89554

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ НА ПЛАТФОРМЕ LOTUS DOMINO&NOTES

Научная статья

Педагогика и дидактика

Действия по построению groupware в интересах государственных структур были бы существенно проще, если бы языки функционального моделирования были использованы уже на стадии проектирования нормативной базы, охватывающей ту или иную область государственного регулирования, так как применение этих языков позволило бы структурировать нормативную базу

Русский

2015-05-12

76.81 KB

0 чел.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ НА ПЛАТФОРМЕ LOTUS DOMINO&NOTES

Исакевич Валерий Викторович, к.т.н., доцент,

Макарова Нина Константиновна,

Сименидо Юрий Владимирович.

Телефон/факс (0922) 27-96-68, e-mail: isa-adm@vpti.vladimir.su

г.Владимир, Региональный центр новых информационных технологий Владимирского государственного университета.

Введение

В процессе выполнения эскизного проекта управления научно-техническими программами (НТП)2 была выработана некоторая последовательность действий представляющая, на взгляд авторов, интерес для системных аналитиков, реализующих groupware-проекты [1] на базе Lotus Domino&Notes. В качестве основного аналитического инструмента в работе была использована методология структурного анализа и проектирования (SADT-методология, Structured Analysis and Design Technique) [2].

Действия по построению groupware в интересах государственных структур были бы существенно проще, если бы языки функционального моделирования были использованы уже на стадии проектирования нормативной базы, охватывающей ту или иную область государственного регулирования, так как применение этих языков позволило бы структурировать нормативную базу, а значит и все процессы, ею регламентируемые. Для настоящего времени типична ситуация, требующая от аналитиков закрепления в единой SADT-модели знаний из трех (по крайней мере) предметных областей:

  1.  действующей нормативной базы и сложившейся практики ее применения;
  2.  возможностей использования системы groupware (в нашем случае - системы Lotus Domino&Notes и ее готовых компонент);
  3.  психологии групп, осуществляющих обслуживание разрабатываемой системы groupware .

Сказанное выше ограничивает целеполагание центральной SADT-модели проекта формулировкой: "Разобраться - как средствами groupware (в частности средствами Lotus Domino&Notes) реорганизовать практику в конкретной сфере нормативно закрепленного государственного регулирования". Все другие модели по отношению к центральной носят подчиненный, вспомогательный характер; их построение связано с реализацией частных целей и носит, зачастую, характер конспектирования материала, полученного в ходе  сбора информации по проекту. Точка зрения центральной модели проекта, при такой постановке вопроса, неминуемо синхронизируется с точкой зрения исполнительной структуры, уполномоченной государством осуществлять конкретную функцию регулирования.

Рассмотрим основные вопросы, решенные в ходе выполнения поставленной задачи.

1. Структурированное описание действующей

нормативной базы и сложившейся практики

ее применения

Для сбора информации о сложившейся практике работы в одной из головных организаций по подпрограммам Минобразования России (конкретно – в ВлГУ, который является головной организацией по подпрограмме 3 "Научные основы федерально-региональной политики в области образования" программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования") была построена вспомогательная SADT-модель. Она описывала ситуацию «как есть». Эта модель была использована в качестве «конспекта» при уточнении вопросов, задаваемых экспертам, и при построении центральной SADT-модели, базирующейся на действующей нормативной базе.

Рисунок 1.

Диаграмма верхнего уровня центральной SADT-модели приведена на рис.1. Цель модели: "Организовать взаимодействие руководства и участников научно-технической программы штатными средствами Lotus Domino&Notes". При построении диаграммы верхнего уровня (узел ЕИС НТП/А0 - диаграмма 002) использована декомпозиция по подсистемам (нормативно закрепленным элементам организационной структуры НТП), а именно:

  1.  управляющему комитету,
  2.  исполнительной дирекции,
  3.  организатору конкурса,
  4.  экспертной комиссии подпрограммы,
  5.  головной организации по подпрограмме.

Анализ центральной SADT-модели показывает, что единая информационная среда (ЕИС) НТП в окончательном виде будет представлять собой территориально распределенную информационную систему, отдельные компоненты и подсистемы которой в настоящее время находятся в стадии разработки и реализации. Администрирование отдельных подсистем разнесено территориально и будет выполняться организациями, закрепленными за каждой из подпрограмм. Очевидно, что ЕИС НТП является частью интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) управления отраслью и при ее реализации должна быть использована платформа, отвечающая требованиям, предъявляемым к ИАИС (например, платформа Lotus Domino&Notes).

Обоснование использования стандартных компонент Lotus Domino&Notes при реализации ЕИС НТП приводится ниже.

2. Оценка возможности использования стандартных

компонент Lotus Domino&Notes

Lotus Domino&Notes является межплатформенным программным обеспечением, обеспечивающим единый сервис на разных платформах, использование широкого выбора коммуникационных средств, различных баз данных. [1]

В процессе разработки центральной SADT-модели управления НТП были приняты следующие основные посылки:

  1.  каждая из подсистем, обслуживающих  каждую из подчиненных руководству НТП организаций, может действовать автономно от подсистем, обслуживающих  руководство программ;
  2.  любая  из входящих в ЕИС НТП подсистем (может быть, за исключением подсистем организаций–исполнителей проектов) должна функционировать на платформе Lotus Domino&Notes в рамках единого подхода к построению однотипных документальных баз данных;
  3.  адаптация любой из подсистем, входящих в ЕИС НТП, осуществляется в ходе настройки соответствующих документальных баз данных; настройка производится администраторами подсистем разного уровня на основе рекомендаций вышестоящей организации (скорее всего – исполнительной дирекции);
  4.  взаимодействие подсистем разного уровня осуществляется на базе единой платформы (Lotus Domino&Notes)  в рамках протокола TCP/IP;
  5.  развертывание ЕИС НТП будет производиться поэтапно, в ходе сопровождения программ, осуществляемых в настоящее время. В первую очередь будут разворачиваться подсистемы головных организаций по подпрограммам, во вторую – подсистема исполнительной дирекции, с включением в орбиту работы последней  нескольких головных организаций по подпрограммам, в которых  будут развернуты свои обслуживающие подсистемы.

Ясно, что все подсистемы ЕИС НТП должны иметь информационные связи, которые регламентированы действующей нормативной базой, а внутренняя функциональность подсистем должна быть достаточной для решения директивно закрепленных за ними задач. С другой стороны, корректировка действующей нормативной базы  не должна вызывать существенную переработку ЕИС НТП. Коррективы в подсистемах  должны вводиться в ходе текущего администрирования подсистем на основе рекомендаций вышестоящих организаций.

Анализ соответствия содержания стандартных компонент Lotus Domino&Notes требованиям, предъявляемым к ИАИС управления отраслью, показал, что реализация ЕИС НТП на базе платформы Lotus Domino&Notes и входящей в ее состав стандартной базы данных TeаmRoom ("Комната рабочей группы", КРГ) [3] удовлетворяет функциональным и технико-технологическим требованиям, предъявляемым Минобразованием России к подсистемам ИАИС. Взаимодействие между подсистемами будет обеспечено стандартными средствами платформы Lotus Domino&Notes – при минимальном использовании специально разрабатываемых баз данных, что значительно снижает затраты и ускоряет сроки реализации проекта.

Одной из задач, стоявшей перед разработчиками, была необходимость обеспечить соответствие проектируемых подсистем психологическим особенностям восприятия исполнителей. Поэтому, там, где это возможно, работа с электронными документами ведется  аналогично работе с бумажными документами.

В процессе разработки центральной SADT-модели проводился опрос экспертов, позволивший установить, как конкретно реализуются отдельные положения отраслевых руководящих документов, затем формализовать и достаточно подробно описать используемые процедуры управления НТП в соответствии с действующими нормативными документами Минобразования России.

Подход к построению диаграммы верхнего уровня, описанный в первом разделе, обеспечивает согласованность требований к отдельным подсистемам, реализуемым на основе готовых и специально разработанных объектно-ориентированных БД Lotus Domino/Notes.

Проект реализован в 2003 году, обеспечивает соответствие разработанной функциональной модели, предоставляет возможность автоматизированной web-публикации публичной информации научно-технических программ и доступен для наблюдения по адресу d01.ministry.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин А.Б., Поляков А.А. и др.  Групповая работа в сети (технологии и программные средства groupware)  Под ред. проф. Цикина И.А. – М.: МЦНТИ, ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2002. – 248 с.

2. Марка Д., Гоуэн К. М.  Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. –  М.:1993, 240 с.

3. Клейтон Р.  Lotus Notes 5:  учебный курс. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 528 с.

2 Работа выполнена по заказу ГосНИИСИ в рамках проекта "Разработка эскизного проекта реализации единой информационной среды научно-технических программ на платформе Lotus Domino&Notes.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53195. Фізико-математична гра «Щасливий випадок» 241.5 KB
  Правила: В цьому раунді кожній команді буде задано деяку кількість простих запитань з математики, інформатики, фізики та астрономії за обмежений час (1 хв.) Кожна правильна відповідь оцінюється 1 балом. Приймаються лише перші відповіді команди. Якщо ніхто з учасників команди не знає відповіді на запитання, можна говорити «Пас» або «Далі». Очки при цьому не нараховуються.
53196. Гра – тренінг «Обираємо професію разом» 41.5 KB
  Учитель: одна мудра людина сказала: Щастяце коли хочеться іти на працю а у вечорі йти додому Просто правда Але тільки на перший погляд. проводила тест на визначення профорієнтації за результатами цього тесту ви об’єднались в групи: 1 людина людина; 2 людина – техніка; 3 людина – природа; 4 людиназнакова система; 5 людина мистецтво. Завдання 1: на столі знаходяться речі дивлячись на них ви повинні відповісти на такі запитання: людина – людина: 1. Яка ємкість одноразового стаканчика людина техніка: 1.
53197. Мандрівка в народну гру 66 KB
  Їх із задоволенням грають діти і навіть дорослі не проти пограти. Проте у всіх іграх є одна спільна рисанародна мудрість. Гра найважливіша форма дитячої діяльності. Спостережливість уміння володіти собою як гра.
53198. Від навчання до бізнесу 41.5 KB
  Де знаходиться статуя Свободи Париж столиця якої країни Як називається вежа що похилилася але не падає Які іноземні фірми спортивного одягу ви знаєте Техніка якої країни славиться на весь світ Москва столиця якої країни У якому місті знаходиться Ейфелева вежа Священною твариною якої країни є корова На прапорі якої країни є кленовий листок Де знаходиться піраміда Тутанхамона Як називаються всі кістки людини В який телепередачі по Т.К Інтер учні заробляють гроші своїм розумом Як називається каркас...
53200. Игра «Счастливый случай» 51.5 KB
  Как называется самая глубокая часть океана Существует ли море без берегов Где оно расположено На каком материке ветер дует круглый год только на север Где находится самый длинный коралловый риф Назовите цветные моря. Где они находятся Какое озеро самое глубокое в мире Как называются сухие русла рек в Африке Что такое атолл Назовите самый крупный остров у берегов Африки Назовите пролив между Южной Америкой и Антарктидой. На какой реке находится водопад Виктория Как называется ветер меняющий направление два...
53201. Урок-гра «Пригадаємо цікаві сторінки математики» 120 KB
  Кожен конкурс оцінюється в пять балів. Перший конкурс Назви себе. Виставлення балів за конкурс. Другий конкурс Теоретичний.
53202. Ігровий майданчик на уроках англійської мови у початкових класах 233.5 KB
  На уроках англійської мови найчастіше проводяться мовні ігри фонетичні лексичні граматичні орфографічні алфавітні та комунікативні діалогічні монологічні аудитивні. Фонетичні ігри на уроках англійської мови у початкових класах На початковому етапі вивчення англійської мови велика увага приділяється правильній вимові звуків. Навчальна мета гри полягає в тому щоб діти вимовляли й дізнавалися необхідні звуки не думаючи про цьому спеціально роблячи це автоматично. Тому на уроках доцільно використати наступні фонетичні ігри.
53203. Розвиток обдарованості ігровими методами 477 KB
  Кожній групі даються вислови значення яких учасники мають пояснити: світла голова І група не пером пишуть а розумом ІІ група. Виграє та група яка зуміє краще аргументувати свою позицію. Слід також систематизувати ці аналоги за групами відповідно до певної ознаки.