89530

Средства общения: вербальные и невербальные

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Человеческая речь относится к вербальным средствам общения. Язык – это система знаков и способов из соединения которая служит орудием выражения мыслей чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: Коммуникативная – основное средство общения.

Русский

2015-05-12

36.74 KB

2 чел.

Средства общения: вербальные и невербальные.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. Человеческая речь относится к вербальным средствам общения.

Язык – это система знаков и способов из соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная – основное средство общения. Люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретённый опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. Это конспекты, дневники, записные книжки.»Записными книжками» являются памятники письменности и художественная литература.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчётливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как из средств выражения чувств и эмоций. Кода прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного общения.

- Этническая. Язык как средство объединения народа. Когда для общения с другими людьми используется язык.

Виды речевой деятельности:

- говорение – использование языка для того чтобы что – то сообщить;

- слушание – восприятие содержания звучащей речи;

- письмо – фиксация содержания звучащей речи на бумаге;

- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, пространственное расположение).

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- Жестика; жесты – это разнообразные движения руками и головой.

Жесты бывают:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные).

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия).

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

- Мимика; Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт (взгляд). Взгляд может быть:

- Деловой;

- Социальный;

- Интимный;

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

- Пантомимика.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. 

Походка – это стиль передвижения человека. Составляющие: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. 

Поза – это положение человека, по которой можно определить его статус, занимаемый в обществе, его уверенность, либо закрытость и замкнутость к окружающим.

 Закрытая поза, когда человек перекрещивает руки и ноги. Перекрещенные руки на груди является вариантом преграды, которую человек ставит между собой и собеседником – закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более треть информации, воспринятой из такой позы не усваивается собеседником. Вывести из такой позы можно предложением что – нибудь подержать или посмотреть.

 Открытая поза, когда руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен на собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Человек желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Это рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания. Это необходимая форма стимуляции.

Рукопожатия делятся на два вида:

- доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз);

- покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх);

- равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Основные зоны общения:

- Интимная зона (15 – 45 см) – в неё человек допускает только близких себе людей. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащённое сердцебиение, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина.

- Личная (персональная) зона (45 – 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

- Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений.

Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69946. Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф 68 KB
  Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды...
69947. Дошкольники. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст Как он организован; Что превращает определённую последовательность...
69948. Медицинская генетика как наука 83 KB
  Место генетики в практической медицине Исторические этапы развития генетики Предмет изучения медицинской генетики 4. Основы медицинской генетики 4. Практические достижения генетики Основы цитологии 5. Менделя генетика прошла путь от натурфилософского понимания законов наследственности...
69949. Понятие о первой медицинской помощи. Асептика и антисептика 75 KB
  Первая медицинская помощь – комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.
69950. Східні слов’яни. Зародження української державності. Київська Русь 114 KB
  Суспільнополітичний та економічний лад Київської Русі. Східні слов’яни розселилися на території сучасної України Білорусії частково Росії Ока верхня течія Волги. Таким чином утвердження Олега в Києві знаменувало створення великої держави східних слов’ян Київської Русі або Давньої Русі.
69951. Понятие, цели и задачи налогового контроля 110.5 KB
  Учебные и воспитательные цели: Определить понятие налогового контроля Изучить организацию налогового контроля в России Определить субъекты налогового контроля в Российской Федерации 4. Понятие налогового контроля 2. Организация налогового контроля в России.
69952. Ранние страницы истории народов Северного Кавказа 102.5 KB
  Кавказом называются горы, расположенные между Черным и Каспийским морями, а также страны и области, которые примыкают к ним. Горная система Кавказа называется Большой Кавказ (в отличие от Малого Кавказа, опоясывающего северо-восточную часть Армянского нагорья), который состоит из Главного...
69953. Современные тенденции в области компьютерного моделирования инженерных задач. Обзор существующих CAD/CAE систем и их возможности 321.5 KB
  В возникшем контекстном меню указать имя панели которую требуется вывести на экран или удалить с экрана. На запрос указать расстояние задаем расстояние сдвига 40. на запрос указать объект указываем мышью горизонтальную ось.
69954. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 63 KB
  В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения. Анализируются факторы влияющие на формирование отклоняющегося поведения методы психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.