89547

Речевые ошибки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Очевидно что и обучаясь и уже пользуясь чем либо мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. Ошибки делают все люди как в письменной так и в устной речи. Более того понятие культуры речи как представление о речевом идеале неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Русский

2015-05-12

33.84 KB

4 чел.

Речевые ошибки.

Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем – либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Речевые ошибок – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

Виды речевых ошибок:

1. Произносительные ошибки.

2. Лексические.

3. Фразеологические.

4. Синтаксические.

5. Орфографические.

6. Пунктуационные.

7. Стилистические.

Примеры ошибок:

1. Произносительные (нарушение правил орфоэпии): «конечно» (а не «конечно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент»

Ударение: «звонит», «диалог»

2. Лексические (употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования):

Употребление слова в несвойственном ему значении. Выделяют три подтипа:

- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».

- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.

- Смешение слов, близких по значению: абонент – абонемент

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество,

Нарушение правил смыслового согласования слов. Например нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поднимать, значит «перемещать».

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступала одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

3. Фразеологические ошибки – когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Приведём 7 разновидностей:

- Изменение фразеологического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (Фразеологизм: «Биться головой об стенку»);

- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

- Контанимация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же всё делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

4. Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевле», «в полуторастах километрах».

5. Синтаксические ошибки – нарушение правил синтаксиса, конструирования предложений, правил сочетания слов. Примеры:

- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, - это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, - это внимание»;

- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

6. Орфографические ошибки – незнания правил написания, переноса, сокращения слов( в письменной речи). Пример: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

7. Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков на письме.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

1. Чтение художественной литературы.

2. Посещение театров, музеев, выставок.

3. Общение с образованными людьми.

4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3828. Колебательные движения физического маятника 110.6 KB
  Физический маятник 1.Параметры колебательного движения Движение, при котором координата точки изменяется по закону косинуса (или синуса) называется гармоническим колебанием. Таким образом, при равномерном движении точки по окружности ее проекция сов...
3829. Определение момента инерции маятника Обербека 109.5 KB
  Определение момента инерции маятника Обербека Цель работы: изучить вопросы динамики поступательного и вращательного движения, определить момент инерции специального тела – маятника Обербека. Оборудование: лабораторная установка в комплект...
3830. Внутренний фотоэффект в полупроводниках 95 KB
  Внутренний фотоэффект в полупроводниках. Цель работы. Определение опытным путем влияния освещенности на проводимость полупроводника и установление закона рекомбинации неосновных носителей заряда. Указания по организации самостоятельной работы....
3831. Определение удельной теплоемкости жидкости с помощью элекnрокалориметра 119.5 KB
  Определение удельной теплоемкости жидкости с помощью электрокалориметра Приборы и принадлежности Два электрокалориметра, два термометра, технические весы с разновесами, исследуемая жидкость, сосуд с водой. Теория работы и описание прибора Удельной т...
3832. Определение скорости монтажного патрона с помощью баллистического крутильного маятника 81 KB
  Определение скорости монтажного патрона с помощью баллистического крутильного маятника Цель работы - изучение законов сохранения на примере баллистического маятника. Приборы и принадлежности: баллистический крутильный маятник комплект монтажных пат...
3833. Дослідне вивчення властивостей математичного маятника. 96.5 KB
  Дослідне вивчення властивостей математичного маятника. Мета роботи: Перевірити справедливість формули періоду коливань математичного маятника для різних довжин маятника і різних кутів відхилення від положення рівноваги. Прилади і матеріали: Штатив...
3834. Исследование температурной зависимости электропроводности твердых тел 132 KB
  Исследование температурной зависимости электропроводности твердых тел/ Цель работы: Установление опытным путем законов изменения электропроводности твердых тел при их нагревании и определение энергии активации полупроводника. Теоретические исслед...
3835. Определение влажности воздуха 98.5 KB
  Определение влажности воздуха Приборы и принадлежности: Психрометр, барометр, пипетка и сосуд с водой. Теория работы и описание прибора Такие явления, как быстрота испарения, высыхание различных веществ, тканей, увядание растений, состояние организм...
3836. Определение удельной теплоты парообразования 135 KB
  Определение удельной теплоты парообразования Приборы и принадлежности: Кипятильник, сухопарник, термометр, штатив, технические весы, разновес, барометр-анероид, калориметр, сосуд с водой, стакан. Рис. 12 Теория работы и описание приборов Парообразов...