89625

Глобальные проблемы. Проблема бедности и отсталости

Контрольная

Мировая экономика и международное право

Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию. Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире. Изучить подходы к решению глобальных социально-экономических проблем.

Русский

2015-05-15

78.5 KB

19 чел.

PAGE  12

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие и основные черты глобальных проблем…………………………….5

2 Причины возникновения глобальных проблем……………………………….7

3 Проблема бедности и отсталости………………………………………………8

4 Пути преодоления бедности и отсталости…………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….12

Библиографический список……………………………………………………..13

Введение

В условиях интернационализации производства экономический и социальный прогресс всё в большей мере зависит от решения глобальных проблем. В начале XXI в. эти проблемы приобретают жизненное значение для судеб цивилизации.

Глобальные проблемы касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев, они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации, они требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов. В ряду глобальных проблем чаще всего фигурируют проблемы мира и разоружения, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, использования ресурсов Мирового океана, освоения космического пространства и некоторые другие. Внимательный взгляд на них позволяет заметить, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны, в частности, энергетическая и сырьевая проблемы соотносятся с экологической, экологическая — с демографической, демографическая — с продовольственной и т.д. Поэтому анализ этих проблем, не говоря уже о поисках путей их решения, представляет собой сложную научную задачу. Подходы к анализу причин возникновения самого круга этих проблем, последствий и путей их разрешения постоянно видоизменяются.

Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества: мировую политику и экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические и мировые условия существования людей, массовое сознание людей. Глобальные проблемы очень сложны и остры. Поэтому они находятся в центре внимания политических и общественных деятелей, литераторов и ученых – социологов, юристов, географов, медиков, физиков. Вместе с тем у этих проблем есть и ярко выраженный экономический аспект.

В данной работе будут рассмотрены основные глобальные проблемы бедности и отсталости, причины их возникновения, факторы развития и прочие.

Итак, цель контрольной работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем мировой экономики, с более подробным анализом социально-экономических проблем. Обозначим задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.

2. Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире.

3. Изучить подходы к решению глобальных социально-экономических проблем.

1 Понятие и основные черты глобальных проблем

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х – начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики. Такая специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

- носят общемировой характер, то есть затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;

- угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

- нуждаются в срочном и неотложном решении;

- взаимосвязаны между собой;

- требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.

Исходя из этих признаков, к глобальным стали относить следующие проблемы мирового хозяйства: преодоления бедности и отсталости; мира, разоружения, предотвращения мировой ядерной войны (проблемы мира и демилитаризации); продовольственную; экологическую; демографическую.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также проблему освоения и использования космоса.

Изменения, произошедшие в 70-е – 80-е и особенно в 90-е гг., позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если еще в 60-е – 70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую проблему, а третьи – проблему бедности и отсталости.1

Вопрос установления приоритетности глобальных проблем имеет не только научное, но и важное практическое значение. По оценкам, проводившимся в различных исследовательских центрах, ежегодные затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долл., то есть около 2,5% мирового ВВП в конце 90-х гг., рассчитанного по паритету покупательной способности. Отсюда большее значение приобретают рейтинг той или иной проблемы и финансирование ее решения в соответствии с рейтингом.

К анализу глобальных проблем на международном уровне сложились разные подходы, впитавшие достижения философской и экономической мысли. Это технологический подход, который опирается на универсальность науки как силы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости от социальных факторов, и так называемый социально-этический, рассматривающий современный этап существования и хозяйственной деятельности человека как угрозу для гармонии и равновесия. Оба они оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную политику, формируют общественное мнение по этим вопросам.

Заслуживают внимания работы ученых В. Леонтьева, Я. Тинбергена, разработки Э. Пестеля, Д. Медоуза, М. Месаровича и др., в которых воплощен интегрированный эколого-экономический подход к категориям благосостояния, эффективности общественного производства, производительности общественного труда и другим социально-экономическим явлениям и процессам.

В рамках глобального мышления сформировались основные выводы о:

- необходимости международного подхода к повышению роли международных органов;

- повышении роли и ответственности всех субъектов хозяйствования и политической жизни перед всем миром;

- выработке и реализации на национальном и международном уровне правовых и общеэкономических условий природопользования (стандартов, качества, норм, оплаты и т.д.);

- координации усилий по достижению строго определенных целей на планетарном уровне;

- переходе в течение следующих трех десятилетий мировой социоэкономической системы к качественно новому способу развития.

Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.2

Опасность глобальных проблем приводит к двум выводам:

1) Если тенденции развития глобальных проблем сохранятся, то уже в течение  следующего столетия человечество подойдет к приделам своего роста. Наиболее вероятным будет резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства.

2) Имеется возможность стабилизировать (экономически и экологически) состояние человечества и поддержать его в далёком будущем. Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на Земле будут удовлетворяться. В противном случае человечеству угрожают: межнациональные и межгосударственные конфликты, отсутствие согласованности в экономической сфере, несогласованность в охране окружающей среды, потребительский эгоизм, рост уголовных преступлений, упадок личной и государственной морали и многое другое. И всё же несомненным является то, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

2 Причины возникновения глобальных проблем 

Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека.

Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.

Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизации отходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер.

Научно-технический прогресс способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.3

При всем различии глобальные проблемы имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое, хотя и внутренне противоречивое целое. Прежде всего, каждая из них и все они, вместе взятые, принципиально важны для судеб человечества, а задержка с их разрешением грозит гибелью цивилизации или ухудшением условий жизни и производственной деятельности на Земле. Они характеризуются глубокой связью между собой и взаимозависимостью своих экономических, политических, научно-технических и других аспектов. В глобальных проблемах отражаются углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других сторон общественной жизни.

Наконец, особенность глобальных проблем в том, что они могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем – значит, обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.

Глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.4

3 Проблема бедности и отсталости

В современном мире бедность и отсталость в первую очередь характерны для развивающихся государств, где проживает почти 2/3 населения Земли.

Основная часть населения данных стран не имеет необходимых условий для нормального проживания. Экономика развивающихся стран во многом отстает от развитых стран, и разрыв сократить не удается.

В соответствии с прогнозом секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится около 60-ти слаборазвитых стран.

Для развивающихся государств характерна нищета и голод. Так, 1/4 жителей Бразилии, 1/3 населений Нигерии, 1/2 жителей Индии по паритету покупательской способности потребляют товаров и услуг меньше чем на 1 долл. в день. Более 500 млн. человек страдает от недоедания, а 30-40 млн. ежегодно умирает от голода.

Можно выделить множество причин голода и нищеты в развивающихся странах.

1 Необходимо учитывать, что эти страны аграрные. Больше 90% сельского населения в мире приходится на их долю, но они не могут прокормить даже себя, так как рост населения в развивающихся странах превышает прирост продовольственного производства.

2 Для освоения новых технологий, развития промышленности, сферы услуг, требуется участие в мировой торговле, но она деформирует экономику этих стран.

3 В этих странах используются традиционные источники энергии, не позволяющие существенно повысить производительность труда в различных сферах жизнедеятельности, в связи с низкой эффективностью.

4 Преодолению отставания этих стран мешает полная их зависимость от мирового рынка. Таким образом, несмотря на обладания некоторыми из них огромными запасами нефти, они не могут контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

5 Быстрый рост долга этих стран перед развитыми, и все это также мешает преодолеть им отсталость в развитии.

6 Сейчас развитие всех сфер жизнедеятельности общества невозможно без повышения уровня образования, без применения современных достижений науки и техники. Но это требует огромных затрат и наличия педагогических и научных кадров. Развивающиеся государства в условиях своей бедности не в состоянии самостоятельно решать мешающие их развитию проблемы.

Судьба развивающихся стран касается не только их самих. Развитым странам тоже необходимо устранение отставания развивающихся стран. Это так же во многом определяет и судьбу всего человечества. Низкий уровень экономического развития ведет к политической нестабильности, создает большую вероятность возникновения военных конфликтов, которые могут иметь трагические последствия и для остальных стран, и для всего человечества в целом. Бедность и невысокий уровень культурного развития приводят к неконтролируемому росту населения. Для того устранения отсталости в развивающихся странах, необходимо совершить Огромные по масштабам преобразования необходимо осуществить во всем мире, чтобы устранить отсталость развивающихся стран. Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), предполагающей: утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости; безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; международное регулирование процессов развития отсталых стран.5

4 Пути преодоления бедности и отсталости 

Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.

Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным МВФ, в 90-е гг. чистый приток всех финансовых ресурсов (то есть за вычетом платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд. долларов. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.6

Зоны нищеты и голода в системе «человек – общество – природа» возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

1 утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;

2 безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

3 международное регулирование процессов развития отсталых стран.7 

Заключение

Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам: если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства; имеется возможность изменить данные тенденции роста, стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем.

Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться. В противном случае человечеству угрожают: межнациональные и межгосударственные конфликты, отсутствие согласованности в экономической сфере, несогласованность в охране окружающей среды, неотрегулированность роста населения, политический авантюризм, упадок личной и государственной морали, потребительский эгоизм, рост уголовных преступлений, националистический и политический терроризм, разрушительное распространение алкоголизма и наркомании. И всё же несомненным является то, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Библиографический список

1. Авдокушин, Е.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран Текст / Е.Ф. Авдокушин. – М.: МГУ МПСИ, 2011. – 479 с.

2. Борисов, Е.Ф. Глобальная экономика Текст / Е.Ф. Борисов.  – М. 2010. – 320 с.

3. Войтович, А.Г. Глобальные проблемы мира Текст: учебник / А.Г. Войтович. – М.: ОЛМА-пресс, 2012. – 165 с.

4. Дадалко, В.А. Мировая экономика Текст: учебное пособие / В.А.Дадалко. – Минск: Уранджай, 2011. - 592 с.

5. Загорулько, В. Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики Текст: учебное пособие / В. Загорулько. - Минск: РТС. 2014 – 176 с.

6. Клочков, В.В. Мировая экономика Текст: учебное пособие / В.В. Клочков. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 375 с.

7. Кочергина, Т.Е. Мировая экономика Текст: учебное пособие / Т.Е. Кочергина. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 224 с.

8. Ломакин, В.К. Мировая экономика Текст: учебник для вузов / В.К. Ломакина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 671 с.

9. Михайлушкин, Н.Н. Основы экономики Текст: учебник / Н.Н Михайлушкин. – М.: КНОРУС, 2012. – 340 с.

1 Войтович, А.Г. Глобальные проблемы мира: учебник / А.Г. Войтович. – М.: ОЛМА-пресс, 2012. – С. 65

2 Дадалко, В.А. Мировая экономика: учебное пособие / В.А.Дадалко. – Минск: Уранджай, 2011. – С. 94

3 Авдокушин, Е.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. – М.: МГУ МПСИ, 2011. – С. 50

4  Борисов, Е.Ф. Глобальная экономика, – М. 2010. – С. 318

5 Клочков, В.В. Мировая экономика: учебное пособие / В.В. Клочков. – М.: ЮНИТИ, 2011. – С. 65

6 Загорулько, В. Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики: учебное пособие / В. Загорулько. - Минск: РТС. 2014 – С.113

7  Авдокушин, Е.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. – М.: МГУ МПСИ, 2011. – С.488


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11294. Изучение явления поглощения света 635 KB
  Изучение явления поглощения света Указания содержат краткую теорию поглощения света и порядок выполнения лабораторной работы. Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы студентами всех форм обучения в лабораторном практикуме по физи
11295. Определение индукции магнитного поля соленоида 254 KB
  Определение индукции магнитного поля соленоида Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения индукции магнитного поля соленоида. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лаборат
11296. Изучение автоколебаний (на примере лампового генератора) 471 KB
  Изучение автоколебаний на примере лампового генератора Указания содержат краткое описание метода и экспериментальной установки для изучения автоколебаний в простейшем ламповом генераторе с индуктивной обратной связью определение частоты электромагнитны...
11297. Исследование электростатического поля, лабораторная работа 429 KB
  Исследование электростатического поля Указания содержат краткое описание измерительной установки и методику исследования электростатического поля. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лабораторно
11298. Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа 238.5 KB
  Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лабораторному практикуму и рейтинговому контролю Исследование цепей постоянного тока с помощью пра...
11299. Работа источника тока в замкнутой цепи 226 KB
  Работа источника тока в замкнутой цепи Указания содержат краткое описание работы источника тока в замкнутой цепи и методику определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальнос
11300. Измерение сопротивлений резисторов 331 KB
  Измерение сопротивлений резисторов Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения сопротивлений резисторов методом моста Уинстона. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения ...
11301. СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ 112.5 KB
  Лекція 5 СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ Програмна анотація Вимоги до опалення вентиляції та кондиціонування повітря виробничих навчальних та побутових приміщень Види освітлення. Природне освітлення. Штучне освітлення: робоче та аварійне. ...
11302. ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ 88.5 KB
  Лекція 7 ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ Програмна анотація Основні терміни та визначення Перелік робіт з підвищеною небезпекою для виконання яких потрібне попереднє спеціальне навчання і щорічна перевірка знань працівників з питань охорони праці Зони не...