89517

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире

Доклад

Логика и философия

Формы бытия культуры. Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека а в дальнейшем идеалу эпохи Просвещения.

Русский

2015-05-12

42.74 KB

2 чел.

Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. Древние эллины воспринимали слово «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». У древних римлян культура ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Культура – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности (Харин). Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин). В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству (Харин).

Кант заложил основу подхода разделения понятий культура и цивилизация (К и Ц). У него Ц – прагматическая и технологическая оболочка культуры, а К является ядром цивилизации. Но несмотря на попытки разделить понятия К и Ц, они практически весь 19 век выступали как синонимы.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения.

Глобализация –интеграционный процесс в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, а также распространения информации: это процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

Диалог культур.Глобализация проходит во всех сферах человеческой жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Культура охватывает, а точнее – буквально пронизывает все сферы духовной и материальной жизни общества и поэтому оказывается со всех сторон так или иначе вовлеченной в процесс глобализации. Тем не менее, проблема межкультурного взаимодействия и даже противоборства, противостояния различных культурных традиций и систем при этом нисколько не ослабевает. Поэтому диалог и конфликт между различными культурами являются такими же естественными ее атрибутами, как, например, политическая борьба и политические соглашения являются неотъемлемой стороной любой политической системы. Глобализация резко обострила противоречия, веками и тысячелетиями сопровождавшие человечество. Это связано с процессом интеграции, в том числе и в области культуры, и стремлением национальных культур отстоять свою самобытность и независимость. Но существует особенность: глобализация не только расширяет возможности для осуществления политики диалога, но порождает такие явления, которые этому препятствуют. Неорганизованные группы людей, масса людей, составляющая основу «массового общества», к диалогу невосприимчивы. Можно сделать вывод, что мировому историческому процессу присущи две тенденции: к всеобщему контакту культур, с одной стороны, и к их этнокультурному сохранению, с другой. И поэтому образование единой мировой культуры, «мегаобщества» в обозримом будущем ... является иллюзией.

Глобальный мир не может быть объединен на основе однополярной модели, ибо такое объединение не совместимо с достоинством народов. Речь может идти лишь о взаимодействии культур, но не об их взаимопроникновении. Диалог между культурами не может не сопровождаться противоречиями и даже конфликтами между ними.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64516. Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита 38 KB
  Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря.
64517. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПЕДИАТРИЯ 85.5 KB
  Это медицина периода роста формирования и развития человеческого организма который является наиболее ответственным в жизни человека. какие будут конечные результаты детства с какой степенью здоровья физических интеллектуальных возможностей...
64518. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 32.53 KB
  Рост и обновление клеток организма возможны только случае непрерывного поступления в организм кислорода и питательных веществ. Для непрерывного обновления организма для совершения человеком работы нужна энергия.
64520. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ 253.64 KB
  Энергетический обмен диссимиляция катаболизм совокупность реакций расщепления органических соединений сопровождающихся выделением энергии. Питание процесс потребления энергии и веществ.
64521. Основные этапы становления дипломатических школ 32.5 KB
  В Средневековье не мог существовать институт светского суверенитета дипломатия не имела в своем распоряжении постоянного дипломатического представительства послы в этой системе направлялись к другому правителю по конкретному случаю. Начался бурный расцвет светского права.
64522. Предмет и основные понятия информатики 15.4 KB
  Информатика это комплексная техническая наука которая систематизирует приемы создания сохранения воспроизведения обработки и передачи данных средствами вычислительной техники а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.
64524. Предмет и содержание дисциплины «Охраны труда» 30 KB
  В соответствии с ТК РБ охрана труда это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включающая правовые социально-экономические организационно-технические гигиенических и лечебно-профилактические мероприятия и средства.