89547

Речевые ошибки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Очевидно что и обучаясь и уже пользуясь чем – либо мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. Ошибки делают все люди как в письменной так и в устной речи. Более того понятие культуры речи как представление о речевом идеале неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Русский

2015-05-12

33.84 KB

4 чел.

Речевые ошибки.

Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем – либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Речевые ошибок – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

Виды речевых ошибок:

1. Произносительные ошибки.

2. Лексические.

3. Фразеологические.

4. Синтаксические.

5. Орфографические.

6. Пунктуационные.

7. Стилистические.

Примеры ошибок:

1. Произносительные (нарушение правил орфоэпии): «конечно» (а не «конечно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент»

Ударение: «звонит», «диалог»

2. Лексические (употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования):

Употребление слова в несвойственном ему значении. Выделяют три подтипа:

- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».

- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.

- Смешение слов, близких по значению: абонент – абонемент

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество,

Нарушение правил смыслового согласования слов. Например нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поднимать, значит «перемещать».

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступала одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

3. Фразеологические ошибки – когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Приведём 7 разновидностей:

- Изменение фразеологического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (Фразеологизм: «Биться головой об стенку»);

- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

- Контанимация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же всё делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

4. Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевле», «в полуторастах километрах».

5. Синтаксические ошибки – нарушение правил синтаксиса, конструирования предложений, правил сочетания слов. Примеры:

- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, - это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, - это внимание»;

- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

6. Орфографические ошибки – незнания правил написания, переноса, сокращения слов( в письменной речи). Пример: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

7. Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков на письме.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

1. Чтение художественной литературы.

2. Посещение театров, музеев, выставок.

3. Общение с образованными людьми.

4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.