89549

Две формы речи: устная и письменная

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основой письменной и устной речи является литературная речь. Исторически устная форма речи первична она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны т.

Русский

2015-05-12

35.74 KB

18 чел.

Две формы речи: устная и письменная.

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной.

Основой письменной и устной речи является литературная речь.

Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устно речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать всё богатство человеческих переживаний, настроений.

восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительным каналам. Устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой – то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление, служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

Необратимость, поступательный и линейный характер развёртывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нужно говорить и мыслить здесь и сейчас.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная речь – это продуманность, более чёткая структура организации. Неподготовленная устная речь – это спонтанность. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована. Устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка. Функциональные разновидности устной речи: - устную научную речь, - устную публицистическую речь, - виды устной речи в сфере официально – делового общения, - художественную и разговорную речь. В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные элементы.

Письменная речь – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя.

Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа. Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, что позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текс. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи.

Основное свойство – способность к длительному хранению информации. Письменная речь использует книжный язык.

Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, потому обладает чёткой структурой и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы. Параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения. Обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Является основной формой существования в научном, публицистическом, официально – деловом и художественном стилях.

Итак, речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык, в практике занимают примерно равное место. Различия в средствах выражения. Устная речь больше привязана к разговорному стилю. Письмо чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45785. Маркетинговые исследования: понятие, предмет, объект и направления 17 KB
  Исследование рынка как такового наиболее распространенное направление маркетинговых исследований. Без информации о рынке практически невозможно принять правильные принципиальные решения по таким вопросам как выбор целевого рынка определение объема продаж прогнозирование и программирование рыночной деятельности. Объекты рыночных исследований конъюнктура тенденции и перспективы развития рынка; исследуются емкость рынка ее динамика структура география рынка уровень конкуренции барьеры вхождения на рынок и выхода возможности и риски....
45786. Маркетинговая информация: понятие, виды и методы сбора 24.81 KB
  Маркетинговые исследования – это первичная маркетинговая информация которая собирается под определенную цель. МИ исследования могут быть проведены: Собственными силами компании Путем обращения в исследовательскую компанию к специалистам Частично собственными силами частично при помощи привлеченных специалистов. По соответствию целям исследования: первичная вторичная 7. Виды маркетинговых исследований: кабинетные исследования; полевые исследования.
45787. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 28.15 KB
  На совершаемые конечными потребителями покупки большое влияние оказывает факторы культурного социального личного и психологического порядка. Факторы влияющие на поведение потребителя. потребитель выражая свои симпатии и антипатии покупательские предпочтения может решать судьбу фирмыпроизводителя как продавца фирма стремится в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя потенциального покупателя включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей принятие...
45788. Этапы развития маркетинга. Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга 30.78 KB
  Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга. Функции маркетинга: Аналитическая это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная– это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей.
45790. Ценовая политика фирмы. Методы ценообразования. Ценовые стратегии 23.26 KB
  При этом фирма должна учитывать множество факторов при выборе оптимального метода и стратегии ценообразования: издержки производства объемы и характер спроса тип рынка цены конкурентов и др. Именно в этой ситуации актуально звучит маркетинговое определение цены как суммы денег которую готов уплатить потенциальный потребитель. существует определенный алгоритм методика установления исходной цены на товары. При определении цены прежде всего фирме предстоит решить каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара.
45791. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 17.76 KB
  Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого сегментов со специфическими требованиями к...
45792. Товарная политика фирмы: цели и основные составляющие 51.33 KB
  Котлеру: Три уровня товара: Классификация товаров широкого потребления: товары повседневного спроса – товары которые потребитель обычно покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение м у собой товары импульсивной покупки товары для экстренных случаев сигареты мыло газеты; товары предварительного выбора – товары которые потребитель в процессе выбора покупки как правило сравнивает м у собой по показателям пригодности цены качества и внешнего оформления мебель одежда подержанные автомобили и основные...