89595

Установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность»

Реферат

Этика и деонтология

Понятия этики морали и нравственности являются одними из самых распространённых в языке понятий и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Вопросом сущности этики морали и нравственности а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители начиная еще с Аристотеля.

Русский

2015-05-13

103.5 KB

4 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

            

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2] Введение

[2.1] соотношения этики и морали. основные категории и принципы этики

[3] становление и эволюция этики деловой коммуникации

[3.1] Заключение

[4] Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Деловая коммуникация или деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый человек, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным, 5 с.433.

Понятия этики, морали и нравственности являются одними из самых распространённых в языке понятий, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых.  Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных проблем для человека. 

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля. Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Целью моего реферата является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Я ставила перед собой следующие задачи:

  1.  определить точное объяснение данных терминов в отдельности;
  2.  соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой;
  3.  раскрыть влияние рыночных отношений на этику деловой коммуникации.

  1.  соотношения этики и морали. основные категории и принципы этики

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» — этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти тоже, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» — мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году,         2 с.43.

Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется обычно выражение «этические нормы».

Рассмотрим соотношение этики и морали. Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Но в  специализированном философском и научном контексте надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального значения.

Под "этикой" с момента ее появления (Аристотель "Этика"), понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее - дурное", "добродетельное - порочное", "справедливое - несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и прочее, сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ 2 с.164.

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой"  по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», "совесть", "честь", "достоинство"; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного.

Традиционная задача этики – быть «практической философией» - реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации.

Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок – все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата. Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и пр. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни. Рассмотрим некоторые из основных категорий этики.

Важным и, по сути, основным понятием этики является категория «Добра». С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, - понятие «Зла». Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (напр. Бог, дьявол).

Наряду с понятием добра в этике употребляется термин Благо. В обыденной жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро - разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра, так как разновидностью духовного блага является добро.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми характеристиками человека, так как чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности (как внешние, так и внутренние). Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни.

Способность человека понимать, критически оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием Совесть. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная характеристика личности.

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия. Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. 
Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки, 4 с.112-121.

Рассмотрим в работе также принципы этики. Принципы этики деловых отношений можно представить как совокупность нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества и определяющих правила поведения человека в системе деловых отношений.

Различают этику общечеловеческую и профессиональную. Профессиональная этика регламентирует нормы, стандарты, характерные для определенных видов деятельности. Это своеобразный кодекс поведения, приписываемый тип отношений в той или иной сфере деятельности. Этика деловых отношений – это профессиональная этика, регулирующая систему отношений в сфере бизнеса. Ее основу составляют принципы и нормы, которые будут рассмотрены далее.

Можно говорить о разных принципах этики деловых отношений, например о прагматизме, целесообразности, утилитарности. Но все-таки в качестве основных принципов следует выделить следующие.

1. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

2. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.

3. Никогда не делай того, что противоречит интересами твоей компании.

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены моральные нормы общества, [3 с. 45] .

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.

Итак, в заключение главы отметим, этика как наука исследует, что в жизни и в мире обладает для человека ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности, значение которых раскрывается через воспитание, этическое чувство, образуют систему, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), а на вершине располагаются высшие ценности.

  1.  становление и эволюция этики деловой коммуникации

Этику деловой коммуникации (общения) можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности, [5 с. 432]. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551-479 до н. э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношении между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы) сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду. С эти связано и отличие его от неблагородного, «малого человека», которое состоит в том, что: «Благородный муж постигнул справедливость, малый человек постигнул выгоду».

У Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике общения и делового поведения. Прежде всего они относятся к принципам общения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Например: «Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими», «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?» Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальность и в наши дни.

Как и на Востоке,  в Западной Европе с древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470-399 до н.э.) говорит о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки». Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общества.

Основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало». Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становиться доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости становиться умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Получение прибыли в этикете протестантизма также считается богоугодным делом. Но при этом существует очень важное условие: оно должно быть полезным ближним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение условий и договоров.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведение следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Рассматривая современное состояние этики можно отметить, что в 1994 году в швейцарском городе Ко (Caux) была принята Декларация Ко "Принципы Бизнеса". Это своего рода попытка выработать главные принципы международного бизнеса, объединив восточную и западную сферы деловой культуры.

В Декларации Ко в качестве базовых принципов международного бизнеса выделены следующие, [5 с. 453]:

  •  ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  •  экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости, мировому сообществу;
  •  этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  •  уважение правовых норм;
  •  поддержка многосторонних торговых отношений;
  •  забота об окружающей среде;
  •  отказ от противозаконных действий.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура -это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. 

Заключение

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

В настоящий момент в России роль этики как науки велика: она позволяет проанализировать нравственное состояние общества, указать на причины, вызвавшие данное состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

В центре этики находится мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов поведения и т.п. Эти системы определяют границы отношений и взаимодействий людей в обществе, поскольку нормы морали устанавливают сами люди. Понятно, что конкретное содержание этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, что понимается под категориями добра и зла в данной эпохе. Анализ исторического развития этических учений показывает, что в различные исторические периоды в социуме существовали весьма разные представления о высших ценностях, о мире, о нравственности. Например, для современного российского общества характерны иные требования к личности, ее морали, нежели в эпоху "застоя".

Взаимоотношения людей в сфере предпринимательства регулируются неписанными законами рынка, то есть этикой рынка: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.

На сегодняшний день российская деловая среда стоит на пороге формирования новых принципов деловой культуры и практики, которые позволили бы ей еще активнее включаться в мировой рынок. 

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Балашов Л.Е. Этика – М: Апрель, 2009. – 263 с.
  2.  Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 315 с.
  3.  Основы делового этикета. – URL:// http://ayp.ru/library/osnovy-delovogo-etiketa/5837 (Дата обращения: 09.02.2014)
  4.   Подопригора М.Г. Деловая этика. – Таганрог: Изд. ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
  5.  Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 507с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2230. Египетский урок французского абсурда, или Опасные капризы из Гизы 13.95 KB
  Является ли французский драматург-абсурдист Эжен Ионеско, совершенно бессмысленный и беспощадный на первый (неопытный) взгляд, программным автором для тех, кто к ярым театралам и добросовестным филологам себя не причисляет.
2231. Железо-углеродистые сплавы 18.48 KB
  ОСНОВНЫЕ РАВНОВЕСНЫЕ ФАЗЫ И СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОДИСТЫХ СПЛАВОВ.
2232. Психология личности 1.13 MB
  Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии. Личность в отечественной психологии. Концепции личности К.К. Платонова. Учение Б.Г. Ананьева о человеке. Направленность в структуре личности.
2233. Религия в древнем Египте 15.77 KB
  Религиозные верования в ранних обществах. Фетишизм - наделение предметов сверхъестественными свойствами. Древнеегипетское общество.
2234. Голография и ее применение 1.04 MB
  Физические принципы голографии. Голографические оптические элементы. Голографические запоминающие устройства. Носители информации для голографических запоминающих устройств. Голографические запоминающие устройства двоичной информации.
2235. Деньги, их сущность и функции 15.92 KB
  Деньги - всеобщий эквивалент, всеобщее покупательное средство. Главная черта денег-свойство абсолютной ликвидности.
2236. Расчет величин, характеризующих силовой энергетический трансформатор и его режимы работы 302.89 KB
  СИЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТОР И ОСНОВНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЕГО ТЕОРИИ. УСЛОВИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПОДСТАНЦИИ. ЗАВИСИМОСТЬ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ В СЕРДЕЧНИКЕ ОТ ТОКА ПЕРВИЧНОЙ ОБМОТКИ. СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА В РЕЖИМАХ ХОЛОСТОГО ХОДА И КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ.
2237. Исследование теоретико-методологических аспектов позиционирования бренда 768.83 KB
  Проанализировать методы и процесс позиционирования бренда; дать оценку состояния бренда предприятия (на примере ОАО Эдельвейс), разработать рекомендации по управлению позиционированием бренда.
2238. Математическая физика 1.55 MB
  Единичное ступенчатое воздействие. Импульсное воздействие. Гармоническое (синусоидальное) воздействие.