89522

Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания

Доклад

Логика и философия

Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных социальных общественных законов самого познания мышления и др. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания –объективная истина постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами но не...

Русский

2015-05-12

39.63 KB

0 чел.

Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания. 

Наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма чел. знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства”, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Основные особенности научного познания:

1) Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные стороны предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания. Характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для “реализации чистоты” рассмотрения своего предмета. Активность субъекта – важнейшая предпосылка научного познания

3)Наука в большей мере чем остальные формы познания ориентирована на то, что бы быть воплощенной в практике, быть руководством по изменению окр. действительности и управлению реальными процессами.

4)Науч. позн. в гносеологическом плане – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или научном. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.

5) в процессе научного познания применяются такие специфичные материальные средства как приборы, инструменты и т.д. В большей мере используется для исследований таких идеальных средств и методов, как совр логика, мат. методы, системный и кибернетич метод.

6) Науке присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем – гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений.

В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов).

В развитии современной науки прослеживаются противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся интеграционных процессах на фоне углубляющейся дифференциации исследовательской деятельности. Выделяются следующие основные направления интеграции научного знания:

  1.  перенос идей и представлений из одной области знания в другую;
  2.  эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;
  3.  формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыке известных ранее областей знания; сближение наук, различающихся своими предметными областями, прежде всего усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук; сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;
  4.  универсализация языка науки;
  5.  выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;
  6.  усиление на основе углубляющейся диалектизации современного научного познания интегративной функции философии в исследовательской деятельности.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23910. Эсхил Орестея 22.47 KB
  Но участь его оказалась ужасна а участь сына его Ореста еще ужаснее. Но в живых остается маленький сын Агамемнона и Клитемнестры Орест: чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы она отсылает его в чужой край чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына. Орест растет в далекой Фокиде помышляя только об одном о мести за Агамемнона.
23912. Эсхил Прометей прикованный 16.62 KB
  А затем когда разозленный Зевс не хочет чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо и отказывается дать им огонь Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор а мудрый провидец. Само имя Прометей значит Промыслитель.
23913. Аристофан Всадники 16.49 KB
  На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами Никий и Демосфен третьего зовут Кожевник настоящее имя ему Клеон а четвертого зовут Колбасник этого главного героя Аристофан выдумал сам. А противник их Клеон он и вправду был ремесленникомкожевником требовал добить врага и продолжать войну до победы. Итак на сцене дом хозяина Народа а перед домом сидят и горюют два его рабаприслужника Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости а теперь их оттер новый раб негодяй кожевник. Тот хлебает а кожевнику бросает все лакомые...
23916. Аристофан Облака 15.83 KB
  За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то что он слишком многое ставил под сомнение разлагал будто бы нравы и этим ослаблял государство. Почему Облака Потому что философы раньше всего стали задумываться из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали а смолоду твердо знали что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать и у них вроде бы получалось будто логикой можно доказать что хорошее не так...
23917. Гесиод 51.38 KB
  Отец Гесиода покинул из–за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии около горы Муз Геликона Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре Тягостной летом зимою плохой никогда не приятной. От Гесиода сохранились две поэмы : Теогония Происхождение богов и Труды и дни Работы и дни. Поводом для написания поэмы Труды и дни послужил процесс Гесиода с братом Персом изза раздела земли после смерти отца.