89552

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Интеграция образовательных учреждений (ОУ) в единое образовательное информационное пространство, которая связана с поставкой компьютерной техники, подключением к глобальной сети Интернет, внедрением в учебный процесс информационных технологий, решением вопросов по созданию образовательного контента, ставит перед руководителями ОУ многочисленные вопросы

Русский

2015-05-12

582.31 KB

0 чел.

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Кулагин В.П. д.т.н., профессор, директор Государственного НИИ информационных образовательных технологий, тел. 730-14-01, e-mail: kvp@gosinformobr.ru.

1. Введение

Интеграция образовательных учреждений (ОУ) в единое образовательное информационное пространство, которая связана с поставкой компьютерной техники, подключением к глобальной сети Интернет, внедрением в учебный процесс информационных технологий, решением вопросов по созданию образовательного контента, ставит перед руководителями ОУ многочисленные вопросы, решение которых не всегда можно найти в существующих региональных структурах управления образованием.

В связи с этим при дальнейшем наращивании темпов реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (http://www.ed.gov.ru/ntp/fp) (ФЦП РЕОИС) актуальной становится задача создания сети региональных ресурсных центров (РЦ), которые на конкретных территориях должны сопровождать процессы создания единого образовательного информационного пространства, координировать и оказывать соответствующую помощь при реализации основных направлений ФЦП РЕОИС.

Создание системы ресурсных центров является  составной частью процесса осуществления политики развития единой образовательной информационной среды с учетом накопленного опыта и технических  решений в сфере образования. Необходимость развития системы РЦ обусловлена и потребностями современных научных исследований, требующих объединения усилий  территориально удаленных специалистов, наличия высокоскоростного обмена значительными объемами информации, организации доступа к территориально распределенным вычислительным ресурсам.

Кроме того, по-прежнему остается актуальной задача освоения и развития современных информационных технологий реального времени, на основе которых строятся автоматизированные системы, распределенные учебные лаборатории, учебные курсы для различных уровней образования.

Важным элементом дальнейшей модернизации системы образования является создание отраслевой системы стандартизации, сертификации и регистрации информационных образовательных ресурсов и средств для их разработки и дальнейшего сопровождения. Такая система должна быть ориентирована на обеспечение качества разработки и применения средств информационных технологий нового поколения с учетом специфики сферы образования. В ее основе должна лежать развитая система сертификации продукции учебного назначения, информационного и нормативно-методического сопровождения функционирования.

Формирование ресурсного обеспечения системы образования предполагает консолидацию:

информационных образовательных ресурсов в виде баз данных (БД), ресурсов электронных библиотек, электронных обучающих средств и т.п.;

сетевых ресурсов, включая их администрирование;

материально-технических ресурсов, включая полноценный сервис и техническое сопровождение аппаратно-программных средств информатизации сферы образования;

организационных и административных ресурсов поддержки системы образования на местах;

кадровый научный и образовательный потенциал;

финансовые ресурсы различных бюджетов.

Предполагается, что организационной и технологической платформой данной консолидации станет система ресурсных центров сферы образования.

2. Цели и задачи системы ресурсных центров

Система ресурсных центров (РЦ) создается в образовательном секторе экономики для развития, распространения и обслуживания образовательных продуктов и услуг, обеспечения их поддержки и сопровождения в целях совершенствования содержания и качества обучения.

Ресурсные центры могут создаваться при образовательных и других учреждениях, наиболее подготовленных для реализации перечисленных выше функций.

Основной целью создания системы РЦ является построение сети методической, консультативной и технической поддержки образовательных учреждений Российской Федерации, внедрение новейших достижений в области информационных технологий в учебный процесс, выполнение функций, координирующих и поддерживающих дальнейшее развитие процессов информатизации общества.

Конечной целью данного процесса является формирование инфраструктуры единой образовательной информационной среды на основе интеграции отраслевых специализированных организаций, активно развивающих и внедряющих информационные технологии в учебный процесс.

В общем случае РЦ может выступать как некоторая распределенная структура, объединяющая на своей территории:  центры НИТ, Интернет-центры, центры информационной безопасности, автоматизированные   информационные   системы   управления   образовательными учреждениями, центры сертификации продуктов информационных технологий, центры регистрации информационных ресурсов,  центры высокопроизводительных вычислений и обработки распределенных данных,   экспериментальные площадки открытого образования и другие региональные структуры, активно участвующие в развитии единого образовательного информационного пространства.

Для достижения поставленных целей система РЦ осуществляет следующие основные направления деятельности:

a) научно-методическое руководство и координация работ в сфере информатизации образования, содействие формированию и развитию единой информационной образовательной среды и ее интеграции в глобальное информационное пространство, обеспечение широкого телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам системы образования;

b) научно-методическая и организационная поддержка региональных образовательных сред как структурных элементов единой образовательной информационной среды; консультационная поддержка учителей, школьников, населения района по практическому использованию аппаратных и программных средств;

c) организация и методическое обеспечение новых форм обучения с использованием современных средств коммуникаций, включая дистанционные обучение, с привлечением к преподаванию лучших отечественных специалистов;

d) проведение подготовки и переподготовки кадров в области новых информационных технологий;

e) интеграция информационных и сетевых технологий в учебный процесс образовательных учреждений всех уровней;

f) мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений всех уровней, обеспечение учреждений системы образования соответствующей аналитической информацией;

g) создание на базе единой образовательной информационной среды профессионального общения работников образования;

h) организация и поддержка дискуссий, видеоконференции, олимпиад, форумов и др.

К основным задачам системы РЦ можно отнести следующие.

1. Координация выполнения региональных программ информатизации сферы образования. Консолидация бюджетных, региональных и внебюджетных средств, выделяемых на реализацию региональных программ информатизации сферы образования.

В настоящее время в стране реализуется несколько программ различного уровня, направленных на развитие и внедрение информационных технологий в различные отрасли народного хозяйства. К этим программам, в первую очередь, следует отнести ФЦП РЕОИС, ФЦП «Электронная Россия», Городскую целевую программу «Электронная Москва», региональные программы информатизации. В таблице 1 приведены названия субъектов Российской федерации, в которых постановлениями соответствующих правительств приняты программы информатизации (сведения даны на начало 2003 года). В связи с этим задача координации выполнения мероприятий программ на конкретных территориях и консолидации средств, поступаемых из различных источников на информатизацию сферы образования, является сложной и требует взаимодействия соответствующих представителей заинтересованных регионов.

Таблица 1

п/п

Названия субъектов Российской Федерации

Сроки реализации

  1.  

Брянская область

2002-2006

  1.  

Республика Бурятия

2002-2005

  1.  

Воронежская область

2001-2005

  1.  

Ивановская область

2001-2005

  1.  

Калининградская область

2002-2005

  1.  

Республика Карелия

2001-2005

  1.  

Республика Марий Эл

2002-2006

  1.  

Москва

2003-2007

  1.  

Пензенская область

2001-2005

  1.  

Приморский край

2002-2005

  1.  

Ростовская область

2001-2005

  1.  

Тамбовская область

2001-2005

  1.  

Тверская область

2002-2006

  1.  

Ульяновская область

2002-2006

  1.  

Челябинская область

2000-2005

  1.  

Ярославская область

2002-2003

2. Выработка стратегии и координация работ по развитию региональных телекоммуникационных образовательных сетей.

Характеризуя степень важности данной задачи, необходимо предварительно дать описание современного рынка телекоммуникационных услуг.

Для обеспечения современными высококачественными телекоммуникационными услугами населения, государственных органов и потребностей развивающейся экономики, а также для интеграции России в глобальную телекоммуникационную инфраструктуру предстоит в кратчайшие сроки решить проблемы, возникшие на рынке телекоммуникационных услуг.

* с учетом новых операторов

1999 г. Объем рынка - 4,0 млрд.долл.*

Рисунок 1.

* с учетом новых операторов

2000 г. Объем рынка - 5,1 млрд.долл.*

Рисунок 2.

С целью анализа этих проблем рассмотрим следующие основные сегменты телекоммуникационного рынка: телефонная связь, мобильная связь, услуги Интернета и передачи данных [1,2].

За последние пять лет значительно увеличилось количество выданных лицензий и во всех сегментах  телекоммуникационного рынка наблюдается устойчивый рост: телефония -  рост числа абонентов составил свыше 25%; мобильная связь - число абонентов увеличилось почти в 30 раз; интернет - число пользователей увеличилось почти в 90 раза. Данные показатели свидетельствуют о высоких темпах развития, однако отставание от европейского уровня пока остается существенным.

За последние годы произошло изменение структуры рынка в объемных показателях. Уменьшается доля рынка традиционной (фиксированной) телефонии, доля мобильной связи значительно увеличивается. Тенденции к росту наблюдаются в сегменте новых услуг, прежде всего Интернет и передачи данных (рис. 1, рис.2). Существенный рост наблюдается в развитии телекоммуникационной инфраструктуры, и, что особенно важно, он достигнут за счет развития новых технологий. Протяженность ВОЛС за последние 5 лет возросла почти в 50 раз, сеть междугородной и международной связи выросла в 5 раз, а мобильной связи – более чем в 14 раз.

Серьезной диспропорцией является различная инвестиционная привлекательность субъектов РФ. Наблюдается существенная региональная неравномерность развития рынка, которая неразрывно связана с различиями в инвестиционной привлекательности регионов России.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему сельских учреждений основного и среднего (полного) общего образования России входят 31459 школ. В селах имеется еще около 14 тыс. начальных и малокомплектных школ. Специфика обучения в сельской школе общеизвестна. Она состоит в определенной информационной изолированности обучаемых, известных ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. При этом затраты бюджетных средств на обучение одного учащегося в малокомплектной сельской школе в 2-3 раза выше, чем в комплектной школе. При компьютеризации сельской школы необходимо не только дать возможность проведения полноценных занятий по информатике, но и максимально использовать компьютерную технику для решения социальных вопросов, преодолев информационное неравенство сельских и городских школьников. Для этого необходимо обеспечить не просто поставку компьютеров на село, но и обеспечить их необходимыми периферийными устройствами, устройствами связи компьютеров с локальными телекоммуникационными сетями и главное устройствами выхода в глобальные компьютерные сети.

Однако проблемы развития сельской связи, а также проблемы связи на труднодоступных территориях по-прежнему остаются крайне острыми. Почти 50 тыс. населенных пунктов в России не телефонизированы, только 30% сельского населения имеет удовлетворительную телефонную связь.

Очень важно отметить, что в последние годы начались работы по восстановлению и развитию спутниковой связи. За счет внебюджетных средств Минсвязи России профинансировало производство трех спутников связи и совместно с Росавиакосмосом осуществило их запуск на геостационарную орбиту, что позволило укрепить спутниковую связь и вещание в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также создать условия для дальнейшего развития современных систем спутниковой связи с удаленными и труднодоступными населенными пунктами. Наличие данных спутников позволило в 2002 году в рамках ФЦП РЕОИС начать реализацию проекта по подключению удаленных ОУ к сети Интернет на основе асинхронных каналов связи.

В таблицах 2-3 приведены данные об уровне капиталовложений в электросвязь, а также охват и обеспеченность населения услугами связи по некоторым субъектам Российской Федерации. Данные не содержат сведений за последние годы, но отражают некоторые тенденции в развитии услуг связи.


КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ (ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ) И ВВОД ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

(тысяч рублей; традиционные операторы)

Таблица 2

1998 год

1999 год

2000 год

инвестиции

ввод

инвестиции

ввод

инвестиции

ввод

Пермская область

234474

187734

523962

537692

335493

359844

Республика Карелия

73786

35067

126871

120401

60170

47596

Хабаровский край

42009

39825

90157

65589

68201

73427

Ставропольский край

96109

114094

375396

175743

97222

244452

Красноярский край

62329

70902

151969

150349

137462

113154

Ярославская область

109654

72945

101521

134178

165817

140469

Свердловская область

115019

96810

284681

267021

355921

336712

ДОХОДЫ ОТ УСЛУГ СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЮ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ

(на конец года; в фактически действовавших ценах; тыс. руб.; с 1998 г. – руб.; традиционные операторы)

Таблица 3

1990

1995

1996

1997

1998

1999

Пермская область

0,012

38,2

71,6

93,5

108,5

165,9

Республика Карелия

0,020

48,6

93,6

122,6

138,6

190,5

Хабаровский край

0,023

60,5

94,8

140,2

155,0

205,4

Ставропольский край

0,018

38,1

62,8

86,2

106,3

150,3

Красноярский край

0,016

52,8

101,0

118,4

132,2

175,7

Ярославская область

0,013

36,7

63,8

99,5

150,4

174,6

Свердловская область

0,015

42,3

74,8

94,9

108,2

143,7

При выработке стратегии и координации работ по развитию региональных телекоммуникационных образовательных сетей необходимо учитывать не только современные тенденции рынка телекоммуникационных услуг, но и особенности развития региональных телекоммуникационных сетей [3, 4]. Только учет всех этих особенностей, позволит выработать грамотный системный проект развития научно-образовательных региональных сетей.

Дадим описание этих особенностей на примере некоторых регионов.

Красноярский край. Красноярский край характеризуется довольно специфическими условиями, которые необходимо учитывать при решении вопросов информатизации образования. К их числу относятся: географическое положение и территориальная протяженность, более 70% процентов территории находятся в суровых климатических условиях, до 90% населения проживает в центральной части Красноярского края. Поэтому в целях организации эффективной телекоммуникационной инфраструктуры на территории Красноярского региона выделяют три зоны, определяемые плотностью населения (количеством учебных заведений) и расстоянием до центральных коммутационных узлов:

  1.  центральная - г. Красноярск, как региональный центр с наиболее развитой системой телекоммуникаций, и высокой плотностью населения;
  2.  ближняя (южная)  – населенные пункты удаленные  от г. Красноярска не более чем на 300-500 километров, а также  расположенные вдоль реки Енисей и железной дороги (более или менее  заселенная территория с относительно доступной системой телекоммуникаций, созданной по линии различных ведомств);
  3.  дальняя (северная) - северные территории Красноярского края, Эвенкия, Таймыр, данный регион наиболее удален от основных телекоммуникаций (очень слабо заселенные территории с практически отсутствующей общей наземной телекоммуникационной инфраструктурой).

Решения, принимаемые при построении магистральной сети, учитывают специфику соответствующей зоны. Для центральной зоны возможны следующие решения: арендная стратегия - полная аренда телекоммуникационной инфраструктуры у основных операторов связи; независимая стратегия - создание полностью независимой телекоммуникационной инфраструктуры; корпоративная стратегия - направленная на совместное использование линий связи, предоставленных образовательными и ведомственными структурами на взаимовыгодной основе.

Анализ особенностей развития ведомственных и образовательных телекоммуникационных структур показывает, что третье решение является наиболее приемлемым. В рамках  развития  этого направлении целесообразно использование ведомственных сетей (сеть УВД, ФАПСИ и др.), которые с одной стороны не так подвержены влиянию таких монополистов как ОАО «ЭлектроСвязь», а с другой стороны позволяют напрямую работать с этими организациями. Подобная  сеть обладает рядом преимуществ, которые отсутствуют у коммерческих операторов:

  1.  Подача льготного или бесплатного для региона потока (оплачиваемого правительством или из различных фондов).
  2.  Возможность привлечения для оплаты потока целевых средств краевой или городской администраций.
  3.  Существенная экономия затрат на трафик за счет оптовой подачи Интернет-потока в единую общественную сеть.
  4.  Возможность использования сети при реализации больших социально значимых проектов (корпоративная библиотечная сеть, сеть телемедицины и т.п.).
  5.  Льготный или бесплатный (оплачиваемый из различных фондов) доступ к квотируемым информационным ресурсам (доступ к полнотекстовым базам данных ведущих издательств мира, медицинским базам данных и т.п.).
  6.  Организация бесплатного для госбюджетных организаций внутреннего (Intranet) трафика.

Эти преимущества объясняют рекомендации Министерства образования России, в которых говорится, что  при решении задачи подключения образовательных учреждений к региональным телекоммуникационным сетям при прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться научно-образовательным сетям. Исходя из этих положений, предлагается в краевом центре (г. Красноярск) создать мощную  телекоммуникационную инфраструктуру образования, на базе собственных оптоволоконных магистральных линий, распределительных телекоммуникационных узлов, центрального телекоммуникационного узла, обеспечивающих как минимум 100 мегабитную связь (в дальнейшем она может быть увеличена) между всеми госбюджетными вузами, ведущими техникумами, ведущими библиотеками городского и краевого уровня, районными центрами школьной информатизации, больницами.  Районные отделы народного образования, школы, коммерческие учебные заведения централизованно подсоединяются к этой опорной сети на основе аренды выделенных телефонных линий и установки модемов, обеспечивающих соединение на скорости не менее 2 Мбит/сек. Соединения с абонентами может быть установлены и на основе радиомостов с аналогичными параметрами.

Для построения и дальнейшего развития телекоммуникаций в центральной и южной части Красноярского края предлагается использовать возможности коммерческих провайдеров (например, ОАО «ЭлектроСвязь» и ОАО «ТрансТелеком»). Учитывая возможности данных операторов связи, в ближней зоне предлагается организовать в населенных пунктах, в которых ОАО «ТрансТелеком» имеет свои узлы, площадки доступа по коммутируемым и выделенным линиям, в остальных населенных пунктах использовать возможности ОАО «ЭлектроСвязь», способной организовать удаленный доступ с помощью модемного соединения по междугородней связи без оплаты междугородних переговоров. Подключение школ можно произвести посредством модемного соединения с узлами сети ОАО “ЭлектроСвязь”.

Создание информационной инфраструктуры в дальней зоне возможно только с использованием спутниковой связи, наиболее активными операторами спутниковой связи в данной зоне являются компании «НорКом», КБ «Искра», «Сибинтек», а также ОАО «ЭлектроСвязь» обеспечивающая, коммутируемые соединения в рамках организации междугородней связи на основе арендуемых «Ростелекомом» спутниковых каналах связи.

Республика Карелия. На территории республики Карелия силами двух провайдеров ОАО Электросвязь и Ростелеком создана и успешно функционирует региональная общедоступная сеть передачи данных.

Республиканская сеть построена по топологии “звезда” с центром в г Петрозаводске и охватывает 15 из 18 районов Карелии. Создание в 1994 г. узла телекоммуникаций Петрозаводского госуниверситета позволило образовательным учреждениям начать работы по подключению к Интернет.

В отдельных районах Карелии существуют проблемы с доступом в Интернет в связи с плохим качеством каналов связи. Эта проблема решается путем организации выделенного канала или радиодоступа.

Ставропольский край. Основой сетевой инфраструктуры Ставропольского края можно считать региональную сеть ОАО «Электросвязь». С 1997 года начато строительство волоконно-оптического кольца, которое охватывает 27 городов и райцентров края.

Создаваемая краевая образовательная информационная сеть является открытой IP-сетью передачи данных с коммутацией пакетов. Используемые в ней протоколы и реализуемые ей сетевые службы соответствуют стандартам, используемым в сети Internet и позволяют обеспечить предоставление своим пользователям таких услуг связи, как электронная почта, доступ к информационно-справочным системам, доступ к глобальной сети Internet, IP-телефония и голосовая почта, доступ к региональным информационным ресурсам (собственным информационным ресурсам сети), обеспечение IP-транспорта внутри региональной информационной сети и т.д.

Опорная сеть для нужд науки и высшей школы RBNet (Russian Backbone Network) начинала создаваться в pамках Межведомственной пpогpаммы создания Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы (НСКТ-НВШ). В настоящее время развитие сети осуществляется в рамках "Межведомственной программы создания национальной научной компьютерной сети нового поколения".

В настоящее время ОАО «Электросвязь» реализовало уникальный проект по созданию кольцевой оптоволоконной магистрали, охватывающей 100% территории Ставропольского края, и организации узлов доступа во всех городах и районных центрах края. Данное кольцо, позволяет создать транспортную среду, обеспечивающую организацию цифровых потоков пропускной способностью 100Мбит/с в каждый район края. На базе данного кольца существует возможность создания корпоративной сети для совместного использования органами государственной власти, муниципальными образованиями, учреждениями образования, науки, культуры, здравоохранения и другими учреждениями Ставропольского края. При этом первоочередной задачей является создание в каждом районе типовых узлов доступа для подключения учреждений на основе выделенных или коммутируемых линий связи.

Приведенный краткий анализ особенностей развития научно-образовательных сетей субъектов Российской Федерации показывает, что при разработке системных телекоммуникационных проектов необходимо учитывать географическую специфику территорий, место и роль коммерческих провайдеров, уровень развития научно-образовательного сегмента и структуру региональных телекоммуникационных сетей, личностный фактор (степень и формы сотрудничества заинтересованных лиц на рынке телекоммуникационных услуг), уровень финансирования. Комплексный учет данных факторов позволит наиболее эффективно решать вопросы развития научно-образовательных сетей в конкретных регионах.

3. Подготовка и реализация региональных программ подготовки и переподготовки кадров в области информационных технологий.

Для оценки сложности и трудоемкости данной задачи приведем следующие данные об образовательных учреждениях (на июнь 2002 года).

1. Число школ:

сельские школы и школы-интернаты – 45535

 из них:  начальные  – 13596

   основные – 11313

   средние  – 20146

городские школы и школы-интернаты – 20832

из них:  начальные  – 1750

   основные – 1495

   средние  – 16063

2. Число образовательных учреждений начального профессионального  образования – 3548

3. Число образовательных учреждений среднего профессионального      образования – 2576

4. Число вузов:

всего (с учетом филиалов) – 877

из них подведомственных Министерству образования РФ – 332

5. Число институтов повышения квалификации - 98

6. Общее число обучающихся - 27 939 180 чел.

7. Число педагогических, административных и инженерно-педагогических кадров, нуждающихся в повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

Персонал административно-управленческого аппарата – 193500 чел.

Руководители, преподаватели и инженерно-технический персонал сельских общеобразовательных школ – 594377 чел.

Руководители, преподаватели и инженерно-технический персонал городских общеобразовательных школ – 751070 чел.

Руководители, преподаватели и инженерно-технический персонал начальных профессиональных учебных заведений – 163596 чел.  

Руководители, преподаватели и инженерно-технический персонал средних профессиональных учебных заведений – 128373 чел.

Руководители, преподаватели высших учебных заведений – 272719 чел.

Руководители, преподаватели и инженерно-технический персонал институтов повышения квалификации – 1450 чел.

Оценка объема финансирования для решения данной задачи приведена в таблице 4. При этом были сделаны следующие предположения:

а) средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава составляет 2582 руб.;

б) при подготовке персонала административно-управленческого аппарата, преподавателей высших учебных заведений и институтов повышения квалификации учитывался коэффициент 1:6, а при подготовке учителей и преподавателей городских и сельских общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений учитывался коэффициент 1:12;

в) объем программы для руководителей местных (муниципальных) органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров образовательных учреждений всех уровней (кроме общеобразовательных школ),  преподавателей предметников образовательных учреждений всех уровней (кроме сельских общеобразовательных школ) составляет 36 часов, а для методистов муниципальных методических служб, специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием,  руководителей общеобразовательных школ, учителей предметников сельских общеобразовательных школ, учителей информатики, инженерно-технического персонала составляет 72 часа.

В рамках ФЦП РЕОИС для решения задачи подготовки и переподготовки кадров предусмотрены  объемы финансирования, показанные на рис. 3.


Таблица 4

Общие затраты на подготовку и переподготовку кадров

п/п

Категория слушателей

Затраты на оплату ППС (млн. руб.)

Методическое обеспечение (млн. руб.)

Командировочные расходы: суточные, проживание

(млн. руб.)

Всего

(млн. руб.)

1.

Персонал административно-управленческого аппарата

33,47

1,5

823,29

858,26

2.

Сельские общеобразовательные школы

5,329

7,265

4636,14

35

4648,734

3.

Начальные профессиональные учебные заведения

1,53

0,95

1248,37

1250,85

4.

Городские общеобразовательные школы

9,739

6,3

4236,68

4252,719

5.

Средние специальные учебные заведения

1,197

0,835

520,75

522,782

6.

Высшие учебные заведения

2,445

1,5

1063,6

1067,545

7.

Институты повышения квалификации

0,013

0,05

9,17

9,233

Итого:

53,723

18,4

12538

12610,123


         2002           2003       2004     2005     годы

Рисунок 3. Объем средств (млн. руб.), выделяемых в рамках ФЦП РЕОИС на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных  и инженерно-технических кадров

Приведенные данные показывают, что решение задачи подготовки и переподготовки кадров в области информационных технологий требует от системы образования страны мобилизации всех имеющихся ресурсов и РЦ, должны сыграть здесь одну из ключевых ролей.

4. Оказание консультационной, методической и технической поддержки образовательным учреждениям всех уровней и конкретным работникам образования в области применения информационных технологий в учебном процессе.

Создание и развитие сети технического сопровождения аппаратно-программных средств учебного назначения.

Интеграция образовательных учреждений  в единое образовательное информационное пространство сопровождается:

  1.  поставкой компьютерной техники,
  2.  подключением к сети Интернет,
  3.  внедрением в учебный процесс информационных технологий,
  4.  информационным наполнением образовательного пространства,
  5.  созданием образовательного контента.

Развитие средств информатизации требует создания механизма сопровождения аппаратно-программных средств, используемых для построения образовательного информационного пространства и организации доступа к образовательным ресурсам. В рамках ФЦП РЕОИС для решения данной задачи предполагается выделить средства, представленные на рис. 4.

годы

Рисунок 4. Объемы финансирования в рамках ФЦП РЕОИС на создание системы  технического сопровождения

В системе РЦ отдельно выделены отраслевые специализированные ресурсные центры, выполняющие специальные функции, определяемые направлениями информатизации сферы образования. К таким функциям относятся:

  1.  формирование научно-технической стратегии развития информационных технологий нового поколения в сфере образования;
  2.  стандартизация, сертификация и регистрация информационных образовательных ресурсов и средств для их разработки и поддержки;
  3.  интеграция вузовского сетевого сегмента в специализированную сетевую инфраструктуру научно-технической сферы РФ (научную компьютерную сеть нового поколения);
  4.  развитие и применение высокопроизводительных вычислений и распределенной обработки информации;
  5.  реализация высокоскоростного обмена информацией на отраслевом уровне и доступа к ресурсам телекоммуникационных образовательных сетей;
  6.  обеспечение информационной безопасности на отраслевом уровне для приложений и доступа к распределенным ресурсам.

Кроме того, на базе РЦ могут быть созданы и успешно функционировать центры работы с одаренными детьми, центры работы с детьми, имеющими физические недостатки (школы для детей-инвалидов), центры доступа к высокопроизводительным вычислительным ресурсам, центры хранения данных, центры мониторинга вычислительных средств ОУ и др. Для организации подобной работы имеется широкий спектр аппаратно-программных решений предоставляемых ведущими мировыми фирмами, активно работающими на российском образовательном рынке.

В качестве примера можно привести такие продукты фирмы IBM для организации дистанционных форм обучения, как LMS - оболочка для организации корпоративного обучения, LVC - самостоятельная система Live Virtual Classroom (имеется возможность интеграции с LMS), LCMS - корпоративное обучение и управление контентом (управление учебными объектами, групповая разработка, удаленная работа, отслеживание версий, безопасность, и т. д.). Для  создания, управления, интеграции, Web-обеспечения и доставки неструктурированной электронной информации внутри предприятия и за его пределы - организация центра хранения данных - фирма предлагает оболочку  Enterprise Content Management (управление корпоративным наполнением, контентом).

Для организации центра доступа к высокопроизводительным вычислениям можно воспользоваться достижениями отечественной фирмы K-Systеms, которая в этом году предложила пользователям новый высокопроизводительный компьютер на базе чипсета Intel 865PE с использованием процессора IntelR PentiumR 4 3,00 GHz с частотой системной шины (FSB) 800 MHz и поддержкой технологии Hyper-Threading. Архитектурные особенности чипсета Intel 865PE: поддержка двухканальной памяти DDR400, технологии IntelR Communication Streaming Architecture (CSA), встроенный RAID-контроллер Serial ATA (SATA).

5. Мониторинг образовательных ресурсов региона.

Возрастающая активность регионов в части развития собственных научно-образовательных ресурсов и организации их внутрирегионального и межрегионального взаимодействия в интересах формирования приоритетных направлений подготовки кадров, создания конкурентоспособных образовательных программ, а также в интересах научного обеспечения комплексных и отраслевых проектов развития регионов, требует активного использования специально спроектированных систем информационно-технологического обеспечения, позволяющих отслеживать текущее состояние научно-образовательных ресурсов в контексте социально-экономического развития региона и способствовать выработке решений их рационального использования.

Существующие системы и инструментальные средства сбора и систематизации информационно-образовательных ресурсов нуждаются в совершенствовании и адаптации применительно к задачам формирования единой корпоративной сети управления образованием в регионах и создания в их структуре специализированных рабочих мест, позволяющих формировать и систематизировать универсальные и согласованные базы данных сферы образования.

Таким образом, совершенствование научно-методического сопровождения, способов и средств управления системой образования на региональном уровне с использованием современных информационных технологий является актуальной задачей реализации региональной политики в области образования и науки.

Предметом исследования при этом являются процессы разработки, создания и использования современных информационно-аналитических средств и технологий работы с территориально-распределенными тематическими (статистическими) и картографическими данными по научно-образовательным ресурсам регионов.

Выполняемые работы нацелены на прикладное исследование и разработку интегрированного подхода к оснащению информационно-аналитической сети набором унифицированных программных средств, обеспечивающих сетевое взаимодействие исследователей и специалистов сферы образования в центре и в регионах.

В качестве базовых информационных технологий при этом могут выступать:

  1.  современные системы управления базами данных; позволяющие организовать целевую проблемно-ориентированную выборку необходимой информации, ее предобработку и хранение преобразованных массивов статистических данных;
  2.  OLAP-технологии, обеспечивающие эффективную структуризацию и многоплановый поиск информации, а также их представление в требуемых шаблонах и форматах;
  3.  ГИС-технологии, позволяющие поддерживать работу с данными, имеющими строгую пространственную (географическую) привязку, а также цифровыми картографическими базами данных;
  4.  интернет-технологии, обеспечивающие удаленный (сетевой) доступ к массивам информации и инструменту их систематизации, редактирования и визуализации.

На рис. 5 и рис. 6 показаны примеры представления территориально распределенной образовательной информации в рамках информационно-аналитического комплекса «Образовательные ресурсы России», разработанного в Государственном НИИ информационных технологий и телекоммуникаций [4-7].

Прием студентов

в ВУЗы

12,5 – 30,3

9,9 – 12,5

7,6 – 9,9

1,3 – 7,6

нет данных

Количество студентов на 1000 жителей

очное отделение

вечернее отделение

заочное отделение

130000

70000

12000

Рисунок 5. Пример карты, демонстрирующей объем принимаемых студентов в вузы (Европейская  часть Российской Федерации).


Рисунок 6. Пример экранной формы информационно-аналитического комплекса с отображением числа учителей по основным школьным дисциплинам

6. Создание и сопровождение образовательного контента.

Формирование образовательного контента и эффективное его использование непосредственно связано с уровнем развития региональной научно-образовательной телекоммуникационной сети. Только при наличии регионального сегмента подобной сети, поддерживающей внутренний  информационных обмен образовательных учреждений, целесообразно создание зеркалов образовательных порталов, размещение электронных библиотек и других информационных ресурсов. Размещение образовательного контента «на базе» региональных научно-образовательных сетей позволяет намного эффективнее решать вопросы обучения, подготовки и переподготовки кадров, мониторинга образовательных ресурсов региона.

3. Текущее состояние развития системы РЦ

По итогам проведенных конкурсов и выполненных работ в 2002-2003 гг. можно отметить следующие результаты, полученные в рамках создания системы ресурсных центров.

1. На базе Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, Государственного НИИ системной интеграции, Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, Московского государственного технического университета СТАНКИН созданы четыре отраслевых специализированных центра по технологиям организации учебного процесса в единой образовательной информационной среде, развитию и сопровождению информационных систем управления отраслью, исследованию процессов информатизации в общем образовании,  сертификации программных средств учебного назначения.

В городах Санкт-Петербург, Тамбов, Ростов-на-Дону, Нижний-Новгород, Томск, Хабаровск, Екатеринбург созданы РЦ федерального уровня.

В городах Калининград, Владивосток, Ижевск, Саратов, Ульяновск, Самара, Барнаул, Волгоград, Улан-Удэ, Орел, Петрозаводск, Кемерово, Махачкала, Белгород созданы РЦ регионального уровня.

Карта с данными центрами представлена на рис. 7.

2. Разработана типовая структура РЦ и основные принципы его функционирования. Дан анализ существующих решений в части развития телекоммуникаций и аппаратно-программного обеспечения распределенного ресурсного центра. При этом исследованы методы создания сетевой инфраструктуры, методы и средства информационного наполнения образовательной сети, программные средства обеспечения взаимодействия подразделений ресурсного центра. Проанализированы и предложены нормативные документы и технические регламенты организации взаимодействия ресурсных центров с пользователями. Предложена методология информационного и технического сопровождения работ по созданию распределенного ресурсного центра.

3. Учитывая широкий спектр функций, возлагаемых на систему РЦ, а также цели и решаемые задачи, предложено типовое оснащение РЦ, которое должно включать следующее оборудование и программное обеспечение:

  1.  дисплейные классы (2-3 класса по 12 рабочих мест) с компьютерами, объединенными в локальную сеть;
  2.  оборудование для организации локальной сети;
  3.  приемо-передающее оборудование для доступа в Интернет (спутниковые, наземные и др. каналы доступа);
  4.  лицензионное программное обеспечение: системное (операционные системы, офисные пакеты, СУБД, средства подготовки презентационных материалов и др.), прикладное (электронные обучающие средства по предметам, энциклопедии, справочники, виртуальные лаборатории и др.);
  5.  аппаратные средства для обеспечения учебного процесса (мультимедиа проекторы, ноутбуки, экраны, сканеры, цифровые фотокамеры, цветные и черно-белые принтеры, источники бесперебойного питания, и др.);
  6.  средства копирования, архивирования и хранения информации;
  7.  передвижной сетевой класс с доступом в Интернет на основе спутникового канала;
  8.  опытная лаборатория, в которой должны быть представлены все конфигурации компьютеров, а также средства доступа в Интернет, поставляемые в общеобразовательные школы;
  9.  сервисный центр по текущему ремонту аппаратных средств с минимально-необходимым комплектом запасных частей.

Первые годы реализации развития системы РЦ выявили много вопросов и задач, решение которых сопряжено с определенными трудностями. Но хочется надеется, что данные трудности не помешают прогрессивной общественности нашей страны в полной мере создать в обществе  условия для ускорения процессов внедрения информационных технологий не только в систему образования, но и во все сферы общественной жизни, вывода России в ряд высокоразвитых стран, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом.


42

Рисунок 7. Система ресурсных центров сферы образования (март, 2003 год)


Литература

  1.  Федеральный справочник «Связь и информатизация в России». – М.: «Родина-ПРО». – 2001 г. Выпуск 1.
  2.  Федеральный справочник «Связь и информатизация в России». – М.: «Родина-ПРО». – 2002 г. Выпуск 1.
  3.  Тихонов А.Н., Кулагин В.П. Использование национальных телекоммуникационных структур для построения единого образовательного информационного пространства России/ VIII Конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2001», 1-6 августа, 2001 г.
  4.  Кулагин В.П., Тихонов А.Н. Анализ состояния информационной образовательной среды регионов российской федерации/ Тезисы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2002», Санкт-Петербург. - 2002.
  5.  Кулагин В.П. Анализ научно-образовательных ресурсов России на основе геоинформационных технологий/ Тезисы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2000», Санкт-Петербург. - 1999 г.
  6.  Кулагин В.П. Геоинформационные технологии и анализ научно-образовательных ресурсов России / Образовательная статистика и информационные технологии./Проект Тасис «Управление образованием», М. 2000.
  7.  Кулагин В.П., Цветков В.Я. Информационные образовательные ресурсы России./ Ресурсы регионов России, №4, 2000.
  8.  Иванников А.Д., Кулагин В.П., Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Геоинформатика – М.: МАКС Пресс, 2001. – 349 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50218. Развитие околоносовых пазух ребенка, связь со становлением зубной дуги. Причины воспалительных изменений околоносовых пазух и возможность внутричерепных осложнений 15.54 KB
  Околоносовые пазухи у новорожденных недоразвиты и формируются в процессе развития лицевых костей и роста ребенка. При рождении у ребенка имеются две околоносовые пазухи: достаточно хорошо развитая решетчатая и рудиментарная
50219. ИЗУЧЕНИЕ ЗАТУХАЮЩИХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ КОЛЕБАНИЙ В КОЛЕБАТЕЛЬНОМ КОНТУРЕ С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА 242 KB
  Цель работы: Изучение с помощью электронного осциллографа электромагнитных колебаний возникающих в колебательном контуре содержащем индуктивность емкость и активное сопротивление; изучение условий возникновения затухающих колебаний в контуре; расчет основных...
50220. Взаимодействие поля постоянного магнита и проводника с током для измерения силы тока 42.5 KB
  Цель работы: экспериментальное измерение основных характеристик гальванометра магнитоэлектрической системы. Наиболее удачной является конструкция гальванометра с радиальным магнитным полем: такое поле создано в узком зазоре между цилиндрическим полюсным наконечником N и S постоянного магнита и железным сердечником цилиндрической формы. S1=1 C1 – чувствительность гальванометра.
50221. Основные достижения отечественной ветеринарии 78 KB
  Ветеринарная медицина-область научных знаний и практической деятельности, направленных на борьбу с болезнями животных, охрану людей от инфекций общих для животных и человека, выпуск доброкачественной в санитарном отношении продукции и решение ветеринарно-санитарных проблем защиты окружающей среды.
50222. ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ КОНТУРЕ 323.5 KB
  Цель работы: Изучение вынужденных колебаний в последовательном контуре определение добротности контура и внутреннего сопротивления генератора синусоидальных колебаний. Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы схематические рисунки:...
50223. Визначення ширини забороненої зони напівпровідників з температурної залежності їх провідності 219.5 KB
  Цю залежність можна подати так: 1 де питома провідність власного напівпровідника при ; ширина забороненої зони напівпровідника; стала Больцмана. Тому ширину забороненої зони власного напівпровідника можна визначити із співвідношення:...
50224. Відкритий валютний ринок, його характеристика та інструменти 863 KB
  Валютний ринок – це сфера економічних відносин, щодо здійснення операцій з купівлі-продажу іноземної валюти і цінних паперів в іноземній валюті з метою отримання прибутку та хеджування, а також операцій з інвестування валютного капіталу.
50225. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН В ДВУХПРОВОДНОЙ ЛИНИИ 160.5 KB
  Принципиальная схема установки или её главных узлов: Блоксхема лабораторной установки для изучения электромагнитных волн в двухпроводной линии Конструкции зондов для изучения распределения составляющих электромагнитного поля: а – петлевой зонд рамка; б – вибратор Схема установки для изучения электромагнитных волн в двухпроводной линии приведена на рис. В линии устанавливается распределение электромагнитного поля зависящее от величины нагрузочного сопротивления . Эти...
50226. Визначення довжини світлової хвилі за допомогою дифракційної гратки 170.5 KB
  При цьому кут між напрямком зору на нульовий максимум і максимум довільного порядку дорівнює куту дифракції який забезпечує умову ; . 2 З аналізу останнього співвідношення випливає що різним довжинам хвиль у максимумі одного порядку відповідають різні значення кута дифракції. Тому на...