89530

Средства общения: вербальные и невербальные

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Человеческая речь относится к вербальным средствам общения. Язык – это система знаков и способов из соединения которая служит орудием выражения мыслей чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: Коммуникативная – основное средство общения.

Русский

2015-05-12

36.74 KB

1 чел.

Средства общения: вербальные и невербальные.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. Человеческая речь относится к вербальным средствам общения.

Язык – это система знаков и способов из соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная – основное средство общения. Люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретённый опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. Это конспекты, дневники, записные книжки.»Записными книжками» являются памятники письменности и художественная литература.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчётливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как из средств выражения чувств и эмоций. Кода прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного общения.

- Этническая. Язык как средство объединения народа. Когда для общения с другими людьми используется язык.

Виды речевой деятельности:

- говорение – использование языка для того чтобы что – то сообщить;

- слушание – восприятие содержания звучащей речи;

- письмо – фиксация содержания звучащей речи на бумаге;

- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, пространственное расположение).

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- Жестика; жесты – это разнообразные движения руками и головой.

Жесты бывают:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные).

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия).

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

- Мимика; Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт (взгляд). Взгляд может быть:

- Деловой;

- Социальный;

- Интимный;

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

- Пантомимика.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. 

Походка – это стиль передвижения человека. Составляющие: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. 

Поза – это положение человека, по которой можно определить его статус, занимаемый в обществе, его уверенность, либо закрытость и замкнутость к окружающим.

 Закрытая поза, когда человек перекрещивает руки и ноги. Перекрещенные руки на груди является вариантом преграды, которую человек ставит между собой и собеседником – закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более треть информации, воспринятой из такой позы не усваивается собеседником. Вывести из такой позы можно предложением что – нибудь подержать или посмотреть.

 Открытая поза, когда руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен на собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Человек желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Это рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания. Это необходимая форма стимуляции.

Рукопожатия делятся на два вида:

- доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз);

- покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх);

- равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Основные зоны общения:

- Интимная зона (15 – 45 см) – в неё человек допускает только близких себе людей. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащённое сердцебиение, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина.

- Личная (персональная) зона (45 – 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

- Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений.

Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...
81247. Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике 38.5 KB
  Школьный урок образует основу классноурочной системы обучения характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы наблюдение за работой учащихся в том числе и через локальную сеть КВТ а также оказание им оперативной...
81248. Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке ППС 39.36 KB
  Например в институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств: По предметному содержанию; По функции: диагностические контролирующие обучающие демонстрационные справочноинформационные формирующие тренажерные; По степени активности учащихся которая определяется структурой и характером деятельности программы рассчитанные на минимальную степень активности демонстрационные на максимальную степень конструирующие программы; По целевой группе пользователя ...
81249. Цели и основные формы дополнительного изучения основ информатики и её приложений в средней школе. Организационные формы и содержание внеклассной работы 38.38 KB
  Организационные формы и содержание внеклассной работы. Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях. Все большее значение в организации внеурочной работы со школьниками приобретает участие в телекоммуникационных проектах конкурсах грантов и пр.
81250. Понятие информационных и коммуникационных технологий. Направления внедрения ИКТ в образование. Дистанционные технологии в образовании 37.12 KB
  Хуторской выделяет следующие принципы дистанционного обучения: Принцип создания дистантным учащимся образовательной продукции в изучаемых предметных и образовательных областях. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным. Принцип креативного характера учебной деятельности.
81251. Инструментальные средства для разработки ППС, их достоинства и недостатки. Экспертная оценка ППС 35.7 KB
  Экспертная оценка ППС. Зайнутдинова предлагает различать 3 типа компьютерных обучающих программ: педагогические программные средства ППС компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные контролирующие тренажеры моделирующие демонстрационные и т. Процесс создания ППС Педагогический сценарий детализирует структуру учебного материала и последовательность его изложения Технологический сценарий детализируетя технология представления Кодирование технологического сценария Технология разработки ППС рассмотрение принципов...
81252. Понятие государства 38.69 KB
  Суть ее в том что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть. Естественноправовая договорная теория которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными заключаемого в целях организации общественной жизни.Гумплович – считал что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.
81253. Типология государств; формационный и цивилизационный подходы 39.33 KB
  Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основании их общих признаков отражающая свойственные данному типу государств общие закономерности возникновения развития и функционирования. Центральным в типологии государства является понятие типа государства. Понятие тип государства служит для обозначения наиболее общих черт различных государств дающих возможность определить типовую принадлежность государства то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих...
81254. Государство и экономика 37.86 KB
  При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип максимальной возможности: все экономические процессы которые в принципе поддаются централизованному регулированию должны управляться центральными органами. Методы государственного регулирования экономики. Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги...