89632

Особенности инфляционных процессов и управления ими в России

Курсовая

Макроэкономика

Понятие и причины инфляции. Виды инфляции Последствия инфляции Денежно-кредитная политика как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения в России. Проблема стабилизации денежного обращения в современных условиях Методы стабилизации денежного обращения в России.

Русский

2015-05-15

494.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT23

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:

Государственное регулирование экономики

Тема:

Особенности инфляционных процессов и управления ими в России

ВЫПОЛНИЛА:

студент

1121

группы

Ветошкина Алина Николаевна

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

к. э. н.

ученая степень, звание

Тихомирова Юлия Александровна

Ф. И.О.

Оценка

Подпись

«

»

2014г.

Барнаул, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции…………………………..…………………5

  1.  Понятие и причины инфляции……………………………………………………….5
    1.  Виды инфляции………………………………………………………………………..6
    2.  Последствия инфляции……………………………………………………………….8

Глава 2. Денежно-кредитная политика как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения в России………………………………………………………...11

2.1 Проблема стабилизации денежного обращения в современных условиях……………………………………………………………………………..……11

2.2 Методы стабилизации денежного обращения в  России………………………….15

2.3 Роль денежно-кредитной политики Банка России в стабилизации денежного обращения……………………………………………………………………………..….18

Заключение………………………………………………………………………...……..23

Список использованной литературы…………………………………...………………26

 

Введение

Инфляция представляет собой достаточно сложное явление, которое присуще практически всем мировым экономическим системам при условии развитого денежного хозяйства. При административно-командной экономике высока угроза приобретением инфляцией довольно гипертрофированных форм, как это и произошло в нашей стране по причине замораживания цен и внутренней неконвертируемости денежного оборота.

Основными характеристиками инфляции принято считать: в первую очередь рост цен, снижение покупательной способности денег, переполнение каналов денежного обращения, а также дисбалан, как в платежеспособном спросе, так и в платежеспособном предложении.

Центральный банк Российской Федерации является основным исполнителем и проводником денежно-кредитной политики в стране, а так как денежно-кредитное регулирование составляет одно из важнейших звеньев всей экономической политики государства, данная функция представляет, безусловную важность для всей страны. Основными целями политики ЦБ являются: достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях инфляция представляет серьезнейшую экономическую проблему. Поэтому в России и во многих других странах мира практически постоянно идет разработка наиболее эффективных мер по борьбе с инфляцией. А сам вопрос по поводу роста цен считается одним из самых острых.

Степень разработанности проблемы. Анализ экономической литературы показывает наличие большого интереса отечественных  ученых к изучению инфляции и роли Банка России в стабилизации денежного обращения. Раскрытию темы исследования способствовали фундаментальные труды в области денежно-кредитной политики: Андрюшина С.А., Кузнецовой В., Мишкина Ф., Головнина М.Ю., Колесникова Е.Н., Корикова А.А., Красавиной Л.Н.,Крючковой И.П., Курьянова А., Лебедева А.Е., Лукасевича И.Я., Моисеева С.Р., Улюкаева А.В., Аганбегяна А..

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции, а также рассмотрение роли Банка России в стабилизации денежного обращения.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

•рассмотреть понятие и причины возникновения инфляции, а также ее последствия для экономики;

• охарактеризовать различные виды инфляции;

• выявить проблемы стабилизации денежного обращения в России;

• определить методы стабилизации денежного обращения в России;

• показать роль Банка России в стабилизации денежного обращения.

Объект  исследования  является инфляция, как социально-экономическое явление.

Предмет исследования  курсовой работы выступает денежно-кредитная политика Банка России, направленная на снижение уровня инфляции.

Структура работы. Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной  литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции

1.1 Понятие и причины инфляции

Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 гг. На том момент инфляция рассматривалась как процесс, который приводил к увеличению денег в обороте страны. В экономической литературе этот термин появился в начале XX века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С XX века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.1

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные).

Неденежные факторы инфляции:

  •  нарушение диспропорций хозяйства;
  •  циклическое развитие экономики;
  •  монополизация производства;
  •  несбалансированность инвестиций;
  •  государственно-монополистическое ценообразование.

Денежный фактор инфляции – кризис государственных финансов, проявляющийся в следующем:

  •  дефицит бюджета;
  •  рост государственного долга;
  •  эмиссия денег и т.д.

Внешними факторами инфляции являются:

  •  мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный),
  •  валютная политика государства, направленная на нелегальный экспорт золота, валюты.

Итак, инфляция как многофакторный процесс – это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения.

Формы проявления инфляции:

  •  рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
  •  понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
  •  увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.2

  1.  Виды инфляции

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, выделяют следующие типы:

•Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара).

•Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объём предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Инфляция может быть также:

•сбалансированной — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга;

•несбалансированной —  цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях;

•прогнозируемой — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов;

•непрогнозируемой — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.3

Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.4

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платёжный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.

3. Гиперинфляцию  (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.5

  1.  Последствия инфляции

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов.

На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов:

  •  Позитивный (что означает прирост дохода);
  •  Нулевой (нейтральный);
  •  Негативный (убыточный).

Позитивный вариант

  •  Инфляция приносит доход государству (сеньораж – пошлина за право печатать деньги), когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Очевидно, что в таком случае реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога.
  •  Увеличение скорости оборота денег положительно сказывается на коммерческих банках, т.к. участники стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных.
  •  Большую выгоду от роста цен получат многочисленные промышленные и торговые монополии путем создания искусственного дефицита, уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах. В результате порождается дополнительный спрос, в результате которого они повышают цены товаров.

Нулевой вариант

Нейтральные последствия инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов.

Негативный вариант

  •  Потери от хранения наличных денег дома, определяемые количеством дополнительных денег, которые можно было бы получить при размещении денег в банке (под определенный процент). Однако довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции, поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Их величина равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой, начисляемой банком.
  •  Увеличение расходов при инфляции, связанных с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. (издержки меню).
  •  Издержки, порождаемые несовершенством юридической практики, возникающие из-за указания номинальных величин цен, без их индексации.
  •  Потери из-за несовершенства налогового законодательства, возникающие по причине того, что некоторые положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции.
  •  Издержки неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции.

В целом, хотя инфляция, как и многие другие явления, характерные для экономической жизни, не может быть оценена однозначно. Ее не следует рассматривать как абсолютное зло, поскольку она может быть инструментом стимулирования экономического роста, способствуя оживлению конъюнктуры, повышению цен и нормы прибыли. Именно поэтому ползучая инфляция воспринимается как атрибут современного экономического развития, имеющий скорее положительные последствия, чем отрицательные.

Вместе с тем нужно учитывать, что выход инфляции из-под контроля чреват крайне негативными социально-экономическими последствиями. Галопирующая и тем более гиперинфляция приводят к нарушению процесса воспроизводства, тяжелым социальным потрясениям. Кроме того, инфляция может оказывать отрицательное воздействие и на международные экономические (в особенности – валютные) отношения.6

Глава 2. Денежно-кредитная политика как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения в России

2.1 Проблемы стабилизации денежного обращения в современных условиях

 Дестабилизация денежного обращения – это результат взаимодействия разнообразных факторов и потому борьба с ней не должна быть односторонне направлена на ту или иную их группу, а должна носить комплексный характер. Такой подход применительно к российским условиям предполагает учет специфики общеэкономической ситуации в стране. Это означает, что мероприятия денежно-кредитной политики следует проводить в единстве с решением вопросов по созданию благоприятных условий для хозяйственного роста, без которого стабилизация денежного обращения не может быть прочной.

На 21 января 2013 года на 5,51 трлн. находящихся в обращении рублей денежной базы Центральный банк аккумулировал 11,75 трлн. рублей международных резервов. Иными словами, на один рубль, работающий в российской экономике, более двух резервируется в иностранных активах. Для сравнения заметим, что в развитых странах соотношение обратное – величина денежной базы многократно превышает объем золотовалютных резервов.7

Наши денежные власти искусственно сужают объем денежного предложения даже по сравнению с самой консервативной моделью денежной политики, известной как «валютное правление» (когда страна жестко привязывает объем денежной базы к величине валютных резервов).

Двукратное занижение объема денежной базы по отношению к объему резервов означает соответствующее ограничение денежного предложения и возможностей кредитования экономического роста, повышения инвестиций, роста занятости и доходов населения. Неспособность денежных властей эффективно распорядиться обрушившимся на Россию потоком нефтедолларов оборачивается для предприятий завышенными процентными ставками и трудностями в получении кредита. Все последние годы Центробанк использует единственный канал денежной эмиссии – под прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, (проще говоря, приобретение иностранной валюты). При такой политике выходит, что чем больше валютной выручки приходит в Россию от экспорта нефти и газа, тем меньше денег остается для внутреннего производства.8

Хотя никаких сколько-нибудь обоснованных моделей, позволяющих рассчитать зависимость между приростом денежной массы и уровнем инфляции, ни Центральный банк, ни правительство не представляют, фактически они исходят из линейной зависимости между темпом прироста цен (инфляцией) и темпом прироста денежной массы, считая скорость их обращения и объем товарной массы неизменными. Отсюда вытекает и логика проводимой ими политики количественного ограничения денежной массы в целях сдерживания инфляции. Эта крайне упрощенная и далекая от экономической реальности с ее нелинейными и сложными обратными связями и неопределенностями логика бездоказательно предполагает фиксацию нынешнего уровня монетизации российской экономики, поэтому это рассуждение не выдерживает критики. Так,  многочисленные эмпирические исследования по данным разных стран доказали отсутствие статистически значимой зависимости между инфляцией и уровнем монетизации экономики, так же как и приростом денежной массы. Более того, в последние годы отчетливо наблюдается отрицательная корреляция между приростом денежной массы и инфляцией. С демонетизацией российской экономики происходит нормализация денежного обращения (вытеснение суррогатов, дедолларизация, повышение доверия к рублю), снижается его скорость и, соответственно, уменьшается инфляция.

Инфляция, как известно, имеет многофакторную природу. Как было отмечено ранее, инфляция может генерироваться: увеличением скорости обращения денег вследствие повышения инфляционных ожиданий населения или снижения его склонности к сбережениям; падением обменного курса национальной валюты; сокращением предложения потребительских благ; злоупотреблениями монополистов доминирующим положением на рынке путем завышения цен. Лишь последний фактор генерирования инфляции находится в прямом ведении правительства. При этом оно не проявляет ни желания, ни способности его обуздать. Напротив, каждый год правительство задает план роста регулируемых им тарифов на услуги естественных монополий, запуская тем самым спираль инфляции издержек по всем технологическим цепочкам.

Основным направлением борьбы с инфляцией в здоровых экономиках является повышение эффективности и рост объемов производства. За счет НТП происходит непрерывное снижение издержек производства и создаются новые виды продукции, что ведет к увеличению предложения товаров и, в условиях добросовестной конкуренции, к снижению цен. Поэтому в развитых странах государство наращивает расходы на стимулирование инновационной и инвестиционной активности, не боясь инфляционных последствий.

При правильной организации денежного предложения по каналам рефинансирования производственной и научной деятельности, программ и институтов развития, его увеличение через небольшой промежуток времени (обусловленный длительностью соответствующих научно-производственных циклов) нейтрализуется расширением производства товаров и снижением издержек вследствие внедрения новых технологий. Сложность этой политики заключается в обеспечении целевого и эффективного использования денег, предлагаемых по каналам кредитования роста производства и финансирования инвестиций в его модернизацию и НИОКР. Именно этим заняты институты развития и денежные власти развитых стран, управляющие потоками денег в механизмах стимулирования инновационной и инвестиционной активности.9

 Хотя Центральный банк сегодня уже признает ведущее значение немонетарных факторов инфляции, борьба с ней по-прежнему сводится к количественному ограничению прироста денежной массы. В условиях, когда главным источником инфляции является завышение цен монополистами, такая денежная политика ведет к снижению возможностей экономического роста и роста доходов населения, сводясь к обслуживанию перетока доходов к монополизированным и экспортно-ориентированным отраслям. При этом ее антиинфляционная эффективность остается весьма низкой, так как ограничение роста доходов населения и расходов государства почти не влияет на возможности монополистов завышать цены. Наоборот, сокращая конечный спрос и ухудшая условия кредитования производства, угнетая инвестиционную и инновационную активность, эта политика ведет к сокращению предложения товаров и ускорению оборота денег, что, согласно тому же основополагающему тождеству монетарной теории, влечет повышение инфляции.10

Так возникает еще один парадокс проводимой денежной политики – чем больше денег стерилизуют денежные власти, тем труднее подавить инфляцию.

Вместо того, чтобы проводить жесткую антимонопольную политику государство ограничивает прирост денег в экономике, сокращая конечный спрос и сужая возможности роста производства. В результате закрепляется депрессивное положение и деградация отраслей, ориентированных на внутренний рынок, десятки миллионов людей теряют возможности увеличения доходов, становится хронической массовая бедность. Процветают лишь высокомонополизированные производства товаров и услуг первой необходимости и экспортно-ориентированные предприятия.

Ошибочность постулата о некотором предельном с точки зрения инфляционной безопасности уровне монетизации российской экономики опровергается как многочисленными исследованиями, доказавшими отсутствие статистически значимой зависимости между инфляцией и уровнем монетизации экономики, так и курьезными последствиями необоснованной политики количественного ограничения прироста денежной массы. В той мере, в которой правительство изымает деньги налогоплательщиков из российской экономики и вывозит их за рубеж, они направляются туда же, чтобы занять недостающие им денежные средства. В последние годы наблюдался устойчивый и быстрый рост частных заимствований за рубежом. При этом правительство ссужает деньги российских налогоплательщиков зарубежным заемщикам под 4–5%, а они вынуждены там же занимать изъятые у них денежные ресурсы под 8–15% годовых. Получается, что чем больше приток иностранной валюты в страну, тем меньше спрос на кредиты национальной банковской системы и тем больше российские предприятия занимают за рубежом.

При такой политике в России никогда не будет своей полноценной банковско-кредитной системы. Поскольку Центральный банк жестко ограничивает денежное предложение и не занимается созданием должной системы рефинансирования коммерческих банков, рост последних жестко ограничен общим пределом роста денежной массы, устанавливаемым денежными властями. В результате коммерческие банки не могут удовлетворить растущий спрос на кредиты. Их наиболее благополучные клиенты, достигая уровня международной конкурентоспособности, переходят на кредитование за рубежом. И без того небольшой объем операций отечественного банковского сектора сужается.11

Банк России выполняет свою главную функцию организации денежного предложения с точностью до наоборот – вместо создания денег занимается их изъятием из экономики. Между тем смысл самого существования Центробанка заключается в осуществлении монополии государства на организацию денежного обращения и денежной эмиссии в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. В число этих условий, помимо стабильной валюты, входит наличие доступного кредита, механизмов аккумулирования сбережений и их трансформации в долгосрочные инвестиции, технологий устойчивого рефинансирования расширенного воспроизводства, а также поддержания необходимого уровня инновационной и инвестиционной активности.

2.2 Методы стабилизации денежного обращения.

Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Ее целью является ослабление негативных социально- экономические следствий инфляции. Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая).

Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводится путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защиты национальной экономики от внешних инфляционных воздействий.

Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.

Рассмотрим основные направления антиинфляционной политике государства на 2009-2013 годы.

С 2009 года в соответствии со среднесрочной стратегии социально-экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трехлетний период, то есть до 2013 года. Выделение трехлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственной денежно-кредитной политики с учетом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики.

В сложившейся схеме антиинфляционной политики уровень инфляции 2009 года предполагалось снизить до 7,5-8,5%.

Чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне был создан пакет антиинфляционных мер, воздействующих на монетарные факторы инфляции. Предлагаемые антиинфляционные меры нацеливались на снижение темпов роста потребительских цен в стране и носили как краткосрочный, так и среднесрочный характер.

Среднесрочные меры снижения инфляции включали:

• введение мониторинга внешних заимствований для госкомпаний через Минфин России;

• снижение темпов роста цен на продовольственную продукцию путем продления соглашения об ограничении роста цен на социально значимые товары, а также запланированные меры по контролю за конкуренцией в этой сфере;

• развитие инфраструктуры торговли, направленное на создание системы сбыта уменьшение числа посреднических звеньев;

• создание конкурентной среды путем перехода на биржевую торговлю и снижения издержек в отношении рынка нефтепродуктов и строительных материалов, а также противодействия со стороны ФАС картельным сговором;

• распространение конкурсного порядка поведения закупок и услуг для эффективного регулирования тарифов естественных монополий и ЖКХ;

• отработку проектов федеральных законов, направленных на реализацию решений по повышению отдельных видов социальных выплат, денежного довольствия и пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также зарплаты работников бюджетной сферы.12

Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему оставались достаточно высокими, в целях борьбы с ней в стране с 2009 года предпринимаются определенные шаги в сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования, а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики.

В последнее время темпы роста цен на мировых рынках продовольствия несколько замедлились (фактор способствующий ослаблению инфляционного давления в экономике), все эксперты единодушны во мнении, что разрешившийся мировой продовольственный кризис носит долгосрочный характер, и ускоренный рост цен на продукты питания будет наблюдаться на протяжении нескольких лет. Для России это будет означать только одно: все планы и прогнозы по снижению инфляции надо соотносить с мировыми тенденциями в будущем.

Следует также отметить, что в  мире начался новый инфляционный виток, вызванный стремительным ростом цен на сырье, в результате чего остальные отрасли начали поиск собственного ценового баланса. Отсюда рост цен на продовольствие, материалы, строительство, рабочую силу.

Вносят свою лепту в инфляцию и структурные особенности российской экономики: низкий уровень добавленной стоимости, зависимость от монопольных цен всех уровней, разбалансированность спроса и предложений, что приводит к периодическому проявлению «планового» дефицита рыночных товаров. Нельзя сбрасывать со счетов и высокие социальные расходы, опережающий рост зарплат в сравнении с производительности труда, а также низкий уровень отдачи от госинвестиций в связи с высокой коррупцией, что уже признано официально.

В этих условиях, благодаря взвешенной антиинфляционной политике в ближайшем десятилетии низкая инфляция призвана стать основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков и соответственно принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. В соответствии существующими прогнозами, инфляции в России за период с 2009-2013 годов снизилась на 6% в год, а в более длительной перспективе на 3%. При решении таких задач значительно расширились возможности и государства, и бизнеса в разработке взаимоувязанных стратегий, открывается перспектива эффективного развития, как национальной экономики, так и корпоративных производств.

2.3 Роль денежно-кредитной политики Банка России в стабилизации денежного обращения.

Учитывая уроки мирового финансово-экономического кризиса, Банк России уделяет пристальное внимание вопросам стабилизации денежного обращения.

От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества, по мнению А. В. Улюкова, завиит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия.13

Дестабилизация денежного обращения - это результат взаимодействия разнообразных факторов и потому борьба с ней не должна быть односторонне направлена на ту или иную их группу, а должна носить комплексный характер. Такой подход применительно к российским условиям предполагает учет специфики переходной экономики и общеэкономической ситуации в стране. Это означает, что мероприятия денежно-кредитной политики следует проводить в единстве с решением вопросов по созданию благоприятных условий для хозяйственного роста, без которого стабилизация денежного обращения не может быть прочной.

Начав реформу в условиях глубочайшего системного кризиса, Россия постепенно накапливала опыт макроэкономического регулирования и за прошедшие 20 лет пережила уже два периода макроэкономической стабилизации – в 1997 году и в середине 2000-х годов, когда на фоне восстановившегося экономического роста инфляция снизилась до уровня ниже 10% в годовом выражении.

В условиях финансово-экономического кризиса распространилось мнение, будто в России инфляция имеет немонетарный  характер. Академик А. Аганбегян, например, отмечает, что в ходе кризиса денежная масса не росла, в то время как в докризисное время ее ежегодный прирост составлял в среднем 40%.14

Однако, утверждение о смене инфляционной «модели» с инфляции спроса на инфляцию издержек основано на рассмотрении лишь одного фактора инфляции спроса (эмиссии центральных денег), не учитывает другие денежные факторы и модификацию их структуры под влиянием финансово-экономического кризиса.

Во-первых, уменьшился валютный компонент эмиссии денег. Покупки Банком  России экспортной выучки сократились в условиях падения мировых цен на  энергоносители, снижения их экспорта и внешних заимствований.15

Воторых, в результате антикризисных мер Правительства Российской Федерации возросло влияние притока ресурсов из государственных резервов на денежную массу в обращении. Изъятая до кризиса огромная денежная масса в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, и накопленные значительные официальные валютные резервы были перераспределены в обращение в целях осуществлении антикризисных мер, в том числе для покрытия бюджетного дефицита и государственной поддержки системообразующих  корпораций и банков.

В-третьих, увеличились нерегулируемые компоненты денежной массы – частные, в том числе электронные, деньги, выпускаемые кредитно-финансовыми организациями.

В-четвертых, в условиях кризиса усилилась долларизация и евроизация экономики России, о чем свидетельствует, в частности, увеличение доли валютных депозитов до 23,7% на 01.08.2012 года, 17,6% на 01.08.2013 года, 16,8% на 1.10.2013 года против 9,3% в 2010 году.

С 2010 года возобновился традиционный для России подход к разработке денежной программы с акцентом на внешние источники формирования денежной базы за счет эмиссии денег путем покупки Банком России иностранной валюты, поступающей по линии экспорта и внешних займов. В частности, предусмотренная эмиссия еврооблигаций Минфином России на мировом финансовом рынке в 2011–2013 годах направлена на привлечение внешних заимствований не только для покрытия бюджетного дефицита, но и расширения денежной базы.

Кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков. «Перекредитование» экономики обернулось в период кризиса увеличением просроченных кредитов, накоплением «плохих» долгов заемщиков, их невозвратом. Снизилась прибыльность банковской системы с 409,2 миллиардов рублей в начале 2010 года до 6,8 миллиардов в середине 2013 года, когда 119 банков стали убыточными. Возникла проблема погашения внешних долгов в условиях снижения доступа к их рефинансированию на мировом финансовом рынке и нехватки ликвидности на российском финансовом рынке. Это проявилось в уменьшении чистых заимствований банков за рубежом на 34,4% в 2010 году (с 1284,6 миллиардов рублей до 843,1 миллиардов рублей).16

В условиях кризиса повысились средневзвешенные номинальные процентные ставки по кредитам предприятиям (10,4% в январе 2008 года; 20–25% в 2012 году). Это стимулировало инфляцию, так как заемщики перекладывали эти дополнительные издержки на потребителей их продукции.       

Регулирование кредитных факторов инфляции должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита. С одной стороны, для сдерживания кредитной экспансии, перекредитования клиентов, нарушения принципов кредитования необходима жесткая кредитная политика, усиление банковского надзора и контроля. Об этом свидетельствуют уроки мирового кризиса. С другой стороны, расширение кредитования производства и обращения товаров и услуг, которые служат обеспечением стабильности денег, способствует снижению инфляции.

Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.                                                                 

Таким образом, несмотря на тенденцию снижения инфляции в мире в условиях финансово-экономического кризиса, в России под влиянием традиционных и новых факторов сохраняется ее значительный уровень. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов. В обоснование этого вывода могут быть представлены следующие аргументы.

Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценение денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).

Обесценение рубля подрывает конкурентоспособность экономики России, усиливает перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов, теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

  1.  
  2.  
  3.  

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов.

Снижение темпа инфляции содействует нормализации структуры внутреннего спроса, превращая его в фактор развития отечественных предприятий вместо скупки недвижимости, иностранной валюты, землю.

Регулирование инфляции на основе системного подхода позволит снизить инфляционные ожидания, которые стимулируют заблаговременное повышение цен участниками рынка, более реально оценивать экономические индикаторы, преодолеть искаженность сигналов, поступающих на рынок, и стабилизировать экономическое поведение его участников и населения. При относительной стабильности цен снизится влияние инфляционного фактора на принятие решений о сделках и инвестициях.17

Снижение темпа инфляции необходимо для укрепления финансовой системы, устойчивости и конкурентоспособности банковской системы России, повышения ее роли в перераспределении привлеченных капиталов в развитие производственного сектора экономики и для стабилизации денежного обращения.

Заключение

В курсовой работе были исследованы теоретические аспекты сущности инфляции как социально-экономического явления, причины, вызывающие инфляцию, а также последствия инфляции для экономики. Сегодня инфляционные процессы в той или иной степени характерны для всех стран мира. При этом инфляция является в некоторых случаях даже желательной, поскольку при небольших темпах (в среднем до 10%) она увеличивает платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует развитие производства. В случае более быстрых темпов обесценения денег инфляция оказывает негативное воздействие на экономику. Именно поэтому практически во всех странах мира первоочередной задачей денежно-кредитной политики является управление инфляцией (либо поддержание её на определенном уровне, либо снижение темпов инфляции). Мировая экономическая мысль выработала уже достаточно много методов управления инфляционными процессами, но, к сожалению, универсального средства борьбы с инфляцией не существует в связи с разнообразием видов инфляции и причин, её вызывающих.

В настоящее время инфляция представляет собой процесс, довольно болезненно отражающийся на финансовой и денежной системе. Инфляция включает в себя не только низкую покупательную способность денег, она препятствует нормальному развитию хозяйства, сводятся на нет различные структурные преобразования, невозможно полное восстановление нарушаемых пропорций.

Для экономи