89530

Средства общения: вербальные и невербальные

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Человеческая речь относится к вербальным средствам общения. Язык – это система знаков и способов из соединения которая служит орудием выражения мыслей чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: Коммуникативная – основное средство общения.

Русский

2015-05-12

36.74 KB

2 чел.

Средства общения: вербальные и невербальные.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. Человеческая речь относится к вербальным средствам общения.

Язык – это система знаков и способов из соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная – основное средство общения. Люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретённый опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. Это конспекты, дневники, записные книжки.»Записными книжками» являются памятники письменности и художественная литература.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчётливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как из средств выражения чувств и эмоций. Кода прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного общения.

- Этническая. Язык как средство объединения народа. Когда для общения с другими людьми используется язык.

Виды речевой деятельности:

- говорение – использование языка для того чтобы что – то сообщить;

- слушание – восприятие содержания звучащей речи;

- письмо – фиксация содержания звучащей речи на бумаге;

- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, пространственное расположение).

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- Жестика; жесты – это разнообразные движения руками и головой.

Жесты бывают:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные).

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия).

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

- Мимика; Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт (взгляд). Взгляд может быть:

- Деловой;

- Социальный;

- Интимный;

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

- Пантомимика.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. 

Походка – это стиль передвижения человека. Составляющие: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. 

Поза – это положение человека, по которой можно определить его статус, занимаемый в обществе, его уверенность, либо закрытость и замкнутость к окружающим.

 Закрытая поза, когда человек перекрещивает руки и ноги. Перекрещенные руки на груди является вариантом преграды, которую человек ставит между собой и собеседником – закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более треть информации, воспринятой из такой позы не усваивается собеседником. Вывести из такой позы можно предложением что – нибудь подержать или посмотреть.

 Открытая поза, когда руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен на собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Человек желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Это рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания. Это необходимая форма стимуляции.

Рукопожатия делятся на два вида:

- доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз);

- покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх);

- равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Основные зоны общения:

- Интимная зона (15 – 45 см) – в неё человек допускает только близких себе людей. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащённое сердцебиение, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина.

- Личная (персональная) зона (45 – 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

- Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений.

Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16230. Изучение движения физического резонанса 151.5 KB
  Тема: Изучение движения физического резонанса. Введение Физическим маятником называется твердое тело находящееся в поле сил тяготения и имеющего ось вращения лежащую в плоскости перпендикулярной вектору ускорения свободного падения g. o
16231. Сложения двух гармонических колебаний точки 91.5 KB
  Лабораторная работа по физике на тему: Сложение гармонических колебаний. Колебание тела которое происходит по законам синуса или косинуса называется гармоническим Общее уравнение гармонических имеет вид. Гармонические колебания характеризуются...
16232. Определение скорости звука методом акустического резонанса 104.5 KB
  Определение скорости звука методом акустического резонанса. Краткая теория. Звуковые волны представляют собой последовательные сжатия и разряжения среды т. е. упругие волны частоты которых лежат в пределах от 20 до20000 Гц. Появление звука всегда обусловлено колебания...
16233. Определение логарифмического декремента затухания физического маятника 77 KB
  Лабораторная работа №2. Тема: Определение логарифмического декремента затухания физического маятника. Краткая теория Звуковые волны представляют собой последовательные сжатия и разряжения среды т. е. упругие волны частоты которых лежат в пределах от 20 до20000 Г...
16234. Создать поздравительную открытку 1.08 MB
  Создать поздравительную открытку. Описание задания: Любое из предложенных фото превратить в поздравительную открытку используя текст с применением спецэффекта по вашему усмотрению. Рекомендуем увеличить размер холста и сделать надпись выше или ниже изображения...
16235. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Визуализация численных методов 223.5 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА по информатике: Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание: Введение. Постановка задачи. Описание методов решения. Суть задачи. Геометрический смысл задачи. Численные методы реш...
16236. Визуализация численных методов 449.83 KB
  Курсовая работа Визуализация численных методов Cсодержание Содержание Введение 1. Постановка задачи и математическая модель 2. Описание используемых методов 3. Блоксхемы основных процедур 4. Виды формы проекта 5.Листинг программы на языке Visual Basic 6.Ре
16237. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 350 KB
  Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм
16238. ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 241 KB
  ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Представлены методические рекомендации для выполнения курсовой работы и 30 вариантов заданий для курсовой работы по дисциплине Информатика для студентов 1го курса специ...