8958

Льюис Мэмфорд: миф машины

Доклад

Логика и философия

Льюис Мэмфорд: миф машины. Мэмфорд в молодости увлекался электроникой. Несмотря на то, что он прошел четыре курса колледжа, диплома на степень бакалавра он не защитил, стал заниматься философией как неспециалист, Мэмфорд избрал гуманитарные науки и ...

Русский

2013-02-20

28.5 KB

14 чел.

Льюис Мэмфорд: миф машины.

Мэмфорд в молодости увлекался электроникой. Несмотря на то, что он прошел четыре курса колледжа, диплома на степень бакалавра он не защитил, стал заниматься философией как неспециалист, Мэмфорд избрал гуманитарные науки и стал непримиримым критиком техники. Основой человеческих действий Мэмфорд считал человеческий дух и человеческое вдохновение, направленное на творческую самореализацию.

В 1930 году Мэмфорд опубликовал небольшую статью, в которой доказывал, что машину следует рассматривать в аспекте "ее психологического, как и практического, происхождения" и оценивать в эстетических терминах в такой же мере, как и в технических. В книге "Техника и цивилизация", 1934 Мэмфорд впервые дает развернутый анализ широкого круга проблем "механической цивилизации". Сначала он описывает психологические и культурные истоки техники и лишь затем - материальные и практические причины техники. В заключительной трети своей книги автор предпринимает попытку дать аналитическую оценку современным социальным и культурным реакциям на технику. Мэмфорд говорит в своих выводах:

"Мы увидели, что машины возникают как своеобразное отрицание органической и живой природы, и мы постоянно подчеркивали факты реакции органического и живого на машины".

Большинство работ, написанных Мэмфордом после этой основной для него книги, было раскрытием высказанных в ней идей и положений, В написанном им труде «Миф о машине» Мэмфорд доказывает, что, хотя человек действительно тесно связан с земной, практической деятельностью, его необходимо рассматривать как homo sapiens (соответственно: человек-мастер и человек знающий, понимающий, "разумный"). Человек — не "делающее", а "мыслящее" существо, потому его отличает не делание, а мышление, не орудие, а дух, являющийся основой самой "человечности" человека. Как неоднократно указывает Мэмфорд, и не в одной этой работе сущность человека — не делание, не материальная созидательность, а открытие и интерпретация, Он пишет:

"Если бы внезапно исчезли все технические изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации, то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу".

Рассматривая то, что Мэмфорд называет "техническо-материалистической картиной человечества", он утверждает, что техника не была главной движущей силой развития человечества. Все технические достижения человека "меньше всего имеют своей целью увеличение количества продуктов питания или контроль над природой; они скорее направлены на использование неизмеримых внутренних органических ресурсов человека, на более адекватную реализацию его внеорганических потребностей и стремлений". Для Мэмфорда человек есть "прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо".

Важной чертой творчества Мэмфорда, является то, что его негативная критика техники сопровождается и дополняется позитивными исследованиями искусства и городской жизни. Мэмфорд, разумеется, не является сторонником простого отвержения техники. Он считает, что технику следует поощрять лишь в том случае, если она способствует усилению того аспекта человеческого бытия, который Мэмфорд называет "личным", но не ограничивает и не сужает человеческую жизнь рамками власти и силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...
84391. 1940 to the 21st Century 14.67 KB
  Among British writers in the 1940s and 1950s were novelist Graham Greene whose works span the 1930s to the 1980s and poet Dylan Thomas, while Evelyn Waugh, W.H. Auden and T. S. Eliot continued publishing significant work.
84392. Samarkand, near to ruins of ancient capital of Sogdiana (modern Afrasiab) 30.18 KB
  Having united and subordinated the lands between Amu Darya and Syr-Darya, and also Fergana and Shash viloyat, Amir Temur began aggressive campaigns. For 35 years had lasted board of A.Temur (1370 - 1405) in Central Asia.
84393. Samarkand. Нistorical context 29.55 KB
  As Movarounnahr becomes the center of trade, economy and culture of Near and Middle East. Such ancient cities as Samarkand, Kesh, Bukhara, Termez, Tashkent, Merv, etc., which were destroyed by hordes of Chingizhan began to equip with modern conveniences.
84394. Zahiriddin Muhammad Bobur (1483-1530) 282.75 KB
  In 1494 when Bobur was only 12 years old, he became a ruler. In 1503–1504 he conquered Afghanistan. During 1519 – 1525s he tried to conquer India five times. He became the founder of Bobur’s Empire which lasted more than three centuries (1526-1858).
84395. Mirzo Ulugh Beg (1394-1449) 437.58 KB
  Ulugh Beg 1394-1449 Tartar Astronomer and Mathematician Ulugh Beg made Samarkand one of the leading cultural and intellectual centers of the world. In that city he established a madrasa (Islamic institution of higher learning) that emphasized astronomical studies.