89547

Речевые ошибки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Очевидно что и обучаясь и уже пользуясь чем – либо мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. Ошибки делают все люди как в письменной так и в устной речи. Более того понятие культуры речи как представление о речевом идеале неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Русский

2015-05-12

33.84 KB

4 чел.

Речевые ошибки.

Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем – либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Речевые ошибок – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

Виды речевых ошибок:

1. Произносительные ошибки.

2. Лексические.

3. Фразеологические.

4. Синтаксические.

5. Орфографические.

6. Пунктуационные.

7. Стилистические.

Примеры ошибок:

1. Произносительные (нарушение правил орфоэпии): «конечно» (а не «конечно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент»

Ударение: «звонит», «диалог»

2. Лексические (употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования):

Употребление слова в несвойственном ему значении. Выделяют три подтипа:

- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».

- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.

- Смешение слов, близких по значению: абонент – абонемент

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество,

Нарушение правил смыслового согласования слов. Например нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поднимать, значит «перемещать».

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступала одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

3. Фразеологические ошибки – когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Приведём 7 разновидностей:

- Изменение фразеологического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (Фразеологизм: «Биться головой об стенку»);

- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

- Контанимация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же всё делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

4. Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевле», «в полуторастах километрах».

5. Синтаксические ошибки – нарушение правил синтаксиса, конструирования предложений, правил сочетания слов. Примеры:

- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, - это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, - это внимание»;

- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

6. Орфографические ошибки – незнания правил написания, переноса, сокращения слов( в письменной речи). Пример: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

7. Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков на письме.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

1. Чтение художественной литературы.

2. Посещение театров, музеев, выставок.

3. Общение с образованными людьми.

4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23349. Определение долговечности машины по оптимальному технико-экономическому критерию 44.5 KB
  Для трех величин первоначальной стоимости машины S руб и двух значений n n=n1 n=n2 данные для которых указаны в таблице определить оптимальную долговечность машины. z1 = S t руб ч Вычислить функцию z1t для области времен t =[10 – 1000 ] час с шагом 10час. n = 2 n = 2 n = 2 n=3 n=3 n=3 S1 S2 S3 S1 S2 S3 Долговечность час 320 450 1000 40 50 80 Удельные затраты руб час 32625 4572222 10100 20600 32600 94600 Провести анализ...
23350. Свободные колебания в R - L - C контуре 2.98 MB
  Цель работы: изучение влияния сопротивления электрического контура на характер свободных колебаний в нем и параметры затухания. Величина называется частотой затухающих колебаний. При  02 0 период затухающих колебаний практически можно вычислять по формуле : при этом погрешность вычисления периода будет менее 2 . 2 приведен график изменения заряда конденсатора от времени уравнение 4 из которого видно что амплитуда затухающих колебаний уменьшается во времени по экспоненциальному закону со скоростью определяемой...
23351. ЯВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСА В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ КОЛЕБАТЕЛЬНОМ КОНТУРЕ 207.5 KB
  2 Поскольку уравнение 2 можно записать в виде: 3 где =R 2L величина называемая коэффициентом затухания 02 = 1 LC собственная частота колебаний контура. При малых коэффициентах затухания 0 можно считать что резонансная частота приблизительно равна собственной частоте колебаний контура. Параметры резонансной кривой очень удобно выражать через величину добротности контура Q.
23352. ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 182 KB
  ОСНОВЫ ТЕОРИИ Как известно из теории при приложении к RLC цепи рис.1 переменного напряжения в цепи возникает переменный ток сдвинутый по фазе относительно напряжения .1 Величина амплитуды тока определяется соотношением : 1 где импеданс цепи переменного тока.
23355. Изучение дифракции света 358.5 KB
  Исследуя дифракцию излучения лазера на щели и дифракционной решетке определить длину волны излучения лазера. На экране наблюдается дифракционная картина чередующиеся светлые и темные полосы параллельные щели. Длина щели намного больше длины волны света поэтому дифракционная картина вдоль щели отсутствует. Результирующая освещенность любой точки экрана направление на которую составляет с нормалью n к поверхности щели угол определяется интерференцией всех вторичных волн.
23357. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ПОЛЯРИЗАЦИИ СВЕТА 107.5 KB
  Направление плоскости поляризации можно изменить и контролировать с помощью лимба на поляризаторе. Снять с оптической скамьи анализатор и поляризатор. Поставить поляризатор и измерить фототок обусловленный плоскополяризованным светом ip .