89553

Состояния и тенденции развития технологий Интернет-обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Первой и наиболее значимой проблемой современности является глобализация проявляющаяся во многих измерениях: глобальная экономика радикальные технологические изменения политическая глобализация глобализация культуры глобализация идей и образования. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования не прибегая...

Русский

2015-05-12

849.74 KB

0 чел.

УДК 37.01

Состояния и тенденции развития технологий Интернет-обучения

Д-р филос. наук, проф. Солдаткин В.И.

Российский государственный институт открытого образования

Россия, г. Москва, тел. 7+095-2379419;  e-mail: open@ministry.ru

Identification of priorities in developing of university in terms of globalization is determined by the line of cause-effect relation such as "capital – production – labour force – education – university". The most strict accent should be immediately determined in educational and methodical work in university, these accents must be also assigned legally.

Первой и наиболее значимой проблемой современности является глобализация, проявляющаяся во многих измерениях: глобальная экономика, радикальные технологические изменения, политическая глобализация, глобализация культуры, глобализация идей и образования. Не случайно глобализацию определяют как "сжатие пространства-времени", "преодоление расстояния", "конец географии", что позволяет производствам, товарам, людям и информации свободно (наднационально) перемещаться. Образование интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса. Транснациональное образование отражает тенденции развития глобального рынка с выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Цепочкой причинно-следственной связи в интернационализации: «капитал – производство – рабочая сила – образование – университет». Теперь характеристиками университета становятся: «международная образовательная программа», «глобальный учебный план», «экстерриториальный профессорско-преподавательский состав», «виртуальная кафедра», «международный образовательный стандарт», «международная аттестация и аккредитация», «международная сертификация», «международная мобильность студентов и преподавателей», «международный язык преподавания» и т.д.

Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшими библиотечным (бумажным), педагогическим и дидактическим инструментариями. Все это открывает возможность предложения всем и в любое время программ высшего образования ведущих университетов на любом расстоянии, конкурируя с множеством национально-расположенных вузов: on-line и off-line Интернет-обучение; кампусы, открываемые вузом в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам; лицензионные образовательные программы, переданные провайдеру на реализацию в другой стране; частичный зачет программ, изученных в вузе другой страны; вузы-побратимы по проведению совместных программ; корпоративные программы с зачетными единицами, получаемыми в вузах, невзирая на государственные границы.

В октябре 2000 года в Брюсселе Комиссией европейского сообщества был опубликован Меморандум по учебе через всю жизнь (УЧВЖ). Исходными его посылками явились следующие: большинство предложений нынешних систем образования организуется и преподается так, как если бы традиционные методы планирования и организации жизни людей не изменились за последние полвека; учебные системы должны адаптироваться к образу, которым сегодня люди живут и познают жизнь. Была введена новая терминология: “LifeLong” (учеба через всю жизнь) – акцентирует внимание на времени – постоянно или периодически; “LifeWide” (учеба во всей жизни) – обогащая картину, акцентирует внимание на размах учебы, которая осуществляется во всем диапазоне нашей жизни, на любом ее поприще. Девизами Меморандума стали: Неразрывный континуум – “от колыбели до гроба”; Управление “портфелем времени – жизнью”. Здесь же была сформулирована общеевропейская Стратегия:

1. Обеспечение всеобщего и постоянного доступа к учёбе для получения и обновления умений, необходимых для длительного участия в обществе знаний.

2. Заметное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы для того, чтобы установить приоритет наиболее важного достояния Европы - ее людей.

3. На разработку эффективных методов преподавания и учебы и условий для континуума учебы всю жизнь и во всех ее проявлениях.

4. Значительно расширить области, в которых участие в учебе и ее результаты понимаются и ценятся, особенно, неофициальная и неформальная учёба.

5. Обеспечение того, чтобы каждый имел легкий доступ к высококачественной информации и советам о предложениях учёбы во всей Европе и в течение всей жизни.

6. Предоставление УЧВЖ как можно ближе к учащимся, в их собственных общинах и при поддержке, где целесообразна информационно-вычислительная техника (ИВТ).

Следует отметить, что в рамках Стратегии особое место занимает «e-Learning» как часть инициативы «e-Europe» (http://europa.eu.int). E-Learning – это прежде всего планирование завтрашнего образования. Поэтому ставятся следующие задачи: все люди, заканчивающие школу, должны иметь цифровую грамотность; введение диплома о базисных умениях работы на компьютере; превращение школ в многоцелевые местные учебные центры, подключенные к сети Интернет и доступные людям всех возрастов; возможность для студентов дистанционного обучения «переводить» свои зачеты из одного виртуального университета в другой, что облегчило бы процесс получения ими степеней; применение по всей Европе инновационного подхода: “one-stop-shops”(покупки за одну остановку); создание сети из агентств, создающих возможность местным провайдерам через Еврофонд специалистов («евроинженер», «европреподаватель») предлагать по-настоящему подогнанные услуги на индивидуализированной основе; развитие Интернет-инструментов для саморуководства, когда обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% – на очные, а оставшиеся 20% – на самообразование («blended learning» или «flexible learning»). Особо подчеркивается роль преподавания: преподаватели становятся руководителями, инструкторами, наставниками и посредниками; их профессиональное умение – способность разрабатывать и использовать открытые и участвующие методы преподавания и учёбы; должен появиться “маклер по руководству”, который способен собрать и подогнать широкий круг информации для принятия решения о направлении действий на будущее, развить способности для информационного менеджмента и анализа информации, помочь искать свой путь в информационном лабиринте знаний [1].

Мировые тенденции в образовательном сегменте Интернет можно охарактеризовать следующим образом [2]. Перспективы роста сообщества Интернет весьма оптимистичны. По прогнозам аналитического центра IDC, к 2005 г. уже 941 млн. пользователей в мире будут иметь доступ к сети Интернет. Динамика роста рынка образовательных ресурсов и услуг в сети Интернет также является весьма высокой; в 2004 г. мировой объем этого сегмента рынка превысит 23 млрд долларов США [3]. При этом 90% американских университетов и колледжей будут способны предложить реализацию моделей обучения через Интернет (e-Learning) к 2005 г. Затраты системы высшего образования в США в этот период на приобретение средств и технологий сетевого обучения будут увеличиваться не менее чем на 10% ежегодно и составят к 2005 г. 5 млрд долл.[4].

Системы обучения на базе Интернет-технологий становятся неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире. По данным из отчета Департамента образования США, более 50% университетов и институтов США оценивают эффективность сетевого обучения как «высокую» и «очень высокую» [5]. Одновременно, с университетскими системами дистанционного обучения, активно развивается и т.н. корпоративное ДО, охватывающее получение (повышение) квалификации в корпорациях и компаниях. Это во многом связано со следующими причинами: высокая стоимость обучения в специализированных учебных центрах; необходимость отрыва сотрудника от основной работы на  время обучения. По данным NCES, потребность в повышении квалификации с использованием технологий Интернет постоянно растет. Если в 1995 г. число студентов, обучающихся по данной технологии, составляло 14,3 млн. чел., то в 2001 их число составило уже 15,4 млн чел., а к 2012 г. составит 17,7 млн. чел., что равно 15% от общего числа обучающихся.

Некоторые примеры. В Великобритании с 2003 года любое заинтересованное лицо, имеющее высшее образование и владеющее английским языком, сможет получить британское образование в on-line через UKeU («электронные Университеты Соединенного Королевства») – новый Интернет-портал, на котором будут находиться иллюстрированные тексты в формате HTML, аудио-файлы и тесты в режиме многовариантных ответов. Будут предложены учебные курсы по семи ключевым дисциплинам, включая информационные технологии, бизнес и менеджмент. По окончании этих учебных программ студенты смогут получить дипломы о высшем образовании и степени магистра в области биомедицинских наук, токсикологии, энергетики и управления вредными отходами. В объединенной Европе функционирует Европейский Открытый Университет (The European Open University - EOU). Основой его функционирования признаны три основных структурных подразделения: департамент  учета - для  проверки документов, различной информации, объявлений об отрытом и дистанционном обучении; европейский центр обучения - разработчик различных курсов лекций и образовательных программ, которые должны обеспечивать высокое качество подготовки студентов; квалификационная система – призвана гарантировать высокое качество дистанционного образования, высокий уровень аттестации в образовательных учреждениях ассоциации.

Каковы состояния и тенденции отечественной системы образования в направлении освоения и внедрения технологий Интернет, определении ее места и перспектив в образовательном сегменте Интернет в целом? Исследования, проведенные в 2002 г. сотрудниками ряда ведущих российских институтов (ВНИИПВТИ, ИПУ РАН, ЦНИИС и др.), позволили сформировать прогноз развития российского сегмента Интернет на период до 2010 г. [6]. Согласно, принятой во всем мире методике подсчета Nielsen//NetRatings [7], в России на конец сентября 2002 г. насчитывалось 8,8 млн. пользователей Интернета, что составляет 8% жителей России в возрасте от 18 лет и старше. При этом учитывались те, кто живет в России, и пользовался Интернетом хотя бы один раз за последние полгода. Учитывая оценки перспектив роста всего сообщества Интернет и прогноза, представленного выше, можно сделать вывод о том, что доля пользователей Рунета в Интернет в целом на период 2005-2010 гг. будет составлять около 3%. Данная цифра отражает только долю граждан России. Однако если учесть русскоязычных пользователей из других стран, число которых, исходя из данных 2002 г., составило от 3 до 5 млн., то доля русскоязычного сообщества в Интернет составит примерно до 3,3 - 3,5%. Таким образом, по сравнению с 2002 г. можно ожидать увеличение доли русскоязычных пользователей с 2,9% до 3,3-3,5 %, т.е. на 15-20%.

В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений с аудиторией Рунета при практически полном отсутствии возможности получения образования через Интернет в российских вузах. Можно предположить, что в качестве опорных центров они будут стремиться к установлению партнерских отношений с рядом региональных вузов. Сегодня на территории Российской Федерации образовательной деятельностью с использованием Интернет-технологий занимается около 100 иностранных образовательных организаций, на которых не распространяется российское законодательство об образовании. Около 50 тыс. граждан России, постоянно проживающих на ее территории, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются в режимах «on-line» и «off-line». На территории России образовательную деятельность осуществляют организации 23 стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Наблюдается явная Интернет-экспансия западных университетов на образовательном рынке России. Программы реализуются через российских посредников.

Россия отстает на 3-5 лет в части апробации и широкомасштабного внедрения сетевых технологий обучения. Ныне нет ни одного российского вуза, который может вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины направления или специальности. Знания, в основном, не оцифрованы, равно как и не формализован процесс их передачи и контроля. Не отработаны педагогические сценарии и технологические карты Интернет-обучения.

Требуются институциональные меры по формированию соответствующих организационных структур, способных в масштабе России, осуществить широкомасштабное и планомерное внедрение имеющихся учебно-методических и научных разработок в практику, прежде всего, Интернет-обучения. Естественный путь развития – создание ассоциации учебных заведений Российской Федерации на базе единой информационно-образовательной среды и типовых технологий подготовки и организации учебного процесса в среде Интернет, реализуемой, например, Российским порталом открытого образования (www.openet.ru). Подобный подход позволяет обеспечить как взаимную интеграцию учебных заведений и формирование единого национального образовательного сегмента Рунета, так и решить многие проблемы Интернет-обучения, связанные с идентификацией личности, выполнением практических работ и многие другие. Особо следует подчеркнуть, что создание информационно-образовательной среды на базе типового программного обеспечения портала позволит объединить усилия российских учебных заведений не только на внутреннем рынке образовательных услуг, но и развить свою экспансию в Интернете в целом, сохраняя традиции российского образования и особенности национальной культуры.

Российский портал открытого образования – это портал знаний, который комбинирует сервисные функции информационного портала, портала для совместной работы и портала экспертизы и, главное, обеспечивает доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени. Создание подобного портала не только определяет одно из направлений системной интеграции учебно-методических наработок в различных областях знаний, но и создает определенные условия для их трансферта в российскую систему образования. Данные инструментальные средства создают дополнительную возможность продвижения проектов и продуктов на образовательный рынок России, сотрудничества с заинтересованными образовательными учреждениями всех уровней и различной ведомственной подчиненности. Создаваемый портал – это геомаркетинговое и геопоисковое средство образовательных ресурсов и образовательных услуг.

Главное уже – не доставка содержания, а само содержание в обучении; цель и содержание – это ключевые элементы педагогической системы, с них начинается проектирование учебного процесса. Уже сейчас требуется сделать акценты на разработку и внедрение дидактических стандартов (стандартов на электронные учебные материалы, на порядок проведения электронных учебных занятий и т.д.). Подобный подход способствует формированию единой среды международного обмена ресурсами и обеспечивает участников образовательного процесса необходимым инструментарием. В составе портала свои виртуальные представительства открыли 260 учебных заведений, а фонд ее распределенной электронной библиотеки уже сейчас насчитывает около 5000 полнотекстовых ресурсов и постоянно пополняется. При этом в основных контурах определена дидактика электронной педагогики, выработаны практические педагогические рекомендации (сценарии Интернет-обучения, технологические карты сетевого обучения), имеется опыт реального сетевого обучения, постепенно создается нормативно-правовая база [8].

Литература

[1] Основы открытого образования /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Т. 2. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – С. 485-533.

[2] Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Интернет-обучение: тенденции и проблемы //Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. – № 2.

[3] Http://www.idc.com.

[4] Национальный центр образовательной статистики NCES: http://nces.ed.gov.

[5] Http://www.cca-consults.com.

[6] Прогноз развития российского сегмента Интернет до 2010 г.: http://www.morepc.ru/informatisation/pvti-forecast-2002.html.

[7] Nielsen//NetRatings: http:// www.nielsen-netratings.com.

[8] Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: МГОУ, 2002. – 168 с.; Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования OPENET.RU: проблемы и перспективы. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: МГИУ, 2002. – 148 с.; Основы открытого образования. – Т. 1. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.; Основы открытого образования. – Т. 2. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.; Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов /Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода, А.А.Поляков, В.И.Солдаткин; Отв. ред. С.Л.Лобачев и А.В.Манцивода. – М.: МГОПУ, 2003. – 215 с.; Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Настольная книга /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.

New

Интеграция АСУТП и АСУП

Потапова Т.Б., доктор технических наук, главный специалист.

Отдел ИУС, ЗАО «ТоксСофт»

ptb@toxsoft.ru

В докладе приводятся краткие сведения о новой парадигме больших систем автоматизации, возникшей из опыта разработки и практической эксплуатации общезаводских информационно-управляющих систем (ИУС) в непрерывных производствах России и СНГ в сравнении с опытом стран устойчивого Запада.

 MES-системы - это ИУС с функциями диспетчерского и технико-экономического управления. Они находятся между АСУТП и АСУП, интегрируя и разделяя их одновременно.

К вопросам этой интеграции можно по-разному относиться. Можно считать их политическими спекуляциями менеджеров и технических специалистов фирм и предприятий, решающих свои узкие задачи, в то время как не возвращаются инвестиции в ИАСУ. А можно относиться к ним, как к техническим мифам, которые служат идеальными образами для разработчиков и пользователей ИУС.

Это те архетипы технического сообщества, которые ведут его на данном историческом отрезке научно-технического прогресса (НТП) и являются мечтами, находящимися за пределами рациональной автоматизации производства, естественно, за редкими исключениями, которые лишь подтверждают правила.

Аксиома 1 интеграции данных. Интеграция подсистем автоматизации на уровне данных (сигналов, тегов и отдельных таблиц) возможна только в среде «нижних» систем локального и диспетчерского управления и всегда носит выборочный характер.

Аксиома 2 интеграции информации. Во всех остальных случаях интеграция подсистем автоматизации идет на уровне структурных единиц (СЕ) как результатов фазовых преобразований на границах самостоятельных интеллектуальных систем, работающих в рамках своих организационных подразделений на разных ступенях производственной иерархии и охраняющих тайну принятия управляющих решений. Используется универсальная частотная модель информационно-управляющего модуля.

Аксиома 3 интеграции связей. Чистоту связей СЕ обеспечивает инженерная база связей. Критерием оптимизации информационных потоков в системе является общий объем фоновых неформализованных данных. Инженерное администрирование - узкое место больших ИУС. По специальной методике автоматически отслеживается качество и надежность интеграции.

Аксиома 4 интеграции приемов проектирования. В  MES-системе синтезируются приемы конструирования АСУТП и АСУП: обратная связь и планирование, проблемные и ситуационные задачи, статические и динамические характеристики и верификация данных и т.п.

Аксиома 5 интеграции научной базы. Общая методологическая база АСУТП, АСУП и MES – фундаментальные науки. Кибернетика позволяет строить системы как замкнутые и находящиеся в стационарных условиях, синергетика – как открытые и работающие в событийно насыщенной внешней. Системный анализ делает систему органической частью единого структурированного организма в контексте общей эволюции мира. Психология нужна для знания моделей человека, чья мыслительная деятельность главный объект управления в АСУ. Философия – для понимания и умения решать сложные задачи.

Интеграция АСУТП и АСУП похожа на мечту о всеобщем равенстве и вечном двигателе. Похожа в том смысле, что она значительна, продуктивна и имеет исторический смысл. Она увлекла за собой техническое сообщество специалистов по автоматизации и пользователей АСУ. В результате получено множество красивых технических решений, создан ряд действительно эффективно работающих больших систем и судьба многих людей получила важный для них смысл.

В сегодняшнее время перемен большое значение имеют работы по осмыслению накопленного опыта и преобразованию его как в теории, так и в организационно-технические решения, позволяющие создавать экономные человеко-машинные системы. Настоящий материал работает на эту задачу. Система «Скат-О» содержит комплекс концептуальных, программных и технических решений, необходимый для конструирования диспетчерских и технико-экономических систем автоматизации на непрерывных производствах, систем простых и живучих.

Ну а действительная интеграция, которую мы хотим получить  в наших технических системах, идет на уровне коллективов людей, их формального и неформального общения. Каждое предприятие отслеживает свою историческую миссию на фоне общих тенденций НТП, формируя объективные параметры организации своего производства и систем его автоматизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8863. Классный час на тему: Мы в ответе за тех, кого приручили 46.5 KB
  Классный час на тему: Мы в ответе за тех, кого приручили! Цель: определить причины появления на улицах бездомных собак, обратить внимание жителей на эту проблему. Задачи: Узнать, как собака стала домашним животным, чем является собака для чело...
8864. Классный час: Собака - друг человека. А друзей не бросают в беде 124 KB
  Классный час: Собака - друг человека. А друзей не бросают в беде Цель: воспитание гуманного отношения к бездомным животным и ответственности за домашних питомцев. Прогнозируемый результат: получение школьниками опыта переживан...
8865. Окружающий мир. Про кошек и собак 118.5 KB
  Предмет - Мир вокруг нас Краткая аннотация проекта: Проект проводится в рамках предмета Мир вокруг нас для учеников 2 класса. Метод проектов при изучении тем Про кошек и собак, Как ухаживать за кошкой и собакой позволяет детям не только раскры...
8866. Собака - друг человека 73.5 KB
  Тема: Собака - друг человека Продолжительность: Класс: 2 класс Технологии: компьютерная презентация Аннотация: Урок по теме Собака - друг человека проводится в рамках Года добрых дел. На этом уроке рассматривается произведение Б. Заходера Песн...
8867. Основи фізіології праці і комфортні умови праці 153 KB
  Основи фізіології праці і комфортні умови праці Класифікація основних форм діяльності людини Шляхи підвищення ефективності трудової діяльності людини Класифікація основних форм діяльності людини Характер і організація трудової діяльності роблять сут...
8870. Изучение криволинейного движения 63.5 KB
  Изучение криволинейного движения. Цель работы: Определить нормальное ускорение и центробежную силу инерции при вращательном движении. Приборы и оборудование: 1.Установка для изучения криволинейного движения. 2. Секундомер. Методические ук...