89553

Состояния и тенденции развития технологий Интернет-обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Первой и наиболее значимой проблемой современности является глобализация проявляющаяся во многих измерениях: глобальная экономика радикальные технологические изменения политическая глобализация глобализация культуры глобализация идей и образования. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования не прибегая...

Русский

2015-05-12

849.74 KB

0 чел.

УДК 37.01

Состояния и тенденции развития технологий Интернет-обучения

Д-р филос. наук, проф. Солдаткин В.И.

Российский государственный институт открытого образования

Россия, г. Москва, тел. 7+095-2379419;  e-mail: open@ministry.ru

Identification of priorities in developing of university in terms of globalization is determined by the line of cause-effect relation such as "capital – production – labour force – education – university". The most strict accent should be immediately determined in educational and methodical work in university, these accents must be also assigned legally.

Первой и наиболее значимой проблемой современности является глобализация, проявляющаяся во многих измерениях: глобальная экономика, радикальные технологические изменения, политическая глобализация, глобализация культуры, глобализация идей и образования. Не случайно глобализацию определяют как "сжатие пространства-времени", "преодоление расстояния", "конец географии", что позволяет производствам, товарам, людям и информации свободно (наднационально) перемещаться. Образование интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса. Транснациональное образование отражает тенденции развития глобального рынка с выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Цепочкой причинно-следственной связи в интернационализации: «капитал – производство – рабочая сила – образование – университет». Теперь характеристиками университета становятся: «международная образовательная программа», «глобальный учебный план», «экстерриториальный профессорско-преподавательский состав», «виртуальная кафедра», «международный образовательный стандарт», «международная аттестация и аккредитация», «международная сертификация», «международная мобильность студентов и преподавателей», «международный язык преподавания» и т.д.

Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшими библиотечным (бумажным), педагогическим и дидактическим инструментариями. Все это открывает возможность предложения всем и в любое время программ высшего образования ведущих университетов на любом расстоянии, конкурируя с множеством национально-расположенных вузов: on-line и off-line Интернет-обучение; кампусы, открываемые вузом в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам; лицензионные образовательные программы, переданные провайдеру на реализацию в другой стране; частичный зачет программ, изученных в вузе другой страны; вузы-побратимы по проведению совместных программ; корпоративные программы с зачетными единицами, получаемыми в вузах, невзирая на государственные границы.

В октябре 2000 года в Брюсселе Комиссией европейского сообщества был опубликован Меморандум по учебе через всю жизнь (УЧВЖ). Исходными его посылками явились следующие: большинство предложений нынешних систем образования организуется и преподается так, как если бы традиционные методы планирования и организации жизни людей не изменились за последние полвека; учебные системы должны адаптироваться к образу, которым сегодня люди живут и познают жизнь. Была введена новая терминология: “LifeLong” (учеба через всю жизнь) – акцентирует внимание на времени – постоянно или периодически; “LifeWide” (учеба во всей жизни) – обогащая картину, акцентирует внимание на размах учебы, которая осуществляется во всем диапазоне нашей жизни, на любом ее поприще. Девизами Меморандума стали: Неразрывный континуум – “от колыбели до гроба”; Управление “портфелем времени – жизнью”. Здесь же была сформулирована общеевропейская Стратегия:

1. Обеспечение всеобщего и постоянного доступа к учёбе для получения и обновления умений, необходимых для длительного участия в обществе знаний.

2. Заметное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы для того, чтобы установить приоритет наиболее важного достояния Европы - ее людей.

3. На разработку эффективных методов преподавания и учебы и условий для континуума учебы всю жизнь и во всех ее проявлениях.

4. Значительно расширить области, в которых участие в учебе и ее результаты понимаются и ценятся, особенно, неофициальная и неформальная учёба.

5. Обеспечение того, чтобы каждый имел легкий доступ к высококачественной информации и советам о предложениях учёбы во всей Европе и в течение всей жизни.

6. Предоставление УЧВЖ как можно ближе к учащимся, в их собственных общинах и при поддержке, где целесообразна информационно-вычислительная техника (ИВТ).

Следует отметить, что в рамках Стратегии особое место занимает «e-Learning» как часть инициативы «e-Europe» (http://europa.eu.int). E-Learning – это прежде всего планирование завтрашнего образования. Поэтому ставятся следующие задачи: все люди, заканчивающие школу, должны иметь цифровую грамотность; введение диплома о базисных умениях работы на компьютере; превращение школ в многоцелевые местные учебные центры, подключенные к сети Интернет и доступные людям всех возрастов; возможность для студентов дистанционного обучения «переводить» свои зачеты из одного виртуального университета в другой, что облегчило бы процесс получения ими степеней; применение по всей Европе инновационного подхода: “one-stop-shops”(покупки за одну остановку); создание сети из агентств, создающих возможность местным провайдерам через Еврофонд специалистов («евроинженер», «европреподаватель») предлагать по-настоящему подогнанные услуги на индивидуализированной основе; развитие Интернет-инструментов для саморуководства, когда обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% – на очные, а оставшиеся 20% – на самообразование («blended learning» или «flexible learning»). Особо подчеркивается роль преподавания: преподаватели становятся руководителями, инструкторами, наставниками и посредниками; их профессиональное умение – способность разрабатывать и использовать открытые и участвующие методы преподавания и учёбы; должен появиться “маклер по руководству”, который способен собрать и подогнать широкий круг информации для принятия решения о направлении действий на будущее, развить способности для информационного менеджмента и анализа информации, помочь искать свой путь в информационном лабиринте знаний [1].

Мировые тенденции в образовательном сегменте Интернет можно охарактеризовать следующим образом [2]. Перспективы роста сообщества Интернет весьма оптимистичны. По прогнозам аналитического центра IDC, к 2005 г. уже 941 млн. пользователей в мире будут иметь доступ к сети Интернет. Динамика роста рынка образовательных ресурсов и услуг в сети Интернет также является весьма высокой; в 2004 г. мировой объем этого сегмента рынка превысит 23 млрд долларов США [3]. При этом 90% американских университетов и колледжей будут способны предложить реализацию моделей обучения через Интернет (e-Learning) к 2005 г. Затраты системы высшего образования в США в этот период на приобретение средств и технологий сетевого обучения будут увеличиваться не менее чем на 10% ежегодно и составят к 2005 г. 5 млрд долл.[4].

Системы обучения на базе Интернет-технологий становятся неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире. По данным из отчета Департамента образования США, более 50% университетов и институтов США оценивают эффективность сетевого обучения как «высокую» и «очень высокую» [5]. Одновременно, с университетскими системами дистанционного обучения, активно развивается и т.н. корпоративное ДО, охватывающее получение (повышение) квалификации в корпорациях и компаниях. Это во многом связано со следующими причинами: высокая стоимость обучения в специализированных учебных центрах; необходимость отрыва сотрудника от основной работы на  время обучения. По данным NCES, потребность в повышении квалификации с использованием технологий Интернет постоянно растет. Если в 1995 г. число студентов, обучающихся по данной технологии, составляло 14,3 млн. чел., то в 2001 их число составило уже 15,4 млн чел., а к 2012 г. составит 17,7 млн. чел., что равно 15% от общего числа обучающихся.

Некоторые примеры. В Великобритании с 2003 года любое заинтересованное лицо, имеющее высшее образование и владеющее английским языком, сможет получить британское образование в on-line через UKeU («электронные Университеты Соединенного Королевства») – новый Интернет-портал, на котором будут находиться иллюстрированные тексты в формате HTML, аудио-файлы и тесты в режиме многовариантных ответов. Будут предложены учебные курсы по семи ключевым дисциплинам, включая информационные технологии, бизнес и менеджмент. По окончании этих учебных программ студенты смогут получить дипломы о высшем образовании и степени магистра в области биомедицинских наук, токсикологии, энергетики и управления вредными отходами. В объединенной Европе функционирует Европейский Открытый Университет (The European Open University - EOU). Основой его функционирования признаны три основных структурных подразделения: департамент  учета - для  проверки документов, различной информации, объявлений об отрытом и дистанционном обучении; европейский центр обучения - разработчик различных курсов лекций и образовательных программ, которые должны обеспечивать высокое качество подготовки студентов; квалификационная система – призвана гарантировать высокое качество дистанционного образования, высокий уровень аттестации в образовательных учреждениях ассоциации.

Каковы состояния и тенденции отечественной системы образования в направлении освоения и внедрения технологий Интернет, определении ее места и перспектив в образовательном сегменте Интернет в целом? Исследования, проведенные в 2002 г. сотрудниками ряда ведущих российских институтов (ВНИИПВТИ, ИПУ РАН, ЦНИИС и др.), позволили сформировать прогноз развития российского сегмента Интернет на период до 2010 г. [6]. Согласно, принятой во всем мире методике подсчета Nielsen//NetRatings [7], в России на конец сентября 2002 г. насчитывалось 8,8 млн. пользователей Интернета, что составляет 8% жителей России в возрасте от 18 лет и старше. При этом учитывались те, кто живет в России, и пользовался Интернетом хотя бы один раз за последние полгода. Учитывая оценки перспектив роста всего сообщества Интернет и прогноза, представленного выше, можно сделать вывод о том, что доля пользователей Рунета в Интернет в целом на период 2005-2010 гг. будет составлять около 3%. Данная цифра отражает только долю граждан России. Однако если учесть русскоязычных пользователей из других стран, число которых, исходя из данных 2002 г., составило от 3 до 5 млн., то доля русскоязычного сообщества в Интернет составит примерно до 3,3 - 3,5%. Таким образом, по сравнению с 2002 г. можно ожидать увеличение доли русскоязычных пользователей с 2,9% до 3,3-3,5 %, т.е. на 15-20%.

В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений с аудиторией Рунета при практически полном отсутствии возможности получения образования через Интернет в российских вузах. Можно предположить, что в качестве опорных центров они будут стремиться к установлению партнерских отношений с рядом региональных вузов. Сегодня на территории Российской Федерации образовательной деятельностью с использованием Интернет-технологий занимается около 100 иностранных образовательных организаций, на которых не распространяется российское законодательство об образовании. Около 50 тыс. граждан России, постоянно проживающих на ее территории, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются в режимах «on-line» и «off-line». На территории России образовательную деятельность осуществляют организации 23 стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Наблюдается явная Интернет-экспансия западных университетов на образовательном рынке России. Программы реализуются через российских посредников.

Россия отстает на 3-5 лет в части апробации и широкомасштабного внедрения сетевых технологий обучения. Ныне нет ни одного российского вуза, который может вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины направления или специальности. Знания, в основном, не оцифрованы, равно как и не формализован процесс их передачи и контроля. Не отработаны педагогические сценарии и технологические карты Интернет-обучения.

Требуются институциональные меры по формированию соответствующих организационных структур, способных в масштабе России, осуществить широкомасштабное и планомерное внедрение имеющихся учебно-методических и научных разработок в практику, прежде всего, Интернет-обучения. Естественный путь развития – создание ассоциации учебных заведений Российской Федерации на базе единой информационно-образовательной среды и типовых технологий подготовки и организации учебного процесса в среде Интернет, реализуемой, например, Российским порталом открытого образования (www.openet.ru). Подобный подход позволяет обеспечить как взаимную интеграцию учебных заведений и формирование единого национального образовательного сегмента Рунета, так и решить многие проблемы Интернет-обучения, связанные с идентификацией личности, выполнением практических работ и многие другие. Особо следует подчеркнуть, что создание информационно-образовательной среды на базе типового программного обеспечения портала позволит объединить усилия российских учебных заведений не только на внутреннем рынке образовательных услуг, но и развить свою экспансию в Интернете в целом, сохраняя традиции российского образования и особенности национальной культуры.

Российский портал открытого образования – это портал знаний, который комбинирует сервисные функции информационного портала, портала для совместной работы и портала экспертизы и, главное, обеспечивает доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени. Создание подобного портала не только определяет одно из направлений системной интеграции учебно-методических наработок в различных областях знаний, но и создает определенные условия для их трансферта в российскую систему образования. Данные инструментальные средства создают дополнительную возможность продвижения проектов и продуктов на образовательный рынок России, сотрудничества с заинтересованными образовательными учреждениями всех уровней и различной ведомственной подчиненности. Создаваемый портал – это геомаркетинговое и геопоисковое средство образовательных ресурсов и образовательных услуг.

Главное уже – не доставка содержания, а само содержание в обучении; цель и содержание – это ключевые элементы педагогической системы, с них начинается проектирование учебного процесса. Уже сейчас требуется сделать акценты на разработку и внедрение дидактических стандартов (стандартов на электронные учебные материалы, на порядок проведения электронных учебных занятий и т.д.). Подобный подход способствует формированию единой среды международного обмена ресурсами и обеспечивает участников образовательного процесса необходимым инструментарием. В составе портала свои виртуальные представительства открыли 260 учебных заведений, а фонд ее распределенной электронной библиотеки уже сейчас насчитывает около 5000 полнотекстовых ресурсов и постоянно пополняется. При этом в основных контурах определена дидактика электронной педагогики, выработаны практические педагогические рекомендации (сценарии Интернет-обучения, технологические карты сетевого обучения), имеется опыт реального сетевого обучения, постепенно создается нормативно-правовая база [8].

Литература

[1] Основы открытого образования /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Т. 2. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – С. 485-533.

[2] Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Интернет-обучение: тенденции и проблемы //Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. – № 2.

[3] Http://www.idc.com.

[4] Национальный центр образовательной статистики NCES: http://nces.ed.gov.

[5] Http://www.cca-consults.com.

[6] Прогноз развития российского сегмента Интернет до 2010 г.: http://www.morepc.ru/informatisation/pvti-forecast-2002.html.

[7] Nielsen//NetRatings: http:// www.nielsen-netratings.com.

[8] Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: МГОУ, 2002. – 168 с.; Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования OPENET.RU: проблемы и перспективы. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: МГИУ, 2002. – 148 с.; Основы открытого образования. – Т. 1. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.; Основы открытого образования. – Т. 2. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.; Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов /Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода, А.А.Поляков, В.И.Солдаткин; Отв. ред. С.Л.Лобачев и А.В.Манцивода. – М.: МГОПУ, 2003. – 215 с.; Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Настольная книга /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.

New

Интеграция АСУТП и АСУП

Потапова Т.Б., доктор технических наук, главный специалист.

Отдел ИУС, ЗАО «ТоксСофт»

ptb@toxsoft.ru

В докладе приводятся краткие сведения о новой парадигме больших систем автоматизации, возникшей из опыта разработки и практической эксплуатации общезаводских информационно-управляющих систем (ИУС) в непрерывных производствах России и СНГ в сравнении с опытом стран устойчивого Запада.

 MES-системы - это ИУС с функциями диспетчерского и технико-экономического управления. Они находятся между АСУТП и АСУП, интегрируя и разделяя их одновременно.

К вопросам этой интеграции можно по-разному относиться. Можно считать их политическими спекуляциями менеджеров и технических специалистов фирм и предприятий, решающих свои узкие задачи, в то время как не возвращаются инвестиции в ИАСУ. А можно относиться к ним, как к техническим мифам, которые служат идеальными образами для разработчиков и пользователей ИУС.

Это те архетипы технического сообщества, которые ведут его на данном историческом отрезке научно-технического прогресса (НТП) и являются мечтами, находящимися за пределами рациональной автоматизации производства, естественно, за редкими исключениями, которые лишь подтверждают правила.

Аксиома 1 интеграции данных. Интеграция подсистем автоматизации на уровне данных (сигналов, тегов и отдельных таблиц) возможна только в среде «нижних» систем локального и диспетчерского управления и всегда носит выборочный характер.

Аксиома 2 интеграции информации. Во всех остальных случаях интеграция подсистем автоматизации идет на уровне структурных единиц (СЕ) как результатов фазовых преобразований на границах самостоятельных интеллектуальных систем, работающих в рамках своих организационных подразделений на разных ступенях производственной иерархии и охраняющих тайну принятия управляющих решений. Используется универсальная частотная модель информационно-управляющего модуля.

Аксиома 3 интеграции связей. Чистоту связей СЕ обеспечивает инженерная база связей. Критерием оптимизации информационных потоков в системе является общий объем фоновых неформализованных данных. Инженерное администрирование - узкое место больших ИУС. По специальной методике автоматически отслеживается качество и надежность интеграции.

Аксиома 4 интеграции приемов проектирования. В  MES-системе синтезируются приемы конструирования АСУТП и АСУП: обратная связь и планирование, проблемные и ситуационные задачи, статические и динамические характеристики и верификация данных и т.п.

Аксиома 5 интеграции научной базы. Общая методологическая база АСУТП, АСУП и MES – фундаментальные науки. Кибернетика позволяет строить системы как замкнутые и находящиеся в стационарных условиях, синергетика – как открытые и работающие в событийно насыщенной внешней. Системный анализ делает систему органической частью единого структурированного организма в контексте общей эволюции мира. Психология нужна для знания моделей человека, чья мыслительная деятельность главный объект управления в АСУ. Философия – для понимания и умения решать сложные задачи.

Интеграция АСУТП и АСУП похожа на мечту о всеобщем равенстве и вечном двигателе. Похожа в том смысле, что она значительна, продуктивна и имеет исторический смысл. Она увлекла за собой техническое сообщество специалистов по автоматизации и пользователей АСУ. В результате получено множество красивых технических решений, создан ряд действительно эффективно работающих больших систем и судьба многих людей получила важный для них смысл.

В сегодняшнее время перемен большое значение имеют работы по осмыслению накопленного опыта и преобразованию его как в теории, так и в организационно-технические решения, позволяющие создавать экономные человеко-машинные системы. Настоящий материал работает на эту задачу. Система «Скат-О» содержит комплекс концептуальных, программных и технических решений, необходимый для конструирования диспетчерских и технико-экономических систем автоматизации на непрерывных производствах, систем простых и живучих.

Ну а действительная интеграция, которую мы хотим получить  в наших технических системах, идет на уровне коллективов людей, их формального и неформального общения. Каждое предприятие отслеживает свою историческую миссию на фоне общих тенденций НТП, формируя объективные параметры организации своего производства и систем его автоматизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11559. Переменные. Операторы. Встроенные функции 23.5 KB
  Переменные. Операторы. Встроенные функции Цель работы: Изучить типы данных VB и научиться использовать их в переменных и массивах. Получить навыки использования операторов и встроенных функций VB. 1. 1 строка S c символом ASCIIкод которого выбирается случайным образом и
11560. Исследование автономного LC-генератора 287.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Исследование автономного LC-генератора ЦЕЛЬ РАБОТЫ: теоретические и экспериментальные исследования автономного LC-генератора. РАБОТА СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ : 1. Изучение теории автономного...
11561. Синхронизируемый LC-автогенератор 359 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Синхронизируемый LC-автогенератор ЦЕЛЬ РАБОТЫ: теоретические и экспериментальные исследования процессов протекающих в автогенераторе при наличии внешнего гармонического воздействия. РАБОТА СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ: 1. Изучение теории н...
11562. Фазовая автоподстройка частоты 212.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Фазовая автоподстройка частоты Оглавление. Предисловие. Содержание учебного пособия соответствует программе курса Устройства приема и обработки сигналов предусмотренного государственным образовательным стандарт...
11563. Решение прямой и обратной задач магниторазведки для шара 223.5 KB
  Лабораторная работа № 1 по дисциплине Полевая геофизика Тема: Решение прямой и обратной задач магниторазведки для шара Цель работы: Вычислить значенияZa и Ha – компонент магнитного поля для вертикально намагниченного шара а так же определить параметры шарооб
11564. Решение прямой и обратной задач магниторазведки для вертикально намагниченного пласта малой мощности 121 KB
  Лабораторная работа № 2 по дисциплине Полевая геофизика Тема: Решение прямой и обратной задач магниторазведки для вертикально намагниченного пласта малой мощности Понятие малая мощность используется в том случае когда видимая мощность пласта во мно...
11565. Решение прямой и обратной задачи для наклонного пласта малой мощности с косой намагниченностью 134.5 KB
  Лабораторная работа № 3 по дисциплине Полевая геофизика Тема: Решение прямой и обратной задачи для наклонного пласта малой мощности с косой намагниченностью Для пласта малой мощности безграничного на глубину и по простиранию значение видимой мощности меньше...
11566. Аномалии силы тяжести в редукции Буге. Принципы качественной интерпретации 63 KB
  Лабораторная работа № 4 по дисциплине Полевая геофизика Тема: Аномалии силы тяжести в редукции Буге. Принципы качественной интерпретации Общие положения: Основную величину в наблюденных значениях силы тяжести составляет нормальная сила тяжести g. При измер...
11567. Прямая задача гравиразведки. Обратная задача гравиразведки. Расчет гравитационного влияния шарообразного (сферического) тела, нахождение параметров тела 105 KB
  Лабораторная работа № 6 по дисциплине Полевая геофизика Тема: Прямая задача гравиразведки. Обратная задача гравиразведки. Расчет гравитационного влияния шарообразного сферического тела нахождение параметров тела В результате гравиразведки рассчитываютс