Культура охватывает, а точнее – буквально пронизывает все сферы духовной и материальной жизни общества и поэтому оказывается со всех сторон так или иначе вовлеченной в процесс глобализации. Тем не менее, проблема межкультурного взаимодействия и даже противоборства, противостояния различных культурных традиций и систем при этом нисколько не ослабевает. Поэтому диалог и конфликт между различными культурами являются такими же естественными ее атрибутами, как, например, политическая борьба и политические соглашения являются неотъемлемой стороной любой политической системы. Глобализация резко обострила противоречия, веками и тысячелетиями сопровождавшие человечество. Это связано с процессом интеграции, в том числе и в области культуры, и стремлением национальных культур отстоять свою самобытность и независимость. Но существует особенность: глобализация не только расширяет возможности для осуществления политики диалога, но порождает такие явления, которые этому препятствуют. Неорганизованные группы людей, масса людей, составляющая основу «массового общества», к диалогу невосприимчивы. Можно сделать вывод, что мировому историческому процессу присущи две тенденции: к всеобщему контакту культур, с одной стороны, и к их этнокультурному сохранению, с другой. И поэтому образование единой мировой культуры, «мегаобщества» в обозримом будущем ... является иллюзией.

Глобальный мир не может быть объединен на основе однополярной модели, ибо такое объединение не совместимо с достоинством народов. Речь может идти лишь о взаимодействии культур, но не об их взаимопроникновении. Диалог между культурами не может не сопровождаться противоречиями и даже конфликтами между ними.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50089. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА ПРИЗМОЙ. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПЕРСИИ СВЕТА 151 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА ПРИЗМОЙ Изучение дисперсии света. Абсолютным показателем преломления некоторого вещества в электромагнитной теории называется число показывающее во сколько раз скорость волны в вакууме больше скорости волны в веществе: n = c v. Абсолютный показатель преломления связан с диэлектрической и магнитной проницаемостями среды следующим образом: n =. Дисперсией электромагнитного излучения называют явление обусловленное зависимостью показателя преломления вещества от длины волны частоты n = fλ0 где λ0 длина...
50090. Интегральные устройства радиоэлектроники 15.38 MB
  Курсовое проектирование по дисциплине Интегральные устройства радиоэлектроники обобщает знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, а также умения и навыки, приобретенные при прохождении практики на производстве, и ставит своей целью подготовить студентов к самостоятельному решению сложных проектно-конструкторских задач.
50091. Атом водорода, изучение его спектра 211.5 KB
  Совокупность электронов составляет электронную оболочку атома. Ядро в котором сосредоточена почти вся масса атома занимает ничтожно малую часть всего его объема. При этом размер самого атома который определяется размерами его электронной оболочки около 108 см.
50093. Исследование переходных процессов в электрических цепях с источником постоянного напряжения 517 KB
  Построение графиков напряжения и токов при переходных процессах. Построение графиков по расчётным данным:...
50094. Техніка ударів по мячу ногою 130 KB
  Техніка ударів по мячу ногою. У футболі удари по мячу виконуються ногою і головою. Удари по мячу головою роблять серединою та бічними частинами голови. Частини тіла якими футболіст виконує прийоми техніки гри удари зупинки ведення тощо Удар по мячу внутрішньою частиною стопи Цей прийом застосовується під час ударівпередач на невеликі відстані зокрема по воротах.
50095. Определение удельного сопротивления, контактного сопротивления, и удельной теплопроводности металлов низкоомных материалов с помощью измерительного усилителя 176 KB
  Несмотря на низкое удельное сопротивление при большой длине металлические проводники могут иметь заметное сопротивление что приводит к потерям электроэнергии при её передаче и влияет на работу потребителей. Например изза большого числа витков активное омическое сопротивление катушки индуктивности может оказаться соизмеримым с её реактивным сопротивлением. Для металлических образцов реальных размеров учитывая что удельное сопротивление в среднем варьируется от 107 до 105 Омм величины сопротивлений оказываются также малы. Ещё одной...