89522

Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания

Доклад

Логика и философия

Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных социальных общественных законов самого познания мышления и др. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания –объективная истина постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами но не...

Русский

2015-05-12

39.63 KB

0 чел.

Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания. 

Наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма чел. знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства”, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Основные особенности научного познания:

1) Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные стороны предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания. Характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для “реализации чистоты” рассмотрения своего предмета. Активность субъекта – важнейшая предпосылка научного познания

3)Наука в большей мере чем остальные формы познания ориентирована на то, что бы быть воплощенной в практике, быть руководством по изменению окр. действительности и управлению реальными процессами.

4)Науч. позн. в гносеологическом плане – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или научном. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.

5) в процессе научного познания применяются такие специфичные материальные средства как приборы, инструменты и т.д. В большей мере используется для исследований таких идеальных средств и методов, как совр логика, мат. методы, системный и кибернетич метод.

6) Науке присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем – гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений.

В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов).

В развитии современной науки прослеживаются противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся интеграционных процессах на фоне углубляющейся дифференциации исследовательской деятельности. Выделяются следующие основные направления интеграции научного знания:

  1.  перенос идей и представлений из одной области знания в другую;
  2.  эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;
  3.  формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыке известных ранее областей знания; сближение наук, различающихся своими предметными областями, прежде всего усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук; сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;
  4.  универсализация языка науки;
  5.  выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;
  6.  усиление на основе углубляющейся диалектизации современного научного познания интегративной функции философии в исследовательской деятельности.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2931. Оптическая плотность оттиска. Влияние технологических добавок для офсетных красок на параметры отпечатка 64.88 KB
  Оптическая плотность оттиска. Влияние технологических добавок для офсетных красок на параметры отпечатка. Влияние технологических добавок для офсетных красок на параметры отпечатка В технических описаниях практически любой современной серии печатных красок для листового офсета указывается, что краски поставляются готовыми к применению...
2932. Социология как наука. Социологические исследования 64.67 KB
  Объект, предмет, задачи и функции социологии. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развити...
2933. Охрана и рациональное использование вод Мирового океана 61 KB
  Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступает более половины кис...
2934. Основы физики. Вещества и их перемещения 616 KB
  С каждой движущейся массой вещества связан волновой процесс, а длина волны определяется соотношением где n – постоянная Планка, m – масса тела, v – скорость движения. Это соотношения называется «постулат Луи де Бройля» Элек...
2935. Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко 37 KB
  Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко: В электропроводящем контуре при изменении проходящего через него потока возникает ток, независящий от способа изменения потока, и называемый индукционным. В контуре так же возникает ЭДС...
2936. Изнасилования и их расследование 278.5 KB
  Изнасилования и их расследование В настоящее время экспертами и криминалистами разработано множество новых систем и подходов к решению задач борьбы с преступностью. Улучшение научных технологий криминалистики, повышение профессионализма следователей...
2937. Здоровый образ жизни, мероприятие для 10 класса 70.5 KB
  Сформировать ценностное отношение к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; Создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
2938. Хто квітень наш отак підступно зрадив 69.5 KB
  Хто квітень наш отак підступно зрадив? Мета:  висвітлити основні відомості про Чорнобильську трагедію, виховувати почуття поваги й пам’яті до трагічних в сторінок історії України. Обладнання: проекто...
2939. Святкування Водохреща 63 KB
  Святкування Водохреща. Мета: розширити знання учнів про святкування Водохрещення, розвивати вміння аналізувати і робити висновки, порівнювати, бажання загартовувати свій організм; виховувати повагу до традицій і звичаїв українського народу. Об...