89607

Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Курсовая

Педагогика и дидактика

Структура и содержание экологической культуры детей дошкольного возраста. Характеристика психолого-педагогических основ формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. Роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников

Русский

2015-05-15

206 KB

14 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Структура и содержание экологической культуры детей дошкольного возраста

1.2 Характеристика психолого-педагогических основ формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

1.3 Роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Комплекс дидактических игр направленных на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

2.2 Диагностирующие методики

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель нравственного воспитания. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так и самих педагогов. Были организованы всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.

Начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно обыгрывание позволяет сформулировать представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды Н.П. Аникеевой, С.А. Козловой, И.А. Комаровой, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, управляемой педагогом помогают сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Цель исследования: теоретически обосновать игровую деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

  1.  Раскрыть сущность и содержание понятия экологическая культура;
  2.  Рассмотреть психолого-педагогические особенности восприятия природы у детей дошкольного возраста;
  3.  Оценить роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников;
  4.  Подобрать игры, способствующие экологическому воспитанию дошкольников с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

Объект исследования –  процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста..

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение и обработка литературных источников по проблеме исследования;

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, общих выводов, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Структура и содержание экологической культуры

В настоящее время цель экологического образования – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте имеет под собой нормативные основания. Статья 6 проекта закона «Об экологической культуре» содержит следующие положения: в период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности – любовь к природе, нормы и правила поведения, начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру; родителям и работникам ДОУ следует воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. [19].

Экологическая культура – это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура даёт понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [10].

Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощаются в результатах продуктивной деятельности [8, с. 182]. Культура личности – это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную.

Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Со временем люди накапливают экологические знания. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos – дом + логия) – раздел биологии, кторорый изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом, и с окружающей средой [8, с. 111].

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть воспитание экологической культуры у людей. А. И. Кузьминский и А. В. Омельяненко рассматривают  воспитание экологической культуры как систематическую педагогическую деятельность.[26]

Воспитание экологической культуры предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система воспитания экологической культуры не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть жизни человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде [22, с. 279].

Экологическая культура дошкольников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

Цель воспитания экологической культуры – формировать у дошкольников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности.

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа – это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности – реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу [1, с. 33].

Как указывает Л. В. Кондрашова, экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды [21, с. 88].

Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие цели: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности дошкольников по охране окружающей среды, развития потребности учащихся в общении с природой.

В свою очередь И. Д. Зверев выделяет такие задания:

1. Усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу;

2. Понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

3. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

4. Сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды;

5. Развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды;

6. Активизацию деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей [21, с. 89].

Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами.

Показателем экологической культуры дошкольников является поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды. [21, с. 90].

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

В своей статье Н. А. Беневольская указывает, что экологическая культура характеризируется разносторонними глубокими знаниями о окружающей среде, наличием мировоззренческих, ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическими стилями мышления и ответственным отношение к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решений экологических проблем непосредственно в природоохранной деятельности, предусмотрением возможных негативных последствий природонеперерабатываемой деятельности человека [3, с. 27].

Содержание экологической культуры очень широко. И включает в себя большое количество аспектов, таких как:

– культуру познавательной деятельности детей по усвоению опыта человечества по отношению к природе, как к источнику материальных ценностей;

– культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности;

– культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций.

Развитие экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

Как писал И. И. Ващенко: «Детей, которые не умеют ходить нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» [33, с. 299].

Проблему воспитания экологической культуры рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. [24, с. 170].  Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. [24, с. 171].  И. Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания – это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека [24, с. 172]. К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И. В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры [2, с. 33].

М. М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, групповые и ролевые игры, «мозговой штурм» что направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивают систематизация мировоззренческих установок учеников [33, с. 299].

Понятие «экологическая культура» охватывает всю совокупность традиций данного сообщества, определяющих поведение его членов, включая и качественное своеобразие этих традиций в данное время и в данном месте. Культура содержит в себе систему ценностей и идей, выражает реально значимые для сообщества психические состояния и определяет конкретные условия формирования личности [14].

Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих конструктов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру; и судить о том, обладает ли личность экологической культурой и каков её уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам. Также экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

1. 2 Характеристика психолого-педагогических основ формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование экологической культуры, является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования, и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В Федеральной целевой программе записано, что возникновение экологических проблем обусловлено социально-экономическими факторами, и решаться эти проблемы должны не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде [18]. Как отмечено в законе РФ «Об экологическом образовании населения Российской Федерации»: «Экологическое образование населения выступает ценнейшим условием осуществления природоохранительной политики, формирования экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности. Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности» [12].

Формирование экологической культуры связано с усвоением дошкольниками таких основополагающих знаний, как:

  1.  многообразие и существующих в природе взаимосвязи между ее компонентами и элементами;
  2.  целостность и единство природы;
  3.  изменение природной среды и возникновения качественно новых природных комплексов;
  4.  взаимодействие общества и природы;
  5.  рациональное природопользование.

Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [11].

В современном образовании должно стать приоритетным свободное творческое развитие личности. Необходимо помочь подрастающему поколению перевести знания в личностные ориентиры. Осознанное включение детей в экологическую деятельность является лучшим подтверждением развития их экологической культуры [11].

В начале XXI века взаимосвязь природы и общества настолько возросла, что любое социальное явление необходимо рассматривать с точки зрения позитивного или негативного воздействия человека на природные условия. Никогда прежде состояние природы не зависело настолько от уровня культуры людей, степени их нравственности, В связи с этим, экологическую культуру необходимо рассматривать как уровень восприятия человеком природы, оценку своего положения в мире, отношение его к живой природе. Осознание человеком своей биосферной функции является смыслом экологической культуры, отказ от антропоцентризма и переход к биоцентрической системе взглядов - ее важнейшим признаком. Феномен «культурность», ее общий уровень многие специалисты трактуют с позиций такого проявления, как отношение человека к природе. В системе «природа - человек - общество» культура выступает интегрирующим началом. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества [4]. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество- природа». Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческое существование с природными возможностями [9].

При работе с дошкольниками следует использовать доступные им мотивы охраны природы, соответствующие уровню их развития. Велико значение в воспитании экологической культуры, гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют также научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы), патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине), эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты. Экологические знания являются основой для природоохранной деятельности дошкольников [16]. При этом воспитание экологической культуры рассматривается как образовательный процесс, формирующий у детей определенную систему ценностей, поведения, умения принимать осознанные решения в отношении к окружающей среде. Формирование экологической культуры подрастающего поколения предусматривает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования, что, в конечном итоге целью своей имеет реализацию стратегии эволюции человека и природы [12].

Под термином экологическая культура понимается синтез экологической образованности и экологической воспитанности личности. По мнению исследования, экологическая культура – это многоуровневое многокомпонентное понятие. Оно представляет собой важнейший блок целостного мировоззрения личности. Фактически дети во время обучения неоднократно переходят с одного уровня экологической культуры на другой, более высокий [15]. Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. Уровень экологической культуры определяется сформированностью системы естественнонаучных знаний о картине мира, которые необходимы для поддержания устойчивых представлений у дошкольников об организации отношений людей с окружающей средой.

Показателями экологически-культурной личности являются:

1. экологические знания:

а) знания объектов природы;

б) знания о единстве природы, взаимосвязях природных объектов и явлений;

в) знания о взаимосвязях человека и природы;

г) знания норм и правил поведения в природной среде.

2. экологические умения, навыки и привычки:

а) умения и навыки по изучению окружающей среды;

б) умения, навыки и привычки соблюдения норм поведения в природе;

в) элементарные навыки;

г) умения и навыки природоохранной деятельности;

д) постоянные привычки бережного отношения к животным, объектам природы;

3. качества личности, связанные с отношением к природе:

а) интеллектуальные: любознательность, познавательный интерес к объектам природы, к труду природоохранительного характера;

б) нравственные: гуманность (доброта, любовь ко всему живому, сострадание, доброжелательность); бережливость, прилежание (как основа конкретной ответственности);

в) эстетические: эстетическая заинтересованность природными объектами и явлениями;

г)реакция на красоту природы, переживания от созерцания прекрасного; выражения в речи эмоционально-эстетической оценки восприятия природы;

4. действенно-волевые:

а) трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность;

б) стремление к природоохранительному труду;

в) активность и самостоятельность в работе по охране и приумножению природных богатств [23].

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты[32, с.18]:

- когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления;

- аксиологический (экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»);

- нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции);

- творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности);

- поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы);

         Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности [32, с.20].

Целостное освоение предметного окружающего мира и природы требует овладения различными методами познания. На основе опыта взаимодействия индивида с окружающей средой происходит гармонизация его отношений с природой, и он поднимается на более высокий уровень экологической культуры.

Экологически образованный и воспитанный ребенок должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу [30].

Формирование экологической культуры и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их [4].

Воспитательное направление ставит целью научить дошкольников быть личностями, способными ориентироваться и активно воздействовать на окружающий мир, нести ответственность за свои поступки, быть любознательными и самостоятельными, уважающими окружающий нас мир, осознающими личную роль в нашем обществе.

В системе дошкольного воспитания экологической культуры важны занятия по  основам безопасности жизнедеятельности, так как они играют большую роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения.

Н.Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной». [10, с. 38] И.Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей». [15]

С.Н. Николаева отмечает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности». [25]

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Некоторые люди считают, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит.

Такая точка зрения, по мнению Н.А. Рыжовой [28, с. 35], во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

Таким образом, в экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа - среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.

1. 3 Роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. [17].

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным[25, с. 13].

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры "Что где растет" (Приложение 1), различное лото "Зоологическое" (Приложение 2), разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр для воспитания экологической культуры дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. [28, с. 46]

Игра – путь  детей к познанию мира. [25, с. 112] Использование игровых обучающих ситуаций а организованной деятельности помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру. 

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность -самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами. [6, с. 8]

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну. Например, в старшей группе появилась новая игра "Зоологическое лото". Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: "Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку". Затем дети придумывают ещё один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, всё зависит от фантазии играющих. Но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил [6, с. 11]

Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки "Колобок", "Репка", "Машенька обедает" С. Капутикян, "Мой Мишка" З. Александровой, "Айболит" К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка - градусник, кубик - мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. [27]

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. [6, с. 15] 

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.[32]

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример - складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки - найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках. [27, с. 13]

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а "представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления". В эту группу входит большое количество игр типа "Похож не похож" (Приложение 4), "Отвечай быстро" (Приложение 5), и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер, что отличает ее от сюжетно-ролевой. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь даже самым робким принять участие во всеобщем занятии.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. [13, с. 45]

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. [13, с. 56]

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. [20, с. 18]

Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам. (Приложение 13). [20, с. 29]

Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра.

Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Также в игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

                                          ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

На педагогах лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры дошкольников. Дети должны получить знания о природе, о ее сущности и законах, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые.

Несмотря на разнообразие подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих конструктов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру; и судить о том, обладает ли личность экологической культурой и каков её уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам. Экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности.

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдусенко Л. В. Виховання екологічної культури на уроках / Л. В. Авдусенко // Початкова школа. – 2008. – №5. – С. 35

2. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 35.

3. Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / Н. А. Беневольская // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 54.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2008. - 464с.

5. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в школьной географии // Экологизация школьного образования / Под ред. Н.М. Мамедова. – М., 2004. – С. 102.

6. Вульфсон Б. Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 15.

7. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Ю. Ганичев // Воспитание школьников. 2002. - № 2. - С. 29-34.

8. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник / С. У. Гончаренко. - К.: «Либідь», 1997. - 374с.

9. Грехова, T. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры -занятия и развлечения с детьми / JI. И.Грехова, М. И. Баранник. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - 320 с.

10. Даниленко, Н. Профессия – андрагог / Н. Даниленко // Обруч. – 2006. – № 5. – С. 38.

11. Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: Учебное пособие / Н. С. Дежникова, JI. Ю. Иванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.

12. Дежникова, Н. С. Экологическая культура: грани восприятия / Н. С. Дежникова // Биология в школе. 2005. - № 3. - С. 20-24.

13. Жуков М.Н. Подвижные игры Учебник для студентов пед. вузов. — М.: ИЦ Академия, 2000. — 160 с.

14. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальчикова // Управление ДОУ. – 2007. – № 3. – С. 94

15. Зверев, Иван Дмитриевич Организм и здоровье:Пособие для учащихся общеобразоват. шк.:8-9 кл./ И.Д. Зверев. - М.: Вентана-Граф, 2000.

-301 с.: ил. -ISBN 5-9252-0003-9.

16. Зверев,  И. Д.Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев.- М., 2000.-С. 19-25.

17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 192 с.

18. Кандаурова, Т.И. Игровые метолы обучения в экологическом образовании / Т.И.Кандаурова, В. А. Селищев // Экология и география:проблемы подготовки учителя: Тез. докл. регион, конф. пед. вузов Москвы. - М.: ТэкоЦентр, 2005. С. 128 - 130.

19. Кодекс РФ

20. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвящение, 2007.

21. Кондрашова Л. В. Пермяков О. А. Педагогіка в запитаннях і відповідях / Л. В. Кондрашова, О. А. Пермяков. - Київ: «Знання», 2006. - 252с

22. Кузмінський А. І. Педагогіка / А. І. Кузьмінський, А. В. Омеляненко. - К.: «Знання», 2007. - С. 278 - 279.

23. Лившиц, О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: автореф. канд. пед. наук: 13. 00.01 / О.Л. Лившиц. Ростов - на - Дону: РГПУ. 2000. - 19 с.

24. Медвідь А. А. Історія національної освіти і педагогічної думки в Україні / А. А. Медвідь. - К.: «Вікар», 2003. - 335с.

25. Николаева, Светлана Николаевна. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: учеб.-метод. пособие для педагогов / С.Н. Николаева, И.А.Комарова. – Москва: Гном, 2003. – 42 с.

26. Омеляненко В. Л. Теорія і методика виховання / А. В. Омеляненко, А. І. Кузьмінський. - К.: «Знання», 2008. - 415с.

27. Л.Ю. Павлова " Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром" М.-Мозаика-Синтез 2011г.

28. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 432 с.

29. Рыжова Н.А. Материалы курса Экологическое образование в детском саду  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 72 с.

30. Сократов, Н.В. Рекомендации к написанию выпускной квалифицированной работы по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.В. Сократов, В.А. Макашев, В.Ф. Фунтиков, Г.А. Чернов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 84 с.

31. О.А. Степанова "Развитие игровой деятельности ребенка". Изд-во ТЦ Сфера, 2010г.

32. Стрелкова, Е.А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы:автореф.дис.канд.пед. наук:13.00.01 / Е.А.Стрелкова. М., 2003.-120с.

33. Харламов И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

"Что где растет"

Дидактическая задача: закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Игровые правила: Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Игровые действия: Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами, маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

Приложение 2

"Зоологическое домино"

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о диких и домашних животных, воспитывать сообразительность, внимание.

Игровые правила: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.

Игровые действия: Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Ход игры: На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки расположены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек он считается победившим в игре.

Приложение 4

"Похож – не похож"

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется "Похож – не похож".

Обращаясь к детям, он говорит: "Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать".

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: "Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе". Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

"Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит" (божья коровка и майский жук),

"Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое -- рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо" (лисица и волк),Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия.

Приложение 5

"Отвечай быстро"

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: "Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

"Зеленый" – говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч "Лист", –  отвечает ребенок и, сказав "голубой", бросает мяч соседу. "Небо",–  отвечает ребенок и говорит "желтый", бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: "Деревянный",– и бросает мяч. "Стол", – отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: "Каменный". "Дом",–  отвечает следующий играющий и говорит: "Стальной". –  "Ложка". И т. д. В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово "круглый" и бросает мяч любому играющему. "Солнце", –  отвечает тот и называет другую форму, например "квадратный", бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Приложение 13

Угадай, какой ты зверь»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Оборудование. Картинки с изображением животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.

Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.

Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».

«Грибная полянка»

Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.

Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.

Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти та-кой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Ход.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.

Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.

Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).

На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.

Игра-загадка «Лес».

(старшая группа)

Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.

Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети – отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.

Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)

И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)

Воспитатель продолжает:

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, Шапочки зелены.

(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)

– Что же у нас получилось? – спрашивает воспитатель. – (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? - Читает загадки:

Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника.)

(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)

– В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут ее... (Лиса.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.

– Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!

Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.

Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).

В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:

Богатырь стоит богат,

Угощает все ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61111. Київська Русь за наступників Ярослава. Володимир Мономах 67.5 KB
  Мета. Проаналізувати становище Київської держави за наступників Ярослава, підкреслити складність історичного періоду. Визначити історичне значення Любецького з’їзду, роль Володимира Мономаха як державника.
61112. ПРОСТИЙ ПРИСУДОК 206.41 KB
  Поглибити знання учнів про присудок як головний член речення, способи його вираження; сформувати вміння виділяти присудки в двоскладному реченні, визначати способи їх вираження; удосконалити вміння конструювати речення з різними за способом вираження присудками; за допомогою мовленнєво-комунікативного дидактичного матеріалу
61113. Київська Русь за наступників Ярослава 51.5 KB
  Знайомство з документом Чому це сталося Війни між правителями окремих частин однієї держави називають міжусобними записуємо у словниках. 1 Чому політика Ізяслава викликала невдоволення киян...
61114. Релігія, міфологія Давнього Єгипту 34.5 KB
  На які періоди вчені поділяють історію давнього Єгипту Коли відбулося нове об’єднання Єгипту Розкажіть про релігійну реформу Єгиптян Назвіть причини послаблення Єгипту...
61115. УСНИЙ ВИБІРКОВИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ В НАУКОВОМУ СТИЛІ 45 KB
  З того часу є і вежа заввишки 64 м з гарним бароковим шоломом; при реставрації знищено багато давніх вівтарів та інших пам’яток. На мурі катедри завішено пам’яткові кулі з облог Львова...
61116. Культура в Стародавньому Єгипті 41.5 KB
  Мета: показати розвиток архітектури, писемності, освіти, зародження наукових знань та їх вплив на історію людства; розвивати вміння робити з ілюстраціями; виховувати почуття прекрасного.
61117. ПИСЬМОВИЙ ВИБІРКОВИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 50 KB
  Невеликий архітектурний комплекс Вірменського катедрального собору є питомим фрагментом Львова без якого той не був би самим собою. Мікросвітові собору притаманна аура у якій народжуються емоції здатні народжуватися тільки тут.
61118. ФЕОДАЛЬНА РОЗДРОБЛЕНІСТЬ. ПОЯВА УДІЛЬНИХ КНЯЗІВСТВ 46.5 KB
  Мета: познайомити учнів з причинами роздробленості Київської Русі; підвести їх до розуміння причин і наслідків цього процесу а саме звязку між економічними відносинами та розвитком політичної надбудови...
61119. СКЛАДЕНИЙ ДІЄСЛІВНИЙ ПРИСУДОК 382 KB
  Складений дієслівний присудок Творча трансформація Замінити прості присудки складеними дієслівними. Дослідити з яких частин складаються ці присудки. Трансформовані речення записати виділити в них присудки.