8957

Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению

Доклад

Логика и философия

Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению. Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работ...

Русский

2013-02-20

28 KB

8 чел.

Фридрих Дессауер. (1881-1963).

Концепция техники как сопричастности божественному творению.

Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работах "Философия техники" и "Споры вокруг техники" Дессауер к трем кантовым критикам:

научного знания;

морального поступка;

эстетического восприятия; Дессауер добавляет четвертую - критику технической деятельности.

Кант в "Критике чистого разума" доказывает, что научное знание ограничено миром явлений (феноменами). Научное знание никогда не может вступить в непосредственную связь с "вещами самими по себе" (ноуменами). Нравственный и эстетический опыт не способен установить позитивный контакт с трансцендентной реальностью.

Дессауер, в противоположность Канту, утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с "вещами самими по себе".

По мнению Дессауера, сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве, ни в самих продуктах техники. Сущность техники проявляется в самом акте технического творчества.

Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полном соответствии с естественными законами и как бы по "подстрекательству" человеческих целей. Однако эти природные законы и цели, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения. Помимо их существует и нечто другое, называемое Дессауером внутренней обработкой (innere Bearbeitung), которая приводит сознание изобретателя к контакту с "четвертым царством" - сферой, в которой пребывают "пред - данные решения технических проблем". Эта внутренняя обработка делает возможным технические изобретения и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе". Изобретение не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображения без реальной силы. Оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой пред - данных решений технических проблем.

То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе" технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами:

1. изобретение в качестве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений;

2. лишь, когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, "работает".

В концепции Канта переход через границы опытного знания (трансценденция) существует только в сфере морального и эстетического опыта. Дессауер, в отличие от Канта, видит переход границы опыта именно в той практической сфере, которую Кант полностью игнорировал, а именно в сфере современной техники. В соответствии с таким метафизическим анализом, Дессауер формулирует определенную теории) моральной значимости техники.

Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и польз. Создание техники, для Дессауера, носит характер категорического императива или божественной заповеди. Технике свойственны автономные, преобразующие мир последствия. Это, по Дессауеру, свидетельствует, о том, что техника является трансцендентной моральной ценностью. По его определению, в действительности техника и есть участие в творении..., величайшее земное переживание смертных".

Люди создают технику, однако ее могущество переходит грань всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26337. Английское Просвещение 33.19 KB
  Для просветителей же XVIII в. Философия Основоположник свободомыслия XVIII в. В течение всего XVIII в. Признание ощущения источником нашей мысли великая идея получившая дальнейшее развитие в материализме XVIII в.
26338. Французское Просвещение 48.01 KB
  Жан Жак Руссо Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо 1712 1778 идеолога революционной мелкой буржуазии. значительное влияние на якобинцев провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Пройдя суровую жизненную школу Руссо с детства видел страдания народа.
26339. Американское Просвещение 40.96 KB
  Крупнейшие представители американского Просвещения: Франклин Джефферсон Пэйн и другие являются вместе с тем активными революционными деятелями руководящими фигурами в современной им политической борьбе. Представителями радикального якобинского крыла в американском деизме были Томас Пэйн и Этан Аллен. Близкий к взглядам Аллена круг идей но в более развернутом виде содержит вышедшая десять лет спустя книга Пэйна Age of reason Век разума. Томас Пэйн 1737 1809 гг.
26340. Германское Просвещение 14.68 KB
  Предметом теоретической философии по Канту должно быть не изучение самих по себе вещей природы мира человека а исследование деятельности установление законов человеческого разума и его границ. он написал тезисы Воспитание человеческого рода главная идея которых единство человеческого рода его всеохватной целостности. Но высокая оценка христианской святости по его мнению не означала что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой религией. Таким образом Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к...
26341. Предпосылки и начало промышленной революции в Англии. Её экономические и социальные результаты 24.26 KB
  Предпосылки и начало промышленной революции в Англии. в Англии раньше чем в других странах начался промышленный переворот. Несомненно важным фактором стимулировавшим промышленную революцию в Англии была иностранная конкуренция. Эти капиталы и явились важным источником индустриализации Англии именно они позволили Англии ранее других стран совершить промышленную революцию.
26342. Внутренняя и внешняя политика Англии в XVIII в. Виги и тори 25.82 KB
  Внутренняя и внешняя политика Англии в XVIII в. Внешняя политика: В XVIII веке Англия после двух революций окончательно сформировавшая свой политический строй ведет планомерную политику расширения торговли и колоний. Это была политика найма друзей и натравливания их на своего главного врага каким в XVIII веке для Англии стала Франция. XVIII век время которое создало великую Английскую империю был временем ожесточенного поединка за эту империю между Францией и Англией.
26343. Политическое и социально-экономическое развитие колоний в Северной Америке в XVII – п.п. XVIII в. 15.69 KB
  Политическое и социальноэкономическое развитие колоний в Северной Америке в XVII п. Начало английским владениям на атлантическом побережье Северной Америки было положено в 1607 году когда была основана первая из колоний Виргиния. Постепенно на Атлантическом побережье из захваченных у индейцев земель образовалось 13 колоний. Эта особенность рабовладельческого хозяйства и погоня за наживой толкали плантаторов к непрерывному расширению территории колоний.
26344. Политика Англии в колониях и причины войны за независимость 24.38 KB
  Этой политике соответствовал характер развития южных колоний с их плантационным хозяйством. английский парламент нашел успехи промышленности колоний настолько угрожающими что запретил сооружать в них прокатные станы железорезальные мастерские. Экономическое развитие 13 колоний происходило значительно быстрее чем развитие французской Канады. Так население этих колоний выросло с 275 тыс.
26345. Североамериканская война за независимость и образование США 18.58 KB
  В нем убедительно доказывалось насколько абсурдно бороться за свободу не порывая с метрополией и что только независимость и республиканский образ правления дадут Америке великое будущее. а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. Все люди сотворены равными гласила Декларация независимости все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами к числу которых относятся право на жизнь свободу и стремление к счастью. Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека Джефферсон изменил традиционную...