89530

Средства общения: вербальные и невербальные

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Человеческая речь относится к вербальным средствам общения. Язык это система знаков и способов из соединения которая служит орудием выражения мыслей чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: Коммуникативная основное средство общения.

Русский

2015-05-12

36.74 KB

2 чел.

Средства общения: вербальные и невербальные.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. Человеческая речь относится к вербальным средствам общения.

Язык – это система знаков и способов из соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная – основное средство общения. Люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретённый опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. Это конспекты, дневники, записные книжки.»Записными книжками» являются памятники письменности и художественная литература.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчётливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как из средств выражения чувств и эмоций. Кода прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного общения.

- Этническая. Язык как средство объединения народа. Когда для общения с другими людьми используется язык.

Виды речевой деятельности:

- говорение – использование языка для того чтобы что – то сообщить;

- слушание – восприятие содержания звучащей речи;

- письмо – фиксация содержания звучащей речи на бумаге;

- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, пространственное расположение).

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- Жестика; жесты – это разнообразные движения руками и головой.

Жесты бывают:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные).

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия).

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

- Мимика; Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт (взгляд). Взгляд может быть:

- Деловой;

- Социальный;

- Интимный;

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

- Пантомимика.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. 

Походка – это стиль передвижения человека. Составляющие: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. 

Поза – это положение человека, по которой можно определить его статус, занимаемый в обществе, его уверенность, либо закрытость и замкнутость к окружающим.

 Закрытая поза, когда человек перекрещивает руки и ноги. Перекрещенные руки на груди является вариантом преграды, которую человек ставит между собой и собеседником – закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более треть информации, воспринятой из такой позы не усваивается собеседником. Вывести из такой позы можно предложением что – нибудь подержать или посмотреть.

 Открытая поза, когда руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен на собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Человек желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Это рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания. Это необходимая форма стимуляции.

Рукопожатия делятся на два вида:

- доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз);

- покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх);

- равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Основные зоны общения:

- Интимная зона (15 – 45 см) – в неё человек допускает только близких себе людей. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащённое сердцебиение, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина.

- Личная (персональная) зона (45 – 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

- Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений.

Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18348. Бюджетний процес 30.32 KB
  Тема 5. Бюджетний процес Таблиця 5.1. Аналіз бюджетного процесу на державному та місцевому рівнях Стадії бюджетного процесу Учасники бюджетного процесу Функції учасників бюджетного процесу Тер...
18349. Міжбюджетнівідносини і система бюджетноговирівнювання 26.3 KB
  Тема 6. Міжбюджетнівідносини і система бюджетноговирівнювання Частина 1 Таблиця 6.1. Трактування вітчизняними та зарубіжними науковцями сутності поняття бюджетне регулювання Джерело Визначення Бюджетна си...
18350. Система доходів бюджету 33.25 KB
  Тема 7. Система доходів бюджету Частина 1 Таблиця 7.1 Джерела Визначення Бюджетна система. Вишкіл студії: Навчальний посібник / За ред. С. І. Юрія О. П. Кириленко. Тернопіль: Економічна думка 2010. 424 с. С. 84. ...
18351. Система видатків бюджету 38.65 KB
  Тема 8. Система видатків бюджету ІОпрацювати та систематизувати у формі таблиці 8.1 трактування вітчизняними та зарубіжними науковцями сутності поняття видатки бюджету не менше десяти визначень та на основі цього запропонувати власне найбільш повне і точне. Табли...
18352. Видатки бюджету на економічну діяльність та науку 53.36 KB
  Тема 9. Видатки бюджету на економічну діяльність та науку ІОпрацювати та систематизувати у формі таблиці 9.1 трактування вітчизняними та зарубіжними науковцями сутності поняття бюджетне фінансування не менше десяти визначень та на основі цього запропонувати власне...
18353. Видатки бюджету на соціальний захист населення і соціальну сферу 29.12 KB
  Тема 10. Видатки бюджету на соціальний захист населення і соціальну сферу На основі звітності про виконання місцевого бюджету за місцем проживання у 20092010 рр. провести аналіз соціальних видатків бюджету у таблиці 10.1. Охарактеризувати проблемні аспекти та перспективи о
18354. Видатки бюджету на оборону та управління 25.25 KB
  Тема 11. Видатки бюджету на оборону та управління Проаналізувати видатки місцевого бюджету на оборону та управління за 20092011 роки. Дані відобразити у таблиці 11.1. Розрахувати середній абсолютний приріст середній темп росту та середній темп приросту. Охарактеризува
18355. Видатки бюджету на обслуговування державного боргу 26.42 KB
  Тема 12. Видатки бюджету на обслуговування державного боргу Проаналізувати видатки бюджету на обслуговування державного боргу за 2009-2011 роки. Дані відобразити за допомогою таблиці 12.1. Охарактеризувати проблемні аспекти обслуговування державного боргу та окреслити пер...
18356. Конструкция «Если» 206 KB
  2 урок Конструкция Если 1 урок Конструкция Если подразумевает 2 различных действия в зависимости от того выполняется условиеистина или нетложь. Вид конструкции: если условие то действие 1 выполняется если условие истинно и