89547

Речевые ошибки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Очевидно что и обучаясь и уже пользуясь чем либо мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. Ошибки делают все люди как в письменной так и в устной речи. Более того понятие культуры речи как представление о речевом идеале неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Русский

2015-05-12

33.84 KB

4 чел.

Речевые ошибки.

Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем – либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Речевые ошибок – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

Виды речевых ошибок:

1. Произносительные ошибки.

2. Лексические.

3. Фразеологические.

4. Синтаксические.

5. Орфографические.

6. Пунктуационные.

7. Стилистические.

Примеры ошибок:

1. Произносительные (нарушение правил орфоэпии): «конечно» (а не «конечно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент»

Ударение: «звонит», «диалог»

2. Лексические (употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования):

Употребление слова в несвойственном ему значении. Выделяют три подтипа:

- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».

- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.

- Смешение слов, близких по значению: абонент – абонемент

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество,

Нарушение правил смыслового согласования слов. Например нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поднимать, значит «перемещать».

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступала одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

3. Фразеологические ошибки – когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Приведём 7 разновидностей:

- Изменение фразеологического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (Фразеологизм: «Биться головой об стенку»);

- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

- Контанимация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же всё делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

4. Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевле», «в полуторастах километрах».

5. Синтаксические ошибки – нарушение правил синтаксиса, конструирования предложений, правил сочетания слов. Примеры:

- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, - это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, - это внимание»;

- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

6. Орфографические ошибки – незнания правил написания, переноса, сокращения слов( в письменной речи). Пример: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

7. Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков на письме.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

1. Чтение художественной литературы.

2. Посещение театров, музеев, выставок.

3. Общение с образованными людьми.

4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

100. Проектирование электрической части ТЭЦ 628.5 KB
  Расчет токов короткого замыкания, выбор аппаратов и токоведущих частей схемы ТЭЦ. Выбор аппаратов и токоведущих частей электроустановок. Определение расчетной мощности для выборов трансформаторов связи с системой.
101. Создание синтетических финансовых инструментов. Трансформирование инструментов 768.92 KB
  Создание синтетических форвардного и фьючерсного контрактов. Трансформирование сроков погашения инвестиций. Практическое применение исследуемых методов и стратегий. Трансформирование обязательств с плавающей ставкой.
102. Расчет строительства жилого помещения и его энергосбережение 309 KB
  Эффективность действия отопительных установок обеспечивается путём оптимизации проектных решений с применением ЭВМ, придания установке надежности в эксплуатации автоматического поддержания необходимой температуры теплоносителя.
103. Санітарно-гігієнічні вимоги до планування, благоустрою, експлуатації загальноосвітніх шкіл 174 KB
  Більшість дітей дотримуються тих гігієнічних вимог, що є необхідними для даного віку. Гігієнічна оцінка фізичного розвитку і стану здоров`я учнів. Складання плану гігієнічного виховання учнів класу.
104. Организация работ по строительству производственного цеха по ремонту механизмов 827.5 KB
  Определение продолжительности строительства, объёмов и трудоёмкости работ. По конструктивному решению здание представляет собой рамную, каркасную конструкцию. Прямые затраты на выполнение проекта.
105. Технические характеристики электропогружчиков логистического предприятия 339 KB
  Определение потребности в ресурсах при проведении работ по разгрузке и приемке товара. Выводы по состоянию охраны труда на предприятии и предложения по улучшению организации службы охраны труда. Напольное, стеллажное и мелкоячеистое хранение.
106. Теорія електричних та магнітних кіл 575 KB
  Розрахунок вторинних параметрів та А-параметрів електричної лінії. Аналіз частотного електричного фільтра. Типовими вузлами тракту передачі є лінія зв‘язку, якою сигнал розповсюджується з пункту передачі до пункту прийому, і електричний фільтр.
107. Економічне обґрунтування рішення щодо налагодження власного виробництва і реалізації на вітчизняному ринку електрогрилів 614.5 KB
  Вибір товару для просування на ринок і оцінювання його конкурентоздатності. Розрахунок витрат на виробництво по роках життєвого циклу проекта виробництва і реалізації товару. Розрахунок узагальнюючих показників ефективності реалізації бізнес-ідеї.
108. Особливості роботи редакторів растрової та векторної графіки 615.5 KB
  Редактор растрової графіки Adobe Photoshop, програма верстки Adobe PageMaker, редактор векторної графіки Corel DRAW. Найбільш широке поширення на комп’ютерах IBM PC одержали монітори типу MDA, CGA, Hercules, EGA і VGA.