89598

Финансирование агропромышленного комплекса

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП.

Русский

2015-05-13

511 KB

14 чел.

PAGE  40

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа

по дисциплине:

«Государственные и муниципальные финансы»

на тему:

«Финансирование агропромышленного комплекса»

Выполнил (а) :

Студент (ка):

курса

группы

Проверил:

Преподаватель:

г. Нижний Новгород,  2013

Содержание

[1] Содержание

[2] Глава I. Сельское хозяйство в системе региональной экономики

[3] 1.1 Роль и функции сельского хозяйства

[4] 1.2 Характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства

[5] 1.3 Источники финансирования сельского хозяйства

[6] Глава  II. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области

[7] 2.1 Анализ агропромышленного комплекса Нижегородской области за последние годы

[8] 2.2 Финансирование   агропромышленного    комплекса Нижегородской области

[9] Глава III. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства  в Нижегородской области.

[10] 3.1 Основные тенденции развития и поддержка АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности.

[11] 3.2 Пути     совершенствования   государственной     системы финансирования АПК

[12] 3.3 Совершенствование финансирования и финансового оздоровления сельского хозяйства Нижегородской области

[13] 3.4 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2013 году

[14] Заключение

[15] Список использованной литературы

[16]
Приложение 1

[17] Приложение 2


Введение

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине ХХ века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути1.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции2.

Рост инвестиций в АПК позволит перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием для внедрения современных технологий, снизить издержки производства и обеспечить наращивание производства конкурентоспособной продукцией, благодаря росту производительности труда. Поэтому так важно уделить внимание финансированию агропромышленного комплекса, в этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Цель курсовой работы – изучить финансирование агропромышленного комплекса из бюджета.

Объект изучения – агропромышленный комплекс.

Предмет исследования - финансирование расходов агропромышленного комплекса.

Задачи работы:

- показать роль и функции сельского хозяйства, охарактеризовать отраслевую структуру сельского хозяйства, источники финансирования и роль бюджета в финансировании сельского хозяйства;

- проанализировать структуру расходов бюджета за последние годы на финансирование сельскохозяйственного производства Нижегородской области;

- предложить пути совершенствования бюджетного финансирования агропромышленного комплекса.

Курсовая работа состоит из трёх глав и подразделов, списка литературы, введения и заключения.

Глава I. Сельское хозяйство в системе региональной экономики

1.1 Роль и функции сельского хозяйства

Начиная с выращивания сахарного тростника в ХVI веке, экономическое развитие страны постоянно зависело от спадов и подъемов в сельском хозяйстве. За сахарным тростником последовали хлопок, какао, каучук и кофе.

70-е годы характеризовались общим увеличением числа наименований экспортируемых сельскохозяйственных продуктов. Объем и разнообразие сельскохозяйственной продукции в виде полуфабрикатов и готовых продуктов значительно увеличились, благодаря стимулированию правительством производства готовой продукции.

Сельское хозяйство в 80-е годы продолжало играть значительную  роль в экономике страны, однако поодиночке сельскохозяйственные культуры, например, сахар, кофе, каучук перестали играть доминирующую роль. Посредством финансовых поощрений и льготного кредитования Федеральное правительство способствовало развитию более эффективного сельского хозяйства. Кроме этого, были приложены усилия для контроля над миграцией сельского населения в городские зоны: на сельскую местность распространялись льготы, принимались рациональные планы аграрной реформы, стимулировались мелкие, до сих пор не выгодные, сельскохозяйственные производства и, в целом, улучшалось качество жизни в районах, удаленных от крупных центров.

Сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место и обладает рядом особенностей. Важнейшей из них является то, что ведение производства органично связано с использованием земли и природной среды; при этом земля служит главным средством производства. Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов растений, что предопределяет несовпадение периода производства с рабочим периодом.

Сельское хозяйство во многом зависит от пока еще управляемых климатических и погодных условий, отличается большой территориальной рассредоточенностью производства; в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, в воспроизводственном процессе используется продукция собственного производства (семена, корма и др.).

В сельском хозяйстве наблюдается высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интенсификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характер производства и использования техники и др. Требуются большие вложения в землю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче. Без государственного вмешательства невозможно решить задачи по поддержанию сельскохозяйственного производства на должном уровне.

Итак, агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

АПК включает 4 сферы деятельности:

Сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д.

Отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.

Отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности.

Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

Далее рассмотрим структуру экономики РФ за последние годы.

Таблица 1

Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности, млрд. руб.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

41276,85

38807,22

46308,54

55799,57

62599,06

в том числе:

Валовая добавленная стоимость  в основных ценах

35182,70

33831,32

40040,08

47505,50

53284,54

в том числе:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1486,57

1504,42

1451,53

1973,54

1951,97

Рыболовство, рыбоводство

62,69

80,64

96,98

98,90

108,93

Добыча полезных ископаемых

3284,63

2885,40

3842,81

5157,32

5801,36

Обрабатывающие производства

6163,94

5005,34

5934,66

7385,49

8091,72

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

1033,97

1388,74

1527,09

1814,47

1845,81

Строительство

2225,33

2101,48

2587,81

3101,83

3444,96

Оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

7137,73

6060,52

8020,97

9329,73

10514,08

Гостиницы и рестораны

357,97

343,67

403,28

462,04

514,33

Транспорт и связь

3258,28

3249,64

3662,46

3971,51

4350,58

Финансовая деятельность

1537,85

1707,15

1773,51

1956,05

2328,46

Операции с недвижимым имуществом, аренда

и предоставление услуг

3959,39

4220,60

4901,52

5645,78

6285,59

Государственное управление и обеспечение

военной безопасности; социальное страхование

1884,40

2203,21

2423,55

2672,62

3520,83

Образование

970,66

1134,21

1225,97

1386,30

1583,97

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг

1197,84

1360,34

1487,30

1773,01

2081,90

Предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг

621,46

585,95

700,59

776,89

860,01

Деятельность домашних хозяйств

0,00

0,00

0,05

0,05

0,05

Налоги на продукты

6323,85

5202,13

6462,57

8463,32

9492,35

Субсидии на продукты

229,70

226,24

194,10

169,25

177,83

Чистые налоги на продукты

6094,15

4975,89

6268,46

8294,07

9314,52

Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,952 трлн. руб. в 2012 , что на 21 млрд. руб. меньше, чем в 2011 году.

В структуре валового внутреннего продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занимают 3,12 % в 2012 году, что на 0,48 % меньше чем в 2011 году (см. рис. 2).

В 2012 году объём ВВП сельского хозяйства России вырос на 240 % по сравнению с 2002 годом, соответственно с 573,8 до 1952 млрд. руб.

Рис. 1 Индекс производства продукции сельского хозяйства

С 2004 по 2010 год индекс производства продукции сельского хозяйства России снизился на 13,7%.  Индекс производства продукции сельского хозяйства растениеводства России снизился на 30,1 %, животноводства на 13,7 % (см. рис. 1).

Таблица 2

Расходы бюджетов на финансирование сельского хозяйства

 

2010 год

2011 год

2012 год

Изменения,

млрд. руб.

Изменения,

%

Консолидированный бюджет

262,32

268,72

276,52

7,80

2,90

Федеральный бюджет

35,32

141,45

148,82

7,37

5,21

Рис. 2 Расходы бюджетов на финансирование сельского хозяйства

В 2012 году объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство составил 148,82 млрд. рублей. Удельный вес сельского хозяйства в расходной части федерального бюджета увеличился с 7,9 % в 2011 году до 8,3 % в 2012 году.

В 2012 году расходы консолидированного бюджета РФ составили 276,52 млрд. руб., что на 7,8 млрд. руб. больше, чем в 2011 году, темпы роста составили 2,9 %.

Доля сельского хозяйства в ВВП России в 2012 г. составила – 3,12 % (см. рис. 3), а  в 2011 году  - 3,6 %. Таким образом, доля сельского хозяйства в ВВП России снизилась на 0,46 % в 2012 г. в сравнении с 2011 годом.


Рис. 3 Структура экономики РФ, 2012 год  (по отношению к ВВП)


1.2 Характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства

Основой сельского хозяйства и АПК в целом является  растениеводство с его подотраслями: полеводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и животноводство, к которому относятся скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, прудовое рыбоводство, пушное звероводство, пчеловодство и др.

Для обеспечения устойчивого снабжения населения всеми видами высокоценного продовольствия планируется определенное соотношение в развитии отдельных отраслей животноводства. Основным направлением увеличения ресурсов мяса является рост производства говядины. Поэтому интенсивно развивается скотоводство, осуществляются меры по росту производства говядины путем интенсивного выращивания и откорма молодняка мясных пород крупного рогатого скота.

Растениеводство и животноводство тесно связаны между собой и как бы дополняют друг друга. Растениеводство поставляет животноводству корма, а животноводство дает ценное органическое удобрение, необходимое для восстановления плодородия почв. Эти отрасли занимают наибольший удельный вес в структуре товарной продукции.

Дополнительные отрасли, как и основные, производят товарную продукцию, но в сравнительно малом объеме. Их, как правило, создают для переработки сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации - это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

В структуре АПК выделяют три сферы.

Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.

Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство.

Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК, производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства3.

Далее рассмотрим структуру продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по данным Росстата (таблица 3).

По данным Росстата, в 2012 году продукция сельского хозяйства России составил 3190,4 млрд. руб., из которых на растениеводство (земледелие) приходилось 1474,7 млрд. руб. (46,2 %), а на животноводство — 1715,7 млрд. руб. (53,8 %). По категориям производителей больше всего продукции дали сельскохозяйственные организации (46,7 % или на сумму 1491,2 млрд. руб.); на втором месте — хозяйства населения , давшие 44,7 % или 1428,1 млрд. руб.; меньше всего произвели крестьянские (фермерские) хозяйства — 8,6 % или на сумму 271,1млрд. руб. (таблица 3).

Таблица 3

Структура продукции сельского хозяйства

по категориям хозяйств, млрд. руб., по данным Росстата

2009

2010

2011

2012

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

2515,9

2587,8

3261,7

3190,4

в том числе:

растениеводства

1238,9

1191,5

1703,5

1474,7

животноводства

1277,0

1396,3

1558,2

1715,7

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

1141,5

1150,0

1540,6

1491,2

в том числе:

растениеводства

542,8

485,9

775,4

631,3

животноводства

598,7

664,1

765,2

859,9

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

1184,7

1250,4

1426,9

1428,1

в том числе:

растениеводства

552,9

572,1

699,0

647,8

животноводства

631,8

678,3

727,9

780,3

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства

189,7

187,4

294,2

271,1

в том числе:

растениеводства

143,2

133,5

229,1

195,6

животноводства

46,5

53,9

65,1

75,5

Наибольший удельный вес в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2012 году занимает продукция сельского хозяйства сельскохозяйственных организаций – 46,7 %.

1.3 Источники финансирования сельского хозяйства

Финансирование агропромышленного комплекса проходит по нескольким направлениям: содержание землеустроительных организаций,  помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование.

Финансирование сельского хозяйства – это система планового обеспечения финансовыми ресурсами расширенного воспроизводства  в сельском хозяйстве. С 1986 финансирование сельского хозяйства осуществляется через систему АПК, который планируется, финансируется и управляется как единое целое.

Источниками финансирования сельского хозяйства   предприятий служат собственные средства, централизованные фонды агропромышленные формирования, безвозвратное бюджетное финансирование, перераспределение бюджетных ассигнований, а также кредитов. В условиях перехода предприятий на полный хозрасчёт и самофинансирование, предполагающее развитие хозяйств за счёт собственных средств и привлечения банковских ссуд, расширяется самостоятельность хозяйств в использовании не только собственных, но и всех свободных финансовых ресурсов, независимо от источников формирования и назначения.

Собственные источники денежных средств для финансирования сельского хозяйства   формируются главным образом за счёт выручки от реализации продукции, выполнения работ и услуг на сторону и др. финансово- хозяйственных операций предприятий.

Среди собственных источников финансирования основная роль принадлежит прибыли,  которую после платежей в бюджет и уплаты процентов по кредитам банка хозяйства распределяют по своему усмотрению, направляя в первую очередь на погашение ссуд, финансирование плановых мероприятий, отчислений в централизованные фонды агропромышленных органов и собственные фонды экономии, стимулирования. Источниками собственных средств служат также амортизационные отчисления, страховые выплаты, выручка от продажи леса на корню, рабочего скота, излишков и устаревших производств. фондов; экономия от снижения стоимости строительства и капитального ремонта и т. д.

Централизованные фонды агропромышленных органов создаются за счёт определения нормативных отчислений хозяйств и используются для выравнивания условий хозяйствования, оказания финансовой помощи пострадавшим от неблагоприятных погодных условий и т. д. Безвозмездные ассигнования из бюджета выделяются на затраты по дальнейшему развитию материально -технической базы для наращивания производства с.-х. продукции и решения социальных проблем.

За счёт бюджетных средств осуществляются мелиорации земель, их защита от водной и ветровой эрозии, и др. целевые мероприятия. С переходом с.-х. предприятий на самофинансирование роль бюджетного финансирования существенно снижается и определяющее значение приобретают собственные  источники вообще и прибыль в особенности.

Рациональное использование финансовых ресурсов основывается на финансовом планировании. В с.-х. предприятиях финансовый план является составной частью производственно - финансового плана, в котором отражаются общие доходы и расходы хозяйства на предстоящий год (по кварталам).

Глава  II. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области

2.1 Анализ агропромышленного комплекса Нижегородской области за последние годы

Область расположена в центре Европейской части России, в 430 километрах восточнее Москвы на месте слияния Оки и Волги. В составе области имеется: 44 района области и 4 городских округа; 28 городов, из них 8 городов областного и 20 районного значения; 57 рабочих поселка, из них 11 входят в состав городских округов; 4770 сельских населенных пунктов.

Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 2805,0 тыс. га, в том числе 1956,8 тыс. га пашня, это 1,5 и 1,7 процента от соответствующих показателей России.

По данным статистики на 1 января 2012 года на территории Нижегородской области проживает 3285,6 тыс. человек, из них в сельской местности 675,4 тыс. человек, что на 22 и на 21 тыс. человек соответственно меньше 2011 года.

В 2011 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 51,6 млрд. рублей, что на 12,6 млрд. рублей, или 32,3% больше уровня 2010 года.

Индекс физического объема составил 122,1%, в том числе по сельскохозяйственным организациям 131,4%.

Рост стоимости валовой продукции и объемов производства в основном обусловлен значительным ростом производства продукции растениеводства, индекс физического объема которой составил 153,9%. В то же время, по продукции животноводства ИФО оценивается на уровне 98,3%.

Рис. 4 Объёмы валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств Нижегородской области, млрд. руб.

Рис. 5 Индекс производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Нижегородской области, % (в сопоставимых ценах).

Наибольший объем производства сельскохозяйственной продукции сосредоточен в сельскохозяйственных организациях – 57,1%, что на 4,2 процентных пункта больше 2006 года. В 2 раза увеличился удельный вес производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и составил 5,8%. 

Основным направлением в сельском хозяйстве области является животноводство, в структуре выручки по данным годового отчета за 2011 год оно занимает 73,2% (-1,3 процентных пункта к уровню 2010 года), а растениеводство – 26,8% (+1,3 процентных пункта).

В животноводстве основным направлением является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 44,2% (+3,2 процентных пункта). Удельный вес выручки от реализации молока – 35,8%  (-1,3 процентных пункта), от яйца – 18,9% (-1,9 процентных пункта).

В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 54,8% (+6,3 процентных пункта), картофель – 16,6% (-5,2), овощи защищенного грунта занимают 11,2% (-1,4), сахарная свекла – 3,8% (+0,5 процентных пункта).

По производству зерна во всех категориях хозяйств область занимает 22 место в России и 5 место среди регионов ПФО (6,1% производства от ПФО), картофеля – 11 место в РФ и 3 место в ПФО (10,9%), овощей – 13 место в РФ и 4 место в ПФО (9,9%), скота и птицы в живом весе – 26 место в РФ и 7 место в ПФО (5,6%), молока – 16 место в РФ и 6 место в ПФО (34,8%), яиц – 9 место в РФ и 1 место в ПФО (11,7%).

Рис. 6 Анализ количества сельскохозяйственных организаций Нижегородской области по видам деятельности в 2011 году

Животноводством в области занимается 423 организации или 70% от их общего количества. Из них производство молока осуществляется в 351 хозяйстве, выращивание крупного рогатого скота на мясо – в 373, свиноводство – в 42, птицеводство – в 11 организациях.

Производством продукции растениеводства занимается 561 сельскохозяйственная организация, из них зерном – 506, картофелем – 118, овощами открытого грунта – 24 организации.

2.2 Финансирование   агропромышленного    комплекса Нижегородской области

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

На развитие агропромышленного комплекса в 2011 году из областного бюджета выделено 3935,0 млн. рублей (в рамках действующих целевых программ и внепрограммных мероприятий), в т.ч. 492,5 млн. рублей на социальное развитие села.

Рис. 7 Финансирование АПК Нижегородской области, млн. руб.

Финансирование основных мероприятий областного бюджета в 2011 году осуществлялось на условиях софинансирования расходов федерального бюджета, в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2011-2012 годы», «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2009 – 2013 годы», «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» и других.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2011 году были:

- субсидии на поддержку животноводства – 1594,7 млн. рублей;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 годах на срок от 2 до 10 лет – 299,6 млн. рублей;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года – 278,6 млн. рублей;

- субсидии на поддержку элитного семеноводства – 54,9 млн. рублей;

- на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами – 52,6 млн. рублей и др.

Из федерального бюджета поступило 1688,5 млн. рублей (в т.ч.131 млн. рублей капвложения).

Таблица 4

Финансирование АПК из федерального бюджета, млн. рублей

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Поддержка племенного дела в животноводстве

26,7

48,1

78,6

94,4

52,0

Поддержка элитного семеноводства

3,6

20,7

24,2

18,8

66,6

Поддержка на сырье льна и конопли

1,4

4,3

3,6

13,2

Субсидии на поддержку садоводства и виноградорства

0,9

1,5

0,5

0,799

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации

5,2

288,6

258,9

97,4

100,3

Субсидии по краткосрочным кредитам

106,1

144,3

275,3

223,6

389,4

Субсидии по инвестиционным кредитам

233,2

346,0

374,4

494,6

497,1

Возмещение части затрат страхового взноса по страхованию посевов

64,2

38,5

30,9

60,6

68,0

Субсидирование части затрат на приобретение ГСМ

104,7

148,6

Субсидирование части затрат по погибшим посевам зерновых культур

Субвенции на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных, биологических ресурсов и объектов животного мира

0,4

0,72

0,6

Субсидии по кредитам, полученными малыми формами хозяйствования

171,0

197

209,5

209,5

171,9

Возмещение части затрат на комбикорма

170,4

Капвложения (газификация, водоснабжение, жилье, образовательные учреждения)

124,04

173,7

149,2

127,7

131,011

Экономически значимые программы

198,2

Прочие

30,1

7,8

0

Итого:

841,4

1612,7

1413,8

1326,5

1688,5

Из федерального бюджета на поддержку АПК области было получено
1688,5
 млн. рублей, что на 27,3% больше уровня 2010 года. Бюджетные средства были направлены на элитное семеноводство, племенное дело, субсидирование процентных ставок по кредитам, возмещение части страховых платежей, финансирование экономически значимых программ и на другие цели.

Таким образом, совокупная финансовая поддержка агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составила 5,62 млрд. рублей, что на 15,8% больше уровня 2010 года.

В структуре финансирования агропромышленного комплекса областной бюджет занимает 70%, федеральный – 30%.

Основная часть средств была направлена на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях – 497,1 млн. рублей и субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в кредитных организациях и займам полученным в СКПК на срок до 1 года 389,4 млн. рублей.

Финансирование АПК из областного бюджета представлено в приложении 1.

Рис. 8 Привлечение льготных кредитов с субсидированием процентной ставки за счёт средств областного и федерального бюджетов (с учётом малых форм), млрд. руб.

В 2011 году привлечено 10 млрд. рублей кредитных ресурсов банков с субсидированием процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе 2,7 млрд. рублей инвестиционных кредитов на приобретение племенного скота, техники и оборудования. Из общей суммы кредитных ресурсов 1329,8 млн. рублей использовано в малых формах хозяйствования.

  

Глава III. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства  в Нижегородской области.

3.1 Основные тенденции развития и поддержка АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня4.  

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике5.  

Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким.  В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.

Рассмотрим основные направления развития и поддержку АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности:

1. Поддержание почвенного плодородия. Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;

сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;

внесение минеральных удобрений;

организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.

2. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является мерой.

В рамках опытно-конструкторских работ предполагается провести техническое и рабочее проектирование составных частей и системы в целом.

3. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

развитие на федеральном уровне учебно-методического центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации (далее - учебно-методические центры);

интеграция учебно-методических центров с системой информационного обеспечения;

обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.

4. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.

Реализацию мер поддержки АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности страны отразится при прогнозе расходов федерального бюджета.

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство», в 2012–2015 гг., в млрд. руб.

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Отклонение 2015 г. к 2012 г., %

Расходы по разделу «Национальная экономика», в т.ч.

1754,1

1702,8

1682,0

1630,3

-17,6

- сельское хозяйство и рыболовство

149,5

150,5

152,7

165,6

-7,6%

В 2013–2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами – вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд. руб. в 2012 г. до 165,6 млрд. руб. в 2015 г. (+10,0%). В то же время расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013–2015 гг. прирастают на 14,7% относительно 2012 г. в связи с реализацией новых механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов и удобрений, кредитования, экспорта.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

3.2 Пути     совершенствования   государственной     системы финансирования АПК

Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при условии софинансирования расходов из регионального бюджета. Ее направления конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»6.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1509745406,93 тыс. руб.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Активный экономический рост в сельском хозяйстве наблюдался последние 5 лет при реализации государственной программы «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»7. С 2008 по 2012 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.

Показатели финансирования мероприятий Программы приведены в таблице.

Таблица 6

Объемы и источники финансирования государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», млн. руб.

Показатели

Годы

Всего

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем финанси-рования, в.т.ч. средства федерального бюджета

158942,9

161998,5

175419,2

185964,6

194733,3

203515,5

211251,5

217919,9

158942,9

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет. 158942,9 млн. руб.

Результатом реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» будет повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров. Это будет с учетом структуры переходящих запасов к 2020 г.: зерна – до 99,7%, свекловичного сахара – до 93,2%, растительного масла – до 87,7%, картофеля – до 98,7%, мяса и мясопродуктов – до 88,3%, молока и молокопродуктов – до 90,2%.

Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий будет (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2012 г. выше на 20,8%, пищевых продуктов – на 35%; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4,5%; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 10-15% (с учетом субсидий); доведение соотношения уровней заработной платы.

Конкретные мероприятия по реструктуризации и повышению эффективности бюджетных расходов в агропродовольственном секторе:

1. Изменение системы бюджетного планирования

В настоящее время основные программы поддержки АПК стали позициями бюджетной классификации – племенные дотации, дотации на семена, лизинговый фонд, поддержка кредита т.д. Бюджетный классификатор каждого региона должен отражать региональную программу развития АПК и меняться по мере ее пересмотра.

Необходим переход от ежегодного к среднесрочному планированию агропродовольственной политики - Программа развития АПК должна приниматься на 3-4 года, чтобы давать возможность субъектам рынка иметь среднесрочные ориентиры для своего функционирования.

2. Изменение системы субсидирования частного бизнеса в АПК, путем:

1) Переноса центра тяжести со связанных мер на несвязанные меры

Связанные меры (прямые субсидии на продукцию, интервенции, производственные квоты, меры субсидирования факторов производства) – это меры, обусловленные объемами производства, напрямую влияющие на эти объемы и потому наиболее сильно воздействующие на рынки.

2) Субсидирования сельского хозяйства vers поддержка сельского развития

Рост продуктивности в аграрном производстве ведет к резкому снижению потребности в рабочей силе непосредственно в сельском хозяйстве. Это приводит либо к росту скрытой форме безработицы, либо к массовой миграции сельского населения в города. Снижение плотности населения во многих сельских территориях будет означать утрату социо -культурного контроля над этой территорией страны.

3) Элиминирования лимитного принципа распределения субсидий

Министерство сельского хозяйства РФ устанавливает верхние пределы (лимиты) расходов по каждому направлению для регионов. В среднем лимиты делятся пропорционально валовой продукции сельского хозяйства региона. Аналогично этот лимит доводится до частных производителей. Это имеет ряд негативных последствий.

Субсидии должны быть равнодоступны всем субъектам рынка, отвечающим условиям получения этой субсидии. Для гарантирования исполнения бюджетных обязательств может быть введено 10%-ное резервирование бюджетных средств по каждой отдельной программе или по всей их совокупности.

4) Предложения по изменению отдельных программ субсидирования

Программы компенсации части расходов на производственные ресурсы (минеральные удобрения и средства защиты растений, техническое переоснащение, племенной материал, семена, иногда – горюче-смазочные материалы) часто приводят к ухудшению положения аграрного сектора, что означает неэффективное расходование бюджетных средств. Эти программы необходимо изменить.

3.3 Совершенствование финансирования и финансового оздоровления сельского хозяйства Нижегородской области 

Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области действует система льготного кредитования.

Объем льготных кредитов с субсидированием процентной ставки за счет средств областного и федерального бюджетов, выданных организациям АПК Нижегородской области в 2011 году, составил 10 млрд. рублей, в т.ч. 2,7 млрд. рублей инвестиционных.

Малыми формами хозяйствования было получено 1329,8 млн. рублей кредитов и займов, из них владельцами личных подсобных хозяйств – 1079,4 млн. рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – 205,6 млн. рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами – 43,9 млн. рублей.

Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими), на условиях софинансирования с областным бюджетом.

В рамках реализации Федерального закона от 09.07.2002 года №83-ФЗ
«О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в программу финансового оздоровления принято 461 сельхозорганизации и
3 фермерских хозяйства.

Общая сумма реструктуризированной кредиторской задолженности по ним составляет 2,13 млрд. рублей, из нее общая сумма основного долга – 909 млн. рублей.

Дополнительно были подписаны соглашения о списании пеней и штрафов на сумму более 1,22 млрд. рублей. Из общей суммы пеней и штрафов единовременно списаны со счетов предприятий 573 млн. рублей в соответствии с Указом Президента РФ, что положительно сказалось на финансовых результатах отрасли.

По состоянию на 01.01.2013 года из Программы реструктуризации кредиторской задолженности было исключено 225 организаций, за неисполнение должниками принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов и прекративших производственную деятельность, в том числе 19 организаций в 2012 году. 10 сельскохозяйственных организаций досрочно погасили кредиторскую задолженность.

Учитывая, что в 2011- 2012 годах по ряду предприятий - участников Программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей наступил срок оплаты основного долга, в соответствии с графиками заключенных соглашений о реструктуризации долгов, Постановлением Правительства Нижегородской области от 5.11.2009 года №795 было утверждено Положение о предоставлении средств областного бюджета на погашение реструктуризированной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами в 2010-2012 годах.

В 2012 году по данной программе было профинансировано за счет средств областного бюджета 52,6 млн. рублей.

В 2013 году в соответствии с графиками заключенных соглашений о реструктуризации долгов, у 243 сельскохозяйственных организаций наступает срок погашения реструктуризированной задолженности. На погашение реструктуризированной задолженности областным бюджетом на 2013 год предусмотрено 40 млн. рублей. Совместно с финансовыми и налоговыми органами в текущем году будет проводиться работа по составлению реестров сельскохозяйственных организаций на получение из областного бюджета средств на погашение реструктуризированной задолженности.

Согласно имеющейся информации 94 организации находятся в процедуре банкротства.

Для укрепления финансовой устойчивости АПК Нижегородской области в 2013 – 2020 гг. будет проходить финансирование областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882 (см. Приложение 2).

Одними из основных задач программы являются:

- стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;

- развитие малых форм хозяйствования и кооперации;

- укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК и другие.

3.4 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2013 году

В 2013 году расходы бюджета Нижегородской области на сельское хозяйство составят 3,9 миллиарда рублей.

Финансовая поддержка аграриев вырастет на 14 процентов по сравнению с 2012 годом. В рамках реализации областной целевой программы (ОЦП) "Развитие АПК" будет осуществляться субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых сельхозпредприятиями, а также финансовая поддержка животноводческих и растениеводческих хозяйств.

Предусмотрены также межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. Основная часть средств - три миллиарда рублей (это на 20 процентов больше, чем в 2012 году) - будет направлена на ОЦП. Одним из главных направлений программы является стабилизация и увеличение поголовья крупного рогатого скота. На эти цели запланировано израсходовать 1,7 миллиарда рублей.

Евгений Морозов отметил, что за счет областного бюджета планируется повысить в два раза - до двух тысяч рублей - ежемесячную доплату к зарплате молодым специалистам сельхозпредприятий. Предполагается распространить эту льготу и на молодых специалистов фермерских хозяйств.

       

Заключение 

Таким образом, в структуре валового внутреннего продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занимают 3,12 % в 2012 году, что на 0,48 % меньше чем в 2011 году.

В 2012 году объём ВВП сельского хозяйства России вырос на 240 % по сравнению с 2002 годом, соответственно с 573,8 до 1952 млрд. руб.

С 2004 по 2010 год индекс производства продукции сельского хозяйства России снизился на 13,7%.  Индекс производства продукции сельского хозяйства растениеводства России снизился на 30,1 %, животноводства на 13,7 %.

В 2012 году объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство составил 148,82 млрд. рублей. Удельный вес сельского хозяйства в расходной части федерального бюджета увеличился с 7,9 % в 2011 году до 8,3 % в 2012 году.

В 2012 году расходы консолидированного бюджета РФ составили 276,52 млрд. руб., что на 7,8 млрд. руб. больше, чем в 2011 году, темпы роста составили 2,9 %.

Доля сельского хозяйства в ВВП России в 2012 г. составила – 3,12 %, а  в 2011 году  - 3,6 %. Таким образом, доля сельского хозяйства в ВВП России снизилась на 0,46 % в 2012 г. в сравнении с 2011 годом.

На развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2011 году из областного бюджета выделено 3935,0 млн. рублей (в рамках действующих целевых программ и внепрограммных мероприятий), в т.ч. 492,5 млн. руб. на социальное развитие села.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета Нижегородской области  в 2011 году были:

- субсидии на поддержку животноводства – 1594,7 млн. рублей;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 годах на срок от 2 до 10 лет – 299,6 млн. рублей;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года – 278,6 млн. рублей;

- субсидии на поддержку элитного семеноводства – 54,9 млн. рублей;

- на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами – 52,6 млн. рублей и др.

Из федерального бюджета поступило 1688,5 млн. рублей (в т.ч.131 млн. рублей капвложения).

Результатом реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в целом по России будет повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров.

В 2013 году расходы бюджета Нижегородской области на сельское хозяйство составят 3,9 миллиарда рублей.

Финансовая поддержка аграриев вырастет на 14 процентов по сравнению с 2012 годом. В рамках реализации областной целевой программы (ОЦП) "Развитие АПК" в Нижегородской области будет осуществляться субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых сельхозпредприятиями, а также финансовая поддержка животноводческих и растениеводческих хозяйств.

Список использованной литературы

Законодательные материалы:

  1.  Государственная программа «О развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
  2.  Областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882
  3.  Постановление Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Основная литература:

  1.  Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
  2.  Борисова, И.В. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И.В. Борисова // Вопросы экономики. − 2010. − № 4. − С.24-42.
  3.  Дорождеев, А.В. Совершенствование государственного регулирования экономики / А.В. Дорождеев // Финансы и кредит. – 2012. − № 17. – С. 41-45.
  4.  Докальская, В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств / В.К. Докальская // Финансы. – 2011. − № 8. – С. 71-72.
  5.  Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
  6.  Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
  7.  Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
  8.  Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
  9.  Райская, Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Н.Н.Райская, Л.С.Рощина, А.А.Френкель, Э.Ф.Баранов // Вопросы статистики. − 2010. − № 1. − С.45-60.
  10.  Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
  11.  Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
  12.  Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
  13.  Цветков В., Джумов А. - Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2009.

Интернет ресурсы:

  1.  Федеральная служба государственной статистики, Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, Официальный сайт в Интернете: http://www.gks.ru/
  2.  Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области,  (АПК Нижегородской области в цифрах) Официальный сайт в Интернете: http://www.mcx-nnov.ru/
  3.  Министерство Финансов РФ, сайт в Интернете: http://info.minfin.ru/


Приложение 1

Финансирование АПК из областного бюджета Нижегородской области, млн. рублей

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

Финансовая поддержка по приобретению средств химизации, программа сохранения и восстановление плодородия земель

81,6

135,2

302,7

152,6

164,3

Агрохиммелиорация

55,3

77,5

26,5

Финансирование работ по агролесомелиоративным мероприятиям

3,4

1,5

Ремонт и содержание мелиоративных систем

7

10,5

10,3

9,0

Агрохимобследование

6

7,1

2,2

3,0

Кадровое обеспечение

20,6

23,4

35,1

37,0

38,7

Финансовая поддержка развития племенного дела в животноводстве

67,9

63,8

99,0

92,7

65,1

Финансовая поддержка за реализацию сельскохозяйственной продукции производства:

- продукция растениеводства

21,7

24,6

25,3

19,2

19,4

- продукция животноводства

212,3

214,0

359,0

935,5

1614,2

Дотация на производство льна и конопли

4,9

6,0

5,9

9,3

6,0

Финансовая поддержка элитного семеноводства и закупки

22

21,3

59,6

74,2

54,9

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских коммерческих организациях

301,8

424,1

500,3

621,1

578,3

Возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, полученным ЛПХ, КФХ и кредитными, снабженческими и потребительскими кооперативами

6,9

12,6

13,3

11,3

6,9

Возмещение части страховых платежей

25,2

34,2

28,9

39,2

41,6

Возмещение части затрат на оплату первоначального взноса при получении техники по лизингу

90

165,9

147,8

10,0

Финансовая помощь по приобретению ГСМ

88,1

206,0

12,8

Субсидирование части затрат на электроэнергию сельхозтоваропроизводителям

112

Реструктуризация долгов, финансовое оздоровление

6,3

7,5

39,0

52,6

Финансовое обеспечение возврата льготных кредитных ресурсов, привлекаемых кредитными кооперативами в коммерческих банках

30

ОЦП «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области» на 2007-2010 г.

3,9

4,8

2,1

1,5

ОЦП «Покупайте нижегородское на 2009-2012 годы»

0,5

0,6

1,1

Субсидии на комбикорма

30,5

Переоформление и приобретение прав на земли сельхоз

6,8

5,4

6,5

7,0

Компенсация части затрат на подключение

4,2

Создание и развитие единого информационного пространства в АПК области

1,6

2,3

3,5

3,8


1

2

3

4

5

6

Компенсация части затрат по вводу в сельскохозяйственный оборот залежных земель

62,4

39,0

Научно-прикладные работы

1,9

2,1

0,6

0,7

0,4

Консультационное обслуживание

9,6

9,7

5,5

Материальное стимулирование предприятий АПК и районов

21,4

21,5

22,0

20,3

19,8

Формирование региональных продовольственных фондов

0,4

29,4

11,8

6,7

2,7

Финансовая помощь на ликвидацию последствий стихийных бедствий

0,1

0,9

300,0

0,3

Подпрограмма «Использование природного газа в качестве топлива…»

14,4

Субсидии перерабатывающим предприятиям на производство сухого молока

28,2

Субсидии на возмещение части затрат по вводу объектов инженерной и производственной инфраструктуры

55,2

58,0

43,4

Финансовая поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями

0,3

0,5

0,5

0,4

0,4

Субвенции на возмещение части затрат на обеспечение семенами сельскохозяйственных культур

592,4

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов

7,0

62,8

Экономически значимые программы

647,4

Прочие

8,2

0,2

1,0

2,0

11,4

Капитальные вложения в сельском хозяйстве

563,7

602,7

310,3

471,8

492,5

Итого:

1772,4

2203,9

2135,9

3524,5

3935,0

Кроме того, финансирование подведомственных организаций

1,8

2,2

7,2

13,4

15,5


Приложение 2

Объемы и источники финансирования развития агропромышленного комплекса Нижегородской области, тыс. рублей

Источники финансирования

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего за период реализации Программы

Всего,

в том числе:

26414399,7

25836885,8

27790675,4

29486635,7

30930069,6

32324025,1

33765347,6

35247469,1

241795508,0

Областной бюджет,

в том числе

4093059,2

3105272,9

3311754,7

3750625,8

3872387,7

4105564,6

4392609,8

4622184,6

31253459,3

Капитальные вложения<*>

1061400,0

432000,0

466500,0

613278,0

520000,0

540000,0

565000,0

590000,0

4788178,0

НИОКР

420,0

446,9

474,6

504,0

535,2

568,4

603,6

641,0

4193,7

Прочие расходы

3031239,2

2672826,0

2844780,1

3136843,8

3351852,5

3564996,2

3827006,2

4031543,6

26461087,6

Областной бюджет по ОЦП

1061400,0

432000,0

466500,0

613278,0

520000,0

540000,0

565000,0

590000,0

4788178,0

Областной бюджет по ОЦП Сельское строительство

49874,0

59679,0

69618,0

79691,0

3752,0

3752,0

3752,0

3752,0

273870,0

Федеральный бюджет,

в том числе

2012854,0

2056561,8

2193053,4

2340480,1

2472034,0

2634549,6

2786541,2

2911594,7

19407668,8

Капитальные вложения

162250,0

132500,0

140000,0

150000,0

165000,0

179000,0

202000,0

230000,0

1360750,0

НИОКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие расходы

1850604,0

1924061,8

2053053,4

2190480,1

2307034,0

2455549,6

2584541,2

2681594,7

18046918,8

Местный бюджет, в том числе

63498,0

66921,0

75507,0

91000,0

98000,0

101800,0

109400,0

116000,0

722126,0

Капитальные вложения

63498,0

66921,0

75507,0

91000,0

98000,0

101800,0

109400,0

116000,0

722126,0

НИОКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие источники,

в том числе

20244988,5

20608130,1

22210360,3

23304529,8

24487647,9

25482110,9

26476796,6

27597689,8

190412253,9

Капитальные вложения

108750,0

67500,0

70000,0

75000,0

80000,0

85000,0

90000,0

100000,0

676250,0

НИОКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие расходы

20136238,5

20540630,1

22140360,3

23229529,8

24407647,9

25397110,9

26386796,6

27497689,8

189736003,9


1 Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.

2 Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.

3 Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.

4 Борисова, И.В. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И.В. Борисова // Вопросы экономики. − 2010. − № 4. − С.24-42.

5 Райская, Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Н.Н.Райская, Л.С.Рощина, А.А.Френкель, Э.Ф.Баранов // Вопросы статистики. − 2010. − № 1. − С.45-60.

6 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

7 Государственная программа «О развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35515. Лечебное дело. Сборник задач 834.5 KB
  2] Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи [0. Предлагаемый сборник содержит проблемноситуационные задачи задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях с эталонами ответов. Решение задач предполагает выявить у выпускников способность клинически мыслить распознавать основную клиническую патологию и ее осложнения определять правильную тактику ведения больного и оказание неотложной помощи осуществлять профилактическую и реабилитационную деятельность владеть техникой важнейших лечебнодиагностических...
35516. ТЕРАПИЯ. Сборник клинических задач 775.5 KB
  Эталоны ответов Рекомендуемая литература Инструктивно-методические документы Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности 0401 Лечебное дело Фельдшер должен: знать систему организации терапевтической службы; знать причины механизмы развития клинические проявления методы диагностики осложнения принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов; уметь поставить диагноз в соответствии с современной классификацией; уметь определить тактику...
35517. Гилерболоидные зубчатые передачи 414.5 KB
  Для обеспечения точечного касания линий зубьев можно применить более простые по форме поверхности, чем гиперболоиды вращения, что упрощает изготовление зубчатых колес.
35518. НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ КОЖНЫЕ И ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА 285 KB
  Глазные болезни Нервные болезни Психические болезни Нуриева Л. Болезни уха горла носа Насыбуллина С. Кожные и венерические болезни Самойлова Л.
35519. ПЕДИАТРИЯ С ДЕТСКИМИ ИНФЕКЦИЯМИ 407.5 KB
  Обучение студентов в медицинском колледже(училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации. При подготовке к аттестации следует. Проверить свои знания, ответив на тестовые задания по всем разделам и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь критериями
35520. Лечебное дело. Сборник тестовых заданий 98.5 KB
  Концентрация раствора хлорамина для обработки поверхности загрязненной кровью а 3 б 1 в 05 г 025 2. При попадании хлорсодержащего раствора в глаза медсестры необходимо а промыть раствором гидрокарбоната натрия б закапать раствором альбуцида в немедленно обратиться к врачу г промыть глаза проточной водой 6. Пациент разбил ртутный термометр действие медсестры а собрать в герметичную емкость и сообщить в СЭС б собрать влажным тампоном и выбросить в мусорный контейнер в собрать грушевидным баллоном и вылить в раковину г собрать...
35521. ТЕРАПИЯ. Сборник тестовых заданий 285.5 KB
  При подготовке к аттестации следует: 1. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал 3. Повторить решение тестовых заданий Желаем успеха Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности 0401 Лечебное дело Фельдшер должен: знать систему организации терапевтической службы; знать причины механизмы развития клинические проявления методы диагностики осложнения принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов; уметь...
35522. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ. АКУШЕРСТВО. ГИНЕКОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ 167.5 KB
  Для профилактики раневой инфекции на первом этапе медицинской эвакуации применяют: а первичную хирургичесую обработку ран наложение асептической повязки б антибиотикотерапию обезболивание инфузионную терапию в транспортную иммобилизацию обезболивание г наложение асептической повязки антибиотикотерапию 19. Для профилактики раневой инфекции на первом этапе медицинской эвакуации применяют: а первичную хирургичесую обработку ран наложение асептической повязки б антибиотикотерапию обезболивание инфузионную терапию в транспортную...
35523. КОМПАС - ГРАФИК LT 5.10. Краткое руководство пользователя 159.5 KB
  Открыть: страницу меню Файл команды Создать и Лист. Открыть: страницу меню Настройка команды Параметры текущего листа Параметры листа. Открыть команду Оформление выбрать тип основной надписи: Чертеж констр. открыть нужную папку по указанию.