8956

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека

Доклад

Логика и философия

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и...

Русский

2013-02-20

28 KB

17 чел.

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека

В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития (в инженерной среде) или к критическому отношению к ходу технического прогресса в современном обществе (в гуманитарной среде). Немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896) представил свою точку зрения по этому вопросу, которая заключалась в том, что техника и все, что с ней связано, - это проекция естественных человеческих органов на материальный мир. Возникающие между орудиями и органами человека внутренние соотношения заключаются в том, что в орудии человек систематически воспроизводит самого себя, и раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец - прообраз крючка, горсть руки - чашки. В мече, копье, весле, лопате нетрудно разглядеть различные положения и позиции руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле, охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. Таким образом, техника является не просто посредником между человеком и природой, но и своего рода средством человеческого самопознания. Конструируя инструменты и машины, мы словно пытаемся глубже и точнее понять устройство наших собственных органов. Относительно телеграфа Капп писал, что в его наиболее совершенных формах он приведет к созданию универсальной телеграфии, связывающей языки различных народов мира, знаковые системы, изобретения, что в свою очередь приведет к глобальному преобразованию земли и превращению ее в достойную человека среду обитания. Это, однако, возможно лишь в том случае, если внешняя колонизация природной среды будет сопровождаться и пополняться внутренней колонизацией человеческой среды. Поскольку мир, в котором жил Капп (середина 19 века) был уже внешне колонизован, естественно он сосредотачивает свои усилия на доказательство необходимости внутренней колонизации в виде осуществления определенной политики. История в интерпретации Каппа не является ареной необходимого и неизбежного развертывания абсолютной идеи, но скорее специфической в каждом случае фиксацией человеческих попыток встречать вызовы окружающей среды, попыток преодолеть зависимость от дикой природы - это порождает потребность культивирования пространства с помощью земледелия, архитектуры, строительной техники и времени, например, посредством систем коммуникаций, начиная с систем языка и заканчивая телеграфом. В своей работе «Основы философии техники» (1877 г.) дал систематическую и детальную разработку концепции техники как проекции органов человека. Различные орудия труда - это руки и ноги человека. Железные дороги как воплощение кровообращения. Телеграф - внешняя форма и продолжение нервной системы.

Подвести итог всему вышесказанному можно словами религиозного мыслителя и ученого-энциклопедиста Павла Александровича Флоренского, который так трактовал идею немецкого философа: «Линия техники и линия жизни идут параллельно друг к другу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61626. ВЫЧИТАНИЕ С ЗАНИМАНИЕМ ЕДИНИЦЫ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО РАЗРЯДОВ ВИДА 30007-648 42.65 KB
  Складываем сотни 8 пишем под сотнями складываем единицы тысяч 2 пишем под единицами тысяч Что общего заметили у остальных выражений в уменьшаемом отсутствуют единицы некоторых разрядов.
61627. Уравнения. Учимся решать уравнения 25.62 KB
  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование Молодцы А теперь посмотрим на эту таблицу: d 5 4 3 2 1 D5 11D Ребята объясните как изменятся сумма при изменении одного из слагаемых.
61628. Рисуем и измеряем. Продолжаем знакомство 31 KB
  Найдите там задание обозначенное галочкой. Физминутка А теперь берём наши книжки и открываем страницу 46 смотрим на первое задание. На доске буду вывешены фигуры которые нарисованы в книжке эти же фигурки будут у каждого ребёнка на парте...
61630. Умножение многозначного числа на однозначное 18.44 KB
  Цель: учить находить способы определения значений произведений, в которых один множитель – однозначное число, а второй – многозначное.
61631. Умножение однозначного числа на десяток и сотню 19.79 KB
  Момент Проверка домашнего задания Ребята давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке кто мне скажет что было Блиц-опрос Для счета предметов применяются числа натуральные Любое трехзначное число больше меньше двухзначного.
61632. Деление суммы на число 16.71 KB
  На сколько больше орехов он отдал сестре чем оставил себе Задание 6 устно Прочитайте задание. Оба способа решения дали одинаковые результаты Чем отличается решение Можно ли решениями поставить знак равно Правило Чтобы разделить сумму на число...
61633. Проценты 21.83 KB
  Узнайте массу бобра в кг Какие геометрические фигуры вы здесь видите Используя результаты вычислений ответьте на вопросы: правило умножения на 01 правило деления на 100 25 кг ц Какую часть от ц составляет кг 2.