89517

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире

Доклад

Логика и философия

Формы бытия культуры. Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека а в дальнейшем идеалу эпохи Просвещения.

Русский

2015-05-12

42.74 KB

2 чел.

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. Древние эллины воспринимали слово «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». У древних римлян культура ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Культура – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности (Харин). Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин). В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин).

Кант заложил основу подхода разделения понятий культура и цивилизация (К и Ц). У него Ц – прагматическая и технологическая оболочка культуры, а К является ядром цивилизации. Но несмотря на попытки разделить понятия К и Ц, они практически весь 19 век выступали как синонимы.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения.

Глобализация –интеграционный процесс в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, а также распространения информации: это процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

Диалог культур.Глобализация проходит во всех сферах человеческой жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Культура охватывает, а точнее – буквально пронизывает все сферы духовной и материальной жизни общества и поэтому оказывается со всех сторон так или иначе вовлеченной в процесс глобализации. Тем не менее, проблема межкультурного взаимодействия и даже противоборства, противостояния различных культурных традиций и систем при этом нисколько не ослабевает. Поэтому диалог и конфликт между различными культурами являются такими же естественными ее атрибутами, как, например, политическая борьба и политические соглашения являются неотъемлемой стороной любой политической системы. Глобализация резко обострила противоречия, веками и тысячелетиями сопровождавшие человечество. Это связано с процессом интеграции, в том числе и в области культуры, и стремлением национальных культур отстоять свою самобытность и независимость. Но существует особенность: глобализация не только расширяет возможности для осуществления политики диалога, но порождает такие явления, которые этому препятствуют. Неорганизованные группы людей, масса людей, составляющая основу «массового общества», к диалогу невосприимчивы. Можно сделать вывод, что мировому историческому процессу присущи две тенденции: к всеобщему контакту культур, с одной стороны, и к их этнокультурному сохранению, с другой. И поэтому образование единой мировой культуры, «мегаобщества» в обозримом будущем ... является иллюзией.

Глобальный мир не может быть объединен на основе однополярной модели, ибо такое объединение не совместимо с достоинством народов. Речь может идти лишь о взаимодействии культур, но не об их взаимопроникновении. Диалог между культурами не может не сопровождаться противоречиями и даже конфликтами между ними.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59542. Біблія — пам’ятка світової писемності. Урок-конференція 61 KB
  Довести вічну цінність Біблії для всіх без винятку людей. Перші 39 книг близько три чверті Біблії складають Старий Заповіт визнаються за Святе Письмо іудаїзмом і християнством. Але незважаючи на це у Біблії зберігається головна думка усі книги узгоджуються між собою та доповнюють одна одну.
59543. Біосинтез білка 44 KB
  Під час вивчення цієї теми в учнів часто виникають труднощі пов’язані з розумінням процесів транскрипції трансляції ролі рибосоми в утворенні молекули білка. Сформувати в учнів поняття генетичний код етапи біосинтезу білка реакції матричного синтезу.
59544. Байдужість не прощається, виховний захід 69 KB
  Переконати що байдужість негативна людська риса. Добрий день усім хто не залишився байдужим до того що діється навколо і прийшов сьогодні до нашого залу щоб засудити одну з найтяжчих вад людини байдужість.
59545. Обязанности проводника при приемке и подготовке вагонов в рейс. Сооружения и устройства вагонного хозяйства 80.5 KB
  Назвіть кольори веселки. Що в неживій природі нагадує ці кольори Сонце світло вогонь ліхтар. Тепер розглянемо останні три кольори: блакитний синій фіолетовий. Де в неживій природі можемо побачити ці кольори Небо вода сніг лід.
59547. Боротьба ОУН „УПА” У 40-х – на початку 50-х років 66.5 KB
  Основні поняття: ОУН організація українських націоналістів український політичний рух що ставив собі за мету встановлення незалежної української держави. Отже наша тема: Боротьба ОУН УПА у 40х на початку 50х років€. Що таке депортація розвитку безкоштовної освіти...
59550. Велика буква у назвах міст, сіл, вулиць та річок 48.5 KB
  Загарбники люди розповідали що після звільнення міста спорудили на його підступах багато камяних левів. Летимо далі і наступна посадка буде в місті Харкові. Хто розповість нам легенду звідки пішла назва міста Був собі козак Харко.