8957

Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению

Доклад

Логика и философия

Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению. Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работ...

Русский

2013-02-20

28 KB

7 чел.

Фридрих Дессауер. (1881-1963).

Концепция техники как сопричастности божественному творению.

Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работах "Философия техники" и "Споры вокруг техники" Дессауер к трем кантовым критикам:

научного знания;

морального поступка;

эстетического восприятия; Дессауер добавляет четвертую - критику технической деятельности.

Кант в "Критике чистого разума" доказывает, что научное знание ограничено миром явлений (феноменами). Научное знание никогда не может вступить в непосредственную связь с "вещами самими по себе" (ноуменами). Нравственный и эстетический опыт не способен установить позитивный контакт с трансцендентной реальностью.

Дессауер, в противоположность Канту, утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с "вещами самими по себе".

По мнению Дессауера, сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве, ни в самих продуктах техники. Сущность техники проявляется в самом акте технического творчества.

Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полном соответствии с естественными законами и как бы по "подстрекательству" человеческих целей. Однако эти природные законы и цели, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения. Помимо их существует и нечто другое, называемое Дессауером внутренней обработкой (innere Bearbeitung), которая приводит сознание изобретателя к контакту с "четвертым царством" - сферой, в которой пребывают "пред - данные решения технических проблем". Эта внутренняя обработка делает возможным технические изобретения и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе". Изобретение не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображения без реальной силы. Оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой пред - данных решений технических проблем.

То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе" технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами:

1. изобретение в качестве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений;

2. лишь, когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, "работает".

В концепции Канта переход через границы опытного знания (трансценденция) существует только в сфере морального и эстетического опыта. Дессауер, в отличие от Канта, видит переход границы опыта именно в той практической сфере, которую Кант полностью игнорировал, а именно в сфере современной техники. В соответствии с таким метафизическим анализом, Дессауер формулирует определенную теории) моральной значимости техники.

Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и польз. Создание техники, для Дессауера, носит характер категорического императива или божественной заповеди. Технике свойственны автономные, преобразующие мир последствия. Это, по Дессауеру, свидетельствует, о том, что техника является трансцендентной моральной ценностью. По его определению, в действительности техника и есть участие в творении..., величайшее земное переживание смертных".

Люди создают технику, однако ее могущество переходит грань всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82974. Опухолевая прогрессия. Метастазирование, кахексия, рецидирование опухолей 47 KB
  Злокачественные опухоли зачастую становятся причинами смерти людей. Согласно цитологической и гистологической структуре опухолевых клеток и тканей выделяют доброкачественные и злокачественные опухоли. Доброкачественные опухоли. Такие опухоли растут медленно и как правило не метастазируют.
82975. Антропогенные факторы загрязнения гидросферы 45.11 KB
  Существование всего живого на земле и человека в частности основано на использовании воды. Установлено что более 400 видов веществ могут вызвать загрязнение воды. Постоянно загрязняются и подземные воды при просачивании промышленных и хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ накопителей отстойников...
82976. Узагальнення та систематизація знань по темі «Поняття» 136 KB
  Систематизувати знання про поняття вдосконалювати вміння розвязувати логічні задачі класифікувати та порівнювати предмети. Сьогодні ми закріпимо і узагальнимо наші знання з теми Поняття. Побудова Асоціативного куща спираючись на знання дітей по темі Поняття.
82977. Виготовлення геометричних фігур при допомозі аплікації. Порівняння фігур за кольором, розміром, формою 1.67 MB
  Мета: вчити виготовляти геометричні фігури з паперу за допомогою аплікаціїпорівнювати фігури за кольором формою розміром; розвивати розумові здібності мовлення творчі здібності учнів; виховувати любов до своєї родини; допомогти дитині зрозуміти які цінності є духовним фундаментом повноцінної...
82978. Творимо казковий світ «Кольорочас». We create the world of wonder «Colourtime» 623.5 KB
  Мета: географія ознайомити учнів з етапами формування української нації;сформувати в учнів поняття про національний склад населення та пояснити причини його строкатості; назвати етнографічні групи українців та національні меншини; обґрунтувати географію розміщення історико географічних етнографічних...
82979. Казки народів світу, Ш. Перро «Кіт у чоботях» 1.58 MB
  Мета: Продовжити знайомство з казками народів світу. Формувати в учнів уміння повно, точно, емоційно робити висновки і висловлювати судження про прочитане та посилатися під час відповіді на текст книжки; активізувати читацьку пам’ять; збагачувати словниковий запас...
82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; зясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички звязного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.
82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.