89524

Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм

Доклад

Логика и философия

Процесс познания совокупность познавательных действий. Для научноисследовательского действия необходимо: Субъект познания – это носитель предметнопрактической деятельности и познания источник познавательной активности направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный челк индивид так и различные социальные группы общество в целом. Объект познания – это то что противостоит субъекту на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Русский

2015-05-12

40.95 KB

0 чел.

Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм. 

Процесс познания - совокупность познавательных действий. В науке действия называются исследованиями и являются частью познавательных действий.

Для научно-исследовательского действия необходимо:

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный чел-к (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Цель исследования – для чего оно, что исследуется.

Процесс исследования:

а) Фиксирование объекта и выделение предмета исследования.

б) Осуществление эмпирического уровня исследования: наблюдение и/или эксперимент. Это протоколируется, обобщается => поиск фактов – особого вида научного знания.

в) Теоретическая обработка фактов, включение их в систему знаний.

г) Реализация на практике выработанных теорий.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

От чувственной и логической ступеней познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию и упорядочение полученной в опыте информации, тем не менее только теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полученных опытным путем данных. Теоретическое познание никогда не теряет своей связи с практикой, постоянно испытывает со стороны последней значительное влияние. Результатом познавательной деятельности является выработка знаний.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты (от лат. sensus - чувство, ощущение) [сенсуализм, в др. источниках эмпиризм] считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума". Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления (Рационализм – направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции.). Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Интуитивизм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия.

В интуитивизме можно выделить два основных течения. В первом, развитом французским философом Анри Бергсоном характерно противопоставление интуиции и интеллекта, который он трактует как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространственными объектами. К этому течению близка философия жизни развивавшаяся в то же время в Германии.

Появление второго течения связано преимущественно с русской философией и особенно с Николаем Онуфриевичем Лосским. Лосский не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Под интуитивизмом Лосский понимает учение о том, что познанный объект, даже если он является частью внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Лосский выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11579. Создание логической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler 106.68 KB
  Лабораторная работа 5 по дисциплине: Проектирование и архитектура программного проектирования На тему: Создание логической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler Цель работы: Развитие логической модели. Ход работы: Как было указано выше связи определяют
11580. Создание физической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler 122.49 KB
  Лабораторная работа 6 по дисциплине: Проектирование и архитектура программного проектирования На тему: Создание физической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler Цель работы: Создание физической модели. Ход работы: Различают два уровня физической модели: ...
11581. Проект участка на базе станков с ЧПУ по изготовлению деталей колёсного тягача 2.08 MB
  Тема: Проект участка на базе станков с ЧПУ по изготовлению деталей колёсного тягача. Содержание. Аннотация. Введение. Характеристика объектов производства. Технологический раздел. Определение типа производства. Анализ технологичности дета
11582. Информационная безопасность в телекоммуникационных системах 420 KB
  Лабораторный практикум по дисциплине Информационная безопасность в телекоммуникационных системах / Уфимск. гос. авиац. техн. унт; Сост.:Ж.А. Сухинец А.И. Гулин. –Уфа2011. –20 с. Приводится описание двух лабораторных работ для исследования студентами основных методов к...
11583. Устройства на операционных усилителях 472 KB
  Лабораторная работа № 5 Устройства на операционных усилителях Цель работы Изучить назначение принцип действия свойства и возможные схемотехнические решения устройств на операционных усилителях. 2. Задание 1. Ознако...
11584. Знакомство с Маткадом 83.95 KB
  Лабораторная работа № 1. Тема: Знакомство с Маткадом. Цель: Ознакомить студентов с интерфейсом пакета Маткад особенностями работы в пакете научить производить простейшие вычисления. Ход работы. Задача 1. Войдите в Маткад. 1.Поиграйте красным крестиком на экране...
11585. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ЗНАКОМСТВО С МАТКАДОМ 231.29 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ЗНАКОМСТВО С МАТКАДОМ Найдите на рабочем столе ярлык Маткад щелкните мышью и войдите в пакет. Обратите внимание на то что вся работа в Маткаде должна проводиться на латинском английском алфавите. Рис.1 Окна после запуска После за
11586. ВЕКТОРЫ И МАТРИЦЫ 39.75 KB
  Лабораторная работа Векторы и матрицы Общие сведения Задачи линейной алгебры решаемые в MathCAD можно условно разделить на два класса. Первый это простейшие матричные операции которые сводятся к определенным арифметическим действиям над элементами матрицы. Они реал...
11587. Форматирование текста в HTML-документах 66 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 21 Тема: Форматирование текста в HTMLдокументах Цель: ознакомить студентов с HTML – основными понятиями структурой документа. Задание Подготовьте бланк для HTMLкода Вашего резюме. Для этого следует: выполнить команду Пуск Програм