89517

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире

Доклад

Логика и философия

Формы бытия культуры. Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека а в дальнейшем идеалу эпохи Просвещения.

Русский

2015-05-12

42.74 KB

2 чел.

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. Древние эллины воспринимали слово «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». У древних римлян культура ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Культура – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности (Харин). Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин). В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин).

Кант заложил основу подхода разделения понятий культура и цивилизация (К и Ц). У него Ц – прагматическая и технологическая оболочка культуры, а К является ядром цивилизации. Но несмотря на попытки разделить понятия К и Ц, они практически весь 19 век выступали как синонимы.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения.

Глобализация –интеграционный процесс в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, а также распространения информации: это процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

Диалог культур.Глобализация проходит во всех сферах человеческой жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Культура охватывает, а точнее – буквально пронизывает все сферы духовной и материальной жизни общества и поэтому оказывается со всех сторон так или иначе вовлеченной в процесс глобализации. Тем не менее, проблема межкультурного взаимодействия и даже противоборства, противостояния различных культурных традиций и систем при этом нисколько не ослабевает. Поэтому диалог и конфликт между различными культурами являются такими же естественными ее атрибутами, как, например, политическая борьба и политические соглашения являются неотъемлемой стороной любой политической системы. Глобализация резко обострила противоречия, веками и тысячелетиями сопровождавшие человечество. Это связано с процессом интеграции, в том числе и в области культуры, и стремлением национальных культур отстоять свою самобытность и независимость. Но существует особенность: глобализация не только расширяет возможности для осуществления политики диалога, но порождает такие явления, которые этому препятствуют. Неорганизованные группы людей, масса людей, составляющая основу «массового общества», к диалогу невосприимчивы. Можно сделать вывод, что мировому историческому процессу присущи две тенденции: к всеобщему контакту культур, с одной стороны, и к их этнокультурному сохранению, с другой. И поэтому образование единой мировой культуры, «мегаобщества» в обозримом будущем ... является иллюзией.

Глобальный мир не может быть объединен на основе однополярной модели, ибо такое объединение не совместимо с достоинством народов. Речь может идти лишь о взаимодействии культур, но не об их взаимопроникновении. Диалог между культурами не может не сопровождаться противоречиями и даже конфликтами между ними.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23423. Виртуальная компания – реальность XXI века 120.12 KB
  Для участников виртуальной организации присущи не только определенные роли но и статусы. Статус гарантирует предоставление возможности по доступу к контенту различный уровень анонимности конформность поведения определенных участников виртуальной компании групповую идентичность. Принципы формирования виртуальных компаний[1] Управление виртуальной компанией базируется на представлениях инициаторов проекта работодателей разработчиков. Архитектура сети выбирается с учетом максимальной эффективности деятельности виртуальной компании в...
23424. ПОИСК В ИНТЕРНЕТЕ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА 1.08 MB
  По мере роста общего количества пользователей Интернета а среди них числа владеющих английским языком эти ограничения всё в большей степени снимаются что закономерно ведёт к уменьшению спроса на услуги журналистов. electronic mail технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений называемых письма или электронные письма по распределённой в том числеглобальной компьютерной сети. Акадо российский телекоммуникационный холдинг оказывающий услуги доступа в...
23425. Сообщения SIP 27.68 KB
  Реферат Протокол SIP разрабатывался с расчетом на возможность использования любых транспортов но тем не менее наиболее предпочтительным является использование UDPпакетов это позволяет повысить производительность по сравнению с использованием протокола TCP но требует использования дополнительных механизмов проверки доставки сигнальных сообщений. Так как телефония с использованием протокола SIP позволяет использовать большое количество разнообразных сервисов помимо передачи голоса возможна...
23426. Уровни сетевой архитектуры 72.79 KB
  Компьютерные сети по своей структуре очень сложны. Для начала проведем грань между работой программных и аппаратных средств сети. В сети может работать разнообразное по технологии оборудование от него зависят возможности сети: производительность надежность и т. и разнообразное программное обеспечение: сетевые операционные системы приложения от него зависят те же возможности сети прозрачность безопасность.
23427. Города на территории Беларуси в IX – середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан 13.54 KB
  Причинами превращения городищ в города были: отделение ремесла от земледелия проживание ремесленников в местах близких к источникам сырья развитие обмена продуктами земледелия на вещи сделанные ремесленниками. Города возникали на перекрестках дорог и рек. Города IX XIII вв. Внутренняя часть города укрепленная валами рвами стенами называлась детинцем.
23428. Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII вв. Религиозные деятели 15.29 KB
  Своих высот книжная культура достигла в творчестве Евфросиньи Полоцкой Кирилла Туровского Аврамия Смоленского Клима Смолятича а также неизвестного автора €œСлова о полку Игореве€. О ее жизни рассказывается в €œЖитии Евфросиньи Полоцкой€. Полоцкой Каложская церковь Каменецкая вежа. Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал шестиконечный крест.
23429. Причины образования Великого княжества Литовского 17.53 KB
  Причины образования Великого княжества Литовского Причинами образования ВКЛ были следующие: внутриполитические. При княжении великих князей Витеня 12951316 и Гедимина 13161341 в состав ВКЛ вошли почти все белорусские земли. За время его правления территория ВКЛ увеличилась почти в 2 раза и оно стало называться ВКЛ Русское и Жемайтское. Эти факты позволяют говорить о федеративной форме государственного устройства ВКЛ.
23430. Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества 12.98 KB
  Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 13161341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась в 3 раза.
23431. Государственный строй ВКЛ в середине XIII – XIV в. Борьба за великое княжение 16.03 KB
  стал его старший сын от второй жены Ягайло. В начале своего правления Ягайло стремился продолжать политику своего отца. Однако старшие братья Ягайло от первой жены Ольгерда считали себя обиженными. Ягайло столкнулся с противодействием недовольных князей группировавшихся вокруг полоцкого князя Андрея.