89530

Средства общения: вербальные и невербальные

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Человеческая речь относится к вербальным средствам общения. Язык это система знаков и способов из соединения которая служит орудием выражения мыслей чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: Коммуникативная основное средство общения.

Русский

2015-05-12

36.74 KB

2 чел.

Средства общения: вербальные и невербальные.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. Человеческая речь относится к вербальным средствам общения.

Язык – это система знаков и способов из соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная – основное средство общения. Люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретённый опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. Это конспекты, дневники, записные книжки.»Записными книжками» являются памятники письменности и художественная литература.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчётливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как из средств выражения чувств и эмоций. Кода прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного общения.

- Этническая. Язык как средство объединения народа. Когда для общения с другими людьми используется язык.

Виды речевой деятельности:

- говорение – использование языка для того чтобы что – то сообщить;

- слушание – восприятие содержания звучащей речи;

- письмо – фиксация содержания звучащей речи на бумаге;

- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, пространственное расположение).

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- Жестика; жесты – это разнообразные движения руками и головой.

Жесты бывают:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные).

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия).

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

- Мимика; Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт (взгляд). Взгляд может быть:

- Деловой;

- Социальный;

- Интимный;

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

- Пантомимика.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. 

Походка – это стиль передвижения человека. Составляющие: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. 

Поза – это положение человека, по которой можно определить его статус, занимаемый в обществе, его уверенность, либо закрытость и замкнутость к окружающим.

 Закрытая поза, когда человек перекрещивает руки и ноги. Перекрещенные руки на груди является вариантом преграды, которую человек ставит между собой и собеседником – закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более треть информации, воспринятой из такой позы не усваивается собеседником. Вывести из такой позы можно предложением что – нибудь подержать или посмотреть.

 Открытая поза, когда руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен на собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Человек желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Это рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания. Это необходимая форма стимуляции.

Рукопожатия делятся на два вида:

- доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз);

- покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх);

- равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Основные зоны общения:

- Интимная зона (15 – 45 см) – в неё человек допускает только близких себе людей. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащённое сердцебиение, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина.

- Личная (персональная) зона (45 – 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

- Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений.

Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77624. Расчет оборудования для сборки и сварки механизированной крепи 1.46 MB
  Крепь применяется для поддержания и управления кровлей в горизонтальных и наклонных очистных выработках, разрабатываемых длинными очистными забоями, с вынимаемой мощностью пласта 0,9 – 3,0 м, способ управления кровлей – с полным обрушением, с частичной или полной закладкой выработанного пространства.
77625. ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ БИОГУМУСА НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ 160.05 KB
  Цель работы - оценить влияние нового вида удобрения – биогумуса на показатели плодородия почв и на урожайность пшеницы. Задачи: дать агрохимическую характеристику биогумуса; исследовать изменения агрохимических показателей чернозема обыкновенного под действием разных доз биогумуса и птичьего помета...
77627. Методы стабилизации коэффициента усиления оптических усилителей 2.25 MB
  Объектом разработки данной дипломной работы являются оптические усилители предназначение для усиления сигнала в составе волоконно-оптических линия связи их характеристики и методы их оптимального функционирования.
77628. Анализ коммерческих расходов в ООО «Квитэк» 182.86 KB
  Тема дипломной работы – учет и анализ коммерческих расходов - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
77629. Ценовая политика предприятия «Котлас - Мебель» 744.5 KB
  Актуальность выбранной темы «Ценовая политика организации» объясняется важностью ценовой политики в деятельности предприятия. Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является совершенствование механизма ценообразования.
77631. Выявление актуальных проблем и предложение рекомендаций по совершенствованию организации государственного заказа в органе исполнительной власти Омской области 108.36 KB
  Поставленная цель предполагает решение ряда задач: раскрыть сущность государственного заказа и принципы на которых он основывается; охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение в сфере размещения государственных заказов...
77632. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 149.63 KB
  В настоящее время большинство малых предприятий затрудняются в выборе налогового режима, либо необоснованно его выбирают, что влечет за собой ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, поэтому перед учредителями малых предприятий...