8956

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека

Доклад

Логика и философия

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и...

Русский

2013-02-20

28 KB

17 чел.

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека

В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития (в инженерной среде) или к критическому отношению к ходу технического прогресса в современном обществе (в гуманитарной среде). Немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896) представил свою точку зрения по этому вопросу, которая заключалась в том, что техника и все, что с ней связано, - это проекция естественных человеческих органов на материальный мир. Возникающие между орудиями и органами человека внутренние соотношения заключаются в том, что в орудии человек систематически воспроизводит самого себя, и раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец - прообраз крючка, горсть руки - чашки. В мече, копье, весле, лопате нетрудно разглядеть различные положения и позиции руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле, охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. Таким образом, техника является не просто посредником между человеком и природой, но и своего рода средством человеческого самопознания. Конструируя инструменты и машины, мы словно пытаемся глубже и точнее понять устройство наших собственных органов. Относительно телеграфа Капп писал, что в его наиболее совершенных формах он приведет к созданию универсальной телеграфии, связывающей языки различных народов мира, знаковые системы, изобретения, что в свою очередь приведет к глобальному преобразованию земли и превращению ее в достойную человека среду обитания. Это, однако, возможно лишь в том случае, если внешняя колонизация природной среды будет сопровождаться и пополняться внутренней колонизацией человеческой среды. Поскольку мир, в котором жил Капп (середина 19 века) был уже внешне колонизован, естественно он сосредотачивает свои усилия на доказательство необходимости внутренней колонизации в виде осуществления определенной политики. История в интерпретации Каппа не является ареной необходимого и неизбежного развертывания абсолютной идеи, но скорее специфической в каждом случае фиксацией человеческих попыток встречать вызовы окружающей среды, попыток преодолеть зависимость от дикой природы - это порождает потребность культивирования пространства с помощью земледелия, архитектуры, строительной техники и времени, например, посредством систем коммуникаций, начиная с систем языка и заканчивая телеграфом. В своей работе «Основы философии техники» (1877 г.) дал систематическую и детальную разработку концепции техники как проекции органов человека. Различные орудия труда - это руки и ноги человека. Железные дороги как воплощение кровообращения. Телеграф - внешняя форма и продолжение нервной системы.

Подвести итог всему вышесказанному можно словами религиозного мыслителя и ученого-энциклопедиста Павла Александровича Флоренского, который так трактовал идею немецкого философа: «Линия техники и линия жизни идут параллельно друг к другу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1951. Система воспитательной работы (по видам детства) 25.04 KB
  Основные направления и технология педагогической деятельности. Формирование начальных детских убеждений (НДУ) у младших школьников. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
1952. Воспитательное мероприятие: Вредные привычки 27.26 KB
  Воспитывать в учащихся потребность быть здоровыми. Убеждать в негативном воздействии на молодой организм психоактивных веществ (табачный дым, алкоголь).
1953. Посвята в юні хіміки 26.58 KB
  Розвивати інтереси учнів до вивчення хімії, формувати вміння робити висновки про значення явищ, що оточують учнів, виявити обдарованих учнів, здатних вивчати предмет на більш глибокому рівні.
1954. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем 24.52 KB
  Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками.
1955. Душі людської доброта 31.35 KB
  Виховувати любов до людей, ставлення до оточуючих з розумінням, співпереживанням. Виховувати доброту, чесність, порядність. Закріпити явлення учнів про моральні цінності людини, серед яких такі поняття, як сенс життя, щастя — головні на життєвому шляху молоді.
1956. Виховний захід: Знайди мене 27 KB
  Поглибити теоретичні і практичні знання з туризму, розвинути організаторські здібності, розвинути вміння працювати згуртовано.
1957. Виховний захід: Дружба 31.24 KB
  Розширити і поглибити поняття дружби і товаришування — цих важливих показників вихованості учнів, виховувати в учнів звичку уважно ставитися до товаришів, вміння бачити хиби у своїй поведінці й виправляти їх.
1958. Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново 31.11 KB
  Анализ воспитательной работы. Общественно-психологические особенности классного коллектива. Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению.
1959. Ми за чисту планету 32.79 KB
  Радіоактивне забруднення. Винищення лісів. Забруднення і евтрофікація води.