89556

Анализ и перспективы развития единой образовательной информационной среды в Орловской области

Научная статья

Педагогика и дидактика

Анализ и перспективы развития единой образовательной информационной среды в Орловской области Начальник Управления общего и профессионального образования Орловской области Копылова А. Администрация Орловской области Россия г.ru В докладе проведен анализ состояния и динамики информатизации сферы образования Орловской области. Представлены основные положения проекта целевой программы Развитие единой образовательной информационной среды в Орловской области 2005–2010 годы.

Русский

2015-05-12

52.68 KB

1 чел.

УДК 37.01.687.3

Анализ и перспективы развития единой образовательной информационной среды в Орловской области

Начальник Управления общего и профессионального образования Орловской области Копылова А.В.

Администрация Орловской области

Россия, г. Орел, тел. 7+0862-47-55-58; e-mail: post@adm.orel.ru

В докладе проведен анализ состояния и динамики информатизации сферы образования Орловской области. На основе анализа сделаны выводы и обоснована необходимость решения рассмотренной проблемы программными методами. Представлены основные положения проекта целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Орловской области (2005–2010 годы)».

The analysis of the condition and the dynamics of the informatization the Orel region’s educational sphere has been held in the report. On the base of this analysis the conclusions have been made and the necessity of solving the examined problem with the help of the program methods has been made. The main positions of the special program project “The development the united educational informative space in the Orel region (2005–2010 years)” have been introduced here.

Введение

Индустрия средств связи, передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный многомиллиардный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду.

Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования. Таким образом, одной из основных составляющих глобальной информационной сферы является информатизация сферы образования, так как во многом ее уровень определяет содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности.

Крупные программы информатизации образования реализуются во многих развитых странах, все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования. За последние годы в нашей стране также предприняты попытки улучшить неудовлетворительное состояние информатизации образования за счет принятия ряда основополагающих законов и программ.

1 Ключевые этапы информатизации сферы образования в Орловской области

Министерство образования РФ одним из первых в стране обратилось к организации системных программ информатизации по своему направлению. Одним из участников реализации данных программ на региональном уровне стала Орловская область.

В 2000 году началась реализация пилотного проекта по материально-техническому оснащению образовательных учреждений областей, входящих в ассоциацию «Черноземье». Администрация Орловской области и головная организация по проекту – Орловский государственный технический университет на первом этапе сосредоточили свои усилия на обеспечении сельских школ Орловской области компьютерной техникой. В 2001 году на нужды информатизации общеобразовательных учреждений израсходовано 4 млн. рублей из средств областного и местного бюджетов. Компьютерная техника в Орловской области в 2001 году поставляется также по федеральной программе оснащения сельских школ.

Значительные шаги по оснащению образовательных учреждений всех уровней современной компьютерной техникой предпринимаются в рамках региональной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды Орловской области (2002–2005 годы)».

В 2002 году начинается массовая подготовка преподавателей и администраторов системы образования в области новых информационных технологий на базе Орловского регионального центра Федерации Интернет Образования.

В 2003 году был выигран конкурс Министерства образования РФ на создание ресурсного центра регионального уровня в Орловской области и получена федеральная составляющая финансирования на этот проект. На Региональный ресурсный центр Орловской области возлагается (помимо решения локальных задач) задача консолидации усилий и ресурсов органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений, спонсоров с целью быстрого решения приоритетных задач с надежным контролем за эффективность использования ресурсов.

2 Состояние и динамика информатизации сферы образования Орловской области

В настоящее время в Орловской области насчитывается около 600 учреждений общего образования, из которых почти 90% – сельские, около 30 учреждений начального, 20 учреждений – среднего и 11 – высшего образования. В результате целенаправленной работы органов управления образованием и образовательных учреждений Орловской области в 2001–2004 гг. была значительно изменена ситуация в области информатизации сферы образования, что можно оценить по четырем основным критериям.

2.1 Оснащенность образовательных учреждений области компьютерной техникой

За рассматриваемый период количество современных компьютеров (морально устаревшая и физически изношенная техника не рассматривается) в основных и средних школах увеличилось приблизительно в два раза. Уменьшение числа компьютерных классов связано с повсеместным закрытием классов на базе устаревшей техники, начиная с 2001 года. На данный момент в целом по средним и общим школам количество учеников на компьютер составляет 45 человек, что позволяет назвать ситуацию удовлетворительной. Обеспеченность начальных школ компьютерной техникой по-прежнему остается нулевой. Наилучшим образом обеспечены компьютерной техникой высшие и средние учреждения профессионального образования, значительное увеличение количества компьютеров также наблюдается и в учреждениях начального профессионального образования.

Таким образом, за эти годы ситуация была значительно улучшена и позволяет в подавляющем большинстве образовательных учреждений проводить занятия по информатике и вычислительной технике в надлежащим образом оснащенных классах. Однако для информатизации процесса обучения по всем преподаваемым дисциплинам имеющихся технических средств в общеобразовательных учреждениях явно недостаточно.

2.2 Оснащенность образовательных учреждений области средствами телекоммуникаций

В 2001 году к сети Интернет по коммутируемым линиям общего пользования было подключено всего 12 городских школ. На сегодняшний день за счет подключения сельских школ по высокоскоростным спутниковым каналам их количество увеличилось до 75. Однако это составляет лишь 12,5 % от общего числа школ и ситуация в целом остается неудовлетворительной. Сложной остается ситуация и в начальных профессиональных образовательных учреждениях, из которых подключены к Интернет только 10%. По прежнему имеют подключения 50% средних и 100% высших учреждений профессионального образования. Большинство ВУЗов осуществили переход на высокоскоростные выделенные наземные и радиоканалы.

2.3 Обеспеченность образовательных учреждений области кадрами для работы в новой информационной среде

Значительно увеличилось количество преподавателей, имеющих подготовку в области компьютерных технологий и навыки работы в Интернет по всем уровням образования. Это стало результатом создания в Орловской области Регионального центра Федерации Интернет Образования. За полтора года в нем прошли обучение более 1500 учителей и работников органов управления образованием. Однако их количество остается незначительным в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования – около 10%.

2.4 Использование новых информационных технологий (НИТ) в образовании

Не смотря на позитивные изменения в оснащении образовательных учреждений Орловской области компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций и обеспечении квалифицированными кадрами, новые информационные технологии в процессах обучения, управления и планирования в подавляющем большинстве образовательных учреждений не используются. Зачастую применение компьютерной техники и информационных технологий ограничивается курсами информатики и вычислительной техники. Полноценное использование НИТ имеет место лишь в ряде ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования, являющихся их филиалами.

Таким образом, можно сформулировать приоритетные направления работ по информатизации сферы образования Орловской области.

  1.  Создание системы управления и контроля использования информационных ресурсов, и обеспечения защиты информации единой образовательной информационной среды в Орловской области.
  2.  Дальнейшее оснащение образовательных учреждений всех уровней (прежде всего школ) компьютерной техникой и ее модернизация.
  3.  Полное оснащение образовательных учреждений средствами доступа к образовательным информационным ресурсам и построение инфраструктуры единой образовательной информационной среды в Орловской области.
  4.  Дальнейшая переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования.
  5.  Повсеместное, полноценное внедрение НИТ в образовательный процесс учреждений всех уровней образования.
  6.  Создание службы методического и консультативно-сервисного сопровождения применения НИТ в образовательном процессе.

Полноценная реализация заявленных действий потребует привлечения огромного количества материальных и интеллектуальных ресурсов и невозможна без консолидации усилий федеральных органов власти, Администрации Орловской области, органов местного самоуправления и образовательных учреждений всех уровней на основе целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Орловской области (2005-2010 годы)».

Необходимость разработки и принятия целевой программы обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, Федеральной программы развития единой образовательной информационной среды, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации работ по информатизации образования, и осуществления системного подхода к информатизации образования области.

3 Основные положения проекта целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Орловской области (2005–2010 годы)»

3.1 Цель программы

Целью программы является дальнейшее развитие единой образовательной информационной среды в целях:

  1.  повышения качества образования в Орловской области на основе использования новых информационных технологий;
  2.  предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам на получение образования всех уровней и ступеней.

3.2 Задачи программы

Основными задачами программы являются:

  1.  Развитие инфрастуктуры единой образовательной информационной среды в Орловской области, включая:
  2.  создание региональной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и системы управления и контроля единой образовательной информационной средой в Орловской области;
  3.  дооснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники;
  4.  предоставление образовательным учреждениям и населению области средств доступа к глобальным информационным образовательным ресурсам;
  5.  обеспечение образовательных учреждений общесистемным и прикладным программным обеспечением;
  6.  организацию региональной системы технического обслуживания и сопровождения аппаратных и программных средств образовательной информационной среды области.
  7.  Полномерное внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, включая:
  8.  создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями;
  9.  стандартизацию, сертификацию и накопление электронных материалов учебного назначения в депозитарии учебно-методических ресурсов;
  10.  разработку и внедрение электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
  11.  подготовку и переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе и управлении новые информационные технологии;
  12.  создание, развитие и поддержку системы методического и консультативного сопровождения применения новых информационных технологий в образовательном процессе и управлении сферой образования (в том числе подготовка специалистов, способных оказывать подобные услуги в рамках образовательных программ).

3.3 Сроки и этапы выполнения программы

Сроки выполнения программы: 2005-2010 годы.

На первом этапе (2005-2007 годы) предполагается:

  1.  завершить поставки компьютерной техники и средств телекоммуникаций и, таким образом, сформировать инфраструктуру единой образовательной информационной среды в Орловской области;
  2.  создать систему управления и контроля использования информационных ресурсов, и обеспечения защиты информации единой образовательной информационной среды в Орловской области;
  3.  проводить плановую переподготовку и повышение квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров;
  4.  проводить разработку программ, учебных планов и материалов в соответствии с требованиями применения новых информационных технологий и их накопление в региональном депозитарии электронных образовательных ресурсов;
  5.  создать систему методического и консультационно-сервисного сопровождения применения новых информационных технологий в образовательном процессе на основе сети районных консультативно-сервисных пунктов.

Второй этап (2007-2010 годы) предполагает работу в полностью сформированной образовательной информационной среде и проведение плановых работ по модернизации оборудования, обновлению и тиражированию электронных учебных материалов, переподготовке и повышению квалификации работников сферы образования, сопровождению и поддержке применения НИТ в образовательном процессе.

3.4 Направления программных мероприятий

В соответствии с определенными задачами можно выделить следующие направления программных мероприятий.

Развитие информационных технологий сферы образования. Первоочередными по данному направлению являются задачи разработки, сертификации, накопления и внедрения учебно-методических материалов и средств поддержки и развития образовательного процесса. Полномерное применение НИТ предполагает также переход к новому стандарту открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии.

Развитие информационных технологий сферы образования должно происходить на основе единой системы научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, соответствующей новым требованиям к информатизации образования.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе невозможно без обеспечения образовательных учреждений всех уровней специалистами, способными использовать новые информационные технологии в процессах обучения, технической поддержки учебного процесса и управления образовательным учреждением. Рациональным является использование имеющегося кадрового потенциала с соответствующей подготовкой и переподготовкой.

Организация повышения квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров предполагает формирование специальных программ, разработку соответствующего методического обеспечения и создание специализированных центров повышения квалификации. При этом предполагается готовить не только специалистов по применению НИТ в образовательном процессе, но и специалистов, способных самостоятельно оказывать образовательные и консультационные услуги в рамках федеральных и региональных программ информатизации.

Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации. В соответствии с планами развития, задачами и структурой системы образования Орловской области в целом и каждого конкретного учебного заведения в частности реализация программы предполагает оснащение образовательных учреждений современной техникой, позволяющей полностью использовать возможности НИТ в образовательном процессе, лицензионными и сертифицированными программными продуктами и специализированной мебелью.

Развитие единой образовательной информационной среды. Современная система открытого образования должна строится на основе высокотехнологичной информационной среды, позволяющей охватить все образовательные учреждения области. Основы единой образовательной информационной среды в Орловской области были заложены в результате совместных усилий Администрации Орловской области и высших учебных заведений в рамках работ по различным проектам Минобразования РФ и в ходе реализации федеральных и региональных программ информатизации в 2001 – 2004 годах. На сегодняшний день в рамках данного направления стоят задачи создания системы управления и контроля единой образовательной информационной средой в Орловской области, полномасштабного развертывания образовательной сети на основе системы районных консультативно-сервисных пунктов, поддержки и планового развития образовательной информационной среды, включая интеграцию в нее учебных материалов посредством создания и поддержки регионального депозитария учебно-методических ресурсов, а также создание и поддержку региональных образовательных порталов.

Организация службы сервисного, технического и методического сопровождения. Анализ показывает, что при наличии всех технических средств и обеспеченности кадрами, подготовленными к применению НИТ в образовательном процессе, полноценное их использование невозможно без постоянного сопровождения, включающего в себя: техническое обслуживание компьютерной техники и телекоммуникационных систем, консультационное и методическое сопровождение использования аппаратно-программных средств в образовательном процессе.

Разработанные в рамках целевой программы Министерства образования РФ «Федерально-региональная политика в науке и образовании» в 2003 году требования к структуре, нормативно-техническому и организационно-методическому обеспечению предполагает создание подобной службы на базе сети районных консультативно-сервисных пунктов, организуемых при тесном взаимодействии с муниципальными органами управления образованием Орловской области.

3.5 Планируемые источники финансирования программы

Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области, внебюджетных источников.

Распределение затрат на реализацию таких программных мероприятий осуществляется в соответствии с заключаемыми Администрацией Орловской области и Министерством образования и науки Российской Федерации соглашениями.

Средства федерального бюджета будут направлены в основном на:

  1.  создание электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса;
  2.  повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий;
  3.  обеспечение учебных заведений общего и профессионального образования средствами информатизации и предоставление услуг по их сопровождению;
  4.  поддержание и развитие нормативной базы;
  5.  организацию эффективного технического обслуживания и консультативно-методического сопровождения использования аппаратно-программных средств в образовательном процессе.

За счет средств бюджета Орловской области планируется финансирование следующих мероприятий:

  1.  повышение квалификации педагогических кадров;
  2.  развитие и поддержка телекоммуникационной инфраструктуры;
  3.  текущее техническое обслуживание и консультативно-методическое сопровождение использования аппаратно-программных средств в образовательном процессе.

За счет средств внебюджетных источников финансирования планируется:

создание электронных учебных материалов;

оснащение учебных заведений средствами информатизации;

поддержка внедрения новых информационных технологий по всем направлениям образовательного процесса.

Наиболее значительные расходы приходятся на 2005-2007 годы – период разработки и тиражирования электронных учебных материалов, и непосредственно формирования образовательной информационной среды.

3.6 Механизмы реализации, управление и контроль за выполнением программы

Полноценная реализация объявленных программных мероприятий обуславливает необходимость определения механизмов, обеспечивающих:

строгое планирование всех работ;

четкое и согласованное по времени осуществление перечня мероприятий по направлениям программы в соответствии с планом;

строгий контроль за выполнением обозначенных мероприятий и использованием материальных ресурсов, выделяемых на реализацию программы;

эффективное взаимодействие всех учреждений и организаций, привлекаемых к исполнению программных мероприятий.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:

  1.  Перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий программы, с указанием исполнителей, источников и объемов финансирования.
  2.  Координационный план совместных действий Управления общего и профессионального образования, других полномочных структур Администрации Орловской области с органами местного самоуправления Орловской области и другими заинтересованными организациями и предприятиями.

Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет Управление общего и профессионального образования Администрации Орловской области.

Администрация Орловской области по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации формирует с привлечением основных разработчиков программы Совет по информатизации образования при Управлении общего и профессионального образования Орловской области, осуществляющий общую координацию работ по реализации программы.

Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Региональным ресурсным центром Орловской области.

С целью эффективного управления образовательными учреждениями и процессом информатизации сферы образования ведутся теоретические и прикладные исследования, направленные на разработку систем мониторинга и моделирования системы образования области и выработку научно-обоснованных методик управления образовательными учреждениями в новой высокотехнологичной информационной среде. Основными исполнителями по этим программам являются учреждения высшего профессионального образования Орловской области, в частности, Орловский государственный технический университет.

3.7 Ожидаемые результаты реализации программы

Конечными результатами реализации программных мероприятий являются:

  1.  Система управления и контроля единой образовательной информационной средой в Орловской области, обеспечивающая:
  2.  доступ учащихся и преподавателей образовательных учреждений всех уровней к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к депозитарию современных электронных учебных материалов по основным предметам образовательных программ;
  3.  повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся в удалении от методических центров (сельские школы и др.) путем организации доступа таких учреждений к существующим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для этих учреждений;
  4.  возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Орловской области;
  5.  методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий образовательных учреждений всех уровней на базе специализированных образовательных заведений Орловской области;
  6.  переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;
  7.  создание для граждан с ограниченными возможностями условий, обеспечивающих получение полноценного образования, необходимой специальной (коррекционной) помощи, а также социальную адаптацию и реабилитацию с помощью образовательных средств;
  8.  поэтапный переход к новой организации образования на основе информационных технологий.
  9.  Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров на базе специализированных учебных заведений Орловской области.
  10.  Система методического и консультативного сопровождения применения новых информационных технологий в образовательном процессе и управлении сферой образования.
  11.  Региональный депозитарий электронных учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81309. Особи, які беруть участь у виконавчому провадженні та залучаються до проведення виконавчих дій 28.53 KB
  До учасників виконавчого провадження належать сторони виконавчого провадження тобто стягувач та боржник представники сторін органи державної влади та місцевого самоврядування. Сторони є головними та обовязковими учасниками виконавчого провадження що мають особисту заінтересованість у наслідках виконавчих дій. Сторонами виконавчого провадження є стягувач і боржник. У Законі Про виконавче провадження ст.
81310. Особи, які сприяють вчиненню виконавчого провадження, їх права та обов’язки 28.86 KB
  Експерт або спеціаліст зобовязаний надати письмовий висновок, а суб\'єкт оціночної діяльності - субєкт господарювання - письмовий звіт з питань, що містяться в постанові державного виконавця, а також надати усні рекомендації щодо дій, які виконуються за його присутності.
81311. Представництво у виконавчому провадженні. Повноваження представника та їх оформлення 26.09 KB
  Особиста участь фізичної особи у виконавчому провадженні не позбавляє її права мати представника крім випадку коли боржник згідно з рішенням зобовязаний вчинити певні дії особисто. Неповнолітні та особи визнані судом недієздатними реалізують свої права та виконують обовязки повязані з виконавчим провадженням відповідно до вимог закону. Участь юридичних осіб у виконавчому провадженні здійснюється їх керівниками чи органами посадовими особами які діють у межах повноважень наданих їм законом або через представників юридичної особи....
81312. Поняття, види, зміст і форма виконавчого документа 28.75 KB
  Відповідно до цього Закону підлягають виконанню державною виконавчою службою такі виконавчі документи: виконавчі листи що видаються судами і накази господарських судів у тому числі на підставі рішень третейського суду та рішень Міжнародного комерційного арбітражного суду при Торговопромисловій палаті і Морської арбітражної комісії при Торговопромисловій палаті...
81313. Стадії виконавчого провадження. Відкриття виконавчого провадження 36.12 KB
  Відкриття виконавчого провадження. Процес виконавчого провадження завжди складається із послідовності дій державного виконавця від відкриття виконавчого провадження до його закінчення. Перша стадія виконавчого провадження.
81314. Органи і посадові особи, які здійснюють виконавче провадження 26.83 KB
  Примусове виконання рішень покладається на державну виконавчу службу яка входить до системи органів Міністерства юстиції України. Примусове виконання рішень здійснюють державні виконавці визначені Законом України Про державну виконавчу службу далі державні виконавці. За наявності обставин що ускладнюють виконання рішення або у разі виконання зведеного виконавчого провадження у встановленому Міністерством юстиції України порядку можуть утворюватися виконавчі групи до складу яких включаються державні виконавці одного або кількох органів...
81315. Підстави для відкриття виконавчого провадження. Вимоги до виконавчого документа 26.92 KB
  У заяві про відкриття виконавчого провадження стягувач вправі зазначити відомості що ідентифікують боржника чи можуть сприяти примусовому виконанню рішення рахунок боржника місце роботи чи отримання ним інших доходів місцезнаходження його майна тощо а також шляхи отримання ним коштів стягнутих з боржника. У заяві про відкриття виконавчого провадження щодо виконання рішення про майнове стягнення стягувач має право просити державного виконавця накласти арешт на майно та кошти боржника та оголосити заборону на його відчуження. У...
81316. Відводи державного виконавця, експерта, спеціаліста, перекладача, суб’єкта оціночної діяльності - суб’єкта господарювання 25.8 KB
  Державний виконавець, експерт, спеціаліст, оцінювач, перекладач не можуть брати участі у виконавчому провадженні і підлягають відводу, якщо вони є близькими родичами сторін, їх представників або інших осіб, які беруть участь у виконавчому провадженні, або заінтересовані в результаті виконання рішення, або є інші обставини, що викликають сумнів у їх неупередженості.
81317. Місце виконання судових рішень та рішень інших юрисдикційних органів (посадових осіб) 26.46 KB
  Виконавчі Виконавчі дії проводяться державним виконавцем відповідного органу державної виконавчої служби який розташований: за місцем проживання роботи боржника фізичної особи або за місцезнаходженням його майна; за місцезнаходженням постійно діючого керівного органу або майна боржника юридичної особи; за місцем здійснення певних дій які зобовязаний вчинити боржник за відповідним рішенням суду або іншого органу посадової особи. Право вибору місця виконання між кількома органами державної виконавчої служби які можуть учиняти...