89557

Технологии информационного общества

Научная статья

Педагогика и дидактика

В Окинавской хартии, подписанной лидерами государств, в том числе и Россией, отмечается, что образование – стратегия развития информационного общества, должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. Это несомненно заботы государства

Русский

2015-05-12

60.75 KB

1 чел.

УДК 378.16

Технологии информационного общества

Д-р техн. наук, проф. Поляков А.А.

Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системной интеграции»

Россия, г.Москва, тел. (095)237-66-84; e-mail: integro@ministry.ru 

 By chapter of Okinawa an education is an information society development strategy, which should be attended development of human resources. Human resources opportunities must correspond to information century requirements. Ministry of education and science activity must be direct on education development strategy in the country. It’s necessary to provide possibility for all people in the country to get information technology skill by learning through all life using improvement of professional skill and retraining system.      

В Окинавской хартии, подписанной лидерами государств, в том числе и Россией, отмечается, что образование – стратегия развития информационного общества, должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. Это несомненно заботы государства и, в первую очередь Минобразования и науки России, как федерального органа власти отвечающего за стратегию развития образования в стране. Необходимо обеспечить предоставление всем гражданам возможности освоить и получить навыки работы с информационными технологиями посредством образования и обучения через всю жизнь, то есть через систему повышения квалификации и переподготовки. Необходима поддержка ускоренного широкомасштабного внедрения оборудования обеспечивающего доступ в глобальные сети – школам, вузам, библиотекам и домашним пользователям.

Состояние и проблемы построения информационного общества в России

В 2003 году доля информационных технологий в общем ВВП составила  чуть более 6 %, в том числе информационных продуктов и услуг всего около 1,5 % (отметим – в развитых странах эта компонента обычно более 20 %). Занятость в сфере информатизации составила в 2003 году около 680 тыс. человек, т.е. около 8% от работающего населения.

Для нашей страны, которая занимает географически протяженную территорию, общегосударственной задачей является:

  1.  развитие и модернизация отечественной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; системная задача, как в техническом решении, так и в социальном. Особых решений требует проблема связи в сельской местности. Важной организационной задачей при развитии инфраструктуры является создание комплекса информационных и телекоммуникационных услуг, представленных гражданам и организациям.

В настоящее время в России действуют: 4415 предприятий электросвязи и свыше 11 тыс. организаций занимающихся вопросами информатизации. Более 300 российских интернет-провайдеров предоставляют услуги по доступу в глобальные сети.

Динамично развивается российский сегмент сети Интернет. Количество пользователей сети ежегодно удваивается и превышает сегодня 5 млн. чел. По прогнозам Минсвязи России количество пользователей к 2010 году должно превысить 26 млн. чел. Однако, если учитывать темпы роста средств мобильного доступа и реализацию ФЦП «Электронная Россия» и «Создание единой образовательной информационной среды» может произойти скачкообразное увеличение пользователей. Уже сегодня число русскоязычных сайтов составляет около 40 тыс. и также динамично увеличивается.

По своей природе Интернет включает телекоммуникационные и информационные компоненты, объединенные общими протоколами обмена информацией и единым адресным пространством. Российское законодательство следуя традициям многих стран раздельно регулирует деятельность по оказанию информационных и телекоммуникационных услуг, что объясняется особым характером базовых телекоммуникаций. По своей природе эта отрасль представляет собой естественную монополию в отличие от рынка информационных услуг, доступ на который осуществляется на обычной конкурентной основе. Россия занимает уникальное положение: с одной стороны распространенность русского языка, а с другой имеющийся технический потенциал дают возможность занять ей в международном информационном пространстве достойное место.

Основными целями в сфере развития и использования российского сегмента Интернет являются:

  1.  создание и совершенствование законодательной и нормативной базы развития Интернет в Российской Федерации в интересах пользователей, хозяйствующих субъектов и органов власти и управления;
  2.  обеспечение прав и свобод граждан на доступ к информации и ее распространение;
  3.  формирование и развитие в России глобальной электронной информационной среды, отвечающей национальным интересам и использующей отечественные информационные ресурсы и технологии;
  4.  поддержка информационного единства регионов России и федерального центра, преодоление разрыва между информационно богатыми и информационно бедными регионами;
  5.  создание условий для доступности сети Интернет и имеющихся в ней информационных ресурсов широким кругом населения и субъектам хозяйственной деятельности, научным и учебным заведениям, органам государственной власти и местного самоуправления;
  6.  обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства при международном информационном обмене, защита прав владельцев и собственников информации от незаконного ее распространения и использования, а также контроль за распространением незаконной информации;
  7.  оказание государственной поддержки развитию новых отечественных сетевых информационных технологий, продуктов и услуг;
  8.  создание условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций частных отечественных и зарубежных компаний в развитие российского сегмента сети Интернет;
  9.  усиление роли России в глобальной сети Интернет путем существенного увеличения объемов и качества русскоязычных и многоязычных информационных ресурсов;
  10.  развитие международного информационного обмена и использования международных стандартов;
  11.  профессиональная адаптация граждан страны к условиям информационного общества.

Развитие отечественных информационных ресурсов и средств общественного доступа к сети Интернет.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

  1.  формирование систем учета и каталогизации общественно значимых информационных ресурсов отечественного сегмента сети на основе международных стандартов и рекомендаций.

-   формирование нормативно – правовой базы регулирующей предоставление и использование информационных ресурсов;

  1.  обеспечение условия для свободного доступа граждан независимо от социального положения и места жительства к открытой информации сети;
  2.  формирование национальной инфраструктуры доступа к сети Интернет, создание «точек» общественного доступа к ее ресурсам, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод граждан на доступ к информации и ее использование;
  3.  разработка и поддержка национальных программ создания общедоступных сетевых государственных информационных ресурсов и электронных библиотек, информационных ресурсов системы образования и науки;
  4.  формирование государственных информационных ресурсов, их предоставление в открытый доступ;
  5.  развитие сегмента сети интернет федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Совершенствование технической инфраструктуры сети Интернет.

Первоочередными мерами государственной политики по данному направлению являются:

  1.  определение основных направлений поддержки отечественных производителей программного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, используемого в сети Интернет;
  2.  обеспечение технических и технологических возможностей для высокосортной передачи по телекоммуникационным сетям в масштабах страны различных видов информации с высокой степенью надежности, защиты и обработки информации в реальном масштабе времени;
  3.  государственная поддержка научных исследований и разработок Интернет-технологий, исследовательской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в научно-технической сфере в целях обеспечения развития сети Интернет нового поколения;
  4.  участие в работах по международной стандартизации в области Интернет-технологий;
  5.  осуществление контроля за уровнем защиты информации в процессе использования сети Интернет в федеральных округах исполнительной власти, экономически значимых структур и образовательных учреждений всех уровней;
  6.  осуществление контроля за использованием криптографических средств защиты информации.

Приоритетным направлением при решении указанных задач является развитие отечественных информационных ресурсов и средств общественного доступа к сети Интернет, а также совершенствование технической инфраструктуры сети Интернет на достижение доступного на обозримый период времени уровня реализации гарантированных конституций прав и обязанностей всех субъектов общества в сфере информационных отношений.С позиций стратегии развития сетей общественного доступа важно государственное обеспечение норм статьи №29 Конституции , которая устанавливает гарантии свободы мысли, слова и массовой информации. В настоящее время нормы статьи 29 нашли развитие в ряде федеральных законов:

  1.  закон Российской Федерации № 2124-1 от 27.12.91 «О средствах массовой информации» (редакция от 05.08.2000);
  2.  федеральный закон № 125-ФЗ от 01.12.95 «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»;
  3.  федеральный закон № от 26.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях» (редакция от 26.03.2000);
  4.  закон РСФСР № 1807-1 от 25.10.91 «О языках народов Российской Федерации» (редакция от 24.07.98);
  5.  федеральный закон № 108 ФЗ от 18.07.95 «О рекламе».

К сожалению, в настоящее время нормы указанных законов  не всегда могут оказать какую либо поддержку процессам информатизации.

При решении вопросов информатизации важное значение необходимо придавать созданию базы правоприменения для норм статьи 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующих свободу творчества и охраны интеллектуальной собственности отражены в следующих законах Российской Федерации:

  1.  № 5351-1 от 09.07.93 «Об авторском праве и смежных правах» (редакция от 19.07.95);
  2.  № 3517-1 от 23.09.92 «Патентный закон»;
  3.  № 3523-1 от 23.09.92 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  4.  № 3526-1 от 23.09.92 «О правовой охране технологий интегральных микросхем».

Проблема законодательной защиты прав создателей информационных продуктов, не обладающих признаками интеллектуальных продуктов, являются в настоящее время предметом усилий всего мирового сообщества. В законодательстве Российской Федерации она также ждет своего решения.

На реализацию положений четвертого пункта статьи 29 Конституции, гарантирующих каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также положений второго пункта статьи 24, обязывающих органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, направлены многие федеральные законы.

Эти законы имеют фундаментальное значение для развития единого информационного пространства России и для формирования и эффективного использования информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации.

Закон № 24-ФЗ от 20.02.95 «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым при формировании и использовании информационных ресурсов. В законе даны определения информации и информационных ресурсов, а также установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления формировать информационные ресурсы, отражающие результаты их деятельности.

Закон № 85-ФЗ от 04.07.96 «Об участии в международном информационном обмене» определены права субъектов общества на свободный вывоз из Российской Федерации информационных продуктов, доступ к которым не ограничен законами, а также на свободный ввоз и на неограниченное распространение в Российской Федерации информационных продуктов, распространение которых не ограничено законами.

Нормы указанных законов положены в основу 15 федеральных законов, важны прежде всего те, которые регламентируют формирование конкретных видов информационных ресурсов:

  1.  федеральный закон № 78-ФЗ от 29.12.94 «О библиотечном деле»;
  2.  федеральный закон № 24-ФЗ от 20.02.95 «Об обязательном экземпляре документов»;
  3.  основы законодательства РФ № 5341-1 от 07.07.93 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах»;
  4.  «Патентный закон Российской Федерации» № 3517-1 от 23.09.92;
  5.  закон РФ № 5154-1 от 10.06.93 «О стандартизации».
  6.  федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.96  «О науке и государственной научно-технической политике» (редакция от 03.01.2000);
  7.  федеральный закон № 54-ФЗ от 26.05.96 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
  8.  закон РФ № 1032-1 от 19.04.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (редакция от 20.11.99)  и др.

Эти федеральные законы устанавливают необходимость формирования, ведения и использования в пределах отрасли различного назначения регистров, реестров и кадастров.

Закон № 5485-1 от 21.07.93 «О государственной тайне» (редакция от 06.10.97)  определяет порядок отнесения сведений к государственной тайне и ответственность лиц за её разглашение.

Федеральный закон от 16.02.95 «О связи» (редакция от 17.07.99)  и закон № 4524-1 от 19.02.93  «О федеральных органах правительственной связи и информации» (редакция от 24.12.93) определяет развитие информационной инфраструктуры.Кроме того необходимо отметить Федеральные законы «Об электронном документе» и «Об электронной цифровой подписи» и ряд других.  т

Если говорить о сложившейся в настоящее время методологии учета информационных ресурсов интегрирующей разные информационные традиции «бумажные», «микронасители», «электронные», то единого подхода на сегодня не существует и проблема требует своего решения.

По различным оценкам, число документов обращающихся в России в год составляет около 300 млрд. единиц, число респондентов 3-5 млн. юридических лиц и 15-20 млн. физических. Критерии регистрации изложены во «Временном положении о государственном учете и регистрации баз и банков данных», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 226 от 28.02.96 года. Это постановление ограничивает объекты учета и регистрации по двум критериям: в технологическом плане – только базами данных, а в аспекте собственности – только федеральной собственностью.

При сложившейся ситуации в стране с организацией и учетом государственных информационных ресурсов наиболее очевидная цель государственной регистрации – это навигационная обеспеченность всех пользователей – юридических и физических лиц, органов государственного управления и минимальный уровень доступа к государственным информационным ресурсам хотя бы на уровне метаданных -–до последнего времени считалась целью, которую необходимо финансировать из бюджетных средств. В нынешних условиях обычная база метаданных не обеспечивает необходимый сервис по сравнению с каталогами Интернет, которые позволяют сразу выйти на нужную информацию. Кроме того, Интернет-каталоги, создаваемые автоматическими программами, включают значительно большие объемы информации по сравнению с несетевыми базами данных.Создаваемая в настоящее время система информационных порталов во многом решает задачу организации и доступа к общедоступной информации.

Работа по учету баз данных организована на достаточно приемлемом уровне в ряде отраслей: существует ответственная организация или должностное лицо, ведется отраслевой реестр и т.д.

Одной из важнейших задач для системы среднего и высшего профессионального образования России является проблема информационного обеспечения управления системой образования России

В настоящее время в общем годовом бюджете высших учебных заведений (ВУЗов) доля федеральных средств составляет около 27%, остальные средства ВУЗы зарабатывают сами. Организация управления в такой ситуации уже не может опираться на существующие методы. Естественным выходом является автоматизация процессов управления, однако «лобовое» решение проблемы автоматизации управления чревато целым рядом негативных последствий. Возможные негативные последствия связаны с неизбежностью жизни общества в цифровом мире. Да, мы обречены жить в цифровом мире и формировать постиндустриальное информационное общество. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современного общества и перехода к информационному является смена объектов и результаты труда подавляющей части занятого населения, т.к. ими станут информационные ресурсы и научные знания. В этих условиях системы управления должны включать в себя объекты управления информационные ресурсы общества, его информационный потенциал, информационные аспекты творчества, развивающего образования и многое другое.

На наш взгляд необходимо рассмотреть две взаимосвязанные проблемы  информационного обеспечения управления системой среднего и высшего профессионального образования России:

  1.  проблема автоматизации управления вуза, колледжа, техникума2;
  2.  проблема аналитической поддержки управления развитием системой среднего и высшего профессионального образования России.

Задача и проблемы автоматизации управления вузом.

В настоящее время стало достаточно очевидно, что управление современным вузом как сложным образовательно-научным комплексом, невозможно без построения развитой вузовской информационной системы (далее - АСУ «ВУЗ»). АСУ «ВУЗ»   должна включать в себя такие компоненты как внешний и внутренний порталы, электронная почта и система групповой работы, планово-финансовая и бухгалтерская система,  система делопроизводства, система управления кадрами, система планирования и организации учебного процесса, система управления научными проектами и исследованиями, аналитическая система.

Однако большинство вузов России в силу объективных причин прежде всего финансового характера, отсутствия опыта и высокопрофессиональных специалистов не  смогут в обозримом будущем построить такие современные системы. Процесс их построения может растянуться на многие годы. В результате чего система морально устаревает еще до момента ее полномасштабного развертывания.

Задача и проблемы внешней отчетности и текущие.

Кроме задачи информационного обеспечения  внутреннего функционирования вуза, АСУ «ВУЗ» должна обладать развитыми возможностями формирование различных форм отчетности для внешних организаций (налоговая инспекция, Госкомстат, Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования и науки.

Сегодня же подавляющее число вузов тратят колоссальные усилия и ручной труд высококвалифицированных специалистов на подготовку подобных отчетов.

Задача и проблемы мониторинга развития системы высшего образования.

Одновременно федеральные задачи управления профессиональным образованием России требуют сбора и консолидации информации о ключевых параметрах развития вузов страны и ее аналитической  обработки с целью выявления тенденций и выработки адекватных управляющих воздействий по ее развитию. Основные первичные данные для такой аналитической системы должны поступать с уровня АСУ вузов.

Отсутствие подобной аналитической системы затрудняют выработку научно-обоснованных мер регулирования образовательного комплекса.

Предложения по созданию федерального аналитического хостинг-центра АСУ «ВУЗ»

Для устранения обозначенных проблем предлагается пойти не по пути «лоскутного одеяла», когда каждый вуз, исходя из собственных возможностей и понимания вопросов автоматизации управления, пытается построить свою АСУ, не располагая, как правило, ни необходимыми финансовыми ресурсами, ни высококвалифицированным персоналом проектировщиков, разработчиков и эксплуатационников.

Альтернативной такому пути  является создание федерального аналитического хостинг-центра АСУ «ВУЗ», который призван реализовать следующие функции:

  1.  Предоставление вузам страны платных консалтинговых услуг по настройке АСУ «ВУЗ» на конкретные их задачи.
  2.  Хостинг услуг АСУ «ВУЗ», т.е. предоставление набора платных услуг АСУ «ВУЗ» по информационному обслуживанию вузов страны, включая формирование необходимых внутренних и внешних отчетов по их деятельности. При этом юридически и технически обеспечивается защищенность и конфиденциальность всей информации вуза.
  3.   Мониторинг  ключевых показателей деятельности вузов, по которым можно оценивать качество обучения.
  4.  Сбор и консолидации информации в хранилище АСУ «ВУЗ» по ключевым показателям деятельности вузов.
  5.  Аналитическая обработка накапливаемой в хранилище информации для выявления тенденций развития среднего и высшего профессионального образования страны  для выработки адекватных мер.  

Реализация аналитического центра Высшей школы России.

В центре создается также  хранилище данных и система их аналитической обработки. Исходные данные о ключевых параметрах деятельности вузов поступают в хранилище из распределенной АСУ «ВУЗ» по каждому из вузов. Подобная аналитическая система позволит получать объективную аналитику по различным информационным срезам (типам образования, специальностям, регионам, размерам вузов и т.п.).  Тем самым система  позволит  осуществлять мониторинг системы среднего и высшего профессионального образования России, выявлять положительные и негативные тенденции ее развития и обеспечивать процесс выработки правильных мер по ее управлению.

 Подчеркнем, что в основе деятельности  хостинг-центра должен лежать прежде всего принцип финансовой выгоды вузов в использовании его услуг. Стоимость услуг и сервисов хостинг-центра должна быть для вуза существенно дешевле совокупной стоимости владения собственной АСУ.

 Однако необходимо иметь в виду, что, если услуги хостинга являются для вузов опциональными, и они могут использовать свои собственные АСУ, то для аналитического центра абсолютно необходимо, чтобы все вузы подключили свои АСУ к нему. В противном случае аналитика будет формироваться не по всей системе среднего и высшего профессионального образования России. В качестве меры по устранению данной проблемы для тех вузов, которые избрали путь развития собственных АСУ, должны быть выставлены требования интеграции их систем в федеральную аналитическую систему. Такие требования можно связывать с вопросами лицензирования и аккредитации вузов.

 

В заключении отметим, что как перспективным развитием федерального аналитического хостинг- центра АСУ «ВУЗ»  может стать обслуживание школ через соответствующие местные органы управления образованием (РУНО, ГУНО).

New

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ  МОЛДОВЫ  В ГЛОБАЛЬНОМ  ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

К. Гайндрик

Институт математики и информатики Академии Наук Молдовы

gaindric@math.md

This paper proposes a vision of problems education system for a transition to e-education. It describes the impact of  inforation tehnology in education and proposes some preliminary steps for including education system of Moldova in Global Information Society.

Одна из важнейших целей информационного общества – это обеспечение широких возможностей каждому гражданину освоения знаний и оказание помощи в этом процессе на протяжении всей жизни. А это значит, что необходимо организовать системное взаимодействие трех компонент (подсистем)[2]:

А - Тех, кто обязан передавать знания (преподаватели);

Б - Те, кто осваивает знания (школьники, лицеисты, студенты колледжей

     и высших учебных заведений);

С - Среда и методы передачи (преподавания) знаний.

Для процветания любого общества, для создания экономики базирующейся на знаниях необходимо внедрение передовых технологий, которые совершенствуются с каждым днем. А это требует, чтобы любой специалист был способен работать с постоянно усложняющимися технологиями, что может быть достигнуто лишь при непрерывном обучении.

Рассмотрим через призму сказанного проблемы, возникающие в перечисленных компонентах.

А) Ни одно общество не может существовать без преподавателей – тех лиц, которые обладают более высоким уровнем знаний, чем средний уровень общества, чем та категория лиц, которых они обучают.

Говоря о построении информационного общества важно понять что, профессиональная подготовка будущих преподавателей учебных заведений любого уровня нуждается в коренном изменении и направлении к новым методам и инструментам образовательного процесса.

По данным 2001 г. в Молдове действовало 1577 школ, гимназий и лицеев, 28 профессионально-технических училищ, 67 колледжей и 47 университетов, образовательный процесс, в которых обеспечивался около 52 тысячами преподавателей [1]. Большинство из них не обладают необходимыми знаниями для освоения методов и технологий обучения, адекватных информационному обществу. Сейчас даже нельзя сказать, сколько из них не обладают элементарными знаниями работы с компьютером.

Основная забота в области «информатизации» образовательного процесса сводится к обеспечению – и это слишком недостаточном – школ компьютерами и робким попыткам внедрения элементов информатики в преподавании отдельных предметов, цель же чтобы обучающиеся обладали знаниями по информатике на уровне утвержденных программ.

Сейчас нет статистики отражающей уровень подготовки преподавателей в области информатики. Лишь те, кто читают этот курс в средних школах и лицеях проходят периодически курсы переподготовки, остальные же исключены из процесса использования информационных технологий.

Вызывает тревогу подготовка в ВУЗ-ах будущих преподавателей информатики для школ. В 2001 лишь 6,8% выпускников колледжей приобрели специальность «информатика» и 1,2% - специальность «информационные технологии и компьютеры». Из общего числа выпускников ВУЗ-ов 1,1% получили специальность «информатика», 1,5% - «информационные технологии и компьютеры» и 0,8% - специальность «математика».

Т.к. подавляющее число выпускников находят более хорошо оплачиваемые рабочие места, не более 5% из них (около 100 человек) становятся преподавателями информатики в тех 1577 школах.

Наука, будучи инициатором и катализатором передовых технологий, в т.ч. информационных, даже не начала изучать проблемы новых методик и технологии обучения в условиях информационного общества. Лишь преподаватели  Технического  Университета Молдовы участвуют в проектах по дистанционному обучению совместно с зарубежными партнерами. А в научных учреждениях занимающиеся проблемами обучения и воспитания не проводятся систематические исследования в области методик обучения в школах различных дисциплин, формированию контентов для самостоятельного обучения и самотестирования, дистанционного обучения для детей с физическими недостатками. Пока эти проблемы разрабатываются методом проб и ошибок отдельными энтузиастами на основе научных разработок ученых других стран. Но ведь каждая страна имеет свою специфику, свою систему образования, что настоятельно требует собственных исследований, собственных решений. Ситуация и в дальнейшем может остаться безвыходной, если не предпринять энергичных мер к подготовке будущих исследователей этих проблем.

В) В Молдове 41% населения моложе 30 лет. Это тот потенциал, который должен строить  новое общество и жить в нем, самый восприимчивый и способный усвоить технологии информационного общества. В то же время это самая уязвимая прослойка в наших условиях (самый большой процент безработных). А еще необходимо учитывать, что в основном это сельские жители, с самыми слабо оснащенными школами, с бедными библиотеками, без музеев, без возможности купить книгу. В библиотеках на одного жителя в среднем приходится 5,5 книг, а издается ежегодно одна книга на 5 жителей (в их число входят учебники). Значит, население имеет всё меньше возможностей расширить свой кругозор путем самообучения.

Информационная культура должна быть основной в подготовке всей молодежи к жизни, т.к. она способствует обучению на протяжении всей жизни сначала в школе, в высших учебных заведениях, а затем к повышению своего профессионального уровня, в освоении новых навыков, новых технологий, что позволит быть компетитивным работником в любой области своих занятий.

Информационные технологии обеспечивают появление нового поколения творцов, которые будут играть главную роль в информационном обществе, в любой области деятельности – исследовании или предпринимательстве, государственной службе, фермерстве или неправительственных организациях.

Но информационная культура лишь необходимое, но не достаточное условие. Нужна новая культура воспитания, новый стиль непрерывного обучения для всего населения.

Взрослые (нетрадиционные ученики), занятые полностью или частично и безработные, будут стремиться развить необходимые способности соответствующие текущим требованиям рынка труда. Их ожидания, предпочтения, требования к программам дистанционного обучения очень разнообразны. Дети и взрослые – те, которые по разным причинам (физические недостатки, специальные интересы и др.) будут обучаться на расстоянии, но и те, что вне школы, университета будут записываться на различные курсы и программы, чтобы иметь возможность пользоваться дополнительными, более глубокими материалами для пополнения своих знаний.

Появятся все больше виртуальных предприятий, которые как утверждается, более эффективны. В них все больше людей участвуют в принятии решений, а это неизбежно приводит к знаковым конфликтам, т.е. принятие решений становится труднее. Работники должны быть более квалифицированными чтобы претворить в жизнь решения, а будучи вовлечены в структурах принятия решений, процесс принятия решений может превратиться в систему «вето». С другой стороны в виртуальных предприятиях отсутствуют традиционные иерархии, но появляются новые обязанности, для которых характеры и автономия и одновременно контроль.

Значит, в перспективе обучаемый (и руководитель и служащий) должен получить помощь и знания необходимые для работы в таких предприятиях в совершенно новых, непривычных для них условиях.

С) По данным Министерства образования в 2002 - 2003 учебном году из 607377 учащихся, информатику изучали 277571, и на них приходилось 9067 компьютеров, из которых лишь 508 подсоединены к интернету. Кроме того, большинство компьютеров морально и физически изношены.

В ВУЗ-ах ситуация несколько лучше, но все же далека от средних европейских показателей.

В Молдове достаточно большая доля (43,1%) оптоволоконных линий и 59% цифровых телефонных станций, но нет инфраструктуры обеспечивающей подключение сельских школ к интернету. По сравнению с Европейским союзом, где один школьный компьютер приходится на 12 учеников у нас – на 66. На подключенный  в школе  к Интернету компьютер в Европе приходится 25 учеников, а у нас – 1195. (!!)

Из приведенного краткого анализа можно сделать  вывод о том, что некоторые первоочередные задачи вхождения системы образования Молдовы в глобальное информационное общество заключаются в:

- разработке концепции и плана действий вхождения школы и всего образования в информационное общество;

- ликвидации компьютерной безграмотности всех преподавателей;

- включении в программы по всем предметам методов информационных технологий;

- разработке концепции и технологий дистанционного обучения;

- обеспечении возможностей всех граждан, в т.ч. сельских жителей, получения необходимых знаний через Интернет;

- привлечении Института Проблем воспитания и соответствующих кафедр университетов к исследованиям по методам и технологиям основанных на информационных технологиях непрерывного обучения (в т.ч. дистанционного) и переподготовки учеников, студентов, рабочих и служащих.

Библиография

Anuarul statistic al Republicii Moldova, 2002.

S.Cojocaru, C.Gaindric. Considerente asupra edificării societăţii informaţionale în Moldova, Chişinău, I.M.I., 2003, (на румынском языке).

2 Для краткости далее будет использоваться термин «вуз», подразумевая под ним и колледж, и техникум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

423. Привод к роликовому конвейеру 4.24 MB
  Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. Предварительный расчет валов редуктора и выбор подшипников. Проверка прочности шпоночных соединений. Конструирование корпуса редуктора.
424. Философское учение о ценностях (аксиология) 164.5 KB
  В качестве философской категории ценность — то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Жизненные ценности: их роль в воспитательной деятельности. Типы ценностного сознания в истории культуры.
425. Использование стекла в архитектуре 79 KB
  Сырьем для производства обычного стекла служит главным образом оксид кремния (71-73%), или, иначе говоря, обычный песок. Оксиды магния и алюминия выполняют стабилизирующую функцию, повышая прочность стекла.
426. Финансовые институты. Биржа как финансовый институт 136 KB
  Банки, их виды и функции. Совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих и предоставляющих в долг денежные средства. Биржа как финансовый институт, её роль и функции. Прочие финансовые институты, их роль в организации финансового обращения.
427. Общепринятые теории происхождения жизни на планете Земля 83.5 KB
  Теории происхождения жизни на Земле. Абиогенная теория происхождения жизни на Земле. Поиск жизни во Вселенной. Вероятность самозарождения живого организма из неорганических веществ практически равняется нулю.
428. Вибір стратегічного профілю зовнішньоекономічної діяльності 132 KB
  Нині у практиці міжнародного бізнесу сформувалося чотири основних стратегічних профілі міжнародних компаній, з урахуванням яких доцільно виробляти основні стратегічні рішення. Процес формування, оцінювання і прийняття стратегій розвитку бізнесу.
429. Разработка программы Каталогизатор дисков 605.5 KB
  В данной пояснительной записке рассматривается описание программы Dark Catalog. В качестве основного инструмента разработки применяется Microsoft Visual Studio 2005. Язык программирования C#.
430. Нормирование труда и использование рабочего времени на предприятии 287.5 KB
  Изучение методов нормирования труда и использования рабочего времени и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Анализ нормирования труда и использования рабочего времени на примере ОАО КЭМЗ. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
431. ЭВМ в практических задачах 729.5 KB
  Основные сведения о компьютере и работе с ним. Коротко о некоторых других возможностях Microsoft Word. Основные понятия операционной системы Windows. Основные термины и понятия электронной таблицы. Некоторые специальные возможности Microsoft Excel.